Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Брак

I: 1) в соотв. с обществ. и правовыми нормами, Б. подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью. Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель Б. состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи (Genesi 2:18.20.23; ср. Притч 5:18 и след.; Matteo 19:4-6). Согл. Быт 1:27 и след., Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства. Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении;
2) при всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в ВЗ, в евр. Библии нет четкого понятия Б.; в значит. большей мере, как в ист. повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практич. стороне Б.: о заключении брачных союзов, об обстоят-вах, препятствующих заключению Б, и т.п. Б. в ВЗ можно, пожалуй, сравнить с заветом, к-рый Бог заключил со Своим народом (ср. Osea 2:1; Malachia 2:14). Установление института Б. делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа. Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении Б. человек делает выбор и принимает на себя определ. обязат-ва, что способствует организации и сплочению человеч. общества. Библия считает, что одной из задач Б. является искоренение блуда (Corinzi 1 7:2). Важную роль в Б. играют дети, прежде всего сыновья (Пс 126:4 и след.). Рождение детей - это Божье благословение, не получить этот дар - значит быть наказанным и несчастным (Genesi 30:1; 1 Цар 1:6 и след.);
3) несмотря на то, что в Genesi 1-2 явно подразумевается моногамный Б., т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израил. обществе долгое время царила полигамия (в отличие, напр., от Вавилонии, к-рая уже прим. к 2100 г. до Р.Х. знала лишь моногамные браки). Многоженцами были не только Ламех (Genesi 4:23), но и праотцы Авраам и Иаков, а также израил. цари - вплоть до периода НЗ. Из Deuteronomio 21:15-17 ясно, что о Б. мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных Б. НЗ явно высказывается в пользу моногамии.

II.: 1) вступление в Б. начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Genesi 34:4; Genesi 38:6; Giudici 14:2); в редких случаях предложение о Б. могло исходить от отца невесты. Иногда жених сватался сам (Исх 22:16 и след.), но случалось, что отец жениха или сам жених направляли к.-л. с таким поручением к родителям невесты (ср. Быт 24:4 и след.). Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого Б. (ср. слова "были в тягость" в Genesi 26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей). Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы (Исх 2:16 и след.; Руф 2:7 и след.). Воин мог получить жену в качестве военного трофея (Giudici 5:30; Суд 21:19 и след.). Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему воен. или проч. помощь (ср. Быт 34:11 и след.; Giosuè 15:16; Giudici 1:12; Samuele 1 17:25; Samuele 1 18:25). Из текста Esodo 20:17 видно, что жена практич. причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным. Заключ. брачный договор (упоминание о письм. договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа; с этого момента он становился ее господином [евр. баал], к-рому она была обязана хранить верность (Deuteronomio 22:23-27). В Genesi 24:58 у Ревекки, к-рая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на Б.; лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь (Genesi 24:67). С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определ. времени взять обрученную в свой дом;
2) СВАДЬБА начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте (Cantico dei Cantici 3:11; Isaia 61:10) в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов (Giudici 14:11). Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди (Пс 44:15 и след.). В честь торжества зажигали факелы и -> светильники (ср. Мф 25:1 и след.). На свадьбу приглашали множество гостей (Giovanni 2:2). Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок (Genesi 29:27; Giudici 14:12). Невесту приводили к жениху под покрывалом (Genesi 24:65). От отца она получала приданое (Giosuè 15:19) - скот или земельные угодья. В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязат-во заботиться о жене и защищать ее (Rut 3:9);
3) многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства (см. Samuele 2 5:13; Re 1 11:1-8). Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц; последние могли быть рабынями. В Genesi 16:1; Genesi 21:1; Genesi 29:30; Быт 30:1 и след. говорится о том, какие трудности возникали в Б., если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

III.: 1) средний возраст вступавших в Б. израильтян составлял 18 лет (-> Юность, молодость, IV); по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша - 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в юж. странах. Во времена патриархов выбор жены совершался в собств. роду или племени (Genesi 24:1; Giudici 14:3). Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к к-рому они принадлежали (Numeri 36:5-12), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене. Закон запрещал Б. между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов (Levitico 18:7-17; Levitico 20:11; Samuele 2 16:21). Запрещались и Б. между сводными или приемными братьями и сестрами (Levitico 18:9; ср. Genesi 20:12), а также Б. одного мужчины с двумя сестрами (Levitico 18:18). В ранний период израил. истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц (Genesi 41:45 - Иосиф; Esodo 2:21; Numeri 12:1 - Моисей; ср. также Giudici 14:1; Samuele 2 11:3), причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей. Позднее Б. с женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога (см. Deuteronomio 7:1-4; Втор 20:16 и след.; Втор 21:10 и след.; Esdra 9). Показателен в этом отношении пример царя Соломона (Re 1 11:1-11), к-рый под влиянием своих иноплем. жен отошел от веры в единого Бога;
2) особые установления действовали в отношении Б. СВЯЩЕННИКОВ. Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Levitico 21:14); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице;
3) у израильтян был известен и БРАК ДЕВЕРЯ (левиратный Б.), цель к-рого - не допустить вымирания рода. Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для "восстановления семени" (Genesi 38:8; Deuteronomio 25:5-10). Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его -> наследником. Во всех прочих случаях женитьба на собств. невестке была запрещена (Levitico 18:16; Levitico 20:21).

