Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Свобода, свободный

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Дать определение С., можно исходя из ее противоположности. Раб, как и пленный, не может распоряжаться собой - ни своим временем, ни своими поступками, - им распоряжаются другие. Следовательно, быть свободным - значит не быть рабом, никому не подчиняться и ни от кого не зависеть. С. - это особое отличие, к-рое дается либо от рождения, либо приобретается заслугами (так было, напр., у римлян). В странах греко-рим. культуры С. являлась неотъемлемым правом каждого гражданина, отличавшим его от представителей низших социальных слоев и порабощ. народов, к-рые гражданами не считались. Нек-рые философы, напр. стоики и киники (циники), придавали понятию С. особое значение. Их наивысшей целью было достижение абсолютной независимости, освобождение даже от страха смерти. Однако лишь немногие, как, напр., Диоген и Сократ, действительно достигли состояния полного душевного спокойствия и внутр. уравновешенности, т.е. обрели ту самую С., к-рую провозгласили своей философией.
II. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
Согласно Библии, освобождение от греха делает человека свободным для служения Богу (Rm 6:7.18.20.22; Rm 7:6).
А. ВНЕШНЯЯ СВОБОДА
1) лишь немногие страницы истории Израиля рассказывают о днях независимости. Гораздо чаще народ находился под гнетом чужеземных правителей. В эти тяжелые времена евреи мечтали о С. (Ps 13:7), особенно это касается периода вавил. плена (Ps 125:1; Ps 136:1). Народ ВЗ воспринимал С. как великий дар Божий, о к-ром можно и нужно просить Дарителя всех благ. Отношение израильтян к рабам и пришельцам свидет-вовало о том, сколь высоко они ценили С. Рабы-евреи не должны были оставаться рабами в течение всей жизни (Jr 34:9; -> Раб). Если Бог лишал человека или народ С., значит вершился суд Божий (Dt 28:58);
2) Иисус не осуждает стремления к С., Он отвергает лишь насильств. достижение ее. Иисус не отвергает и обостренное чувство С., заставлявшее смотреть на римлян как на поработителей. Он предостерегает от переоценки земной С. в ущерб истинной С., даруемой Им Самим (Jn 8:31; ср. 1Co 7:22). Хотя Благая Весть провозглашает принципы, необходимые для создания такого гос. устройства, при к-ром, на основании всеобщего подобия Богу, каждый может быть свободным, тем не менее НЗ отражает весьма реалистичный взгляд на отношения между рабами и свободными людьми (см. Флм). Поскольку, в ожидании скорого Второго пришествия, социальные вопросы представлялись малозначительными, то и вопрос о реальной форме гос. устройства, более всего соответствующей библ. представлению о человеке, является в НЗ второстепенным. Центральное место занимает вопрос об отношениях между Богом и человеком, т.е. о свободе от греха и спасении. Из этого, однако, не следует, что человек, живя на земле, не должен добиваться справедливости в обществ. отношениях.
Б. СВОБОДА БОГА
С. - сущность Бога. Он - Тот, Кто совершает все "по изволению воли Своей" (Ep 1:11). Творя или спасая, Бог совершенно свободен (ср. Rm 9:14). Люди заблуждаются, полагая, будто обетования Иисуса, относящиеся к молитве, дают им возможность манипулировать Богом; нельзя заставить Бога исполнять чью-то волю. Человек не может и не должен посягать на С. Божьего волеизъявления и Божьих деяний. -> Святость.
