Исход
I. ЗНАЧЕНИЕ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ДЛЯ ИЗРАИЛЯ
1) И. из Египта имел столь огромное значение для народа Израиля, что в Писании более 60 раз упоминается об этом событии (напр., Deuteronomii 16:3; Psalmorum 77:40-55; Amos 4:10);
2) более ста ссылок указывают на то, что И. определялся Божьим замыслом и был великим деянием Господа. Яхве открывает в нем Себя как Спасителя - это особо отмечается как в свидет-вах израильтян (Втор 26:5 и след.; Exodus 32:11; 1 Paralipomenon 17:21; Nehemiae 9:9; Psalmorum 79:9; Ieremiae 2:6; Danielis 9:15; Osee 12:13; Amos 2:10), так и в словах Самого Бога (около 80 примеров, в т.ч. Exodus 3:8; Leviticus 11:45; Iudicum 2:1; 1 Samuelis 8:8; 1 Regum 8:16; Ieremiae 7:22; Ezechielis 20:5; Aggaei 2:5). В И. Господь столь определенно открылся ветхозаветным праведникам как Спаситель, что И. стал для них образом спасения (напр., Isaiae 19:19; Isaiae 43:3; Zachariae 10:10). Пророки ожидали нового И. (Иез 20:34 и след.; Isaiae 43:14; Ис 51:10 и след. Isaiae 52:11), а именно возвращения евреев из плена. На то, что И. можно истолковать в мессианском смысле, указывает Matthaeum 2:15, связывающий это событие с Иисусом Христом (ср. Osee 11:1; Osee 2:17). Можно сказать, что И. из Египта имел для ветхозаветных праведников почти такое же значение, как смерть и воскресение Иисуса - для новозаветной Церкви.
Она подтверждается:
1) многочисл. библ. упоминаниями об И.;
2) распространенными среди израильтян личными именами егип. происхождения (напр., Моисей, Финеес, Офни, Пасхор);
3) егип. происхождением названий городов (напр., Раамсес, Пифом, Сокхоф);
4) библейскими описаниями Египта, ист. достоверность которых засвидет. археол. и др. научн. данными (напр., Быт 40:1 и след.,20 и след.; Genesis 41:8.30.35; Genesis 46:6.34; Genesis 50:2.26). Ни в одном из егип. источников об И. прямо не упоминается, поскольку египтяне часто замалчивали свои поражения.
Библ. рассказ об И. содержится в Genesis 37:1 - Exodus 14:1
1) Иосифа приводят в Египет (Genesis 37:1; Genesis 39:1 - Genesis 41:1);
2) семейство Иакова поселяется в вост. части дельты Нила (Быт 45:1 и след.). Продолжительность пребывания там израильтян - 400-450 лет (ср. Genesis 15:13-16; Исх 12:40 и след.; Actus 13:20; поскольку Galatas 3:17, очевидно, засчитывает в общий срок, т.е. в 430 лет, время патриархов продолжительностью в 215 лет, то, в этом случае, на пребывание израильтян в Египте остается лишь 215 лет; ср. -> Летосчисление, IV,3);
3) потомки Иакова воспринимаются как угроза для Египта. Их обращают в рабство. Приказ умерщвлять всех новорожденных мальчиков-израильтян поставил под угрозу само существование этого народа (Exodus 1);
4) Бог спасает Моисея, повелевает ему стать вождем народа, призывает его и наделяет необходимыми способностями (Exodus 2-5);
5) десять -> казней принуждают фараона отпустить израильтян (Exodus 7-12);
6) израильтяне собрались в дорогу (позже в этот день они будут отмечать праздник Пасхи). Обходными путями, разбивая по пути свои станы в Сокхофе, Ефаме, Пи-Гахирофе, они добираются до Чермного моря (Exodus 12-14);
7) войско фараона, преследующее народ Божий, гибнет в Чермном море (о гибели самого фараона ничего не сообщается), а израильтяне, благодаря чуду, явленному Богом, благополучно переходят на другой берег по морскому дну (Exodus 14).
