Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на3 Декабря 2025

 

Очень редко удается встретиться с адекватной реакцией на апостольский призыв к повиновению. Обычно наблюдается одна из двух крайностей: либо резкий протест во имя «свободы личности», либо немедленный поиск какого-нибудь духовного авторитета для безоговорочного подчинения любому его решению.

Но апостол Петр дает две подсказки для правильного понимания его слов. Во-первых, речь идет о взаимном повиновении, то есть о том, чтобы каждый ставил интересы другого выше своих, другими словами — о взаимной любви. Во-вторых, он приводит замечательное слово «смиренномудрие», в котором соединяются вместе смирение и мудрость. Это значит, что наша мудрость призвана быть смиренной, то есть не гордынной, не превозносящейся над другими. Но важно также и чтобы смирение было мудрым, а не тем самоуничижением, которое «паче гордости». Наше повиновение другим не снимает нашей личной ответственности перед Богом за нашу жизнь.

Свернуть

Очень редко удается встретиться с адекватной реакцией на апостольский призыв к повиновению. Обычно наблюдается одна из двух крайностей...

скрыть

Очень редко удается встретиться с адекватной реакцией на апостольский призыв к повиновению. Обычно наблюдается одна из двух крайностей...  Читать далее

 

Слова Христа о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное, глубоко поразили Его слушателей. Многие, отнюдь не одни только фарисеи, были глубоко уязвлены этими словами, потому что мы все считаем благополучие главным признаком Божьего благоволения к человеку. Если же Иисус называет богатство препятствием для вхождения в Царство, то кто же может спастись? На это Господь говорит, что спастись не может никто. Именно эту страшную правду слышат и отвергают фарисеи в словах Христа. Вся надежда человека на то, что он может что-то сделать, чтобы достичь спасения, подрывается этими словами.

Это страшные слова, но в них нет ничего нового. За добрых полтысячи лет до Христа об этом говорили пророки Израиля. «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?», говорил пророк Иеремия в конце 7 века до Р.Х. ( 13:23). Гораздо важнее то, что открывает Иисус во второй половине той же фразы: «но все возможно Богу». Спасение, вхождение в Небесное Царство, говорит Господь, по силам Богу и, что еще важнее, Бог хочет этого спасения людей. Он многократно повторяет, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее и что Отец послал Его не губить души, а спасать. Нет воли Отца, чтобы погиб один из малых сих, говорит Иисус, но воля Отца в том, чтобы верующий в Сына не погиб, но имел жизнь вечную. Вот эта воля Отца о нашем спасении побеждает наше греховное бессилие, и это главная добрая новость — Благая Весть.

Свернуть

Слова Христа о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное, глубоко поразили Его...

скрыть

Слова Христа о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное, глубоко поразили Его...  Читать далее

 

Многочисленные исцеления, которые совершает Господь, становятся словно иллюстрацией к пророчеству Исайи — «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35:5-6). Мы видим, как сбывается то, о чем говорит пророк, мы видим, как Христос побеждает страшные, неисцелимые в нашем понимании болезни. Но Господь делает это не только для того, чтобы показать, что Он пришел воплотить то, о чем говорили пророки, Он исцеляет больных потому, что любит каждого, кого приносят к Нему. В Его глазах ценна жизнь каждого из нас. Мы видим, что Господь не просто дает, Господь дает с избытком. Он не только совершает все, о чем говорили пророки, Он не просто исцеляет больных, Он еще и заботится о том, чтоб все эти люди были накормлены. Он волнуется, что трудный обратный путь лишит их сил, лишит их радости от исцеления. И Его не останавливает то, что у учеников с собой есть лишь самая малость. И вот, милостью Божьей, накормлена вся четырехтысячная толпа, и при этом довольно много остается.

Мы тоже не так уж много можем предложить Богу, иногда у нас почти совсем ничего нет, да и каждый из нас неизмеримо мал рядом с Господом. И тогда нам становится стыдно — и правда, что же мы можем отдать Тебе, Господи? Но Господь показывает нам, как наша малость может стать источником пищи, помощи для наших братьев и сестер. Только это уже будет не наша сила, не наше могущество, это будет сила Его любви, Его милосердия и Его Духа.

Свернуть

Многочисленные исцеления, которые совершает Господь, становятся словно иллюстрацией к пророчеству Исайи...

скрыть

Многочисленные исцеления, которые совершает Господь, становятся словно иллюстрацией к пророчеству Исайи...  Читать далее

 
На Ин 7:1-36 

Наверное, это один из самых странных диалогов в Евангелии. Кажется, что иудеи просто не понимают, о чем говорит Иисус, а Он Сам отвечает не на их слова, а говорит какие-то не относящиеся к делу вещи. При этом, если рассматривать реплики народа и Иисуса по отдельности, то сразу обнаруживается их логическая связанность. Они просто ведут разговор (если это вообще разговор) в разные стороны. Господь говорит о Своей миссии — донести людям слово об Отце (ведь Он Сам — Слово Отца), а реплики толпы показывают ее полное непонимание.

Иногда кажется, что эта ситуация повторяется снова и снова — Христос говорит к нам через Евангелие, а мы отвечаем Ему совсем о другом. Это в какой-то мере естественно — ведь мы принадлежим к разным мирам (Он «от вышних», мы — «от нижних»), Он говорит о том, чего мы не видели, а Он видел. Это не лекция, это — свидетельство. И постигается оно только любовью и верностью учеников, которые, еще не вполне понимая, не совершенно веря, чувствуют, что Иисус говорит слова вечной жизни, и не хотят оставить Его.

Свернуть

Наверное, это один из самых странных диалогов в Евангелии. Кажется, что иудеи просто не понимают, о чем говорит...

