Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Колено
В ВЗ народ Божий образует ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ (Быт 49:28), история к-рых определяется их неразрывной взаимосвязью. При перечислении К. последовательность имен часто меняется, однако в обеих переписях она остается постоянной (Числ 1:1; Числ 26:1), равно как и при описании расположения в стане, в походном порядке и при жертвоприношениях (Числ 2:1-34; Числ 7:10-83; Числ 10:13-27). Всегда неизменным остается общее число колен - 12. Это число сохраняется для обозначения всего народа даже через много столетий после исчезновения десяти колен (Деян 26:7), и упоминается там, где под именем "Израиль" подразумевается Божий народ НЗ (Иак 1:1). По числу колен устанавливаются памятники при жертвеннике и после перехода через Иордан (Исх 24:4; Ис Нав 4), Илия также сооружает свой жертвенник из 12 камней (3 Цар 18:31 и след.), и камни на -> наперснике первосвященника носят имена 12 колен Израилевых (Исх 28:21):
1) ИМЕНА колен происходят от имен сыновей -> Иакова, новое имя к-рого -> Израиль (Быт 32:28) становится наименованием всего народа, почитающего единого истинного Бога. Согл. Библии, процесс становления народа Израилева проходит в -> Египте. Решающим событием, однако, является получение Закона на горе -> Синай; с этого времени -> Закон и -> ковчег завета определяют сплоченность и распорядок жизни колен. Когда Иаков переселился в Египет, то его род (он, его сыновья и внуки) насчитывал 70 мужчин (Быт 46:27), каждый из к-рых имел свою семью и челядь. Их потомство выросло в течение 430 лет, не смешиваясь с египтянами, прим. до 600 000 годных для войны мужчин. Такой рост народонаселения за 10 поколений по тем временам представляется вполне вероятным. Если между Левием и сыновьями Моисея и Аарона (Исх 2:1.2; Исх 6:16-25) перечисляются только Кааф, Амрам и Моисей, то им противостоит большее число имен от Иуды до Веселиила (1 Пар 2:3-5.18-20) и от Ефрема до Иисуса Навина (1 Пар 7:22-27). Пропуск отдельных звеньев обнаруживается в нек-рых местах в библ. родословных перечнях (-> Родословие) (ср. Мф 1:1-16 с 1 Пар 3:9-17 и Езд 7:1-5 с 1 Пар 6:1-15);
2: а) РАЗДЕЛЕНИЕ народа, дома Израилева (Исх 40:38), обусловленное происхождением и родственными узами, сохранилось даже во время его угнетения в Египте. Потомки каждого из двенадцати сыновей Иакова образуют одно К. Из К. Иосифа вышли оба полуколена Манассии и К. Ефрема, ставшие самостоятельными (Числ 1:32.34) после того, как К. Левия было как бы "изъято" из числа К. для служения в святилище. Там же, где Левий причисляется к прочим К., Манассия и Ефрем считаются единым К. Иосифа (Втор 27:12 и след.); б) каждое К. подразделяется на несколько -> родов, большинство к-рых восходит к внукам или правнукам Иакова, а также на "дома". Внутри этих домов семейства, возглавляемые отцами семейств, также образуют мелкие самостоятельные подразделения (ср. Числ 1:2.18; Ис Нав 7:14.16-18; 1 Цар 10:20 и след.; 1 Пар 23:7-11). Руководителями всех этих групп являлись -> старейшины Израилевы (Исх 4:29), среди к-рых первонач., вероятно, не было твердо установленных различий и рангов; в) однако во время -> странствования в пустыне возникла необходимость более строгой организации общества, поэтому Моисей, по совету Иофора, выбрал из "главных в народе" наиболее способных людей и назначил их судьями, надзирателями, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками (Исх 18:21-24; Втор 1:15 и след.). После такого разделения речь идет уже о "тысячах" Израилевых (Числ 10:36), и мы вновь встречаемся с указанным делением в переписи населения, результаты к-рой округляются часто до сотен (Числ 1:21), но иногда до полусотен (Числ 1:25.46; Чис 2:15 и след.,32; Числ 4:36) или до десятков (Числ 4:40.48; Числ 26:7.51). Соотв. схему, очевидно основанную на подразделениях К., мы находим и в израил. -> войске с его начальниками над тысячью, сотней и пятьюдесятью воинами. Но, как кажется, это не были обычные начальники или старейшины К.; во Втор 20:5-9 делается различие между надзирателями и воен. начальниками. Впрочем, структура К. и войска во многих случаях могла и совпадать, целый ряд мест Библии указывает на тождественность тысяченачальников войска и начальников К. (Числ 1:4.16; Ис Нав 22:14.21.30; Суд 6:15; 1 Пар 27:1; 2 Пар 17:14; 2 Пар 25:5). Согл. этому, новое управление, введенное Моисеем, использовало прежние семейные объединения; в этом случае реальная численность пригодных к войне мужчин одного "дома", к-рые составляли т.наз. "тысячу" [евр. элеф], могла колебаться и, вероятно, часто оказывалась существенно ниже засвидетельствованной в названии; г) в особых случаях каждое К. выставляло одного мужа или -> князя (Числ 13:2-17; Числ 34:18; Ис Нав 22:14). Главу каждого К., 12 князей, -> "начальников общества" сынов Израилевых (Числ 1:4-16) определял Господь, Который, кр. того, отдал Моисею распоряжение собрать 70 мужей из старейшин Израилевых для облегчения руководства народом (Чис 11:16 и след.);
3) после покорения Ханаана каждое К. получило свой удел в земле обетованной (см. статьи по именам отдельных колен). Левитам при этом было выделено 48 городов в различных частях страны (Ис Нав 21), в то же время колено Симеона не имело четких границ своего удела и поселилось в уделе Иуды (Ис Нав 19:1). После смерти Иисуса Навина пути развития отдельных К. или их групп значительно разнились. Более обособленным оказалось К. Иуды, отделенное от прочих К. Израилевых тер., принадлежавшей жителям Гаваона и иевусеям. Если сплоченность народа сохранялась в период -> судей и вновь укрепилась в период Царств, то централизованная власть отрицательно влияла на процесс объединения К. При Давиде в К. Гада и Асира уже не названы их князья (1 Пар 27:16-22). Реорганизация управления царством при Соломоне (3 Цар 4:7-19) еще более усилила эту тенденцию. После его смерти Израиль распался на Южное (Иудейское) царство, включавшее К. Иуды, Симеона и "половину" К. Вениамина, и на Северное (Израильское) царство, куда вошли остальные "десять колен" (реально девять с половиной). Израильское царство, разгромленное Ассирией, пало в 722 г. до Р.Х. В 586 г. до Р.Х. население Иудейского царства было уведено в вавил. плен, из к-рого вернулась лишь часть народа. Но несмотря на падение царств, пророческие обетования давали надежду на восстановление народа Израиля во всех его К. (Ис 11:11 и след.), как это возвещается в Иез 47:13; Иез 48:1-29 и в Откр 7:4-8. Иисус обещает Своим ученикам, что они будут судить двенадцать К. Израилевых (Мф 19:28). Павел говорит о двенадцати К. "наших" (Деян 26:7) и подчеркивает свое евр. происхождение из К. Вениамина (Флп 3:5). Иаков пишет послание к двенадцати К., находящимся в рассеянии (Иак 1:1). На вратах нового Иерусалима написаны имена двенадцати К. Израилевых (Откр 21:12), и ворота города, обетованного у Иезекииля, называются именами К. Израилевых (Иез 48:31-34).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).