IV. Поскольку в Б. учитывались прежде всего интересы мужчины, к-рый мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значит. большей свободой, чем женщины. -> Муж (II):
1) состоя в Б., муж не должен был прелюбодействовать. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ считалась половая связь с замужней или с обруч. с другим мужчиной женщиной (Esodo 20:17; Levitico 20:10). Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины (в Esodo 20:17 в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом; несколько иначе сказано о жене во Deuteronomio 5:21, где ей в аналогичном перечне отведено самостоят. место). Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине (Втор 22:22 и след.). Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности (Levitico 19:20-22). Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат; развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах (Исх 22:16 и след.; Втор 22:28 и след.). Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, напр., в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь (Втор 22:23 и след.). Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков. Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Proverbi 2:16-19; Proverbi 6:24-35; Proverbi 7:5-27;
2) о привилегиях мужчины свидет-вует и ПРИНОШЕНИЕ РЕВНОВАНИЯ (ПРИНОШЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ), к-рого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения относительно поведения своей жены. В этом случае муж приносил священнику определ. меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в к-рую были смыты напис. на свитке проклятия. Если жена была виновна в супруж. измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной. Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее. Мужчина подобному испытанию не подвергался (Numeri 5:11-31);
3) РАЗВОД также являлся исключит. прерогативой мужчины. В соответствии с Deuteronomio 24:1, он имел право развестись с женой, если находил в ней "что-нибудь противное". Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие. В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (см. Isaia 50:1), с к-рым женщина могла вернуться в родит. дом (Levitico 22:13) и снова выйти замуж. Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе, даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод (Deuteronomio 24:4). Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до (-> Девица, дева) свадьбы (Deuteronomio 22:13-19). Об участи вдов -> Вдова.

V.: 1) уже пророки (см. Malachia 2:15) боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе, но и выступали против разводов вообще (Malachia 2:16: "Я ненавижу развод, говорит Господь", - так говорится в пер. М.Лютера и в ряде совр. пер.; евр. текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование; ср., однако, расторжение Б. с иноплем. женами при Ездре и Неемии: Esdra 10:1; Неем 13:23 и след.). Они считали моногамный Б. единственно возможной в нравств. отношении формой брачного союза (см. Ис 54:5 и след.; Ос 2:19 и след.). В НЗ Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа (Мф 19:3 и след.; Marco 10:2-12). В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины. Иисус категорически запретил развод. В НЗ отрицается право мужа на расторжение брака, и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние (Мф 5:27 и след.). Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию. Единств. исключением, дающим право на развод, Он признает "вину прелюбодеяния" (Matteo 19:9). Об этом упоминается только в назв. стихе (поэтому его называют "оговоркой Матфея"). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом (Giovanni 8:2-11; ср. Deuteronomio 22:24);
2) для Павла Б. также означает обязат-во безусловной верности (1 Кор 7:10 и след.). Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие (Corinzi 1 6:9.11; Tessalonicesi 1 4:3; Ebrei 13:4). В частн., Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом (1 Кор 7:7 и след.). Здесь вновь возникает тема отказа от Б. во имя Царства Божиего (ср. 1 Кор 7:32 и след.). В особые времена и в особых обстоят-вах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чем уже говорилось в Лк 18:29 и след. Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать (см. Luca 14:20; также -> Тело, IV). Павел также отвергает развод для членов церкви. Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения Б. невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу (1 Кор 7:10 и след.). Если один из супругов оказывается неверующим, то для христиан это не может служить причиной для развода (1 Кор 7:13 и след.); если неверующий расторгает Б., то христианин не связан обязат-вом сохранять узы Б.. Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их (ср. Luca 14:26; Еф 5:22 и след.; Кол 3:18 и след.). Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу (Efesini 5:21), причем это особенно относится к женам. С другой стороны, перед Богом исчезают все человеч. различия (ср. 1 Кор 11:11 и след.; Galati 3:28; Colossesi 3:11). Это стирание различий между теми, кто "во Христе" (см. Кол 3:10 и след.; Гал 3:27 и след.), происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового. Все эти разграничения полностью устраняются только "во Христе Иисусе" (Galati 3:28). Наше пребывание "во Христе", наше спасение, не может не влиять на нашу практич. жизнь, наоборот, оно все больше должно сказываться на ней (Colossesi 3:10). -> Женщина (IV). В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление "муж одной жены" (Timoteo 1 3:2.12; Tito 1:6); к вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была "женою одного мужа" (Timoteo 1 5:9). Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в к-рой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд (Corinzi 1 6:9).

VI. Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие Б. как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом. Здесь предполагается единобрачие (ср. Ис 54:5 и след.; Isaia 62:5; Иер 2:2 и след.; Geremia 3:1; Ос 2:19 и след.), что, в свою очередь, не может не иметь знаменат. значения для человеч. Б.: в Efesini 5:32 Б. как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязат-вах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение - раз и навсегда. Так "Б." применит. к отношениям между Богом и Его народом - а обручение в этом смысле можно приравнять к Б. (Osea 2:20) - олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеч. неверности. Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соотв., отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием (ср. Иер 3:6 и след.; Иер 5:7 и след.; Иер 13:25 и след.; Ezechiele 16:1; Ос 2:4 и след. и др.). Это же сравнение используется и в НЗ, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о "роде лукавом и прелюбодейном" (см. Matteo 12:39; Marco 8:38; Apocalisse 2:22). Но и радость соединения Бога с Его народом, выраж. в Apocalisse 19:7; Apocalisse 21:2; Apocalisse 22:17 и др., изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования. -> Любовь.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).