Болезнь
Смерть и Б. пришли в мир через грех (Gen 2:17; Rom 5:12), и поэтому ими распоряжается сатана (Job 2:7; Lc 13:16; Hébr 2:14). Однако и Бог наказывает человека Б. за его непослушание (Deut 28:21.22.35.58-61). Но причины конкретных страданий или Б. не следует сводить к определ. грехам (Jn 9:2.3; Jn 11:4). Значит. часть книги Иова посвящена изложению распростр., но весьма поверхностных взглядов на Б. и на ее причины. Наряду с общими выражениями, такими как "болезнь", "мор", "немощь", "недуг" (Deut 28:58-61; Jér 28:8; Ps 102:3; Мф 4:23 и след.; Mc 5:29), в Библии встречаются термины, более или менее точно обозначающие различные заболевания.
БЕЗУМИЕ. Из описания "притворного безумия" Давида можно понять, какие именно признаки считались важнейшими симптомами этой Б.: Давид изменил "лице свое", т.е. выражение лица, "чертил на дверях и пускал слюну по бороде своей" (1 Цар 21:13 и след.; Ps 33:1). Человек, симулирующий помешательство, охарактеризован в Prov 26:18 как "бросающий огонь, стрелы и смерть". Иначе проявлялось безумие Навуходоносора, к-рое постигло его как Божье наказание и к-рое довело его до состояния животного (Dan 4). "Железные узы", о к-рых упоминается в Dan 4:12.20, возм., указывают на припадки буйства. Во Deut 28:28 сумасшествие названо среди обещанных Божьих кар. В Deut 28:30.31-34 описано разрушение человеч. духа в результате длительных страданий от несправедливости и насилия, от осознания собств. беспомощности: "И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои". Безумие, вызванное бесовскими силами, см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ.
ВОДЯНАЯ БОЛЕЗНЬ. Упомянутая в Lc 14:2 "водяная болезнь" - это скопление жидкости в тканях (отек) или в брюшной полости, что является симптомом заболевания других органов: сердца, печени, легких или почек. Неясно, была ли Б. ног царя Асы (2Chron 16:12) водяной Б.
ГЛУХОТА (Mt 11:5; Lc 7:22) во многих случаях является следствием воспаления уха; она может быть врожденной или иметь причины, связанные с возрастными изменениями в организме человека. Глухота отрицат. сказывается на способности человека говорить и может привести к немоте (Mc 7:32-37). -> Глухота, глухой.
ГНИЛЬ (гной) образуется в результате попадания в организм гноеродных микробов. Они проникают через поврежденную кожу или слизистые оболочки. В результате даже небольшие ранки могут превратиться в глубокие, медленно заживающие раны (Ps 37:6; Prov 12:4; Prov 14:30). В Act 12:23 говорится, что Ирод был изъеден ЧЕРВЯМИ. Однако трудно сказать с определенностью, о каком именно заболевании идет речь.
ГОРЯЧКА может быть проявлением многих заболеваний, но в Библии это слово нередко используется как самостоят. обозначение Б. О каком конкретно заболевании идет речь, в большинстве случаев сказать сложно (Lév 26:16; Deut 28:22; Jn 4:52). Выражение "сильная горячка" (Лк 4:38 и след.), возм., следует отнести к привычному для греч. медицины делению на "тяжелое" и "легкое" заболевания горячкой. Форма мн.ч. слова "горячка" в греч. тексте Act 28:8, возм., указывает на многократные приступы этой болезни.
ДИЗЕНТЕРИЯ. Б., к-рой страдал отец Публия на Мальте (Act 28:8), вероятно, представляла собой амебную дизентерию - тропич. заболевание, распростр. в странах Средиземноморья. Дизентерия может давать осложнения, в частности, вызывать абсцесс печени, сопровождаемый высокой температурой, к-рая вообще для дизентерии не характерна. Полагают, что "болезнь внутренностей", к-рой страдал царь Иорам (2Chron 21:15.18-20), также была дизентерией. При этом, возм., дело дошло до выпадения "внутренностей его ... и он умер в жестоких страданиях".
ЖЕЛУДОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Павел советует Тимофею (1Tim 5:23) по причине слабого желудка пить не только воду, но и "немного вина".
