Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на16 Сентября 2020

 
На Лк 24:43 

Образ воскресшего Иисуса, Который на глазах Своих учеников ест рыбу и мёд — один из самых замечательных евангельских образов. Один из самых обнадёживающих. Иисус остаётся Человеком и после воскресения. Именно Человеком с большой буквы — не меньше, а больше Человеком, чем был во время Своего земного служения. Потому, что после воскресения именно Его человеческая природа раскрывается во всей полноте.

Божья полнота присутствует в Нём с самого зачатия, и она всегда остаётся равной себе: Бог есть Бог, Он не меняется. А вот человеческая природа меняться может, и у Иисуса она меняется, как у всякого человека. Но у падшего человека границы таких изменений ограничены повреждённостью его природы, а у Иисуса никаких ограничений нет. И Он являет нам нашу собственную, человеческую природу во всей её полноте.

Такой, какой она станет и у нас тогда, когда завершится наш христианский путь, и мы придём в ту полноту жизни, к которой Бог нас зовёт. А человеческая природа Иисуса остаётся собой. Она остаётся природой, и природой именно человеческой. Иисус после воскресения не превращается в бесплотного ангела, в луч Божьего света. Он остаётся человеком, который может общаться со своими учениками вполне по-человечески — не имитируя нечто человеческое, а именно будучи Человеком.

Его природа остаётся природой, и потому ей не чуждо ничто природное — включая рыбу и мёд. Конечно, проходить сквозь закрытые двери, например, природе падшего человека не свойственно. Но, как видно, дело тут не в природе человека как таковой, а в том, что у каждого из нас, падших людей, она испорчена. Когда же с человеческой природой всё в порядке, закрытые двери для неё не преграда.

Не потому, что она перестаёт быть природой, а потому, что функционирует несколько иначе, по иным законам. Но поскольку природа едина, то тело Иисуса не отрезано какой-то иноприродностью даже от таких вещей, как рыба и мёд: они ведь тоже часть той же природы, к которой продолжает принадлежать тело воскресшего Иисуса. А значит, и мы в конце времён, после воскресения и преображения, не перестанем быть собой. Не только душой, но и телом. И мир для нас не исчезнет, а изменится, став Царством, где жизнь полна во всех отношениях: и в духовном, и в природном.

Свернуть

Образ воскресшего Иисуса, Который на глазах Своих учеников ест рыбу и мёд — один из самых замечательных евангельских образов. Один из самых обнадёживающих. Иисус остаётся Человеком и после воскресения...

скрыть

Образ воскресшего Иисуса, Который на глазах Своих учеников ест рыбу и мёд — один из самых замечательных евангельских образов. Один из самых обнадёживающих. Иисус остаётся Человеком и после воскресения...  Читать далее

 
На Мк 6:7-13 

Иисус посылает Своих учеников на свидетельство тогда, когда они ещё далеко не были к такому свидетельству готовы. В самом деле, уже после того, как они возвращаются к Нему, радуясь своим успехам, происходит много такого, что явно свидетельствует: апостолы не понимали ещё очень многого, они, в сущности, ещё не понимали главного, даже не зная по-настоящему, что такое Царство, и уж тем более не зная о том, какую цену придётся заплатить их Учителю за то, чтобы Царство это вошло в мир.

Кое-что они поймут после Воскресения, но по-настоящему жителями Царства они станут лишь после Пятидесятницы. И всё же Иисус посылает их тогда, когда посылает, тогда, когда их представления о Царстве ещё довольно смутны и неопределённы, когда они, в сущности, ещё не очень отличаются от общераспространённых в те времена народных представлений. Почему же Иисус поступает именно так? Можно, конечно, было бы предположить, что в известном смысле это была вынужденная мера: свидетели Царства были нужны, о нём должны были услышать ещё до Его смерти и воскресения, по крайней мере, в Палестине.

И всё же дело, вероятно, не только в необходимости свидетельства. Дело ещё и в том, что иначе, по-видимому, ученики никогда бы не узнали, что такое Царство. Конечно, находясь рядом с Иисусом, они ощущали на себе его силу, его дыхание. Но ведь Царство не ограничено пределами прямой видимости Иисуса, оно гораздо больше, оно существует везде, где есть люди, сохраняющие связь с Ним, хотя бы и на расстоянии.

