Библия-Центр
РУ

Новость дня на 7 Декабря 2020

Слова лидеров фарисейского движения о том, что пророк «из Галилеи не приходит», имеют свои исторические основания. С одной стороны, Галилея — часть той земли, которую Бог обещал Своему народу, она входит в определённые Богом границы этой земли, и, будучи её частью, Галилея, разумеется, ничуть не хуже любой другой из её частей.

Но исторически сложилось так, что в период Второго Храма, когда формировалась традиционная иудейская теология и складывались богословские школы, Галилея оказалась на периферии иудейского мира. Тут не было крупных школ или академий, подобных тем, какие были, к примеру, в Иерусалиме, Вавилоне или Александрии, эта земля не знала известных всему еврейскому миру учителей, да и из поздних пророков никто не был уроженцем Галилеи и никто там не проповедовал.

С богословской и духовной точки зрения на Галилею смотрели, как на глубокую провинцию. Там были, конечно, еврейские общины, но в евангельские времена Галилея была полуязыческой областью, где к тому же были довольно сильны влияния неортодоксальных иудейских течений наподобие ессейского. Неудивительно, что из Галилеи учёные знатоки и преподаватели Торы, равно, как и духовные лидеры фарисейского движения, не ждали ничего интересного. Оттуда не мог появиться ни пророк, ни Мессия.

Да и вообще, там жил тот самый народ, который, по словам учёных раввинов, «невежда в Торе», а потому «проклят». Конечно, речь шла не о том, что жившие в Галилее верующие евреи не читали Торы: такое было просто невозможно. Речь шла о незнании этими простыми верующими той учёной, богословской традиции, носителями которой вожди фарисейского движения считали себя.

Они-то, эти вожди, и были абсолютно уверены, что и пророки, и даже сам Мессия могут быть связаны теперь только с их средой, что Бог смотрит на них так же, как смотрят на себя они сами, видя в них духовную элиту еврейского народа, тот самый мессианский остаток, которым фарисеи с гордостью провозглашали сами себя. Они не могли допустить даже мысли о том, что Бог смотрит на дело иначе.

Потому-то так легко отказываются они принимать всерьёз вполне, в общем-то, резонные доводы столь уважаемого и авторитетного в Синедрионе и в фарисейском братстве человека, как Никодим: для них тут нет вопроса и не о чем говорить. Неудивительно, что такая позиция делает для них совершенно неприемлемой фигуру Иисуса из Назарета, как Мессии: такого просто не может быть, потому, что «не может быть никогда». И путь в Царство оказывается для них закрыт. Не из-за того, что они были защитниками и хранителями традиции, а из-за того, что в центре этой традиции они видели не Бога, а самих себя.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Всё-таки потрясающая логика у фарисеев и первосвященников. Какая разница, как говорит Этот Человек. Есть основной критерий: что сказало начальство... 

 

Сегодняшнее чтение позволяет нам увидеть, во что может превратиться религиозность при полном игнорировании живого... 

 

Что нам важнее в христианстве? Этот вопрос сам собой появляется, когда читаешь такие строки из Евангелия, когда... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).