ИСТЕЧЕНИЕ - это гнойные выделения из мужского мочеиспускат. канала (Lév 15:1-15). При этом речь может идти о воспалении мочеиспускат. канала (уретрит) или о венерич. заболевании (гонорея). Такие больные считались нечистыми, и по выздоров-лении они должны были принести жертву очищения. В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой. Проказа и истечение часто упоминаются в одном контексте (Lév 22:4; Nombr 5:2; 2Sam 3:29). См. также КРОВОТЕЧЕНИЕ.
КОРОСТА - общее обозначение Б., симптомами к-рых являются разного рода высыпания на коже (Lév 13:6-8 - в Синод. пер. - "лишаи"); прежде всего это сыпи, образующие корку "на голове и на бороде" (Lév 13:30.31-37; Lév 14:54 - в Синод. пер. - "паршивость"; Deut 28:27). См. также ЧЕСОТКА, ПРОКАЗА.
КРОВОТЕЧЕНИЕ - месячные кровотечения у женщин (Lév 15:19) и кровотечения после родов (Lév 12:7), во время к-рых женщина считалась нечистой. Продолжит. патологич. кровотечения в то время плохо поддавались лечению (Lév 15:25; Мк 5:25 и след.).
ЛИШАИ - см. выше, КОРОСТА.
ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ) - расстройство сознания; в Mt 17:15 (ср. Mc 9:18) его причиной названа одержимость бесами (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ). В Mt 4:24 лунатики названы в одном ряду с бесноватыми. Название Б. говорит о том, что, по-видимому, ее причиной считали влияние фаз Луны.
МОРОВАЯ ЯЗВА: а) инфекц. заболевание, к-рое имеет характер эпидемии и к-рое в Библии часто упоминается в качестве Божьего наказания (Lév 26:25; Deut 28:21; 2Sam 24:13). Можно предположить, что во многих случаях речь идет об известных формах ЧУМЫ - бубонной и легочной; впрочем, это могли быть и другие заболевания: клинич. признаков этой Б. в Библии нет. Часто суд Божий провозвещается как меч, голод и моровая язва (Jér 14:12; Jér 21:9; Jér 24:10; Ez 6:11; Ez 12:16): именно в такой последовательности эти бедствия следуют одно за другим во время войн. В ВЗ говорится о высокой смертности во время эпидемий (Nombr 16:49; Nombr 25:9); б) "язвой" в Библии может быть названо и посланное Богом наказание (Deut 28:59; Hab 3:5), тогда это слово обозначает даже нечто большее, чем моровая язва, - не только Б. и эпидемии, но и прочие бедствия (Apoc 9:18.20; Apoc 15:1.6; Apoc 16:9.21).
НАРОСТЫ. Упоминаемые в 1 Sam 5:6.9.12; 1 Цар 6:4 и след. "наросты" нередко истолковываются комментаторами как геморрой. Но, возм., здесь говорится об оспе или чумных бубонах.
НАРЫВЫ - см. ниже, ЯЗВЫ.
НЕДОСТАТОК. Это слово подразумевает физич. недостатки, а также нек-рые Б. Священникам, к-рые страдали такими болезнями или имели какой-либо физич. изъян, не позволялось приносить жертвы и входить в святилище, но не запрещалось есть от святынь (Lév 21:17-23). К такого рода недостаткам относили слепоту, хромоту, уродство лица или конечностей (что могло быть вызвано, напр., неправильно сросшимся переломом), горбатость, карликовый рост, кожные Б., а также повреждение половых органов (см. Deut 23:1).
НЕМОТА. Отсутствие способности говорить могло быть вызвано глухотой, так, как об этом говорится в Mc 7:32-37. В остальных случаях, когда в НЗ упоминаются немые, один из к-рых к тому же был и слепым (Mt 12:22), речь идет не о патолог. изменениях: Б. имела бесовские причины (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ) (Мф 9:32 и след.; Мф 15:30 и след.; Mc 9:17.25; Lc 11:14).
ОДЕРЖИМОСТЬ напоминает другие физич. и душевные недуги, но, согл. НЗ, она всегда бывает бесовского происхождения. Поэтому ее нельзя причислить к собственно Б. (-> Одержимость). Ср. Mt 10:8, где очищение прокаженных, воскрешение мертвых и изгнание бесовских духов отделены от исцеления прочих заболеваний. См. выше, ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ).