В. СВОБОДА ВЫБОРА
Сотворив человека по Своему образу и подобию (Gn 1:27), Бог наделил его свободной волей. В результате грехопадения (Gn 3:1) человек, преступив назнач. ему Богом границы (Gn 2:16), не обрел С. (Gn 3:5), а утратил ее. И теперь он мог принимать самостоят. решения только в вопросах внешней жизни. Эта область отношений, огранич. "чистым разумом", довольно обширна. Здесь можно достичь "разумного" гражданского порядка и внешней справедливости (ср. с антич. философией). Но человек не может обратиться от греха, опираясь исключительно на свои собств. силы, не может изменить свое сердце и свою сущность, так как он отчужден от познания Божьих дел и Божьей воли (Gn 6:5; Gn 8:21; Jn 3:6; 1Co 2:14; Ep 4:18; Ep 5:8) и живет по воле князя тьмы, вследствие чего подлежит Божьему суду (Ep 2:2). Только Триединый Бог - Отец (Jn 6:44.65), Сын (Jn 8:36) и Св. Дух (Jn 6:63) - может обращать сердца, "оживотворять мертвых по преступлениям" ("природный" же человек должен умереть, Rm 6:4; Ep 2:5). Только призыв Бога возвращает человеку С., к-рая позволяет ему проявить послушание и снова обратиться к Богу (Jn 1:11). Человеку необходимо откликнуться на Божий призыв, "производящий хотение и действие" (Ph 2:12). В соотв. с этим следует понимать и другие места Библии, где звучит призыв к человеч. воле (Ex 20:2; Jos 24:14; Ez 18:31; Ac 2:40; 2Co 5:20) и выражается неприятие человеч. несвободы. Человек постоянно сохраняет С. воспротивиться Богу, остаться глухим к слову Божьему, встать на сторону князя тьмы и тем самым избрать Божье проклятие (Mt 23:37). Бог наказывает таких людей и спрашивает с них за их неверные решения (-> Избрание, III).
Г. СВОБОДА ОТ ГРЕХОВНОГО ПЛЕНА
Свобода от греховного плена -> Грех - это рабство, плен (Jn 8:34). Совершив грехопадение, человечество стало несвободным (см. выше). Трагизм положения заключается в том, что большинство людей не подозревает, что в то время как они считают себя свободными, они на самом деле порабощены грехом и смерть их неизбежна. Кто, подобно блудному сыну, вовремя очнется от сна и предаст себя в руки единств. Освободителя и Помощника, кто, пройдя путь блудного сына, примет решение (Jn 8:18), раскается и исповедует грехи (Jn 8:21), тот возвратится в отчий дом, обретя через веру С. и радость (Jn 8:24). Это - путь к С., путь к Тому, Кто дарует С. (Jn 8:36). Иисус - Победитель греха, смерти и дьявола (Col 2:15; He 4:15). Всех, кто следует за Ним, Он "призывает к свободе" (Ga 5:13), к-рую Он дарует (Ga 5:1). Обретшие С. стали рабами Божьими (Rm 6:18). Достижение этого нового состояния связано с изменениями отношений между людьми (Ga 3:28). Окончат. С. человек обретет после смерти, покинув царство князя тьмы (Jn 14:30).
Д. СВОБОДА ОТ ЗАКОНА
Христос освобождает людей не только от грехов против Закона, но и от самого Закона. Кто живет "во Христе" (Rm 8:1), тот живет не по карающему Закону, а по милующему (Rm 10:4). Ученики Иисуса более не подчиняются Закону (Ga 2:19). Рабы Закона стали свободными детьми Божьими (Ga 4:6), к-рые не должны позволить снова взвалить на себя бремя грехов и рабства. Если же они сделают подобное, то заново подчинятся "детоводительству закона" (Ga 3:24) и принизят роль Иисуса, представив Его вторым Моисеем, установившим вместо древнего закона новый (Ga 5:1). С. от Закона, однако, не означает отмены Божьих заповедей. Заповеди Божьи остаются в силе, поскольку были дарованы человеку еще до его грехопадения (Gn 1:28; Gn 2:16).
Е. СВОБОДА ОТ ОКОВ СМЕРТИ
Христиане тоже смертны, но они умирают с уверенностью в своем будущем: у них есть Господь, Который разрушил оковы смерти и распахнул дверь в новую жизнь (1Co 15:55; 2Tm 1:10; He 2:14). Пока мы смертны, эта С., как и С. от греха, не является нашей неоспоримой собственностью. За нее нужно бороться, ее нужно отстаивать, несмотря на все искушения. Но в вечности эта С., тенью к-рой являются земные С. (Col 2:17), станет совершенной. И "вся тварь освобождена будет от рабства" (Rm 8:21).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).