Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Судьи

I: 1) после смерти -> Иисуса Навина (Iosue 24:29-31; Iudicum 2:6-10) Израилем "управляли судьи" (Ruth 1:1). Этот кровавый период в истории евр. народа, отмеченный жестокостями (Iudicum 9) и насилием (Iudicum 19), продолжался вплоть до избрания в цари Саула (1 Samuelis 10:17; 1 Samuelis 12). В те времена израильтяне находились под началом своих местных -> начальников и -> старейшин (Iudicum 2:7; Iudicum 10:18; Iudicum 11:5-21; 1 Samuelis 4:3; 1 Samuelis 8:4); централизов. власти не было, и каждый правитель поступал как ему заблагорассудится (Iudicum 17:6; Iudicum 18:1; Iudicum 21:25). Ослабли связи между израил. коленами (ср. Iudicum 5:15-17), зависть и гордыня завладели душами израильтян (Iudicum 8:1-3; Iudicum 12:1-6). Народ был разделен на группы:
1) колена, жившие на вост. берегу Иордана,
2) колена, жившие в сев. и средних областях зап. берега Иордана и
3) колено Иуды на юге, отделенное гаваонитянами и иевусеями от остального народа Израилева. В разных местах еще оставалось прежнее ханаан. население (Iudicum 1:19.21.27-35; Iudicum 3:1-6). Раздробленный, не способный сплоченно выступить против внешних врагов, народ Израиля был беззащитен против грабит. набегов и агрессии со стороны соседей. Причиной таких бедствий стало отпадение израильтян от Господа (Iudicum 2:10-13), непослушание и -> идолослужение. Наряду с главным местом поклонения - скинией, находившейся в Силоме (Iosue 18:1; 1 Samuelis 1:3), израильтяне возводили частные святилища (Iudicum 17) и святилища отдельных колен (Iudicum 18:30);
2) история Израиля в эпоху С. характеризуется периодич. повторением похожих друг на друга событий. В наказание за отпадение Господь отдавал израильтян во власть врагов (Iudicum 2:11-15; Iudicum 3:7.12-14 и др.) на относит. короткое или более длит. время (Iudicum 6:1; Iudicum 13:1), пока они вновь не начинали просить Его о помощи (Iudicum 3:9.15; Iudicum 4:3). Тогда Он снисходил к их мольбам и воздвигал им судью, к-рый освобождал Израиль от врагов (Iudicum 1:18; Iudicum 3:31) и устанавливал в стране мир (Iudicum 3:11; Iudicum 8:28). О повседневной жизни народа в такое мирное время рассказывает Книга Руфь. После смерти очередного судьи вновь происходило отпадение народа от Бога (Iudicum 3:12; Iudicum 4:1; Iudicum 6:1), вспыхивали войны, с новой силой разгорались ссоры между коленами.
II: 1) С., к-рых Господь -> воздвигал Своему народу (Iudicum 2:16.18; Iudicum 3:9.15), были не только воен. предводителями и освободителями от чужеземного господства, обеспечивавшими израил. народу право на жизнь. Их предназначение заключалось также в том, чтобы вершить правосудие (Iudicum 4:5; 1 Samuelis 7:15 - 1 Samuelis 8:3), стоять на страже Божьих заповедей (ср. Iudicum 2:17.19), улаживать споры, устранять несправедливость. Девора, на тот момент, когда она призвала Варака к сражению против Сисары, была судьей (Iudicum 4:5-7); Самуил, прежде чем выступить в роли судьи, был пророком (1 Samuelis 3:20). Илий был первосвященником (1 Samuelis 1:9) и не вел войн, так же как, вероятно, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (Iudicum 10:1-5; Iudicum 12:8-15). Гедеон (Iudicum 6:1) и Самсон (Iudicum 13) были призваны непосредств. Господом, Иеффай был избран народом (Iudicum 11:11); о Фоле и Иаире сказано, что они "восстали для спасения Израиля" и были С. Израиля (Iudicum 10:1.3). Только Самуил передал этот пост по наследству своим сыновьям (1 Samuelis 8:1-3). О Гофонииле, Гедеоне, Иеффае и Самсоне известно, что перед началом сражений на них снисходил Дух Господень (Iudicum 3:10; Iudicum 6:34; Iudicum 11:29; Iudicum 13:25);
2) судья действовал по поручению Господа, подобно -> Моисею и -> Иисусу Навину. Следует иметь в виду, что власть каждого С. распространялась только на опред. местность и на часть Израил. колен; поэтому одноврем. могли править несколько С. Этим и объясняется то обстоят-во, что годы правления отдельных С. превышают в сумме общую продолжит-сть эпохи С. Нек-рые израильтяне, движимые стремлением к стабильности, пытались учредить в стране цар. власть. Стать царем предлагали еще Гедеону, но он отверг это предложение, указав, что -> царем Израиля является Сам Господь (Iudicum 8:22). Самовольное царствование сына Гедеона Авимелеха в Сихеме длилось недолго (Iudicum 9). В конце же правления С. желание народа получить царя, "как у прочих народов" (1 Samuelis 8:5), стало столь сильным, что Самуилу, по велению Господа, пришлось уступить (1 Samuelis 8:6-9);
3) должность и полномочия судьи [евр. шофет], к-рые были шире, чем у старейшин народа, но уже, чем у царя, имеют аналоги у финикийцев. Так, согл. Иосифу Флавию, в Тире ок. 560 г. до Р.Х. в течение многих лет не было царя, но существовал целый ряд С. [финик. шуфетим], один из к-рых был одновр. священником. Такой же титул [лат. суфетес] носили высшие гос. чиновники в Карфагене. -> Право (II).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).