Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Чудо

I. ЧУДЕСА И ЕСТЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

Всякое суждение о Ч. исходит из представления о существующем естественном устройстве мира. Наиболее частым возражением против Ч. является то, что это было бы невозможным нарушением "законов природы". Но с естественнонаучной т.зр. т.наз. "законы природы" не могут рассматриваться как самостоят. действующие силы. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что возможно, а что нет с т.зр. законов природы, поскольку невозможно окончательно установить, учтены ли и открыты ли все факторы в их взаимовоздействии. В соотв. с этим Ч. также не может считаться экспериментальным доказат-вом существования Бога; естественные науки нейтральны как в отношении веры, так и в отношении неверия. Но скоропалительное отрицание Ч. исходит из философ. предубеждения или из недопонимания того, что Библия рассматривает как Ч. (См. K.Heim, Die Wandlung im naturwissenschaftlichen Weltbild, Kap.5.1 )

II. ЧУДО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) не только необычайные и необъяснимые явления рассматриваются в ВЗ как Ч. Сотворение и сохранение мироздания - тоже великое Ч. Божье. "Мир полон чудес, и сам он есть величайшее чудо" (Августин). Поскольку власть Божья безгранична, Библия не проводит различия между естественными и сверхъестественными событиями. Богу подвластно всё (Genesi 18:14; Matteo 19:26; Marco 14:36), Он чудесно действует как обычным, так и необычным образом, чтобы открыть человеку Свою власть и Свою славу. Его действия как в природе, так и в истории рассматриваются как Ч. (Esodo 7:3; Giobbe 37:5.14-16; Salmi 77:43). Так, Ч. названы гром (Giobbe 37:5), траектории движения звезд (Giobbe 9:9-12), зарождение человека в материнской утробе (Salmi 138:13-15), повсеместное присутствие Бога (Salmi 138:5-6) и Его помощь людям (Salmi 39:6). Бог вмешивается в человеч. историю (см. Levitico 10:1-7; Samuele 1 6:19-21; Samuele 2 6:6-16; -> Казни египетские);
2) особенно много Ч. приходится на периоды -> исхода из Египта и деят-сти пр. -> Илии. Это освобождение евреев от власти Египта, переход через Красное море, насыщение -> манной небесной и вода, извлеч. Моисеем из скалы, воскресение мертвых, чудеса, связ. с судом Божьим и т.д. Перед наступлением конца времен также произойдут чудеса и знамения (Gioele 2:30-32; Atti 2:19-36).

