Библия-Центр
РУ

Библейский Словарь Вихлянцева

В.П. Вихлянцев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Церковь (греч. «экклезия» — собрание, общество созванных) — всемирная христианская организация. В русской Библии имеется два написания этого слова: «Церковь» и «церковь», при этом авторы перевода нигде не пояснили, какой смысл они вкладывали в это различие, в связи с чем возникли ошибки и даже двусмысленности. Так в 1Кор 15.9 написано: «гнал церковь Божию», а в Гал 1.13: «гнал Церковь Божию» (в Флп 3.6: «гонитель Церкви Божией»). В Деян 9.31 и Гал 1.22 слово «Церковь» стоит в начале предложения и непонятно, какое слово здесь должно быть. В некоторых изданиях Библии каждый отдельный стих пишется с новой строки и поэтому в 1Кор 1.2 в таких изданиях в начале строки стоит слово «Церковь», хотя в изданиях со сплошными текстами — «церковь», потому что находится в середине предложения. Читающему в данном случае нет дела до правил написания слов в начале строки, ему нужно знать точное значение слова. В русской Библии слова «Церковь» и «церковь» встречаются 110 раз, при этом даже однажды в Ветхом Завете (Зах 11.13). В Библии есть и другие подобные пары слов (Бог-бог, Гера-гера, Год-год, Дух-дух, Ефа-ефа, Отец-отец, Писание-писание, Псалтирь-псалтирь, Сардис-сардис, Серна-серна, Сила-сила, Ситтим-ситтим, Слово-слово, Смирна-смирна, Сын-сын), но в их случае никаких трудностей понимания нет. Можно предположить, что переводчики Библии словом «Церковь» (с заглавной буквы) назвали некое идеальное собрание истинных верующих во всех местах (Мф 16.18; Деян 2.47; 20.28; 1Кор 12.28; Галл 1.13; Еф 1.22; 3.10,21; 5.23-25,27,29,32; Флп 3.6; Кол 1.18,24; 1Тим 3.15), а словом «церковь» — все поместные общины. Но такое разделение следует считать неудачным, тем более, что его нет в других переводах. Да и сами переводчики допустили несколько ошибок: по их делению в Деян 8.3; 12.1; 1Кор 10.32; 11.22; 15.9; Евр 12.23 это слово нужно было бы написать с заглавной буквы, а не с маленькой, а в Иак 5.14 (ср. Деян 20.17); 1Тим 3.5; 5.16 — наоборот, с маленькой. При этом в Деян 2.47; 1Пет 5.13; Евр 2.12 (ср. Пс 21.23); 12.23 этого слова в оригинале и других переводах вообще нет, оно появляется только в русской Библии. Всего в двух местах во всех Евангелиях в словах Господа встречаются слова «Церковь» и «церковь» (Мф 16.18 и 18.17). Но ведь во время земного служения Спасителя церквей ещё не было (не было ещё и собраний верующих)! Он, конечно же, употребил здесь какое-то другое слово, возможно, слово «братство», имея в виду только Своих Апостолов и других ближайших учеников, ходивших постоянно с Ним, из которых позже и был избран двенадцатый Апостол вместо Иуды. Таких учеников могло быть до 120 (Деян 1.16). Но, может быть, Господь употребил здесь еще какое-то другое слово, которое не было понято, или прочитано, или вовсе не дошло до нас. Во всяком случае (и это чрезвычайно важно) в группе Его Апостолов и других учеников не было никакой организационной структуры. Вера и ученичество это сугубо индивидуальные вещи. В Ин 17.21-22 записаны такие слова Христа: «…да будут едино, как Мы едино». Основывать на этих словах требование объединения верующих — преступление, ибо здесь говорится о вертикальном единстве, а не о горизонтальном (об объединении вообще см. в конце этой статьи). В первые дни и месяцы по воскресении и вознесении Христа начали возникать первые общины (собрания) уверовавших Иудеев и живших среди них язычников (так называемых «прозелитов»). Это были удивительные собрания свободных возрождённых людей (Деян 2.44-45; 4.32). Ни о каких церквах или приходах тогда ещё не было и речи, поэтому сам собой напрашивается вывод, что это слово было специально вложено в уста Спасителя церковниками в ходе собирания Библии (см.). Проверить это достоверно теперь невозможно, т.к. никаких оригиналов Евангелий до нас не дошло, только копии с копий да цитирования в трудах «отцов церкви», при этом самые ранние из них датируются 4 в., а некоторые и вовсе 6-10 вв. Не будем забывать, что 4 в.-это век признания христианства римскими императорами и дальнейшего провозглашения его официальной государственной религией, принадлежность к которой была сделана для всех обязательной. Отношение к ней и ко всем её делам стало подобострастным. Без сомнения, этим как раз и объясняется тот факт, что сохранёнными оказываются только документы четвёртого и более поздних веков. Ведь в государственном учреждении (церкви) хранение документов было налажено лучше, чем у частных лиц (отдельных верующих), да ещё в условиях жестоких гонений. Именно поэтому при собирании всех документов в одну книгу Библию многие записи и фрагменты книг претерпели определённое редактирование, может быть даже не казавшееся в то время переписчикам особенно кощунственным, но всегда намеренно «подкрепляющее» положение новой церкви. Ап. Павел (см.) много потрудился в