В переводе с греческого слово «евангелие» означает «благовестие». И смысл этого благовестия как раз заключался в том, что тот Мессия, Которого так ждал народ Божий на протяжении столетий, наконец пришёл в мир. Об этом и возвещают ангелы пастухам. Родившегося Мессию они называют Господином и Спасителем.
Соответствующее греческое слово, впрочем, часто интерпретируют как «Господь», имея в виду Яхве, имя Которого в греческих текстах заменяли обычно словом, переводимым как «господин» или «господь» (в греческом разницы между «господин» и «господь» нет). Именно поэтому порой бывает непросто определить, о чём идёт речь в конкретном греческом тексте. С еврейскими текстами проще: там имя Яхве появляется на своём месте без изменений, а вот «благочестивые» переводы обычно его подменяют тем самым «господин» или «господь». Если же текст с самого начала написан по-гречески, то понять, идёт ли речь о священном имени или просто о титуле, довольно сложно.
Но в данном случае, вполне вероятно, перед нами как раз именно титул — ведь на Мессию всегда смотрели в первую очередь как на Царя. Конечно, народный мессианизм предполагал, что Царство будет вполне земным, и Мессия тоже станет Царём вполне земным. Но народные представления не отменяли того факта, что Мессия — действительно Царь, хоть и не такого Царства, которого ожидало в те времена большинство.
От Своего Царства Иисус никогда не отказывался, при том, что Он никогда не высказывал никаких претензий на царства земные. И титул Спасителя тоже был в евангельские времена традиционно мессианским. Правда, и тут народный мессианизм предполагал нечто вполне земное — Царь-Мессия создаст сильное еврейское государство, основанное на законах, соответствующих Торе, в котором найдёт себе убежище не только каждый еврей, но и вообще каждый, поклоняющийся Богу Израиля и ищущий благочестивой жизни.
О спасении как о полном освобождении от власти греха и смерти если и говорили, то во вторую очередь и в более отдалённой, эсхатологической перспективе. Но Иисус действительно стал Спасителем для каждого, ищущего Царства: ведь там человек находит не только полноту жизни, но и избавление от власти зла и греха, в которых лежит падший мир. Избавление навсегда: ведь Царство, входя в мир, раньше или позже преобразит его до конца, сделав своей частью и освободив его от последствий грехопадения. Окончательно, на всю вечность.
В переводе с греческого слово «евангелие» означает «благовестие». И смысл этого благовестия как раз заключался в том, что тот Мессия, Которого так ждал народ Божий на протяжении столетий, наконец пришёл в мир. Об этом и возвещают ангелы пастухам...
В переводе с греческого слово «евангелие» означает «благовестие». И смысл этого благовестия как раз заключался в том, что тот Мессия, Которого так ждал народ Божий на протяжении столетий, наконец пришёл в мир. Об этом и возвещают ангелы пастухам... Читать далее
В своём послании Тимофею Павел напоминает ему о ситуации, сложившейся в Эфесской церкви. Там, как видно, явно просматривалась и даже нарастала тенденция к превращению христианства в род новой религии, основанной на внешне понятой Торе и потому явно тяготевшей к законничеству.
Всё перечисленное апостолом, что тогда интересовало новоявленных эфесских «учителей» и их учеников, совершенно очевидным образом относилось или к тонкостям текста священных книг, или к деталям религиозного законодательства, которыми в Синагоге занимались лишь ревнители самой изощрённой казуистики. Возможно, так проявилась в жизни Эфесской церкви свобода, которую получили в ней те, кто раньше вынужден был довольствоваться вторыми и третьими ролями. В самом деле: церковная община Эфеса, как и многих других городов, состояла главным образом или из евреев, или из тех язычников, которые уже имели опыт синагогальной жизни потому, что прежде интересовались иудаизмом (в Синагоге таких верующих в Бога Израиля «язычников» называли «боящимися Бога»). Возможно, некоторые из этих людей совсем неплохо знали иудейскую традицию и даже сами объясняли Тору своим собратьям, но в Синагоге их не считали ни раввинами, ни учителями: они ведь для евреев всё равно оставались «язычниками». А теперь, в новой, церковной общине, где у евреев уже не было прежнего исключительного права на учительство, эти люди нашли себя именно как учителя.
