Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Иерусалим
Первонач., возм., "основание (Божия) Салима"; в Библии толкуется как "основание мира".

I. НАЗВАНИЕ

Во времена Авраама И. назывался Салимом - "мир" (Gen 14:18; ср. Psa 75:3; Heb 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом - "святой" (см. Isa 52:1; Mat 4:5).

II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

А. И. расположен на склонах иуд. гор (Psa 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на к-ром стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия - "долина сыроделов"). Вост. этой "долины сыроделов" расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. - Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.

Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: "Мое имя будет там" (Ki1 8:29; ср. Psa 67:17; -> Избрание (II,2а) -> Ковчег завета -> Давид -> Храм -> Соломон).

В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название - "источник Марии"). От него в город иевусеев был проложен водопровод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем - по туннелю, к-рый был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название - Бир-Эйюб, "колодец Иова"). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в к-рые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по к-рым в храм поступала вода из источника в -> Ефаме (1) - из т.наз. прудов Соломона (см. Ecc 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.

III. ИСТОРИЯ

А. Древнейший И. известен как город иевусеев - Иевус (Jdg 19:10), или крепость Сион (Sa2 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Jdg 1:8.21). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (Sa2 5:9). Царь восстановил гор. стену (Sa2 5:9; Ch1 11:8; ср. -> Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также -> Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (Ki1 11:27 - в Синод. пер. - "починивал повреждения"), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма -> Офел. Кр. того, Соломон еще более укрепил стены города (Ki1 3:1; Ki1 9:15.24).

Б: 1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена "вторая часть" И. (Ki2 22:14; Zep 1:10 - в Синод. пер. - "другие ворота"), к-рая из-за своей формы получила название "ступа" (Zep 1:11; в Синод. пер. - "нижняя часть города"). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (Ch2 26:9; Ch2 27:3; Ch2 32:5; Ch2 33:14), но вплоть до вавил. -> плена И., вероятно, больше не расширялся;
2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (Ki1 14:25.26), а ок. 843 г. до Р.Х. - филистимлянами и арабами (Ch2 21:16.17). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (Ki2 12:17.18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот - на четыреста локтей (Ki2 14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (Ki2 18-19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (Ch2 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном Нехао (Нехо) (Ch2 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Dan 1:1.2; 4 Цар 24:10 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (Ki2 25); -> Год (II).

В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, к-рый в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И.
Номерами 1-4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название "ворота Долины") ко времени Неемии ворота города иевусеев;
5 - Овечьи (Neh 3:1; Neh 12:39; Joh 5:2), или Вениаминовы, ворота (Jer 37:13; Jer 38:7; Zec 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Neh 3:1; Neh 12:39);
6 - Рыбные ворота (Neh 3:3; Neh 12:39; Ch2 33:14; Zep 1:10). Вероятно, именно они называются "первыми" в Zec 14:10 и "средними" в Jer 39:3;
7 - Старые (Neh 3:6; Neh 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (Ki2 14:13; Jer 31:38; Ch2 26:9; Zec 14:10);
8 - Ефремовы ворота (Ki2 14:13; Neh 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Neh 12:38.39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Neh 3:8, где об этом участке говорится: "И восстановили Иерусалим до стены широкой"). Этому не противоречит и Ki2 14:13 (ср. Ch2 26:9). За широкой стеной стояла Печная башня (Neh 3:8.11; Neh 12:38);
9 - ворота Долины (Neh 2:13; Neh 3:13; Ch2 26:9), к-рые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидет-вуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев;
10 - Навозные ворота (Neh 2:13; Neh 3:13.14; Neh 12:31), называемые также "воротами между двумя стенами" (Ki2 25:4) и "воротами Харшиф" ("ворота черепков", Jer 19:2);
11 - ворота Источника (Neh 2:14; Neh 3:15; Neh 12:37), рядом с к-рыми в Кедронской долине находился цар. источник (Neh 2:14), в наст. времени засыпанный землей;
12 - Водяные ворота (Neh 3:26; Neh 8:1.16; Neh 12:37);
13 - Конские ворота (Neh 3:28; Ch2 23:15; Jer 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом;
14 - внутр. Темничные ворота (Neh 3:31, в Синод. пер. - "ворота Гаммифкад"; Neh 12:39) находились, вероятно, сев.-вост. храма.

Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение нек-рых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, к-рая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, к-рые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Sir 50:1-4; III в. до Р.Х.).

Д: 1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил -> храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и -> Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);
2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строит-во. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Tит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидет-ва своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После второго иуд. восстания (132-135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, к-рые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).