скрыть

Наверное, это один из самых странных диалогов в Евангелии. Кажется, что иудеи просто не понимают, о чем говорит...  Читать далее

 

Описанная в Книге Чисел история разведчиков, отправленных для того, чтобы разузнать всё возможное о земле, которую предстояло завоевать, ещё раз и теперь уже с полной несомненностью показала, что ни к какой войне народ не готов. В самом деле: даже по виду возвратившихся людей, тащивших тяжёлую виноградную гроздь, легко было догадаться, что никто их не преследовал, так же, как и о том, что никакого особого сопротивления они не встретили. Такая ситуация в принципе делала вполне возможным завоевание земли вскоре после Исхода.

Достаточно было лишь продвинуться из оазиса Кадес-Варни на Синае, где жил тогда бежавший из Египта народ, на Север, в район Беэр-Шевы, а затем Хеврона, находящегося в южных предгорьях Иудеи. Собственно, именно так и сделали разведчики, не встретив сколько-нибудь серьёзного сопротивления — а значит, путь был открыт, и им мог пройти весь народ — если бы не боялся. Вот в этом самом «если» и была главная проблема. Народ боялся, и разведчики боялись тоже.

С перепугу обычные люди могут показаться великанами, а селения, окружённые невысокими глинобитными стенами — городами со стенами «до небес». Страх был совершенно иррациональным, однако признаваться в этом не хотелось — и тогда в ход пошли частично «увиденные», частично придуманные по дороге «страшилки». Самое же замечательное в том, что и весь народ поверил рассказам, которые вернее было бы назвать россказнями, и тоже собирался скорее вернуться в Египет, чем идти в ту землю, которая была совсем рядом, в пределах досягаемости.

Конечно, проникнув в Палестину с юга, завоевателям раньше или позже пришлось бы столкнуться с серьёзным сопротивлением местных жителей, но по дороге, которая заняла бы достаточное количество времени, они уже могли бы кое-чему научиться, в том числе и войне. Завоевание всей земли не стало бы лёгкой прогулкой, но основаться в южных предгорьях Иудеи можно было уже при жизни первого поколения выходцев из Египта. Если бы, конечно, сами люди решились на это. Они не решились — и перспектива вхождения в землю отдалилась, притом существенно. Теперь надо было ждать, пока сменится поколение. Так выбор людей корректирует Божьи планы — и всегда не в лучшую сторону.

Свернуть

Описанная в Книге Чисел история разведчиков, отправленных для того, чтобы разузнать всё возможное о земле, которую предстояло завоевать, ещё раз и теперь уже с полной несомненностью показала, что ни к какой войне народ...

скрыть

Описанная в Книге Чисел история разведчиков, отправленных для того, чтобы разузнать всё возможное о земле, которую предстояло завоевать, ещё раз и теперь уже с полной несомненностью показала, что ни к какой войне народ...  Читать далее

 

Картина Суда, как видно, открывается апостолу буквально с разных точек зрения. До сих пор он видел Суд таким, каким его предстоит увидеть и пережить миру; теперь Бог показывает ему Свою Церковь и то, каким Суд открывается ей. Четыре ангела на четырёх концах земли, удерживающие четыре ветра (ст. 1), по-видимому, олицетворяют собой ту силу Божию, благодаря которой мир, несмотря на свою повреждённость грехом, не обращается в хаос. Тем самым Бог исполняет обещание, данное ещё Ною, а в его лице — всем праведникам всех времён и народов, которым было обещано, что потоп, погубивший мир и уничтоживший человечество, больше не повторится ( 9:8-11). Но теперь, в конце времён, всё меняется, мир ждёт преображение, а прежнему порядку вещей приходит конец. Пребывающие в мире видят лишь сворачивающееся, подобно свитку, небо и уходящую из-под ног землю ( 6:12-14); те же, кому открыта духовная реальность, реальность Царства, видят, подобно Иоанну, Церковь, приготовившуюся к встрече возвращающегося во славе Спасителя.

Члены её получают особый знак, Божию печать, которая связывает их с Тем, Кого они ожидают (ст. 2–3). Двенадцать племён, из которых состоит народ Божий, символически указывают здесь на полноту Церкви, как и число 144 000, которое предполагает 12 000 человек от каждого из двенадцати племён (ст. 4–8). Речь в данном случае идёт, разумеется, о числовой символике: тысяча человек считалась полноценным представительством, если племя могло выставить для войны тысячу боеспособных мужчин, на него смотрели, как на самостоятельное и, в известном смысле, самодостаточное. Церковь, как новый народ Божий, к моменту завершения мировой истории представляет собой именно такую полноту. Ничего удивительного в этом нет: ведь её история началась в день Пятидесятницы, и каждый век христианства прибавлял к небесной Церкви новых членов; и вот теперь, в день Суда, возвращения Спасителя и торжества Царства она готова предстать перед своим Главой во всей полноте.

Но есть и другие, те, кто пришёл в самый день Суда, по слову одного из стоящих у Престола старцев, «от великой скорби» (ст. 14). Прежде они, быть может, и не думали вовсе ни о Боге, ни о Царстве; но когда наступил решающий день, день последнего выбора, их выбор оказался правильным, и теперь они вместе со всей Церковью поют песнь обновления и ожидают Того, Кого, возможно, прежде и не знали, но теперь наверняка узнают (ст. 9–12).

Свернуть

Картина Суда, как видно, открывается апостолу буквально с разных точек зрения. До сих пор он видел Суд таким, каким...

скрыть

Картина Суда, как видно, открывается апостолу буквально с разных точек зрения. До сих пор он видел Суд таким, каким...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).