ОЖОГ = ожоговая рана (Lév 13:24-28). В 1Tim 4:2 присутствует намек на клеймо, к-рым метили рабов или преступников.
ПАРШИВОСТЬ. Какое именно кожное заболевание названо в ВЗ этим термином, установить невозможно (Lév 21:20; Lév 22:22 - паршивость у животных). См. выше, КОРОСТА.
ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ. Перевязка, а возм., и наложение шин на "сокрушенную мышцу" упоминается в Ez 30:21. Но предписания из Lév 21:19 (см. выше, НЕДОСТАТОК) позволяют предположить, что переломы нередко плохо сращивались, и это вело к уродству конечностей. Илий умер от перелома шейного позвонка (1 Sam 4:18). Перебивая голени при распятии, приближали момент смерти (Jn 19:31).
ПЛЕШИВОСТЬ. О простом выпадении волос, а также о таком, при к-ром "на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно", признак проказы, упоминается в Lév 13:40-43. В Is 3:17, где говорится: "Оголит Господь темя дочерей Сиона...", речь идет либо о том, что Бог в наказание пошлет какое-то заболевание, от к-рого выпадут волосы, либо об угрозе пленения (известно, что пленных иногда остригали наголо). -> Плешивый, лысый.
ПОВРЕЖДЕНИЕ, ВРЕД - общее обозначение телесных повреждений (Ex 21:22.23; Lév 24:19; Dan 6:23).
ПРОКАЗА:
1) в Lév 13:1 содержатся подробные предписания, к-рых необходимо придерживаться при установлении диагноза этого заболевания. Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Lév 13:21.26) - 14 дней (Lév 13:4-6.31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов или ожогов. Иногда она может сразу поразить все тело больного (Nombr 12:10; 2Rois 5:27);
2) симптомы проказы: пятно на теле кажется "углубленным в кожу" (Lév 13:3.20.25.30), волосы на теле становятся белыми (Lév 13:3.10.20.25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок. Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос. Иногда на пораженных местах проступает "живое мясо" (Lév 13:10.14-34), но эта рана, однако, может затянуться. Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Lév 13:10.16.17.19.24.42-59); когда сыпью покрывались большие участки тела или всё тело, то говорили, что человек покрылся проказой "как снегом" (Ex 4:6; Nombr 12:10; 2Rois 5:27; ср. Lév 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было "много" (Lc 4:27). В 2Sam 3:29; 2Rois 5:27 говорится, что проказа может быть наследств. Б. (по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой Б. В Lév 13:46; Lév 14:3 утверждается, что от проказы можно излечиться (Lév 13:46; Lév 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариами по молитве Моисея (Nombr 12:13), а также - других больных по слову Елисея (2Rois 5:14), Иисуса (Mt 8:3) или Его учеников (Mt 10:8). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (2Rois 5:1.3-27). Больной, у к-рого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Lév 13:13);
3) стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время Б. считался нечистым в культовом отношении и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хронич. заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не мед., а религ. причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение, см. Lév 15:4-12). Заболевших не допускали в стан (Lév 13:46; Nombr 5:2; Nombr 12:14); позднее они жили за гор. воротами (2Rois 7:3). Прокаженный царь жил в отдельном доме (2Rois 15:5). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Lév 22:4); при других заболеваниях, даже если они делали священника "негодным" для служения, это не запрещалось (Lév 21:20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым "до уст" и при появлении людей кричать: "Нечист! нечист!" (Lév 13:45). Из текста Лк 17:12 и след. видно, что прокаженные отваживаются заговорить с Иисусом лишь издали. В нек-рых случаях проказа является Божьим наказанием (Nombr 12:1; Deut 24:8.9; 2Rois 5:27; 2Chron 26:19-21) или призывается в качестве такового на ч.-л. голову (2Sam 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (2Rois 5:10.14; Mt 10:8; Mc 1:40-42; Lc 4:27; Lc 7:22; Lc 17:12.14.17). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Lév 14:1-32; Mc 1:44);
4) в согласии с библейским текстом Иосиф Флавий описывает проказу как не очень тяжелую кожную болезнь; он замечает, что прокаженные язычники никоим образом не исключались из общества, они вполне могли занимать важные гос. посты (И.Флавий. Иуд древности, III,11,4);
