Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на5 Июня 2023

 

Вновь и вновь на разные лады в Библии повторяются слова первой заповеди Моисеевой: Бог Один, и никому иному поклоняться нельзя. Давайте не будем сейчас на этой заповеди останавливаться, посмотрим на последующие слова: имя Его — ревнитель, Он Бог ревнитель.

Мы, как правило, неодобрительно относимся к явлению ревности. Нам она представляется чувством собственника, недостойным современного человека. Ревнитель не уважает свободу объекта ревности, он заключает его в ревность, как в тюрьму. Так что, если здесь написано, что «ревнитель» — это имя Божие, то есть выражение некоего аспекта Его сущности, то не рисует ли оно нам Бога превратно?

Попробуем отвлечься от наших современных «гуманитарных» ассоциаций со словом «ревность» и понять, что же нам говорит Писание. Во-первых, ревность никогда не является источником сама себе, она вытекает из какого-то сильного отношения, например — любви. Во-вторых, ревность — это когда небезразлично, как живет и что делает объект ревности. В-третьих, ревность — это отношение, а не поступок, лишающий свободы. Но, если так, то все это действительно о Боге — Он любит нас такими, какие мы есть; Ему совсем небезразлично, как мы живем и что делаем; выражая Свое мнение о нашей жизни и даже давая Свои заповеди, Он никогда не лишает нас свободы.

Свернуть

Вновь и вновь на разные лады в Библии повторяются слова первой заповеди Моисеевой: Бог Один, и никому иному поклоняться нельзя. Давайте не будем сейчас на этой заповеди останавливаться, посмотрим на последующие слова...

скрыть

Вновь и вновь на разные лады в Библии повторяются слова первой заповеди Моисеевой: Бог Один, и никому иному поклоняться нельзя. Давайте не будем сейчас на этой заповеди останавливаться, посмотрим на последующие слова...  Читать далее

 

Что такое человеческие отношения? Ответ на этот вопрос так же прост и так же сложен, как ответ на другой вопрос: а что такое сам человек в глазах Божиих? Вопрос сродни тому, который задаёт Богу гимнограф: что такое человек, что Ты помнишь его, и что такое сын человеческий, что Ты обращаешь на него внимание? А затем оказывается, что человек — ничтожная пылинка в огромной вселенной, но пылинка, имеющая образ Божий и возможность обратиться к Богу со словами молитвы. Так и с отношениями между людьми. С одной стороны, нет ничего более эфемерного, чем межчеловеческие отношения: ведь и самих людей другой гимнограф сравнивает со степной травой, которая сегодня цветёт, а завтра засохнет. Что же тогда говорить о той тонкой психической ткани, которая и образует основу межчеловеческих отношений в нашем непреображённом мире? И всё же отношения между людьми — до неба, навсегда. Что соедините здесь, на земле, то окажется соединённым и на небесах, а что разорвёте на земле, останется разорванным и на небесах, говорит Иисус Своим ученикам. Оттого-то и столь бережное отношение к братьям: ведь речь идёт о Царстве, которое само основано именно на отношениях, отношения составляют его основу — отношения жителей Царства между собой, отношения их с Иисусом и с Отцом, наконец, и отношения Самого Иисуса с Отцом. Оттого и просит Иисус сделать всё возможное для того, чтобы сохранить отношения с братом: ведь тут речь не только о земле, и даже не только об общине, тут речь о Царстве, где драгоценен каждый именно со всей полнотой своих отношений. Конечно, если нет другого выхода, если человек не хочет никаких отношений не только с братом, но и с церковной общиной, с ним приходится расставаться: насильно мил не будешь. Но прежде нужно испробовать все возможности для восстановления отношений, важных не только для конкретного человека, но и для Царства. Ведь, в конечном счёте, Церковь и должна быть Царством на земле. И Иисус говорит об отношениях в церковной общине, исходя из того, как строятся отношения в Царстве. Не больше, не меньше.

Свернуть

Слова Иисуса никогда не оставались без ответа. И ответ этот мог быть порой самым неожиданным...

скрыть

Слова Иисуса никогда не оставались без ответа. И ответ этот мог быть порой самым неожиданным...  Читать далее

 

Слушая эту притчу, поражаешься тому, как мудро и основательно хозяин обустроил этот виноградник. В нем было все, чтобы получать хороший урожай и делать из него вино. Лишь одно было в нем недостаточно хорошо – виноградари. Эти нанятые работники, которым хозяин доверил свой виноградник лишь на время, почему-то решили, что он им принадлежит. Поначалу они просто не захотели отдавать урожай, посчитав, видимо, что затраченные на его приобретение силы, это оправдывают. К тому же они сами лучше знают, как эти плоды переработать, превратив в дороге вино. В конечном итоге эти люди присваивают себе не только виноградник, но и жизнь наследника своего господина.