Проблема, однако, заключалась в том, что они продолжали учить теперь уже новообращённых христиан тому же, чему прежде учили своих собратьев-«язычников» по Синагоге: иудейской религии так, как сами её понимали. Церкви, собственно, это было не нужно: христианство ведь — не религия, и обучать христиан какой бы то ни было религиозной традиции особой нужды нет. Между тем, эфесские «учителя» не просто занимались таким обучением, но, по-видимому, считали его принципиально важным и абсолютно необходимым для всякого христианина. Вот на это недоразумение и просит Павел обратить внимание своего ученика.
В своём послании Тимофею Павел напоминает ему о ситуации, сложившейся в Эфесской церкви. Там, как видно, явно просматривалась и даже нарастала тенденция к превращению...
В своём послании Тимофею Павел напоминает ему о ситуации, сложившейся в Эфесской церкви. Там, как видно, явно просматривалась и даже нарастала тенденция к превращению... Читать далее
В мессианских пророчествах Исайи Иерусалимского Мессия нередко называется «ростком» («отраслью»). И всё же образ Мессии у этого пророка ещё не так ясен, как у пророков последующих эпох. Зато образ мессианского Царства открывается ему удивительно ясно. Речь идёт, конечно, не о земных его подробностях, а о духовных реалиях. И центром этого Царства оказывается не Сам Мессия, который Исайе Иерусалимскому открывается в образе земного правителя, праведного царя, поставленного Богом, а присутствие Божие. То самое присутствие, которое сопровождает народ на всём протяжении его исторического пути.
Присутствие, которое и делает народ Божий народом Божьим — без него еврейский народ ничем не отличался бы от любого другого народа на земле. В тексте оно названо славой, как было принято называть её в священнической среде. А описано оно так, как описывают его тексты, относимые традицией к Моисеевым временам. Облако днём, сияние, напоминающее огонь, ночью, — всё так, как было во время исхода, когда Бог Сам вёл Свой народ. Тут символ, но в символе этом откровение о мессианском Царстве. О Царстве, где Божье присутствие откроется во всей полноте. О Царстве, которое всё будет пронизано Божьим дыханием. О Царстве, где каждый освящается в такой полноте, которая полностью меняет, преображает его человеческую природу. И об этом обновлении пророк говорит тоже. Не случайно он называет жителей открывшегося ему в видении обновлённого Иерусалима освящёнными («святыми»). Чтобы освятиться, надо подойти к алтарю, подняться и войти на храмовый двор, туда, где пребывает Божья слава, Божье присутствие. Оно-то и освящает человека, меняя его природу. А потом человек уходит. И, уходя, со временем снова становится прежним — падшая природа берёт своё.
А для Царства нужно другое, чтобы быть там, нужно сохранить полученное у алтаря, остаться освящённым навсегда. Это не даётся само собой: пророк не случайно говорит о Суде, который придётся пройти всем, ищущим новой жизни. «Дыханием суда и дыханием огня» омывает Бог жителей обновлённого Его присутствием города. Скверна — последствия совершённых человеком грехов, ей нет места в Царстве. Поэтому Суд и становится огненным. Божье дыхание — дыхание любви, принимающей человека, но не принимающей того, что убивает любимого. Оно страшно для греха, подменяющего собой подлинную жизнь человека, но не страшно для человека, ищущего полноты жизни.
В мессианских пророчествах Исайи Иерусалимского Мессия нередко называется «ростком» («отраслью»). И всё же образ Мессии у этого пророка ещё не так ясен, как у пророков последующих эпох. Зато образ мессианского Царства...
В мессианских пророчествах Исайи Иерусалимского Мессия нередко называется «ростком» («отраслью»). И всё же образ Мессии у этого пророка ещё не так ясен, как у пророков последующих эпох. Зато образ мессианского Царства... Читать далее
Не странно ли, что Тот, Кто приходит с небес, заботится о том, чтобы накормить хлебом толпы Своих слушателей и последователей? Разве за этим Он пришел? Однако, чудо умножения хлебов для пяти тысяч человек — единственное чудо, описанное всеми евангелистами, а значит — особо важное. Именно оно служит отправной точкой для разговора о настоящем хлебе, которым по-настоящему жив человек, о хлебе жизни.
О том, что человек живет не одним хлебом, мы слышали с детства. Но если мы постараемся понять, что составляет нашу духовную диету, то найдем ли мы в ней то, что действительно может насытить сердце, а не является суррогатом, от которого остается только похмелье и тошнота?
