Муж
[евр. иш, захар, гевер].
I. С момента сотворения род человеч. (-> Человек) был разделен на два пола - мужской и женский (Genesi 1:27; Genesi 5:2). В Библии слово иш прилагается к мужчине независимо от его возраста (Genesi 4:1). Однако во многих случаях для обозначения человека мужского пола употребляется также слово захар, к-рым обозначается самец животного. Выражение "весь мужеский пол" (Genesi 17:10; Genesi 34:15; Esodo 23:17; Numeri 3:15: везде слово захар) применяется к скоту только в нек-рых случаях (Esodo 34:19), однако нередко говорится о "мужеском поле" животного (Esodo 12:5; Deuteronomio 15:19; Malachia 1:14 - в последнем случае в Синод. пер. - "самец"; ср. также Genesi 6:19 и Genesi 7:2.3). В Giobbe 4:17 слово М. (гевер) употреблено парал. слову "человек" и в том же значении. Вообще в др.-евр. оригинале Свящ. Писания слово иш - "мужчина" - часто заменяет слово "человек".
II. Слово "М." обозначает также супруга (Genesi 3:6.16; Luca 2:36). Бог сочетал друг с другом М. и жену (Matteo 19:4-6; -> Брак). В Библии их взаимоотношения рассматриваются с двух т.зр. С одной стороны, человек сотворен так, что М. и жена в чем-то противоположны друг другу, а в чем-то дополняют один другого, составляя единство (Genesi 1:27). С др. стороны, - и этот аспект доминирует также и в НЗ - М. является главой (-> Голова, глава) жены (Efesini 5:23), причем женщина сотворена из него и для него как его помощница и сотрудница (Genesi 2:18.22; Corinzi 1 11:7-9). Это соотношение, заданное при сотворении, распространяется не только на брак (где в связи с этим на М. возлагается особая ответственность, Efesini 5:25); Павел выводит из него также и взаимоотношения между мужчинами и женщинами в общине (Corinzi 1 14:34-37; Timoteo 1 2:12.13). Закон запрещает даже внешнее, по одежде, уподобление мужчины женщине, и наоборот (Deuteronomio 22:5). При всем равенстве их перед Богом, между ними должны сохраняться естеств. различия как в физич., так и в обществ. отношениях. Мужчина и женщина в равной мере обладают человеч. достоинством, но имеют различное предназначение на земле. Дополняя друг друга, они вместе составляют единое целое.
III. В противоположность ребенку (Corinzi 1 13:11) мужчина является олицетворением зрелости - он сильный, здравомыслящий, ответств. перед Богом (Giobbe 38:3; Efesini 4:13; Giacomo 3:2). Считалось, что 20 лет - это уже возраст мужчины, с этого же времени молодой человек считался пригодным для воен. службы (Numeri 1:3). Мужчины в возрасте 20 лет и старше противопоставляются в Библии детям, не умеющим отличать добро от зла (Deuteronomio 1:39; Isaia 7:15; Numeri 32:11). В то же время старик после 80 лет нередко теряет ясность восприятия (Samuele 2 19:35.36). Поэтому "периодом мужественности" можно считать возраст от 20 до 60 лет (Levitico 27:3-7). Впрочем, этим сроком не всегда исчерпывался назв. период. Между 20 и 30 годами мужчина именовался юношей (-> Юность, молодость), и даже сверстники Ровоама, возраст к-рого составлял 41 год, в Re 1 12:8; Re 1 14:21 названы юношами (в Синод. пер. - "молодые люди"); как мужи зрелые, они способны давать "верные советы".
IV. Обращение: "Мужи!", "Мужи братия!" и т.п. могло относиться к группе людей или собранию, где находились не только мужчины, но и женщины (Atti 2:14.29.37; Atti 22:1; Atti 27:21.25).
V. Во время проповеди в день Пятидесятницы и в речи, произнесенной в ареопаге, Петр и Павел при первом упоминании имени Иисуса называют Его "Мужем", через Которого действует Бог (Atti 2:22; Atti 17:31). "Мужами Божиими" (в Синод. пер. - "человек Божий") названы Моисей (Deuteronomio 33:1), Самуил (Samuele 1 9:6), Давид (Cronache 2 8:14; Neemia 12:24.36), Илия и Елисей (в т.ч. и при обращении к ним - Re 1 17:18; Re 2 1:9) и другие пророки, имена к-рых не сохранились (Samuele 1 2:27; Re 1 13:1). Как явления "Мужа Божия" (Giudici 13:6.8) или "Мужа" описано и явление Ангела (Genesi 32:24, в Синод. пер. - "Некто"; Giosuè 5:13, в Синод. пер. - "человек"; Luca 24:4; Atti 1:10).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||