Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Грех
I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г. или грешить:
1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или"упущение" истинной цели;
2) паша (гла-гол) и образованное от него сущ. пеша выражает возмущение, протест;
3) ава, прежде всего, означает "кривить", "искривлять". Производное от него сущ. авон следует понимать как "кривду", "уклонение", "преступление";
4) шага и сущ. шегага выражают присущее человеку блуждание, "заблуждение". В отличие от рус. слова "грех", эти евр. слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ. оттенка. Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г., к-рый в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред. образ жизни человека. В какой бы форме не проявлялось греховное поведение - как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, - по своей сути Г. всегда означает: "Тебе единому согрешил я" (Пс 50:6). Т.о., для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей. Г. всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач. вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср. "грех есть беззаконие"- 1 Ин 3:4). Само многообразие евр. слов, переведенных как Г., показывает, что полностью уяснить значение понятия "грех" невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его.
Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:
1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г. в области богослужения и культа. Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди - Исх 20:1-11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см. книгу Левит). Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г. (Исх 30:38; Лев 7:25; 1 Цар 2:17). Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см. Агг 2:10-13);
2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа. Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см. прежде всего Исх 20:12). Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений. Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г. в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним (2 Цар 12:7-12; Ам 5:21-24);
3) Г. всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом. Совершающий Г. живет безбожно; грешник - это человек без Бога.
В. СУЩНОСТЬ ГРЕХА. Библия и, в часта. книга Левит.не описывает происхождения зла зло. Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха. Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу. Запретное древо в раю означает тот предел, к-рый напоминает человеку о его сотворен-ности, несмотря на всю высоту положения, опред. ему Богом. Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю. Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло. В грехопадении человеческое "я" восстает против ограничений собств. свободы. В этом и проявляется сущность Г.: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств. "я". Грехопадение - это ключевое событие после сотворения мира. В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом. Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества (Рим 5:12).Всякий последующий Г. берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г. Вместе с тем человек изобличается как грешник. Он - тот, кто жаждет Г., ибо восстает против Бога. А поскольку он желает Г., значит, он виновен. Человек в греховном состоянии, виной к-рому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г. и вынужденный ему подчиниться. Ибо "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин 8:34). Начиная с Августина Блаженного богосл. мысль для обозначения этого состояния использует понятие "первородный грех" или "наследственный грех".
Г. ГРЕХ И ВИНА. Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г. В ней говорится о третьей "действующей силе", помимо Бога и человека: сатане, т.е. дьяволе, или "власти тьмы" (Кол 1:13). Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср. 1 Кор 13:5: треч-оулогидзетаи - "не размышляет" о зле, в Синод, пер. - "не мыслит зла"). Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г. Г. - это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий. В евр. яз. корень ашам - "быть виновным" - особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см. выше, 1, А, 3). Вину всегда можно приравнять к нечистоте. При этом различие между невольными (Лев 4:13,22) и сознательными (Чис 15:30) прегрешениями указывает лишь на степень вины. Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость (Иов 15:14; Пс 50:7). Г. приводит человека к вине (Вина) перец Богом, что требует искупления. Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (Жертва). Конечно, с т.зр. Н3, это только временная возможность уйти от суда, к-рый выносит приговор Г. Но и здесь Г. - это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи - жить как Божие создание.
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ. Хотя ВЗ и указывает на гибельность Г. и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г. посредством жертвы Иисуса Христа.
А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г.:
1) греч. глагол хамартано и сущ. хамартиа означают соотв. "промахнуться" и "упущение". Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего. Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр.,Деян 2:38; Евр 1:3), греховная сущность человека (Ин 9:41; 1 Ин 1:8) и персонифициров. власть Г. (Рим 5:12; Гал 3:22; Romanos 5-12);
2) реже в НЗ встречается слово хамартема, к-рым иногда обозначаются греховные дела. Пара-коэ подразумевает непослушание, а аномиа - беззаконие. Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г.
