Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на17 Сентября 2020

 
На Лк 24:45 

Что нужно человеку для чтения Библии? Интерес? Да, конечно, в первую очередь именно интерес, иначе вообще не о чем говорить: нет интереса — и человек книгу в руки не возьмёт. Но нужно ещё и умение читать. Что такое, в сущности, текст — любой: литературный, художественный, музыкальный?

Смыслы, воплощённые в знаки. В слова — если говорить о литературном произведении. В слова, которые никогда не бывают однозначными, если, конечно, речь не идёт о терминах — но Библия книга не богословская и не философская, в ней терминов нет. Всякое литературное произведение — система смыслов, воплощённая в слова. И читателю предстоит эти смыслы воспроизвести. Воссоздать. Заново выстроить систему, созданную автором.

Потому, что смыслы нельзя считать, как считывается информация с какого-нибудь носителя, на который она записана. Их можно лишь восстановить, воссоздать вслед за автором, пройдя его путь. Конечно, не в точности так, как они были созданы или открыты автором — копирование ведь тут невозможно. Любое прочтение текста становится его интерпретацией — хочет того читатель или нет, осознаёт он это или остаётся в неведении, воображая, что «читает, как написано».

И так всегда, во всех случаях, с любым литературным произведением. А если автор не один? Если их двое — человек, создавший текст, и Бог, его вдохновивший? Нельзя прочитать текст, нельзя воссоздать смыслы, не испытывая интереса к автору, к тому, через кого смыслы были открыты. А если смыслы открыл не человек, если ему самому они были открыты другим Автором, а человек лишь выразил их и воплотил?

Тогда без интереса к Автору с большой буквы главного не понять. Понять Библию означает понять Бога. И тех людей, через которых Он говорил, конечно, тоже. Вот этому пониманию и научил Своих учеников Иисус. Ведь Бога проще всего понять у Него дома — в Его Царстве. А людей, через которых Он говорил, проще всего понять через Человека, в Которого Он воплотился. Тогда откровение и жизнь соединяются, и слово Божье становится понятным до конца — через «Слово, ставшее плотью».

Свернуть

Что нужно человеку для чтения Библии? Интерес? Да, конечно, в первую очередь именно интерес, иначе вообще не о чем говорить: нет интереса — и человек книгу в руки...

скрыть

Что нужно человеку для чтения Библии? Интерес? Да, конечно, в первую очередь именно интерес, иначе вообще не о чем говорить: нет интереса — и человек книгу в руки...  Читать далее

 

Сколько нужно пищи человеку, чтобы насытиться? Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Всё зависит от человека — от возраста, пола, роста, физического состояния. И от духовного состояния тоже — человек ведь, с одной стороны, дух, а с другой — животное, и духовное его состояние влияет на физическое, равно как и наоборот. Что же такое это духовное состояние? Чем оно определяется? Принято думать, что духовное состояние человека определяется его собственными внутренними усилиями, но это верно лишь отчасти.

На самом деле духовное состояние человека определяется динамикой его отношений с Богом, где собственно человеческие усилия, безусловно, важны, но ещё важнее действие Божье, Его воздействие на человека и на человеческую жизнь. Духовное состояние человека определяется в процессе его непрерывного диалога с Богом, оно зависит от того, насколько этот диалог глубок и осознан.

Причём то же самое можно сказать не только о духовном состоянии человека, но и о той реальности, в которой он живёт. Сегодня даже в науке одной из ключевых проблем является проблема наблюдателя, и учёные всё больше убеждаются в том, что всякая реальность реальна лишь постольку, поскольку она наблюдаема. Вселенная может существовать лишь постольку, поскольку у неё есть Наблюдатель, её сотворивший — таков ещё один аспект т.н. космологического доказательства бытия Божия.

Однако ведь и человек тоже является наблюдателем, и как таковой он тоже создаёт свою реальность. Она, разумеется, реальна настолько, насколько реален сам человек, а человек реален настолько, насколько его существование определяет Бог. Здесь и заключена тайна Царства как богочеловеческой реальности, которая нам открывается изначально в Личности Богочеловека. Здесь же и тайна всех евангельских чудес: все они чудеса богочеловеческие, не только в том смысле, что их творит Богочеловек, но и в смысле участия в этих чудесах обычных людей, включающихся в богочеловеческую реальность, входящих в её пространство.

В пространстве же богочеловеческой реальности пища творится не только Богом, как в нашем падшем мире, который и падшим является потому, что падший человек его не столько созидает вместе с Богом, сколько разрушает отдельно от Него, но и человеком, которому пища предназначена. Духовное состояние человека и физическое состояние пищи в богочеловеческом пространстве Царства идеально соответствуют друг другу — и тогда любое число людей может насытиться любым количеством пищи, как и описывает евангелист.

