Одним из самых необъяснимых явлений для верующих во все времена было то, что Бог допускает иногда разрушение Своих святилищ и осквернение Своих святынь. Для язычника разрушение его храмов и осквернение его алтарей врагами могло означать только одно: его боги проиграли войну, они побеждены другими, более сильными богами или духами, так же, как армия его страны оказалась разгромлена вражеской армией.
Так мог думать язычник; но что оставалось думать верующим яхвистам, чей Храм после вавилонского нашествия лежал в руинах подобно множеству других, языческих храмов? Неужели Яхве проиграл войну? Неужели Он уступил Бел-Мардуку, покровителю Вавилона и его царя?
Первой реакцией на это невероятное событие была уверенность в том, что произошло какое-то недоразумение, которое вскоре разрешится. Все были вначале уверены, что власть вавилонян — это ненадолго, что очень скоро в результате победоносного восстания (поддержанного, впрочем, египтянами, которые были такими же язычниками, как и вавилоняне, с которыми они враждовали) враг будет изгнан из священного города, а осквернённый им Храм будет очищен, и в нём возобновятся богослужения и жертвоприношения.
Но после того, как восстание потерпело поражение, а Храм был уже не просто осквернён, но разрушен до основания, стало ясно, что никакого недоразумения нет. Это могло ввести верующих яхвистов в самый настоящий ступор: мог ли Яхве уступить языческим богам, мог ли Он отдать Свой народ и Свой дом врагам? Как такое могло произойти?
Автору псалма остаётся надеяться лишь на заключённый когда-то с Богом союз-завет: если бы Бог и вспомнил Свой народ, то лишь благодаря этому завету. Такой подход предполагал и то, что постигшая народ катастрофа не случайна, что она — следствие многочисленных измен и отступничества, которые ей предшествовали.
Одному из Своих пророков, Иезекиилю, Бог прямо показывает это в видении: он видит, что Храм стал фактически местом, где торжествует язычество и разврат, так, что Богу в нём уже не осталось места. Храм рухнул задолго до катастрофы, а вавилонские солдаты, его осквернившие, лишь сделали видимым то, что прежде было скрыто.
Пророку было открыто и другое: Бог не оставит Своих верных, и плен — не навсегда. Настанет день, когда народ обновится духовно, и Бог вновь откроет ему путь на землю отцов, вернувшись в Свой Храм, который будет заново отстроен на прежнем месте. Это возвращение и станет торжеством восстановленного союза-завета, на которое надеется автор псалма.