Христос учит нас, что все, что мы «думаем иметь», не принадлежит нам. Все есть дар Божий, который Он нам доверил, чтобы в свое время придти взять причитающийся ему по праву хозяина плод. Но как часто мы об этом забываем, считая, что мы гораздо лучше знаем, что для чего нам нужно. Как часто, исполнив что-то к чему, Он нас призывает, мы решаем, что поняли сложный замысел. И если что-то в нашу стройную картину божественного замыла не вписывается, готовы, посягнуть на жизнь Иисуса в нашем сердце.

Свернуть

Слушая эту притчу, поражаешься тому, как мудро и основательно хозяин обустроил этот виноградник. В нем было...

скрыть

Слушая эту притчу, поражаешься тому, как мудро и основательно хозяин обустроил этот виноградник. В нем было...  Читать далее

 
На Ам 2:1-16 

Историки религии нередко сравнивали пророков с реформаторами и даже с революционерами. Иногда при чтении отрывков, подобных сегодняшнему, действительно может показаться, что перед нами проповедь не человека Божия, а самого настоящего обличителя-бунтаря. И всё же это не так. Ведь любая социальная реформа и любая революция всегда начинается с желания изменить прежний, устоявшийся уклад жизни, экономический, политический, социальный. А рождается это желание оттого, что реформаторам или революционерам кажется, будто человек и в самом деле способен заменить прежний, несовершенный порядок на новый, который им кажется или совершенным, или, по крайней мере, лучшим прежнего.

Но пророк вовсе не считает, что целью социальной активности должна быть некая реформа или создание лучшего общества. Он говорит лишь об одном: о нарушении данной Богом Торы (Закона) (ст. 4). Собственно, возвращение к нормам жизни, соответствующим Торе, и составляет единственный пункт программы реформ, предложенной пророком.

На первый взгляд, такой подход сужает и свободу действий реформатора, и круг поставленных им задач. Но ведь ни один пророк никогда и не ставил себе целью установление в обществе социальной гармонии. Следование заповедям для Амоса важно прежде всего потому, что их нарушение разрушает отношения человека с Богом. И это не только личное дело отдельных людей. Ведь если таких людей становится много, они начинают мешать и тем, кто хочет и готов жить нормальной, полноценной духовной жизнью (ст. 11–12). А тогда расплата неизбежна (ст. 13–16). И дело не в том, что Бог кому-то за что-то мстит. Просто Ему важно не общество и не народ, Ему важен конкретный человек, с которым у Него складываются конкретные и всякий раз совершенно уникальные отношения. А общество может или способствовать этому, или, наоборот, мешать. И если оно начинает мешать, в глазах Божиих оно утрачивает всякую ценность. А тогда катастрофа становится неизбежной.

Свернуть

Историки религии нередко сравнивали пророков с реформаторами и даже с революционерами. Иногда при чтении...

скрыть

Историки религии нередко сравнивали пророков с реформаторами и даже с революционерами. Иногда при чтении...  Читать далее

 

Пророчество, обращенное лично к одному человеку, Варуху, предваряет серию пророчеств о языческих народах, и каким-то странным образом оказывается, что первое ничуть не менее значимо, чем последующие. Для Бога жизнь одного человека так же важна и драгоценна, как и жизнь всего народа Божиего, поэтому так похожи заключительные стихи 45-й и 46-й глав. Всё языческое, всё, что поражено отказом от Бога Единого, подпадает под гнев Божий и будет истреблено, но те, кто взывает к Богу, кто обращается к Нему, будут сохранены — и это касается как Израильского народа, так и одного человека.

Свернуть

Пророчество, обращенное лично к одному человеку, Варуху, предваряет серию пророчеств о языческих народах...

скрыть

Пророчество, обращенное лично к одному человеку, Варуху, предваряет серию пророчеств о языческих народах...  Читать далее

 

Господь подтвердил, что принимает подаренный Ему храм, и одним из видимых знаков принятия стало нисхождение небесного огня на жертвенник. Как и во дни пророка Илии, небесный огонь подтвердил подлинность веры тех, кто хранит верность Господу.

Отныне на протяжении поколений жертвы Господу будут приноситься регулярно. Но сами по себе они могут Им быть и отвергнуты. Господь открывает Соломону, а через него и всему народу, что Ему не нужна формальная ритуальная религиозность, по грехам народа храм может оказаться и отвергнутым. И не только храм, но и те, кого Господь избрал для хождения пред Собой, могут быть не только отвергнуты, но и сметены с лица земли последствиями своих беззаконий.

Как бы хотелось, чтобы такие предупреждения относились только к далёкому ветхозаветному прошлому! Но они сказаны и нас. Так и наши храмы могут быть отвергнуты Всевышним, и Он уже не раз попускал их закрытие и разрушение. Ни стоит видеть причину этого в одном лишь злом умысле гонителей.

Свернуть

Господь подтвердил, что принимает подаренный Ему храм, и одним из видимых знаков принятия стало нисхождение небесного огня на жертвенник....

скрыть

Господь подтвердил, что принимает подаренный Ему храм, и одним из видимых знаков принятия стало нисхождение небесного огня на жертвенник....  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).