Иудее, Галилее, Самарии и других странах вплоть до Греции, проповедуя и создавая христианские общины, рукополагая им пресвитеров (Деян 14.23), создавая знакомую нам структуру современной церкви. Несомненно, многие его действия и слова были также «подредактированы» в угоду и для обоснования новой религии. С таким обоснованием официальная церковь и стала тем, чем она стала, в которой всё противоречит Слову Христа (см. след. статью). Вот только один из большого числа пример, как вольготно переписывались тексты Нового Завета. В Деян 2.47 русской Библии есть такие слова: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Спустя всего несколько дней по вознесении Христа не могло и речи быть ни о какой Церкви, это слово явно из лексикона 4 в., периода становления новой имперской религии. Это же слово встречается только в немецкой Лютеровской Библии да еще в английской KJV (только здесь оно написано с маленькой буквы), во всех других переводах стоят слова: «к числу спасаемых». В эти первые дни и месяцы были только отдельные верующие, радостно собиравшиеся по домам. Это в точности соответствует лейтмотиву всех проповедей Самого Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4.17,23; 10.7), «Веруйте в Евангелие» (Мк 1.14-15), «В Меня веруйте» (Ин 14.1). Индивидуальная вера, никаких организаций, все делает Сам Господь. Но что же мы видим на деле? В Деян 8.1; 9.31 — та же Церковь. В Деян 11.26 сказано, что в Антиохии долгое время была церковь (не ясно — здание или община), но верующие там впервые стали называться Христианами. Церковь была, а Христиан долгое время не было? Дальше уже идёт настоящее «церковное строительство». В Деян 14.23 рукополагаются пресвитеры к каждой церкви, в Деян 15.4 описан приём в центральной Иерусалимской церкви, в Деян 20.28 требуется «пасти» Церковь. Дальше, больше. В 1Кор 12.28 сказано, что «Бог поставил в Церкви» кого-то на какие-то должности. Точно известно, что Бог ныне говорит в Сыне Своём (Ин 8.26; 15.15; Евр 1.2). Где же обо всём этом говорил Христос? В Еф 1.22; 5.23; Кол 1.18 сказано, что Бог поставил Христа главою этой Церкви. Это как раз очень на руку римским папам, которые назвали себя «викариями Христа» и своим же эдиктом провозгласили себя непогрешимыми (эдикт пока не отменён). В Еф 5.27 записаны просто немыслимые слова: «Чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». А в 1Тим 3.15 апогей этого строительства: «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». Не мог всего этого написать сам ап. Павел, а те, кто это всё ему приписали, хорошо знали, что государственное и общественное требование, привычка и воспитание с детства закроют очень многим глаза даже на, казалось бы, очевидные вещи. Нужно, наконец, оставить библеопоклоннические настроения и признать, что с момента написания всех новозаветных книг и до составления в 4 в. по РХ первых Библий (см.) многие места во всех книгах Нового Завета и особенно все Послания ап. Павла претерпели серьёзное редактирование в угоду новой государственной «христианской» религии с целью вовлечения в неё широких масс варварских народов и оправдания идольского построения всей церковной системы. В этом смысле особенно сильно Послание к Римлянам (самое главное Послание ап. Павла по словам М. Лютера): «Покорять вере все народы» (1.5), «Постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную» (2.7). Это уже почти как у Гейне: «Лишь тот достоин чести и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!» Ведь главный смысл язычества и любого идолопоклонства — делать всё самому, обращаясь при необходимости к божеству за помощью в выполнении желаемого. Далее Рим 3.29: «Конечно, и язычников». Впрочем, так можно продолжать до конца этого Послания. Потому-то «богословы» и назвали ап. Павла «Апостолом язычников», обосновавшим им широкий «доступ» в Царство Небесное в обход словам Христа. Да еще при заступничестве «пресвятой» Марии! Во всех словах Христа нет и намёка на то, что «христианином» может произвольно назваться каждый по своему желанию, который вслед за этим начинает: называть попов «отцами», целовать им руки и креститься, кланяться иконам, ставить свечки в церкви и оплачивать так называемые «требы», отпевать умерших, обращаться к ним как к заступникам и «святым», почитать засохшие трупы людей (мощи) и т.д и т.