Судьи
I: 1) после смерти -> Иисуса Навина (Jos 24:29-31; Jug 2:6-10) Израилем "управляли судьи" (Ruth 1:1). Этот кровавый период в истории евр. народа, отмеченный жестокостями (Jug 9) и насилием (Jug 19), продолжался вплоть до избрания в цари Саула (1 Sam 10:17; 1 Sam 12). В те времена израильтяне находились под началом своих местных -> начальников и -> старейшин (Jug 2:7; Jug 10:18; Jug 11:5-21; 1 Sam 4:3; 1 Sam 8:4); централизов. власти не было, и каждый правитель поступал как ему заблагорассудится (Jug 17:6; Jug 18:1; Jug 21:25). Ослабли связи между израил. коленами (ср. Jug 5:15-17), зависть и гордыня завладели душами израильтян (Jug 8:1-3; Jug 12:1-6). Народ был разделен на группы:
1) колена, жившие на вост. берегу Иордана,
2) колена, жившие в сев. и средних областях зап. берега Иордана и
3) колено Иуды на юге, отделенное гаваонитянами и иевусеями от остального народа Израилева. В разных местах еще оставалось прежнее ханаан. население (Jug 1:19.21.27-35; Jug 3:1-6). Раздробленный, не способный сплоченно выступить против внешних врагов, народ Израиля был беззащитен против грабит. набегов и агрессии со стороны соседей. Причиной таких бедствий стало отпадение израильтян от Господа (Jug 2:10-13), непослушание и -> идолослужение. Наряду с главным местом поклонения - скинией, находившейся в Силоме (Jos 18:1; 1 Sam 1:3), израильтяне возводили частные святилища (Jug 17) и святилища отдельных колен (Jug 18:30);
2) история Израиля в эпоху С. характеризуется периодич. повторением похожих друг на друга событий. В наказание за отпадение Господь отдавал израильтян во власть врагов (Jug 2:11-15; Jug 3:7.12-14 и др.) на относит. короткое или более длит. время (Jug 6:1; Jug 13:1), пока они вновь не начинали просить Его о помощи (Jug 3:9.15; Jug 4:3). Тогда Он снисходил к их мольбам и воздвигал им судью, к-рый освобождал Израиль от врагов (Jug 1:18; Jug 3:31) и устанавливал в стране мир (Jug 3:11; Jug 8:28). О повседневной жизни народа в такое мирное время рассказывает Книга Руфь. После смерти очередного судьи вновь происходило отпадение народа от Бога (Jug 3:12; Jug 4:1; Jug 6:1), вспыхивали войны, с новой силой разгорались ссоры между коленами.
II: 1) С., к-рых Господь -> воздвигал Своему народу (Jug 2:16.18; Jug 3:9.15), были не только воен. предводителями и освободителями от чужеземного господства, обеспечивавшими израил. народу право на жизнь. Их предназначение заключалось также в том, чтобы вершить правосудие (Jug 4:5; 1 Sam 7:15 - 1 Sam 8:3), стоять на страже Божьих заповедей (ср. Jug 2:17.19), улаживать споры, устранять несправедливость. Девора, на тот момент, когда она призвала Варака к сражению против Сисары, была судьей (Jug 4:5-7); Самуил, прежде чем выступить в роли судьи, был пророком (1 Sam 3:20). Илий был первосвященником (1 Sam 1:9) и не вел войн, так же как, вероятно, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (Jug 10:1-5; Jug 12:8-15). Гедеон (Jug 6:1) и Самсон (Jug 13) были призваны непосредств. Господом, Иеффай был избран народом (Jug 11:11); о Фоле и Иаире сказано, что они "восстали для спасения Израиля" и были С. Израиля (Jug 10:1.3). Только Самуил передал этот пост по наследству своим сыновьям (1 Sam 8:1-3). О Гофонииле, Гедеоне, Иеффае и Самсоне известно, что перед началом сражений на них снисходил Дух Господень (Jug 3:10; Jug 6:34; Jug 11:29; Jug 13:25);
2) судья действовал по поручению Господа, подобно -> Моисею и -> Иисусу Навину. Следует иметь в виду, что власть каждого С. распространялась только на опред. местность и на часть Израил. колен; поэтому одноврем. могли править несколько С. Этим и объясняется то обстоят-во, что годы правления отдельных С. превышают в сумме общую продолжит-сть эпохи С. Нек-рые израильтяне, движимые стремлением к стабильности, пытались учредить в стране цар. власть. Стать царем предлагали еще Гедеону, но он отверг это предложение, указав, что -> царем Израиля является Сам Господь (Jug 8:22). Самовольное царствование сына Гедеона Авимелеха в Сихеме длилось недолго (Jug 9). В конце же правления С. желание народа получить царя, "как у прочих народов" (1 Sam 8:5), стало столь сильным, что Самуилу, по велению Господа, пришлось уступить (1 Sam 8:6-9);
3) должность и полномочия судьи [евр. шофет], к-рые были шире, чем у старейшин народа, но уже, чем у царя, имеют аналоги у финикийцев. Так, согл. Иосифу Флавию, в Тире ок. 560 г. до Р.Х. в течение многих лет не было царя, но существовал целый ряд С. [финик. шуфетим], один из к-рых был одновр. священником. Такой же титул [лат. суфетес] носили высшие гос. чиновники в Карфагене. -> Право (II).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||