Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.
«Потоки слёз текут из глаз моих потому, что не сохранил я Торы Твоей» — восклицает гимнограф. Что он имеет в виду? Отчего слёзы? Проще всего объяснить их чисто психологически, связав с религиозными переживаниями человека, ощущающего своё несоответствие тому религиозному идеалу, которому он, по собственному мнению, должен...
«Потоки слёз текут из глаз моих потому, что не сохранил я Торы Твоей» — восклицает гимнограф. Что он имеет в виду? Отчего слёзы? Проще всего объяснить их чисто психологически, связав с религиозными переживаниями человека, ощущающего своё несоответствие тому религиозному идеалу, которому он, по собственному мнению, должен соответствовать. Тут, конечно, возможны и раскаяние, и разочарование в собственных силах, и даже уныние: всё это может легко привести к слезам. Если бы вопрос следования Торе был вопросом чисто религиозным, такого объяснения было бы вполне достаточно.
Однако вопрос следования Торе, вопрос о пути праведности не есть вопрос чисто религиозный. Тут больше, чем религия, тут духовная жизнь во всей её полноте, которая не вмещается ни в какие религиозные рамки: ведь духовная жизнь включает в себя отношения с Богом и с людьми во всей их полноте, а этой полноте тесны рамки любой религии.
Отношения с Богом же, в свою очередь, предполагают неуклонное, последовательное соблюдение данных Им заповедей в повседневной жизни. Тут и труд, и искусство, и навык, и помощь Божия: путь праведности — путь Божий, а становление праведника — процесс богочеловеческий, и без усилий человека он немыслим.
В ходе этого процесса и формируется в сердце и в душе человека то, что называется в иудаизме внутренней Торой: тот духовный стержень, который становится основой всей жизни человека, определяя его ценностную систему, поведенческие модели, принимаемые решения, выбор, делаемый в конкретной ситуации.
Сформировать такой стержень очень непросто, тут нужны время и усилия, а вот разрушить его очень легко. Тут не нужно даже какого-то серьёзного, как говорят иногда, «смертного» греха, достаточно лишь на протяжении сравнительно не очень долгого времени жить и действовать вопреки нормам внутренней Торы.
Праведность в этом отношении похожа на музыкальные или спортивные навыки: приобрести их нелегко, нужны время и усилия, а потерять проще простого: достаточно лишь не практиковаться на протяжении достаточного (как правило, не очень долгого) времени. Зато когда обнаруживается, что навык утрачен, человек обычно хватается за голову: ведь теперь ему предстоит если не всё, то многое начинать с начала!
То же и с навыком праведной жизни: приобрести его нелегко, а утратить очень просто. И утративший его человек, понимая, что он утратил, будет огорчён не меньше того, кто утратил навык спортивный или музыкальный. Слезами, конечно, тут делу не поможешь, но как первая реакция на вдруг обнаружившуюся потерю они очень понятны и естественны.
Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
Самый длинный из псалмов. Содержит хвалу Закона, как богооткровенного правила жизни. Понятие Закона Божия обозначается синонимическими именами: Закон, Слово, Заповеди, Уставы, Суды, Повеления, Оправдания, Пути, Откровения. В каждом ст псалма непременно встречается одно из этих синонимических значений. Псалом, будучи алфавитным, состоит, по числу букв, из двадцати двух строф, каждая из которых начинается с новой буквы. Каждая строфа содержит восемь стихов и развивает одну основную мысль.
В еврейской Библии этот псалом не имеет надписания, в греческой же и Вульгате он, как и все псалмы, начиная с 110, надписывается — «аллилуйя». Псалом — алфавитный, причем каждой буквой еврейской азбуки начинается не один стих, как в тех псалмах, которые уже встречались у нас, а строфа в 8 стихов, а потому всех стихов в псалме 176, строф же 22, по числу знаков еврейской азбуки. Псалом можно считать написанным во время Ездры и Неемии, так как указания псалма на нестроения жизни, вроде враждебных отношений к иудеям правительства (23, 46), появление среди самих иудеев отступников (21, 53, 150), равно также многочисленные указания, что праведник боролся и находил защиту и подкрепление только в вере в Господа и следовании Его закону (ст. 1-8, 14, 20, 24 и др.) совпадают с положением евреев в эпоху деятельности Ездры и Неемии, когда персидские цари мешали евреям по проискам самарян устроению их гражданской, политической и религиозной жизни, когда евреи за свою верность закону подвергались прямым даже преследованиям, напр., при Артаксерксе 3-м, его военачальник Вагоз обложил жертвоприношения податью; известный Артаксеркс Лонгиман издал даже повеление по проискам царедворца об истреблении иудеев (Есф 3:8-14). В это время у евреев было много отступников от веры отцов.
Содержание псалма посвящено уяснению высоты содержания закона Божия и выяснению его благодетельного значения для человека. Несмотря на обширность псалма и кажущуюся повторяемость многих мыслей, он, однако, по выражению преосв. Феофана (см. толкование на этот псалом, введение к нему), полон разнообразия или в уяснении свойств закона, или разных его оттенков, так что для углубляющегося в его чтение представляет неистощимый материал для назидания. Указанный труд преосв. автора ознакомит желающего с деталями, оттенками содержания псалма, в его нравовоспитательном понимании, мы же здесь остановимся лишь на тех местах, которые за некоторой темнотою нуждаются в выяснении прямого, буквального смысла.
Содержание псалма представляет мало указаний на внешнее положение писателя, более же всего говорит о том, какие чувства и мысли вызываются в нем при чтении закона. В нем одном он находит отраду и успокоение, почерпает веру в торжество правды и энергию для своей деятельности. Такое содержание псалма ясно свидетельствует о том, что враждебные действия ненавистников евреев ставили последним препятствия, которые останавливали и тормозили их начинания. Но тяжесть такого положения не без просвета: писатель находил возможность радоваться и благодарить Господа за проявление Его судов (ст. 164), т. е. бывали моменты, когда деятельность врагов его была бесплодной. Общий угнетенный тон содержания псалма с проблесками света и радости в писателе подтверждает высказанное в начале псалма предположение о времени его происхождения в эпоху Ездры, когда против евреев велась интрига при дворе, вызвавшая запрещение евреям постройки храма и другие преследования и когда руководителям еврейского народа усиленно приходилось разоблачать ложь и клеветы врагов и частично вызывать проблески благоволения персидского правительства.
Так как писатель везде проповедует о необыкновенно возвышающем действии закона на душу человека, равно так же и о том, что следование уставам Господа является верным источником и внешнего благополучия человека на земле, то на него должно было действовать удручающе всякое нарушение повелений Божиих, которое он где-либо видел: он с горьким сожалением оплакивает таких заблуждающихся людей.
В этом псалме пророк описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: Закон, словеса Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.
Исходища водная изведосте очи мои. Много пролил я слез, оплакивая преступающих Закон Твой.