п. Но люди, делая всё это, твёрдо верят, что они поклоняются Христу. Кто сумел так ослепить целые народы и лишить их разума? В ответ «богословы» лишь трясут своих «отцов церкви». Протестанты и прочие мелкие конфессии недалеко ушли от этого, сохранив основы системы. Важнейшей (а может быть даже единственной) задачей братства ближайших учеников Христа было возвестить Евангелие всему миру (см.). Только Апостолы Христовы, посланные Им лично, могли правильно сделать это, и это поручение они полностью выполнили (Мф 28.16,19-20; Лк 24.47-49; Ин 15.26-27; Деян 1.2,8; 5.13; 10.42; 1Кор 3.9; 4.9; 15.11; Еф 3.5; 1Фес 2.4). Верующим по слову Апостолов никогда не поручалась эта задача Апостолов по возвещению Евангелия, но только вера (Ин 6.29; 17.20; 1Пет 2.12; 2Пет 1.10; 3.14,17-18; 1Ин 1.3; Еф 6.18; Флп 1.27,29; 2.15-16; 1Фес 4.1-4,9,11-12; 2Фес 2.15; 3.4,6,12,14). В Лк 12.8; 1Пет 3.15 и Рим 10.9-10, говорится об исповедании веры, а не о проповедовании (ср. Еф 6.10-17 с Еф 6.18-20). Следовательно, эта задача по возвещению Евангелия не поручалась и позднейшей земной официальной церкви, точнее, теперь уже более чем 200-м различным «христианским» конфессиям, течениям, деноминациям и бесчисленным религиозным организациям. «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер 23.21). О рядовых верующих по слову Апостолов (Ин 17.20) Господь всегда говорил как о Царствии Божием, Доме Божием, в котором каждый почитает себя меньше других, и Он нигде не называл их Церковью. То, что в дальнейшем общины, группы и собрания верующих (а позже — и вся религиозная система) стали называть себя церковью, есть намеренная выдача искусственного за настоящее. В день Пятидесятницы (см.) на Церковь (читай: на братство, на Апостолов только! — ср. Деян 5.13) сошёл Дух Святой (Деян 2.1-4) и они (только они, братство Христово) получили обещанную им силу. Это ещё раз подтверждает, что Церковью (в современных изданиях), а на самом деле «братством», Господь в Мф 16.18 назвал Своих ближайших учеников. Именно эта подтасовка (вместе с выдумкой о том, что первым папой был ап. Петр!) и используется теперь церковниками для обоснования выдающейся роли искусственно созданной всемирной религиозной организации под названием «церковь». Вряд ли является «упущением» Спасителя то, что Он ничего не сказал о структуре, устройстве и действиях такой огромной и важной организации-очевидно, Он ничего подобного и не планировал (всей этой помпезности, униформы, богатства, мощной мирской активности и всё такое прочее). Церковь, если даже этим словом обозначить всех верующих во Христа во всех местах, как это привычно делается официальными богословами, уже к концу первого века не была едина и монолитна, как в первые дни и месяцы после вознесения Христа (см. ересь). В следующей статье подробно показано, как отдельные ячейки Дома Божия и Царствия Божия, в которых каждый почитает себя меньше других, превратились в набор современных церквей. Этот конгломерат церквей невозможно назвать единым телом Христа. Ведь никакое тело не может состоять из отделённых друг от друга членов, к тому же ещё, и враждующих между собой. И уж совсем невозможно, зная историю церкви, считать её «столпом и утверждением истины». Таким образом, это не та церковь, которую врата ада не одолеют никогда. Очевидно, процветающая на Земле церковь давно превратилась в противоположность того, за что себя выдаёт, и поэтому любому человеку в духовном смысле находиться внутри неё намного опаснее, чем снаружи (см. Вавилон). И вообще, всякое объединение людей — это погибель, в «лучшем» случае — недолгое развлечение, а от развлечения и веселья (не путать с радостью) истина и мудрость бежит (Ек 7.3-5; Еф 5.4), ибо в объединении возобладать (соединиться и проявиться) может только самое худшее, самое сильное физически, самое плотское и телесное, присущее подавляющему (слово-то какое правильное) большинству объединяющихся людей. Лучшее, истинное не имеет физической силы, только духовную, поэтому и проявляется только в единицах, удачно попавших в нужное время на подвернувшуюся подходящую почву. Следовательно, любое объединение — это зло (первым объединением был картель по возведению Вавилонской башни, закончившийся смешением языков, Быт 11.3-9). Всякое объединение в нашем практическом мире всегда является следствием необходимости противостоять силой другому объединению и так до бесконечности, и борьба тут идет не на жизнь, а на смерть, точнее сказать — не для жизни, а в угоду смерти, потому что смерть сумела заставить людей постоянно объединяться друг против друга и уничтожать друг друга и единицами, и объдинениями. И человек уже не в силах вырваться из этого страшного круга. Если он осознаёт злую сущность своего объединения с другими, еще недавно казавшимися такими «родными», и восстаёт, его уничтожают. Если он пытается спастись в другом объединении, он лишь попадает «из огня да в полымя». Любое, кажущееся перемирие или период благополучия, это только замедление делания зла, и зло после этого всегда навёрстывает упущенное. Об этом свидетельствует вся история человечества. Причина этого — богоотступничество человека, способность человека творить только зло, то увеличивая, то уменьшая темп. Как следствие можно также утверждать, что любой, призывающий людей объединяться, пусть даже для самой распрекрасной с виду цели, есть мошенник и лжец. Добро и истина творятся одиночками. Добрые люди, разъединяйтесь! (См. Новый Завет,б).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).