Иисус, как видно, хочет дать ученикам почувствовать, что и они тоже жители Царства, что быть связанным с Ним не означает всегда и непременно ходить за Ним по пятам, что быть Его учениками и сотрудниками означает высокую степень самостоятельности и, так сказать, духовной автономности. Разумеется, без отношений со Христом о пребывании в Царстве не может быть и речи. Но связь эта не зависит ни от физического пространства, ни от физического времени.

И ученикам непременно надо было это почувствовать, пережить на собственном опыте. И они поняли это: ведь они отправились на проповедь сами, без своего Учителя, и сила Царства осталась с ними, сопровождая их повсюду, куда бы они не шли. Конечно, это был только первый урок, первый шаг в Царстве. Впереди апостолам предстояло ещё множество других шагов, куда более трудных. Но начало пути было положено.

Свернуть

Иисус посылает Своих учеников на свидетельство тогда, когда они ещё далеко не были к такому свидетельству готовы. В самом деле, уже после того, как они...

скрыть

Иисус посылает Своих учеников на свидетельство тогда, когда они ещё далеко не были к такому свидетельству готовы. В самом деле, уже после того, как они...  Читать далее

 

Этот отрывок из Евангелия от Луки обычно нуждается в пояснениях. С кем сравнивает Иисус «людей рода сего»? Кого Он имеет в виду в ст. 32? Возможно, что Он ссылается на известную Его слушателям детскую игру. Дети любят такие игры, противоречащие нормальной логике, они свидетельствуют об их владении этой логикой. «Да и нет не говорите, черное и белое не называйте...» Нелепицы, небылицы — все это очень нравится детям. Задача этой игры, по-видимому, ни с чем не соглашаться. Вполне забавная детская игра. Но когда взрослые начинают играть в подобные игры, это уже не невинно. Это значит, что люди преследуют какой-то свой интерес, что они с чем-то не соглашаются не потому, что это неправда, а потому, что это им невыгодно. И они тогда закрыты от Бога и Его вести. Для того, чтобы эта весть от Бога («премудрость» в ст. 35) была принята как истина («оправдана»), людям надо быть непредвзятыми, ожидать этой вести, искать ее, быть «чадами ее».

Свернуть

Этот отрывок из Евангелия от Луки обычно нуждается в пояснениях. С кем сравнивает Иисус «людей рода сего»? Кого Он имеет в виду в ст. 32?...

скрыть

Этот отрывок из Евангелия от Луки обычно нуждается в пояснениях. С кем сравнивает Иисус «людей рода сего»? Кого Он имеет в виду в ст. 32?...  Читать далее

 

Говоря о Мессии, Исайя называет его еврейским словом, которое можно перевести как «раб» или как «отрок». Такая двусмысленность может показаться странной, но в ней есть свой смысл. Древний Израиль не знал того массового рабовладения, которое было распространено, например, в древнем Египте или в греко-римском мире. Он знал лишь патриархальное рабство, такое, при котором раб немногим отличался от домочадца. В некоторых случаях он мог даже наследовать хозяину дома. Главным же отличием раба было его полное бесправие в том, что касалось жизни дома, к которому он принадлежал.

Ни в каких семейных советах домашние рабы участия не принимали, и при принятии решений, включая те, которые касались их самих, голос рабов не звучал. В этом смысле они были похожи на отроков, на подростков, которые уже были достаточно взрослыми для того, чтобы принимать участие в жизни дома и в домашних работах, но ещё не считались совершеннолетними и потому не участвовали в принятии решений. Но почему же пророк называет Мессию рабом? Известно ведь, что Иисус рабом никогда не был. Речь, очевидно, идёт о некоторого рода аллегории. Что за ней стоит?

Во времена Исайи Вавилонского, которому принадлежит пророчество о Мессии-рабе, был популярен иной образ Мессии, восходящий к проповедям другого Исайи, Исайи Иерусалимского, жившего почти на двести лет раньше. Это был образ Мессии-царя, праведного Правителя, воцаряющегося в Иерусалиме и превращающего Иудею в Царство Божье. Образ Мессии-раба очевидным образом противопоставлен образу Мессии-царя. И дело, конечно, не в том, что Исайя Вавилонский отказывается от такого ключевого для мессианской традиции понятия, как Царство Божье. Просто он хочет несколько сместить акценты.