5) отождествление проказы (о к-рой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (к-рая сопровождается параличами и язвами, вызывающими уродство конечностей, а также приводящими к обезображиванию лица, поражению желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение (см. Lit. bei Kittel, ThWNT. IV, S. 240 A3). Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться; ученые предполагают также, что библ. понятие проказы могло включать и другие заболевания, к-рые ныне рассматрив. как самостоятельные и к к-рым могла принадлежать лепра. С др. стороны, в нек-рых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (Psoriasis vulgaris). Греч. слово лепра, к-рое в Септуагинте и в НЗ было переведено как "проказа", в греч. медицине означало прежде всего псориаз, симптомы к-рого во многом совпадают с симптомами проказы. При псориазе на теле больного появляются красноватые пятна, покрытые белыми чешуйками (ср. Lév 13:19); эти пятна быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Nombr 12:10; 2Rois 5:27; 2Chron 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно срастаются (что, впрочем, может произойти в результате появления новых пятен; Lév 13:8.22.27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного, ученые говорят об эритродермии. Б. носит ярко выраж. хронич. характер (2Rois 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Nombr 12:10; 2Rois 5:27; 2Chron 26:19); иногда Б. провоцируется повреждением кожи или ее раздражением (Lév 13:18.24). О причинах заболевания ничего не известно; угрозы заражения не существует. Однако нередко заболевание может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (2Rois 5:27; 2Sam 3:29); он, однако, проявляется не всегда. Среди заболевших преобладают мужчины (женщина упоминается только в Nombr 12). Псориаз может поразить любое место на коже, в т.ч. и волосяной покров головы, однако волосы при этом не выпадают (Lév 13:3.20). Псориаз не распространяется на слизистую оболочку. Даже при активном течении болезни человек, за редкими исключениями, остается практически здоровым;
6) наряду с проказой - болезнью людей - подробно рассматривается и "проказа", появляющаяся на одежде и стенах домов (Lév 13:47-59; Lév 14:33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью. -> Дом (IV,1).
ПЯТНА (Lév 14:55) - это светлые образования на коже человека, признак начинающейся проказы (Lév 13:2.19.38), рубцы от зажившего нарыва, а также неопасные для здоровья изменения на коже (Lév 13:4.38.39).
РАК. В 2Tim 2:17 под раком подразумевается гнилостная гангрена. Нередко гангрену не удавалось остановить даже ампутацией конечностей.
РАНЫ - механич. повреждения тканей с нарушением целостности кожного покрова. О ранах в ВЗ часто говорится как в прямом смысле (Ex 21:25; 2Rois 9:15; Is 53:5; Lc 10:34), так и в метафорич. (Ps 37:6; Is 1:6; Is 30:26; Jér 15:18; Jér 30:12; Os 5:13). Ранами называли и рубцы от побоев (Is 1:6), в т.ч. следы от избиения прутьями, палками и бичами (Act 16:33).
РАССЛАБЛЕННОСТЬ - см. ниже, ХРОМОТА.
СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Описание заболевания в 1 Цар 25:37 и след. может указывать на инфаркт. -> Сердце.
СКОРЧЕННОСТЬ. В Lc 13:11 говорится о "скорченной" женщине, к-рая 18 лет не могла распрямиться. Очевидно, это было следствием болезни позвоночника.
СЛЕПОТА. Нарушение зрения может быть вызвано ярким солнечным светом и антисанитарией, вызывающими воспалительные процессы глаз. И то и другое было характерно для Ближнего Востока, поэтому неудивительно, что там повсеместно можно было видеть слепых нищих (Mt 9:27; Mt 20:30; Mt 21:14; Jn 5:3), среди к-рых встречались и слепые от рождения люди (Jn 9:1). Частичная или полная слепота может быть и следствием старости (Gen 27:1; 1 Sam 4:15; 1Rois 14:4); в ВЗ особо выделяются люди, у к-рых острота зрения сохранялась до старости (Deut 34:7). Нередки были случаи преднамер. ослепления военнопленных (Jug 16:21; 1 Sam 11:2; 2Rois 25:7). В Деян 9:8 и след.; Act 13:11 говорится о временной слепоте как о Божьем наказании. В Библии нередко используется метафорич. образ бредущих ощупью слепых, участь к-рых горька (Deut 28:29; Ис 59:9 и след.; Lam 4:14; Soph 1:17). Слепые нуждаются в поводырях (Mt 15:14; Jn 21:18; Act 13:11; Rom 2:19); закон особо защищает их (Lév 19:14; Deut 27:18). -> Слепота, слепой.
