Одежда
I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Lév 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Ez 16:13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств. предметом О. При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (-> Нагой) (2Sam 6:20; Jn 21:7). На ассир. рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1 Sam 2:19; 1 Sam 24:5; Job 1:20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на к-ром носили меч (1 Sam 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Jug 3:16; 2Sam 20:8). В поясах хранили деньги (Mt 10:9); писец прикреплял к нему свои письм. принадлежности (Ez 9:2). В пазухе перепоясанной О., как в кармане, носили различные предметы (-> Пазуха). Пояса были льняные (Jér 13:1) или кожаные (2Rois 1:8), иногда их богато украшали (Dan 10:5). По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О. затрудняли движение (2Rois 9:1; Jér 1:17; Jn 21:7; Act 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1Pi 1:13; ср. Is 5:27). Подпоясывались также, готовясь к работе (Lc 17:8).
II. Поверх нижней О. носили ПЛАЩ, к-рым бедные люди, напр. пастухи, укрывались ночью. Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Ex 22:25). В Mt 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Ex 12:34; 2Rois 4:39; Agg 2:12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Mt 24:18; Act 7:58; Act 12:8). По углам плаща прикрепляли кисти (Nombr 15:38; Deut 22:12), к-рые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синод. пер. под "воскрилиями" (Mt 23:5) и под "краем одежды" (Lc 8:44).
III. Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, к-рый был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, к-рые привязывали ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2Sam 15:30; Is 20:2; Ez 24:17). -> Обувь.
IV. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела нек-рые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Deut 22:5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Ruth 3:15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Gen 24:65; Gen 38:14.19; Jér 2:32; Ez 16:10). В Ez 16:10 упоминается женская обувь из тонкой кожи ("сафьянные сандалии"). Изготовление О. было женским делом (1 Sam 2:19; Act 9:39). Большое количество О. служило поводом для гордости (Prov 31:21.24).
V: 1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА отличалось от повседневной О. (Gen 45:22; Jug 14:12; 2Rois 5:5). О. знати и цар. семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Jug 5:30; 2Sam 1:24; Ps 44:14; Ez 16:10.13; Lc 16:19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Jos 7:21; Jug 8:26; Ez 23:6; Ez 27:24; Soph 1:8). Облачение в дорогие О. играло свою роль при вступлении в должность (Gen 41:42; Is 22:21) и при публичном чествовании (Esth 6:7-9; ср. Lc 15:22);
2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Zach 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ (Apoc 3:4; Apoc 6:11; Apoc 7:9.13; ср. Eccl 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения (-> Одевать, облекать. В нек-рых местах Свящ. Писания говорится об "облечении в правду" (Job 29:14) и о "ризах спасения" (Is 61:10). БРАЧНАЯ ОДЕЖДА, вероятно, была одеянием, к-рое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собств. одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Mt 22:11-13).
VI. Ношение ВЛАСЯНИЦЫ (т.е. О. из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит. признаком пророка (2Rois 1:8; Zach 13:4; Mt 3:4; ср. Mt 7:15). -> Священник -> Первосвященник.
VII. Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Lév 13:45). Наряду с этим раздирание О. имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Lév 10:6; Jos 7:6; 2Sam 1:11; Esth 4:1; Job 1:20) и раскаяние (1Rois 21:27; Esth 9:3; ср. Joël 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Nombr 14:6; Jér 36:24; Mt 26:65; Act 14:14). Относит. отрясания О. (Act 18:6) (-> Нога, VI -> Лен -> Ремесло.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||