Дать понять своим слушателям, что Мессия не является царём в том земном смысле, в каком понималось это слово большинством верующих и в его времена, и существенно позже. С точки зрения мира сего Мессия никто. Он раб, а не царь. Но от этого Он не перестаёт быть Мессией. От земных царств, от земной власти Мессия не зависит. Его мессианство не определяется тем положением, которое Он занимает в этом мире. И Царство Его тоже не такое, какими бывают царства мира сего: не может же в нашем мире раб быть царём! Так подводит Исайя Вавилонский своих слушателей к пониманию того, кто такой Мессия на самом деле и каково Его служение. Конечно, далеко не каждый понял то, что говорил пророк, евангельские события показывают это со всей очевидностью. Но слово прозвучало, и желающие услышать услышали.

Свернуть

Говоря о Мессии, Исайя называет его еврейским словом, которое можно перевести как «раб» или как «отрок». Такая двусмысленность может показаться странной, но в ней есть свой смысл. Древний Израиль не знал того массового рабовладения, которое было распространено...

скрыть

Говоря о Мессии, Исайя называет его еврейским словом, которое можно перевести как «раб» или как «отрок». Такая двусмысленность может показаться странной, но в ней есть свой смысл. Древний Израиль не знал того массового рабовладения, которое было распространено...  Читать далее

 

Трудно сказать, сколько времени прошло после пророчества Иезекииля о победе Бога в битве со злом, когда пророк возвестил народу о грядущем возвращении, до следующего пророчества. Вероятно — несколько лет, в течение которых слушатели пророка ждали, скорее всего, когда же наступит исполнение обетования. Но, как говорит Своим ученикам Господь Иисус Христос, — не наше дело знать времена и сроки, которые положил в Своей власти Бог. Иезекииль ни словом, ни намеком не говорит об этом. Даже в печальный юбилей — двадцатипятилетие плена, когда вопрос о сроках возникает сам собой, пророк не на это обращает свое внимание. В эти дни сердце пророка обращается к Господу, и Господь дает ему последнее масштабное видение.

Как и в начале книги, пророк старается описать то, что было ему явлено, и слова его представляют собой почти наглядное изображение. В этом видении Господь являет пророку грядущее Царство Божие, и в центре его — самое главное, что наполняет трепетом сердце самого пророка и всех его слушателей и читателей: новый Храм. С высокой горы, почти с высоты птичьего полета, видит пророк это чудо. Характерно, что абсолютное большинство людей всех поколений уверены, что именно такова «точка зрения» Бога на наш мир: с недосягаемой высоты взирает Всемогущий на дела рук Своих. И вот, Иезекииль как бы ставится на эту точку зрения, и оттуда может обозреть грядущее, сокрытое для смертных. И, как впередсмотрящий, заметивший на горизонте желанную землю, возвысив голос, сообщает о ней всему кораблю, так пророк в восхищении описывает увиденный им Храм.

Что ждет нас впереди — мучительный вопрос, и в ходе истории он не становится ни легче, ни яснее. Куда идет мир, исковерканный человеческой жестокостью и своекорыстием, есть ли надежда для погибающего человечества? Как и большинство пророков, Иезекииль духом постигает ответ на этот вопрос, и само по себе обетование победы Божией и Царства будущего века свидетельствует о своем божественном происхождении: подобный оптимизм не вытекает из опыта людей. Поэтому грандиозным событием духовной жизни пленных израильтян становится сам факт того, что будет новый Храм. С этого момента вся жизнь в плену приобретает смысл: изгнанникам есть чего ждать и есть на что надеяться. Без этого пророчества Иезекииля был бы невозможен и призыв к возвращению, который через несколько лет прозвучит из уст Второисайи.

В самом описании нового Храма, занимающем три главы, важно отметить несколько аспектов. Некий таинственный муж, сияющий, как медь, измеряет все детали Храма. В руках его льняная вервь и трость измерения — обычные в древности орудия строителя, придающие повествованию глубокий смысл. Для Библии они, в первую очередь, символы Премудрости Божией, полагающей меру земле. В словах, обращенных к Иову, Господь восклицает из бури: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?» (Иов 38:4-5), и те же мера и вервь присутствуют в видении Иезекииля. В отличие от Соломонова Храма, построенного по образцу древних хананейских святилищ, в отличие даже от Второго Храма, который Ездра, а потом Ирод старались устроить по указанной Иезекиилем мере, тот будущий Храм, который видит сам пророк, построен по мере Божественной Премудрости. Не человеческие усилия, но Премудрость Творца созидает его для людей. Именно эта деталь делает видение пророка не просто предвидением недалекого будущего, но откровением о конце времен и цели истории. Неудивительно поэтому, что будущий Храм оказывается гармоничнее Соломонова Храма, и многие особенности его конструкции проникнуты глубоким символизмом.