1) если ориентироваться на 1 Regum 6:1, где сказано, что Соломон приступил к строит-ву Иерусалимского храма через 480 лет после И. (а именно в 966 г. до Р.Х.), то И. произошел в 1446 г. до Р.Х. Значит, семейство Иакова пришло в Египет до 1800 г. до Р.Х. Начиная с 1400 г. до Р.Х., израильтяне под руководством Иисуса Навина покоряли народы, населявшие землю обетованную. След., фараоном, притеснявшим израильтян (Exodus 1:8), мог быть Тутмос III (1490-1436 гг. до Р.Х.), а фараоном, правившим во время И., - Аменхотеп III (ок. 1400 г. до Р.Х.). Такая хронология согласуется с данными 1 Regum 6:1 и Iudicum 11:26 и оставляет достаточно времени для событий, имевших место между И. и временем царств;
2) однако более вероятна другая датировка, исходящая из того, что фараоном во времена И. был Рамсес II (тогда его отец, Сети I (1304-1290 гг. до Р.Х.), был фараоном-притеснителем), т.к., согл. Exodus 1:11, евреи ко времени Моисея построили города Пифом и Раамсес. В пользу этой версии говорят и археол. изыскания. В таком случае И. произошел между 1280 и 1250 гг. до Р.Х., семейство Иакова пришло в Египет прим. в 1700 г. до Р.Х., а Иисус Навин вошел в Ханаан ок. 1230 г. до Р.Х. Правда, при таком расчете остается слишком мало времени между И. и периодом Царств. Это время сокращается еще больше, если предположить, что фараоном-притеснителем являлся Рамсес II, а его преемник Мернептах (1224-1204 гг. до Р.Х.) был фараоном в период И. В пользу этого говорит тот факт, что строит-во городов Пифом и Раамсес (Exodus 1:11) происходило в период правления Рамсеса.
1) отправным пунктом И. был Раамсес или Пи-Раамсес ("дом Рамсеса") (ср. Exodus 1:11; Exodus 12:37; Numeri 33:3). С 1100 г. до Р.Х. этот город назывался Танис. Его отождествляли с Цоаном (Numeri 13:23), что, однако, не соответствует действительности;
2) народ Израилев отправился в Ханаан не прямым путем по древней филистимской дороге, т.к. она была защищена целым рядом погран. укреплений, а через располож. прим. в 50 км юж. (и прим. в 13 км вост. Пифома) Сокхоф. (При раскопках были обнаружены остатки сооружений этого города;
3) от Сокхофа израильтяне двинулись далее на юго-восток, к Ефаму, располагавшемуся сев. Горьких озер, на краю пустыни Cур. Через Ефан (= "крепость") вела еще одна дорога в Ханаан, начинавшаяся в г. Он (Илиополь, Гелиополь);
4) затем, чтобы обмануть фараона, беглецы повернули обратно - на запад и на север (Исх 14:2 и след.) - и достигли места, где в третий раз расположились станом, "пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом [= "крепость", "башня"] и между морем, пред Ваал-Цефоном". Названия "Пи-Гахироф" и "Мигдол" встречаются в егип. текстах, но местонахождение этих городов пока не установлено. Полагают, что Пи-Гахироф располагался юго-зап. Горьких озер. Мигдол, возм., находился у Джебель-Абу-Хасана, прим. в 20 км сев.-зап. Суэца. Тогда возм., что Ваал-Цефон - это совр. Джебель-Мурр, находящийся прим. в 10 км сев.-зап. Суэца, но такие предположения возникали и в отношении Джебель-Атаки, располож. зап. Суэца;
5) переход через "море" (Exodus 14:9.22) произошел на пути из Пи-Гахирофа. При этом вряд ли может идти речь о совр. Красном море, к-рое находится на 20-30 км южнее. Вероятно, место перехода следует искать где-то в районе Горьких озер или к югу от них - в то время они еще соединялись с Красным морем.
Это явление может быть объяснено с естественно-науч. т.зр., что дает возможность обойти понятие чуда (напр., сильный ветер, отлив; см. Exodus 14:21). Но Писание подчеркивает, что переход стал возможен только благодаря непосредственному вмешательству Бога (напр., Exodus 14:14.16.18-21.26.30; Exodus 15:6; Numeri 33:3). Домыслы о том, как Бог использовал при этом природные стихии, излишни, поскольку не объясняют самого главного (-> Чудо).
VII. КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ИСХОДАСогл. Исх 12:37 и след., число вышедших из Египта мужчин достигало 600 тыс., общая же численность беженцев была гораздо больше. Поскольку Синайский полуо-в - относит. небольшая бесплодная область, многие считают эту цифру завышенной. Трудно представить, чтобы столь многочисл. народ в течение 40 лет мог находить здесь пропитание. Согл. Библии, израильтяне не только думали так же, но и испытали это на себе; и в этой ситуации Бог предстал как чудотворец, оказав им помощь (Exodus 16:1; Exodus 17:1; Numeri 20). Количество металла, к-рое израильтяне пожертвовали для сооружения святилища (Exodus 38:21-24), говорит о том, что число мужчин могло быть прим. 600 тыс.; если же беглецов было меньше, то количество металла представляется невероятно завышенным.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||