Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Храм

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В Библии Х. [лат. templum, "помещение, посвящ. божеству"] - это святилище Господа в -> Иерусалиме. Евр слово хехал означает прежде всего "роскошный шатер" или "великолепное здание", при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. (Isa 6:1; Mal 3:1). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон ("святилище"; Mat 4:5; Mat 21:12; Mar 14:49) или наос ("храм"; Luk 1:9). Иногда о нем говорится как о "святом храме" (Hab 2:20), многокр. - как о "доме Господнем" (Ki1 8:10) или как о "доме Божием" (Ch2 5:14).

II. ХРАМ СОЛОМОНА

1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Соломон построил Х. на горе Мориа (Ch2 3:1) или Сион (Psa 64:2; Psa 134:21), на том месте, к-рое было указано Давиду Господом (Sa2 24:18). Это место - плоская часть возвышенности, назв. в Jer 21:13 "скалой равнины", - единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф - "возвышенное святилище". Совр. размеры площадки - 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит "святая скала" - скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе;
2) СТРОИТЕЛЬСТВО. Давид пожелал построить дом Господу (Sa2 7), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи (Ch1 28:11 - Ch1 29:8). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику (Ch1 28:3.6). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла (Ki1 5:1; Ki1 7:13). Строит. лес доставлялся по морю (Ki1 5:9); каменные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому (Ki1 6:7). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; Ki1 6:1) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; Ki1 6:38). Освящение Х. в 7-м месяце (Ki1 8:2), согл. нашему совр. календарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении -> скинии (Exo 40:34), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание (Ki1 8:10);
3) АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР: а) Х. Соломона не был очень большим сооружением: 60 локтей (-> Единицы длины, площади, объема и веса, I,1) в дл., 20 локтей в шир. и 30 в выс. (Ki1 6:2), т.е. 31,5 х 10,5 х 15,75 м. Он был всего лишь вдвое больше -> скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед Х. находился притвор шир., как и Х., в 20 локтей и 10 локтей в глубину (Ki1 6:3). Х. огибала трехъярусная пристройка. Нижний ярус пристройки был шир. в 5 локтей, средний в 6, а верхний в 7 локтей (Ki1 6:5.6). Входом в Х. служила боковая дверь, а внутри его наверх вели круглые лестницы (Ki1 6:8). На каждом ярусе располагался ряд боковых помещений, где хранились храмовая утварь, сокровища и запасы (-> Сокровищница, хранилище). Выше этой пристройки, имевшей выс. в 5 локтей (Ki1 6:10), в стенах Х. были сделаны решетчатые окна, служившие, вероятно, прежде всего для вентиляции (Ki1 6:4). Крыша была плоской, "обшитой кедровыми досками" (Ki1 6:9), т.е., вероятно, на поперечные балки были уложены продольные доски. Все сооружение с пристройками занимало площадь размером 52 х 27 м. Стены Х. возводились из натур. камня (Ki1 6:7), а внутри обшивались кедровыми досками (Ki1 6:15); пол был настлан из кипарисовых досок (Ki1 6:15), помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками (Ki1 6:16). Здание Х. состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых. Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка к-рой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться (Ki1 6:33.34). Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок (Ki1 6:16), в к-рой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии (Ch2 3:14). Стены, двери и ворота Х. были украшены резными изображениями -> херувимов, пальм и цветов, драг. камнями (Ki1 6:29; Ch2 3:6) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами (Ki1 6:21.30). В своем великолепии Х. должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей; б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами (Ki1 6:36; Ki1 7:12). Внутр., или "верхний", двор (Jer 36:10) был предназначен для священников (Ch2 4:9) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа; в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения (Ch2 4:1; -> Жертвенник всесожжения), возм., жертвенник скинии (см. Ch1 21:29; Ki1 8:4), литое из меди -> "море" (Ki1 7:23-26) и десять передвижных подстав с умывальницами (Ki1 6:27-39; -> Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба (Ki1 6:15-22; -> Воаз, 2 -> Иахин, 4); г) в Святом помещался -> жертвенник курения, называемый также "золотым жертвенником" (Ki1 7:48); десять золотых семисвечных светильников - по пять на каждой продольной стороне (Ki1 7:49); десять столов для хлебов предложения - по пять на каждой стороне (Ch2 4:8), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе (Ki1 7:48); д) в Святом Святых находился -> ковчег завета, над к-рым возвышались два позолоченых -> херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены (Ki1 6:23-28; Ch2 3:10-13).

III. ИСТОРИЯ ХРАМА

Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля (Ki1 8:14). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане (Ki1 12:26-29). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены (Ki1 14:26; Ki2 14:14) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям (Ki2 12:18; Ki2 16:8; Ki2 18:16). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением (Ki2 16:14.17; Ki2 21:7; Ch2 24:7), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом (Ki2 12:1; Ki2 22:3-7; Ch2 29), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям (Jer 7:4). Cуд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен -> халдеями (Вавилоном) (Ki2 25:8.9). -> Скиния (IV).

IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ

По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. (Ezr 1:2-4), и вернувшиеся вместе с -> Зоровавелем израильтяне начали строит. работы (Ezr 3:7). Прежде всего был восстановлен жертвенник (Ezr 3). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось (Ezr 4). Строит-во было продолжено лишь в 520 г. до Р.Х., а в 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановл. Х. (Ezr 6). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей (Ezr 6:3), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета - знамения присутствия Господа - в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн -> Маккавеев Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном (Ma1 1:20,44,54; Ma2 6:2.5). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р.Х.; Ma1 4:36-61). С тех пор праздник обновления Х. (Joh 10:22) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми.

V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО

Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в "стене плача"). С зап. стороны находились главные входные ворота, через к-рые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также "двором язычников", - большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился "портик Соломона" (-> Притвор Соломонов) (Joh 10:23; Act 3:11; Act 5:12), на юж. - "царский портик"; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей (Luk 2:46). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис. Во времена Маккавеев она была обновлена, а при Ироде Великом укреплена и переименована в Антонию (Act 21:34). От Храмовой площади к крепости вели ступени (Act 21:35.40). Посреди двора язычников на возвышении располагался собственно коплекс Х., обнесенный низкой стеной. Здесь, на колоннах, помещались доски с надписями, запрещавшими неиудеям, под страхом смертной казни, проходить дальше (ср. Act 21:28). Лестница из двенадцати ступеней вела наверх, и посетители могли попасть внутрь через девять ворот, четыре из к-рых выходили на север, четыре - на юг и одни на восток. Эти последние, "Красные ворота", были самыми великолепными (Act 3:2.10 - в Синод. пер. - "двери"). Через них можно было пройти во "двор женщин". Круговая лестница из 15 ступеней вела дальше, во "двор израильтян", куда женщинам доступа не было. Возм., на этой лестнице Анна и Симеон встретили Иисуса и Его родителей (Luk 2:25-38). Двор израильтян был отделен земляной насыпью от "двора священников", где были жертвенник всесожжения и медное море. От жертвенника к притвору Х. вели двенадцать ступеней. С этой лестницы священники благословляли народ (Luk 1:22). К притвору примыкали Святое и Святое Святых. Между ними висела завеса, к-рая в момент смерти Иисуса разорвалась надвое (Mat 27:51). В 70 г. по Р.Х., всего через несколько лет после завершения строит-ва, Х. был разрушен рим. завоевателями. Захватчики проникли в здание через крепость Антонию в тот момент, когда сами израильтяне подожгли портики Х. Один из римлян, бросив горящую головню в сев. пристройку, поджег сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Х. рухнул. Храмовые сокровища погибли. От некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа Израилева знамением Божьего суда. После второго иуд. восстания имп. Адриан распорядился построить на месте иуд. Х. храм Юпитера Капитолийского (136 г. по Р.Х.). Евреям теперь было запрещено входить в город. Сегодня на храмовой террасе Харам-эш-Шериф стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима.

VI. ХРАМЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЕРУСАЛИМА

Кроме Иерусалимского, в разное время было построено еще три Х. для поклонения Господу:
1) Х. -> самарян на горе Гаризим. Точных сведений о его создании не сохранилось; он был разрушен во времена Маккавеев;
2) из текста папируса с о-ва Элефантины на Ниле стало известно, что здесь, еще до завоевания Египта персами (в 525 г. до Р.Х.), в иуд. воен. колонии существовал Х., к-рый был разрушен в 410 г. до Р.Х. и, вероятно, позднее не восстанавливался. Проходившие там богослужения имели нек-рые отклонения от порядка, принятого в Иерусалимском храме;
3) в Леонтополе (Нижний Египет) также был иуд. Х. По преданию, его построил в 170 г. до Р.Х. по образцу Иерусалимского Х. бежавший из Иерусалима первосвященник Ония; в 73 г. по Р.Х. римляне положили конец этому последнему месту иуд. богослужений.

VII. ХРАМ ИЕЗЕКИИЛЯ

После разрушения Соломонова Х. -> Иезекиилю в 573 г. до Р.Х. было видение о новом Х., в к-рый вернется слава Божья (Eze 43:1-7), покинувшая прежний Х. (Eze 10:19; Eze 11:23). У комментаторов Библии возникают сомнения, можно ли видеть исполнение этого обетования в Х., построенном евреями после плена. Чаще всего это видение Иезекииля относят к многочисл. пророчествам о восстановлении Израиля, к-рые ждут своего свершения в конце времен.

VIII. ХРАМ БОЖИЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В новозаветные времена на место ветхозаветного Х. (ср. Act 7:48-50) приходит -> Церковь, Тело Христово (Joh 2:19-21), живой и святой Х. Господень (Eph 2:19-22; Pe1 2:5). -> Строительство, строить -> Скиния (VI) -> Идол, идолослужение (III).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).