Б. ИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:
1) примочат., что Евангелия (за искл. Ев. от Иоанна) весьма редко касаются понятия Г. Иисус не развивает и не систематизирует учения о Г., к-рый для Него - реальность, связ. с человеком. Его проповеди и деяния - это преодоление Г. и спасение от него (Мф 9:13; Лк 5:8). Искупление, Прощение, Жертва (IV). Иисус провозглашает Царство Божие (Мк 1:15), для наступления к-рого необходимо покаяние в Г. Посредством Иисуса Бог протягивает грешному человеку Свою руку, к-рая вернет грешника в Его дом (Лк 5:10). По поручению Отца Иисус преодолевает Г. через прощение (Мф 9:2). Христос правомочен делать это, поскольку берет на себя Г. мира (Ин 1:29,36; 1 Ин 1:7). Этим он дарует человеку полную свободу (Ин 8:34,36). Своей деят-стыо Иисус разделяет человечество, призывая каждого принять решение, на чьей он стороне (Ин 9:41). Отвергающий Его избирает смерть (Ин 8:24); исповедующий Ему свои Г. получает прощение (1 Ин 1:9);
2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г. в притче о блудном сыне (Лк 15:11). Г. - это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом. Явление Христа приносит осознание Г. и призывает к покаянию (покаяние). Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г. (Обращение), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;
3) Иисус - это единств, возможность победить Г. Тот, кто отвергает Христа как победителя Г., останется во Г. (Ин 8:21,24). Проклятие.
В. ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ. Подробнее других апостолов о Г. говорит Павел. Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, т.е. Павел, в сущности, также не развивает учения о Г.:
1) осознание Г. Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом (1 Кор 15:9; 1 Тим 1:15), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу. Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г. Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г.;
2) Г. пришел в мир через Адама (Рим 5:12), и т.о. произошло его вторжение в сферу человеч. жизни. Г. - сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, к-рый приступает к человеку как искуситель (Мф 4:1-11; Откр 12:9).0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему (Рим 5:12), и теперь Г. живет в нем (Мф 15:19; Иак 1:14);
3) Г.несетссо-бой смерть (Рим 6:23), к-рая также свидет-вует о подверженности человечества Г. (1 Кор 15:56). След., Г. - это нечто большее, чем пагубное поведение человека; в конечном счете греховность - это состояние человечества. Люди находятся под властью Г. При этом за Г. как отдельными деяниями следует различать Г. как человеческую сущность, проявлением к-рой и являются отдельные Г.;
4) наконец, существует еще одна сила, к-рая квалифицирует многие поступки как Г.: это Закон (Рим 5:13; Гал 3:19), к-рый является не чем иным, как орудием Бога. Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога (Рим 1:21), напр., Г. Адама. Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич. сила Г. В своем "плотском" бытии (- Плоть) человек - это проданный Г. раб (Рим 7:14), Г. владеет им;
5) при всем этом Павел знает, что Г. может быть преодолен Христом (Рим 8:3). Г. действительно был преодолен смертью безгрешного Иисуса, Которого Господь сделал жертвою за Г. (2 Кор 5:21). То, что Иисус претерпел на кресте, Он претерпел за грешников, "за нас" (2 Кор 5:21; ср. 1 Кор 15:3; Гал 1:4). Так, Он искупил человечество, через Него воцарилась благодать (Рим 5:21). Иисус - вечный безгрешный Первосвященник, Который раз и навсегда принес Себя в жертву за Г. (Евр 2:17;). Благодаря жертве Иисуса, для человека, подчиненного Г., забрезжила надежда. В своей вере в Иисуса он вместе с Ним принимает смерть и умирает для Г. (Рим 6:2). Отныне Г. уже не имеет прав на него (Рим 6:13,18), человек в вере жив Богом и Иисусом Христом;
6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г. не означает безгрешности. Верующий еще не достиг совершенства (Рим 8:10), а ждет того (Рим 8:18),чтобы Г. и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса (Рим 8:11; 1 Кор 15:26). До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа (1 Ин 1:7-10). Беспорочный (невиновный).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).