Свернуть

Сколько нужно пищи человеку, чтобы насытиться? Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Всё зависит от человека — от возраста, пола, роста, физического состояния. И от духовного состояния тоже...

скрыть

Сколько нужно пищи человеку, чтобы насытиться? Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Всё зависит от человека — от возраста, пола, роста, физического состояния. И от духовного состояния тоже...  Читать далее

 

Общение с Иисусом очень по-разному заканчивается для разных людей. Благочестивый фарисей Симон не может даже признать Его пророком, из-за того, что Он позволил прикоснуться к Себе грешной женщине. А сама эта женщина получает прощение и жизнь «за то, что возлюбила много». Сегодня продолжается та же история. Кто-то не замечает Христа, а кто-то обретает в Нем смысл жизни и радость, видя и слыша то, чего люди ожидали на протяжении веков. В чем же дело? Неужели для встречи с Ним обязательно нужно быть деклассированным элементом, как та грешница? Скорее, дело во взаимосвязи порождающих друг друга благодарности и любви к Иисусу. Ведь кто много любит, тому много прощается, а кому много прощается, тот много любит.

Свернуть

Общение с Иисусом очень по-разному заканчивается для разных людей. Благочестивый фарисей Симон не может даже признать Его пророком, из-за того...

скрыть

Общение с Иисусом очень по-разному заканчивается для разных людей. Благочестивый фарисей Симон не может даже признать Его пророком, из-за того...  Читать далее

 

Говоря о прошлом и будущем народа, Бог устами Своего пророка напоминает желающим слышать о прошлых временах, о временах фактического массового отступничества. Очевидно, проповедь эта прозвучала ещё в Вавилоне, ещё до завоевания Вавилонии персами и до указа Кира Великого, давшего евреям право вернуться на землю отцов. Как видно, главная проблема заключалась не только и не столько в прошлом, сколько в настоящем. К концу пленной эпохи еврейская община уже укоренилась в Вавилоне, активно участвуя в местной жизни, экономической, политической и культурной.

В вавилонской общине внутри яхвизма сформировалась новая религия — иудаизм, вполне приспособленный для жизни в диаспоре и позволяющий сохранять еврейскую национально-религиозную идентичность практически в любой среде, иногда даже достаточно агрессивной. К тому же в Вавилоне уже выросло поколение, считавшее его фактически своей родиной и знавшее Иудею только по рассказам родителей. Они, конечно, не отрицали того, что говорили допленные пророки, но, по-видимому, не эти пророчества определяли их повседневную жизнь.

Поэтому, когда в Вавилоне появился новый пророк и заговорил о том, что конец плена близок, что Бог искупил Свой народ и скоро начнётся его возвращение на землю отцов, ему не очень-то верили, тем более, что никаких внешних признаков скорого изменения ситуации не было. Вот тогда-то и прозвучали слова Божьи о маловерии Его народа. И в самом деле: изменилась эпоха, родилась новая религия, жизнь еврейской общины в Вавилоне настолько мало походила на допленную, что, когда репатрианты появились в Иудее, местные жители, те, которых в своё время не депортировали, смотрели на них, как на чужаков.

А вот духовные проблемы остались теми же, какими они были до плена. И главная — недоверие к живому откровению. К традиции доверие было, и допленным пророкам доверяли потому, что они уже стали частью традиции. Но вот появился новый пророк, и оказалось, что, кроме религиозных форм, с допленных времён ничего не изменилось: Богу и Его живому слову в конце пленной эпохи доверяют так же мало, как в её начале. Конечно, после указа Кира и начавшейся репатриации отношение к словам Исайи изменилось. Но это было уже принятие свершившегося факта, а не слова Божьего.

Свернуть

Говоря о прошлом и будущем народа, Бог устами Своего пророка напоминает желающим слышать о прошлых временах, о временах фактического массового отступничества. Очевидно, проповедь эта прозвучала ещё в Вавилоне, ещё до завоевания Вавилонии персами и до указа...

скрыть

Говоря о прошлом и будущем народа, Бог устами Своего пророка напоминает желающим слышать о прошлых временах, о временах фактического массового отступничества. Очевидно, проповедь эта прозвучала ещё в Вавилоне, ещё до завоевания Вавилонии персами и до указа...  Читать далее

 

Смысл детального описания Храма, которое приводит пророк Иезекииль, в первую очередь заключается в самой этой детальности. Этим подчеркивается для самого пророка и особенно для его слушателей подлинность и реальность его видения. Оно настолько ясно, что можно измерить все помещения Храма, все его части. Однако это не просто гомилетический прием, призванный воздействовать на слушателей. Логика слова пророка состоит в том, что туманное и неопределенное будущее нельзя описать в точности. Как о разрушении Храма Господь говорил, что оно сбудется непременно, и ничто не в силах предотвратить его, так и слово о восстановлении есть предвидение того, что в какой-то незримой реальности, в ином измерении времени уже совершилось. Иезекииль говорит не о здании, которое может быть построено, но о том, что в ином, божественном плане бытия уже существует.

