Библия-Центр
РУ

Новость дня на 21 Июля 2018

Говоря о делах, которые «делаются под солнцем», Экклесиаст называет их «непостижимыми». Что он имеет в виду? Неужели наука ничего не стоит? Конечно, в его времена наука знала куда меньше, чем в наши дни, но наука всегда оставалась наукой, в основных своих чертах научное познание было в те времена таким же, как и сегодня.

Дело тут не в науке как таковой, а в том, что во времена Экклесиаста называлось мудростью. Мудростью же тогда называлось не научное знание само по себе и даже не знание, как таковое. Мудрым называли не знатока-интеллектуала, а человека, понимающего, кто он, откуда и зачем пришёл в мир, куда идёт. Мудрость заключалась в том, чтобы ответить на вопрос не «как», а «почему».

Это был всё тот же старый, но и по сей день актуальный вопрос о смысле жизни. И Экклесиаст, очевидно, понял, что знание как таковое на него не отвечает. Наука может исследовать многое, человеческий разум вовсе не так слаб, как иногда говорят об этом верующие люди, но главного одним разумом не понять.

В самом деле: вопрос о смысле, вопрос «почему» и «зачем» — не научный, одного разума тут мало. В конечном счёте ответ на этот вопрос известен одному Богу. В сотворённой Богом природе, которую исследует наука, ответа нет: ни камни, ни деревья, ни животные не только не знают его, но даже не задаются таким вопросом. За камни, деревья и животных на вопрос о смысле их существования отвечает Сам Бог, но ни камни, ни деревья, ни животные не в состоянии понять и даже услышать Его ответов.

Человеку дано больше: он может и должен понять, почему и зачем живёт на свете он сам, так же, как и то, для чего ему дан тот мир, в который он помещён Богом. Но для ответа обращаться нужно не к миру, а к Богу. На первый план тут выходит не интеллект, не разум, а вера, вера как, прежде всего, доверие к Богу, как умение задать Ему вопрос и услышать ответ.

От Бога можно узнать о смысле всего на свете, если только Он сочтёт нужным рассказать. Тогда-то, получив ответ на главные вопросы, человек и становится по-настоящему мудрым: его жизнь обретает цель и смысл, ради которых только и стоит жить.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

В 8-й главе Экклезиаст обращается к социальной стороне жизни, и приводит несколько весьма существенных выводов... 

 

Слова Экклезиаста утверждают величие царской власти, которой, как кажется, никто не в силах воспротивиться... 

 

Так что же такое мудрость? Есть ли в ней хоть какой-нибудь смысл? Оказывается, есть: она позволяет человеку ориентироваться в происходящем. Это не тот высший смысл, который остаётся Божьей тайной, это смысл земной, доступный человеку... 

Вопрос-ответ

 В чём заключаются 2 варианта жизнепонимания (что общего, что различного) в книге Екклесиаста и в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 5-7 главы)? В чём состоит цель, смысл и ценность жизни?
 

Оба этих библейских текста, столь различные на первый взгляд, отражают единое жизнепонимание. Основа жизнепонимания Екклесиаста, пожалуй, в том, что в рамках земной жизни все, что кажется человеку ценным и значимым, на самом деле  — суета и погоня за ветром. Екклесиаст ищет и не находит на земле ничего, к чему стоило бы... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).