Одежда
I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Leviticus 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Ezechielis 16:13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств. предметом О. При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (-> Нагой) (2 Samuelis 6:20; Ioannem 21:7). На ассир. рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1 Samuelis 2:19; 1 Samuelis 24:5; Iob 1:20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на к-ром носили меч (1 Samuelis 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Iudicum 3:16; 2 Samuelis 20:8). В поясах хранили деньги (Matthaeum 10:9); писец прикреплял к нему свои письм. принадлежности (Ezechielis 9:2). В пазухе перепоясанной О., как в кармане, носили различные предметы (-> Пазуха). Пояса были льняные (Ieremiae 13:1) или кожаные (2 Regum 1:8), иногда их богато украшали (Danielis 10:5). По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О. затрудняли движение (2 Regum 9:1; Ieremiae 1:17; Ioannem 21:7; Actus 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1 Petri 1:13; ср. Isaiae 5:27). Подпоясывались также, готовясь к работе (Lucam 17:8).
II. Поверх нижней О. носили ПЛАЩ, к-рым бедные люди, напр. пастухи, укрывались ночью. Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Exodus 22:25). В Matthaeum 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Exodus 12:34; 2 Regum 4:39; Aggaei 2:12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Matthaeum 24:18; Actus 7:58; Actus 12:8). По углам плаща прикрепляли кисти (Numeri 15:38; Deuteronomii 22:12), к-рые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синод. пер. под "воскрилиями" (Matthaeum 23:5) и под "краем одежды" (Lucam 8:44).
III. Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, к-рый был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, к-рые привязывали ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2 Samuelis 15:30; Isaiae 20:2; Ezechielis 24:17). -> Обувь.
IV. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела нек-рые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Deuteronomii 22:5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Ruth 3:15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Genesis 24:65; Genesis 38:14.19; Ieremiae 2:32; Ezechielis 16:10). В Ezechielis 16:10 упоминается женская обувь из тонкой кожи ("сафьянные сандалии"). Изготовление О. было женским делом (1 Samuelis 2:19; Actus 9:39). Большое количество О. служило поводом для гордости (Proverbiorum 31:21.24).
V: 1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА отличалось от повседневной О. (Genesis 45:22; Iudicum 14:12; 2 Regum 5:5). О. знати и цар. семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Iudicum 5:30; 2 Samuelis 1:24; Psalmorum 44:14; Ezechielis 16:10.13; Lucam 16:19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Iosue 7:21; Iudicum 8:26; Ezechielis 23:6; Ezechielis 27:24; Sophoniae 1:8). Облачение в дорогие О. играло свою роль при вступлении в должность (Genesis 41:42; Isaiae 22:21) и при публичном чествовании (Esther 6:7-9; ср. Lucam 15:22);
2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Zachariae 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ (Apocalipsys 3:4; Apocalipsys 6:11; Apocalipsys 7:9.13; ср. Ecclesiastes 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения (-> Одевать, облекать. В нек-рых местах Свящ. Писания говорится об "облечении в правду" (Iob 29:14) и о "ризах спасения" (Isaiae 61:10). БРАЧНАЯ ОДЕЖДА, вероятно, была одеянием, к-рое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собств. одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Matthaeum 22:11-13).
VI. Ношение ВЛАСЯНИЦЫ (т.е. О. из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит. признаком пророка (2 Regum 1:8; Zachariae 13:4; Matthaeum 3:4; ср. Matthaeum 7:15). -> Священник -> Первосвященник.
VII. Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Leviticus 13:45). Наряду с этим раздирание О. имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Leviticus 10:6; Iosue 7:6; 2 Samuelis 1:11; Esther 4:1; Iob 1:20) и раскаяние (1 Regum 21:27; Esther 9:3; ср. Ioel 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Numeri 14:6; Ieremiae 36:24; Matthaeum 26:65; Actus 14:14). Относит. отрясания О. (Actus 18:6) (-> Нога, VI -> Лен -> Ремесло.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||