СУХОРУКОСТЬ. В основе евр. и греч. слов, к-рые в Синод. пер. переданы как "сухорукость", лежит представление о высыхании, окостенении конечностей. У Иеровоама, к-рый не мог "поворотить" рукой (1Rois 13:4-6), вероятно, наступил временный паралич. Слово "цепенеет", использованное при описании эпилептич. припадка в Mc 9:18, может означать судорожные сокращения всех мышц тела. Полный паралич может привести к атрофии мышц (Zach 11:17; Mt 12:10). В Jn 5:3 под "иссохшими", вероятно, подразумеваются люди с парализов. конечностями.
ТЕПЛОВОЙ (СОЛНЕЧНЫЙ) УДАР - болезненное состояние, вызванное длительным перегреванием организма, в частн. воздействием прямых солнечных лучей на непокрытую голову. Тепловой (солнечный) удар упоминается в Ps 120:6. Первые признаки этого заболевания - вялость, общая слабость, головокружение, головная боль, тошнота; в тяжелых случаях - потеря сознания и судороги. Отсутствие медицинской помощи может стать причиной смерти.
УВЕЧЬЕ. Увечными считались люди, к-рые в результате заболевания, несчастного случая или врожденных физич. недостатков лишились возможности свободно владеть своими конечностями (Mt 15:30.31; Lc 14:13.21) или потеряли руку или ногу (Mt 18:8; Mc 9:43). Они не могли исполнять служение священника (см. выше, - НЕДОСТАТОК).
ХРОМОТА, РАССЛАБЛЕННОСТЬ - физич. недостаток, к-рый явился следствием Б. или несчастного случая (2Sam 4:4); хромые передвигаются неуверенно, с трудом (Hébr 12:13) и обычно нуждаются в посторонней помощи (Job 29:15). Причиной хромоты может быть частичный паралич ног (в Библии такие больные называются "расслабленными"), иногда к хромоте может привести ревматизм суставов. Врожденная патология может полностью лишить человека возможности ходить (Act 3:2; Act 14:8). В Библии слепые и хромые часто упоминаются вместе (2Sam 5:6; Jér 31:8; Mt 21:14). В НЗ нередко сообщается об исцелении расслабленных (Mt 4:24; Mc 2:3-12; Act 8:7; Act 9:33).
ЧАХЛОСТЬ, т.е. истощение - заболевание, следствием к-рого является резкая потеря веса и общий упадок сил. Возм., в Lév 26:16; Deut 28:22; Is 10:16 под чахлостью подразумевается чахотка (туберкулез).
ЧЕСОТКА - заразная Б., вызываемая чесоточным клещом; ее основным субъективным признаком является интенсивный зуд. Заболевание, названное чесоткой в Lév 21:20 (в Синод. пер. - "короста") и Deut 28:27, - одна из кожных Б., однако точно определить, о каком именно заболевании идет речь, невозможно.
ЯЗВЫ, НАРЫВЫ. На Ближнем Востоке больные с гноящимися ранами - явление нередкое. Но сведения, к-рые можно почерпнуть из Библии, не позволяют точно сказать, какое именно заболевание имело место в тех или иных случаях. "Воспаление с нарывами" (Ex 9:9-11) - это нарывы, к-рые, вскрываясь, образуют язвы. Эта же болезнь, видимо, подразумевается под "проказой Египетской" (Deut 28:27), в то время как "злая проказа на коленях и голенях... от подошвы ноги... до самого темени" напоминает заболевание Иова - "проказу лютую от подошвы ноги... по самое темя" (Job 2:7). В обоих случаях комментаторы предполагали проказу в совр. понимании этого слова (т.е. лепру), что, однако, маловероятно, по крайней мере, в случае с Иовом. То же евр. слово, что и во всех назв. местах, употреблено в Lév 13:18.20.23 (где говорится о появлении проказы на заживающей язве) и в рассказе о Езекии (2Rois 20:7; Is 38:21), где, возм., речь идет о фурункуле. Соотв. греч. слово (Lc 16:20 - в Синод. пер. - "струпья"; Apoc 16:2 - в Синод. пер. - "гнойные раны") означает гнойные язвы. См. выше, - МОРОВАЯ ЯЗВА.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||