Весть о рождении Мессии - радостная, для всех и для каждого; не только для тех, кто позже станут называться христианами, но и для всех, кто духовную жизнь принимает всерьёз. Конечно, больше всех Его ждали именно евреи, народ Божий - они одни только тогда и могли понять, что произошло и что означает благая весть. Остальные могли лишь догадываться.
Но дело ведь не только в том, кто и что понимает, хотя для духовной жизни осознание играет ключевую роль. Дело ещё и в том, что именно произошло — в Царстве, которое, по словам Спасителя, «приблизилось». А вот это уже вполне могут почувствовать не только христиане: человек может ничего не знать о Мессии, о народе Божьем, вообще об истории Завета и о спасении, но ощутить дыхание Царства может каждый ищущий.
Весьма примечательна в этом смысле трансформация, которую претерпели в христианскую эпоху некоторые восточные учения — например, индуизм или буддизм. Разве можно было представить в дохристианские времена, чтобы индус, даже будучи последовательным монотеистом, избравшим путь йоги, назвал Бога Небесным Отцом? А в современном индуизме такое встречается, и дело здесь отнюдь не во влиянии христианских миссионеров: это — дыхание того самого Царства, которое не вмещается ни в какие религиозные рамки, Царства, открытого каждому, кто стремится к подлинной духовной жизни, к какой бы традиции он ни принадлежал.
Конечно, Царства не бывает без Царя. Но ищущий не всегда знает о Царе сразу - порой он узнаёт о Царстве раньше, чем о Том, Кто в нём правит. Но Царь рад каждому приходящему. А познакомиться с Царём можно и после того, как узнаешь о Царстве, прикоснёшься к нему, поймёшь, что шёл именно сюда и пришёл туда, куда давно хотел попасть. До полного торжества Царства, до возвращения Христа во славе время ещё есть - а значит, есть время и у ищущих встретиться с Царём, познакомиться с Ним, осознать, с Кем встретились, вручить себя Ему.
Конечно, непосредственным представительством Царства на земле должна быть в первую очередь Церковь. Но она не всегда на высоте соответствия этой задаче, а Сам Христос никогда не говорил, что Он ограничит Свою деятельность в мире рамками земной Церкви. Он обещал не оставлять её, но не обещал нам, как христианам, эксклюзивных прав на Царство. Ведь это Его Царство и Его Церковь, и только Ему решать, как далеко оно распространится и кто сможет к нему приобщиться.