III. ЧУДО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Весть о спасении открывает более широкий взгляд на значение Ч.: они не только возможны, но и необходимы, чтобы защитить от разрушит. воздействия греха отпавший от Бога мир, особенно в тот момент, когда он должен быть спасен и приведен к совершенству (исполнению обетований); Ч. внутри несоверш. мира - это знак, к-рый открыват глаза ослепленным людям. Значение "естественного" (или "сверхъестественного") Ч. состоит не в том, что слепой вновь становится зрячим, а в том, что вообще обнаруживается неестественность того, что он слепой. Ч. прощения грехов состоит в обновлении смертной природы (см. Luca 5:23-26; Romani 8:21), а самое великое Ч. в НЗ - это преодоление "закона природы", т.е. закона греха и смерти, законом духа жизни "в Христе Иисусе" (Romani 8:2);
2) ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ ИИСУСОМ:
а) олицетворением Ч. является Сам Иисус Христос и Его вочеловечение (Timoteo 1 3:16), а также "главное чудо" - Его -> воскресение. Все Ч. в жизни и деяниях Иисуса следует рассматривать и понимать исходя из Ч. Его воскресения. Если происхождение Иисуса свыше, от Бога, доказано Его воскресением и подтверждено искуплением падшего человечества, к-рое Он совершил на кресте, то все Ч. Его жизни являются естественным следствием этого. Если же Он не воскрес, "то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге... вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (Corinzi 1 15:14-19). Ч. Иисус поясняет и подкрепляет Свою проповедь о близости Царства Божиего. Эти Ч. подвигают человека либо к обращению и покаянию, либо к отказу от веры (Marco 1:15.22-28; ср. Matteo 11:21-24). Ч. - это "знамения" (так сказано прежде всего у Иоанна: Giovanni 2:11.23; Giovanni 3:2; Giovanni 4:48.54; Giovanni 6:2.14.26.30; Giovanni 7:31; Giovanni 9:16; Giovanni 10:41; Giovanni 11:47; Giovanni 12:18.37; Giovanni 20:30), к-рые выявляют сердечные намерения людей, заставляя их принять личное решение. Ч. и вера взаимообусловлены. С одной стороны, сама вера - это Ч., с другой, Иисус не совершает чудеса там, где царит неверие (Matteo 13:58). Ч. служат вере, они достигают своего назначения, когда человек утверждается через них в вере. Показанные Иисусом знамения наталкиваются как на колебания в вере, так и на решит. неверие (в частн., Giovanni 1:5.10-13; ср. со Giovanni 1:7.12.16; отрицание: Giovanni 5:16; Giovanni 6:26; Giovanni 7:5.46-48; Giovanni 8:40.44-47.59; Giovanni 12:37; Giovanni 15:24). Знаменательно, что, напр., больного способна исцелить только его вера (Matteo 15:28; Marco 2:5; Marco 9:23): "Вера твоя спасла тебя" (Luca 7:50; Luca 8:48; Luca 17:19; Luca 18:42). Тому, кто в неверии закрывает свое сердце перед Евангелием, не помогут никакие чудеса, скорее, они послужат ему в осуждение (Matteo 11:23). Но, говоря о Ч., нужно ответить и на вопрос, чьей властью оно совершается (Matteo 12:24-32; Atti 4:7). Знамения и Ч. могут быть ложными (Tessalonicesi 2 2:9; ср. Matteo 24:24; Apocalisse 13:13-18), поэтому Иисус отказывался подтверждать Свое мессианство Ч. (Matteo 12:38-42; Luca 16:31; -> Знак, знамение, IV); б) четверо евангелистов повествуют в общей сложности о 41 Ч., соверш. Иисусом. Как Ч., соверш. над людьми, упоминаются исцеления, четко отличные от них изгнания бесов (Marco 1:27.30.32.34.40-45; Marco 2:1-11; Marco 3:1 - Marco 6:10-13), а также три воскрешения мертвых: дочери начальника синагоги (Marco 5:39-43), юноши из Наина (Luca 7:11-17) и Лазаря (Ин 11). Среди Ч., связ. с природой, можно назвать след.: укрощение бури (Marco 4:35-41), хождение по морю (Marco 6:45), умножение хлебов (Marco 6:30-44; Marco 8:1-10), превращение воды в вино (Giovanni 2:1-12), чудесный улов (Luca 5:1-11), обнаружение монеты во рту рыбы (Matteo 17:27); в) современники Иисуса, как и люди нашего времени, не были особенно склонны верить в Ч. или совсем не верили в них. Иисус удивляется общему неверию, к-рое проявляется к Нему и к творимым Им Ч. (Marco 4:40; Marco 6:6; Marco 16:14; Luca 18:8; Giovanni 10:38; Giovanni 14:11). Толпа высмеивает Его, когда Он намеревается совершить Ч. (Marco 5:40), люди отрицают Ч. (Giovanni 9:16), а там, где отрицать их невозможно, они приписывают действия Иисуса бесам (Marco 3:22-27; Giovanni 8:48-59). Сами апостолы просят умножить в них веру (Luca 17:5), вначале они сомневаются в воскресении Господа (Marco 16:11; Luca 24:11; Giovanni 20:24-25) так же, как и римляне (Atti 26:8), и греки (Atti 17:32) (-> Воскресение). В то же время народ и книжники требуют знамений и Ч., в чем Иисус отказывает им, поскольку они не верят в Него и не желают следовать за Ним (Matteo 27:39-44; Luca 11:16.29-32); г) предпринимались попытки объяснить творимые Иисусом Ч. с т.зр. разума или "естественных причин" (как, напр., исцеления методом внушения) или объявить их возникшими впоследствии "свидетельствами" древней Церкви, к-рая свою веру в Христа облекала в мифы по образцу рим. и греч. историй о Ч. Но исследования евангельских текстов позволяют установить, что Ч. являются значит. составной частью этих сообщений, и их нельзя вычеркнуть из представлений об Иисусе, не совершая насилия над смысловыми взаимосвязями и не разрушая их. То обстоятельство, что сообщения о Ч. в Евангелиях по виду и форме рассказа во многом похожи на греч. и иуд. истории о Ч. (описание болезней, применение средств, исцеление), еще не доказывает того, что авторы Евангелий не повествуют о действит. событиях из жизни Иисуса, свидетелями к-рых они были; д) верующим дано обетование о том, что и их жизнь будет сопровождаться знамениями и Ч. (Marco 16:17-18; Giovanni 14:12). Сам Бог засвидет-вовал проповедь апостолов "знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по воле Его" (Ebrei 2:4). Эти Ч. и знамения в Церкви совершаются "силами будущего века", от к-рых она уже вкусила "благого глагола Божия" (Ebrei 6:5). Все Ч. - это свидет-ва совершенного мира, нацеленные на осуществление -> обетований.

1 К.Хайм. Преобразование естественнонаучных представлений о мире. Гл. 5. [Прим. пер.]

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).