Кроме того, читателю бросается в глаза тесная связь видения Иезекииля с двумя жизненно важными библейскими текстами, с началом и концом Священной Истории. Описание Храма, составленное Иезекиилем, живо напоминает нам описание Скинии, в которой Бог обитал посреди Своего народа в пустыне. Это описание, занимающее значительное место в Пятикнижии, поражает обилием деталей и является существенной частью Моисеева завета. Как присутствие Божие в Скинии было смыслом Синайского завета, так и смысл нового Иезекиилева Храма — в присутствии Бога среди людей. Как Скиния в Пятикнижии, так и новый Храм в книге Иезекииля становятся знамением Завета с Богом. И конечно, невозможно не вспомнить, что Новый Иерусалим описывает еще один пророк и тайновидец — евангелист Иоанн Богослов. В самом конце Апокалипсиса Иоанн говорит о городе и об Ангеле, который измеряет его тростью, в точности, как в видении Иезекииля. Характерно, что если Иезекииль видит, в сущности, только чертеж (так и хочется сказать — черно-белый), то описание Иоанна сверкает ярчайшими красками всех драгоценных камней. Прекрасно знавший текст Иезекииля, евангелист Иоанн говорит о Новом Иерусалиме: «Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его», и эти слова выражают основной смысл обоих видений.

Свернуть

Трудно сказать, сколько времени прошло после пророчества Иезекииля о победе Бога в битве со злом, когда пророк...

скрыть

Трудно сказать, сколько времени прошло после пророчества Иезекииля о победе Бога в битве со злом, когда пророк...  Читать далее

 

Для правильного понимания смысла Послания к евреям важно помнить о том, кем и когда оно было написано. Согласно общепринятому сегодня среди библеистов мнению, автором послания был не сам Павел, а кто-то из его учеников, и написано оно было уже после мученической кончины апостола, который, по-видимому, был казнён во второй половине 60-х гг. Скорее всего, Послание к евреям появилось на свет уже после 70 г., который стал переломным годом еврейской, а во многом и мировой истории. Именно в этом году после поднятого зелотами антиримского восстания Иудея была разгромлена, а Иерусалим и Храм разрушены до основания в буквальном смысле слова. По масштабам эта катастрофа была сопоставима с катастрофой 587 г. до н.э., когда город и Храм были разрушены вавилонской армией, и для еврейского народа начался период семидесятилетнего Вавилонского плена. Такие события неизбежно вызывают кризис, как социальный и политический, так и религиозный. А кризис, переживаемый в 70-е гг. еврейским народом и Синагогой, не мог не затронуть и Церковь, которая в это время была ещё преимущественно иудео-христианской и по составу, и, что ещё важнее, мировоззренчески: иудеохристианские взгляды и традиции определяли менталитет как первохристианской, так и, отчасти, раннехристианской Церкви.

Между тем, одним из признаков религиозного кризиса был мистический мессианизм, быстро сменявший как в околосинагогальных, так и в околоцерковных кругах мессианизм политический. Впоследствии мессианизм этот породил многочисленные гностические школы и движения. И если политический мессианизм видел в Мессии обычного человека, земного правителя, действующего по воде Божией, то мессианизм мистический скорее готов был видеть в нём некое сверхчеловеческое существо, больше похожее на ангела, чем на человека. А неизвестный нам по имени автор послания не устаёт напоминать, что Мессия больше любого ангела (ст. 1 – 4), что путь в Царство человеку открыли отнюдь не ангелы (ст. 5 – 12), что ангелы — всего лишь тварные духи, исполняющие у Бога сугубо служебные функции (ст. 13 – 14). Он напоминает своим читателям, что смысл христианства не в мистике, а в том, чтобы войти в то Царство, которое принёс в мир Спаситель, и укорениться в нём, найдя там то, чего не может дать человеку никакая мистика и никакие ангелы.

Свернуть

Для правильного понимания смысла Послания к евреям важно помнить о том, кем и когда оно было написано...

скрыть

Для правильного понимания смысла Послания к евреям важно помнить о том, кем и когда оно было написано...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).