Кроме того, есть еще один важный аспект. Пророк полагает, что его слушателям или, в крайнем случае, их детям, предстоит собственными руками строить этот Храм, хотя в вавилонском плену еще нельзя об этом и помыслить. И в предвидении этого пророк стремится снабдить народ Божий возможно более точным описанием предстоящей постройки.

Самое важное для пророка в этом описании — Святое Святых, место пребывания ковчега Завета, жертвенник и все необходимые для культа помещения. Ведь их наличие в будущем Храме можно объяснить только тем, что в нем будет возобновлено поклонение Единому, и Храм снова станет местом Его присутствия. Значит, то обращение к Вседержителю, которое в Вавилоне силой обстоятельств остается без полноты, найдет в будущем Храме свое логическое завершение в будущих жертвах и богослужениях.

В первой половине книги пророк записывает слова Всемогущего об изгнанниках: «Я Сам буду для них некоторым святилищем». И в течение четверти века это слово исполнялось день за днем. Только жертвы не приносились во вновь родившейся синагоге, потому что они могут быть принесены только в Иерусалиме. И теперь, в видении грядущего Храма, времена и сроки смещаются и соединяются, давая людям почувствовать вкус вечности. Поклонение и молитва могут приноситься Богу иудеями в Вавилонии, потому что в божественном Замысле уже существует будущий Храм, который их детям еще предстоит построить.

Такое рассуждение антилогично, оно опрокидывает человеческие представления о причинах и следствиях, потому что в его основе лежит иное представление о причинности. Единственная ее основа — воля Творца, исполнению которой не может противостать ничто. Раз определенная, эта воля не меняется и не может не исполниться, потому что Бог — единственная реальность и единственная реальная сила в этом мире. Это отнюдь не частность, потому что чаяние Царства будущего века и жизнь сегодня в Царстве, которому только предстоит явиться в полной славе — характерная черта Нового завета, вестником которого стал, в числе прочих пророков, и Иезекииль.

Свернуть

Смысл детального описания Храма, которое приводит пророк Иезекииль, в первую очередь заключается в самой этой...

скрыть

Смысл детального описания Храма, которое приводит пророк Иезекииль, в первую очередь заключается в самой этой...  Читать далее

 

Утверждая превосходство человека над ангелами, автор послания вместе с тем не забывает, что превосходство это при нынешнем состоянии как мира, так и самого человека оказывается пока ещё скорее духовной и метаисторической перспективой, чем наличной данностью. Слова св. Писания о том, что человек в глазах Божиих значит немногим меньше ангела, он воспринимает как относящиеся скорее к будущему, чем к настоящему (ст. 5 – 8). И речь идёт, разумеется, не о будущем нашего, хотя и преображающегося, но ещё не преображённого мира, а о той полноте Царства, которая откроется миру с возвращением Спасителя. Не случайно автор послания говорит именно об Иисусе как о Том, в Ком осуществились упомянутые им слова псалма о человеке, ни в чём не уступающем ангелам (ст. 9): ведь Иисус с самого начала, с момента Своего зачатия на земле уже нёс в Себе ту полноту Царства, которая нам откроется лишь в конце времён. В известном смысле можно было бы сказать, что Он Сам и есть Царство, а вся Церковь, как сообщество людей, в этом Царстве живущих, представляет собой Его продолжение в мире, который Церкви предстоит преобразить.

Иисус в полноте Своей преображённой человеческой природы и являет Собой тот образ человека, который стоит выше ангелов. И путь в Царство ищущим указывает именно Он. Конечно, откровения Божии могут даваться людям и через ангелов, на то они и «служебные духи». Но ни один из ангелов никогда не заключал в себе всю полноту Царства, и ни один из ангелов никогда не становился до конца частью нашего человеческого мира: ведь ангелы — духи, хотя и тварные, им чужда человеческая природа, как и всякая природа вообще. Они могут быть вестниками Божиими в нашем мире («ангел», собственно, и означает «вестник»), но войти в него не могут по определению, всегда оставаясь для него существами из другого мира. Мессия же вошёл в мир как Человек, при всей Своей уникальности никогда не перестававший быть именно Человеком. Потому-то и откровение Царства, принесённое Им в мир, больше откровения, возвещаемого ангелами (ст. 1 – 4): ведь ангелы, также причастные Царству, всё же не могли стать живым воплощением Царства, открывшегося людям. Тем воплощением, которым стал для ищущих пути Спаситель.

Свернуть

Утверждая превосходство человека над ангелами, автор послания вместе с тем не забывает, что превосходство это...

скрыть

Утверждая превосходство человека над ангелами, автор послания вместе с тем не забывает, что превосходство это...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).