Господь предлагает нам такой хлеб. Это не учение, не заповеди, не вера в Бога — все это уже было у иудеев и есть во многих духовных школах и религиях. Иисус говорит о хлебе, который действительно сходит с небес, дает настоящую, вечную жизнь. Это — Он Сам.
Не странно ли, что Тот, Кто приходит с небес, заботится о том, чтобы накормить хлебом толпы Своих слушателей и...
Не странно ли, что Тот, Кто приходит с небес, заботится о том, чтобы накормить хлебом толпы Своих слушателей и... Читать далее
Труден путь в Землю обетованную. Еще труднее выход из рабства. Как тем, кто застал Советский Союз, знаком этот ропот: «А колбаса по два двадцать! А заказы для членов профсоюза!» (ср. ст. 4-5). Но ведь мы уже не в «Египте», мы — на переходе, здесь другие условия жизни и то, что было в рабстве, не годится. Бог с нами, Он идет впереди в столпе облачном, он посылает манну, которая обеспечивает нам возможность жить в этой пустыне.
Как тяжело Моисею, тому, кто понимает, что происходит, он не может нести эту ответственность в одиночку (ст. 14). И вот ответ Бога: Он посылает Духа семидесяти старейшинам, чтобы они, исполнившись Духа, смогли разделить тяжкое бремя с Моисеем.
Остальному же народу (о, если бы все в народе были пророками! — ст. 29) Бог как бы говорит: «Хотите мяса — пожалуйста, но на Меня потом не пеняйте», — и мясо оказывается не в прок.
И мы опять видим: не в мясе дело, а в Духе.
Труден путь в Землю обетованную. Еще труднее выход из рабства...
Труден путь в Землю обетованную. Еще труднее выход из рабства... Читать далее
В видениях Престола Славы нередко присутствует определённого рода динамика, связанная с реализацией некоего плана Божия относительно отдельного человека или целого народа, как это было, к примеру, с Исайей Иерусалимским, для которого такое видение стало призванием на пророческое служение ( 6:6-8). Иоанну же у Престола Славы открывается Божий план спасения, касающийся всего человечества. Он видит исписанный со всех сторон и запечатанный семью печатями свиток («книгу»), которую никто не может ни распечатать, ни прочитать — факт, очень огорчающий апостола (ст. 1–4).
В контексте пророческой традиции свиток символизирует обычно данное Богом откровение, которое пророк должен вместить, проглотив свиток ( 2:8-3:3). Число семь, ассоциирующееся со священным семисвечником, символизирует в Книге Откровения полноту освящения мира и человека; как видно, семь печатей, которыми запечатан свиток, должны в таком случае символизировать соответствующую такой полноте освящения полноту откровения, т.е. полноту Царства. Неудивительно, что вместить эту полноту не способен никто, кроме Самого Спасителя, Который открывается Иоанну в виде жертвенного ягнёнка с семью глазами и семью рогами, символизирующими всеведение и всемогущество, полученные Им от Бога (ст. 6–8).
Образ Мессии, приближающегося к Престолу Славы, можно считать для апокалиптических книг традиционным ( 7:13-14). Но в Книге Откровения Иоанна, в контексте традиционной культовой символики, связанной со Скинией и с Храмом, этот образ приобретает облик приносимого в жертву ягнёнка («агнца»). Как видно, тем самым Бог обращает внимание Своего служителя на ту сторону служения Христа, которая связана с очищением мира и с его освящением, немыслимым без такого очищения, без освобождения мира от власти греха и его последствий. Эту сторону служения Спасителя можно было бы назвать священнической, именно в таком смысле Его называли Первосвященником и Искупителем, Тем, Кто освобождает от власти греха, от которой кроме Него никто другой освободить не может. И песнь обновления («новая песнь»), которую поют стоящие у Престола, подтверждает смысл происходящего (ст. 9–14).
Так Иоанну у Престола Славы открывается главный замысел Бога: очищение и освящение мира через приобщение его к тому Царству, которое принесёт в мир посланный Им Мессия.
В видениях Престола Славы нередко присутствует определённого рода динамика, связанная с реализацией...
В видениях Престола Славы нередко присутствует определённого рода динамика, связанная с реализацией... Читать далее
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||