Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иер 14:21

Поделиться
21 
Не отрини нас ради имени Твоего;
  не унижай престола славы Твоей:
  вспомни, не разрушай завета Твоего с нами.
Свернуть

Эта молитва пророка Иеремии, прозвучавшая больше двух с половиной тысяч лет назад, очень важна для всякого человека. Дело в том, что стереотипы нашей религиозной психологии таковы, что мы весьма склонны заботиться о том, чтобы нас было за что похвалить. Может быть, это результат двоек и пятерок, которые нам ставили в школе... Нам кажется, что это мы должны стараться делать что-то, ради чего Бог нас не отвергнет. Но, как говорит апостол Павел, «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»...

Нет ничего, чем мы могли бы заслужить помилование, и потому вообще бессмыленно вести диалог с Богом в терминах заслуг. Не отвергни нас ради имени Своего, то есть ради Тебя Самого, молится пророк. «Не ради правд наших», как выразился в одной молитве свт. Василий Великий, но ради Тебя Самого. И только в этом случае наше упование становится настолько прочным, что, по слову Христа, мы можем идти и приносить плод.

Другие мысли вслух

 
На Иер 14:1-22
Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия.
Плачет Иуда,
  ворота его распались,
почернели на земле,
  и вопль поднимается в Иерусалиме.
Вельможи посылают слуг своих за водою;
  они приходят к колодезям
и не находят воды;
  возвращаются с пустыми сосудами;
пристыженные и смущенные,
  они покрывают свои головы.
Так как почва растрескалась оттого,
  что не было дождя на землю,
то и земледельцы в смущении
  и покрывают свои головы.
Даже и лань рождает на поле и оставляет детей,
  потому что нет травы.
И дикие ослы стоят на возвышенных местах
  и глотают, подобно шакалам, воздух;
глаза их потускли,
  потому что нет травы.
Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас,
  но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего;
отступничество наше велико,
  согрешили мы пред Тобою.
Надежда Израиля,
  Спаситель его во время скорби!
Для чего Ты — как чужой в этой земле,
  как прохожий, который зашел переночевать?
Для чего Ты — как человек изумленный,
  как сильный, не имеющий силы спасти?
И однако же Ты, Господи, посреди нас,
  и Твое имя наречено над нами;
  не оставляй нас.
10 
Так говорит Господь народу сему:
за то, что они любят бродить,
  не удерживают ног своих,
за то Господь не благоволит к ним,
  припоминает ныне беззакония их
  и наказывает грехи их.
11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. 12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
13 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: "не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте". 14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. 15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки, 16 и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их — они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их.
17 
И скажи им слово сие:
да льются из глаз моих слезы ночь и день,
  и да не перестают;
ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего,
  тяжким ударом.
18 
Выхожу я на поле —
  и вот, убитые мечом;
вхожу в город —
  и вот истаевающие от голода;
даже и пророк и священник бродят по земле
  бессознательно.
19 
Разве Ты совсем отверг Иуду?
  Разве душе Твоей опротивел Сион?
Для чего поразил нас так,
  что нет нам исцеления?
Ждем мира, и ничего доброго нет;
  ждем времени исцеления, и вот ужасы.
20 
Сознаем, Господи, нечестие наше,
  беззаконие отцов наших;
  ибо согрешили мы пред Тобою.
21 
Не отрини нас ради имени Твоего;
  не унижай престола славы Твоей:
  вспомни, не разрушай завета Твоего с нами.
22 
Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь?
  или может ли небо само собою подавать ливень?
не Ты ли это, Господи, Боже наш?
  На Тебя надеемся мы;
  ибо Ты творишь все это.
Свернуть
Оказавшись на грани гибели, человек вынужден переосмыслить свои представления о Боге...  Читать далее

Оказавшись на грани гибели, человек вынужден переосмыслить свои представления о Боге. Иеремия находится между двумя несовместимыми способами представить ситуацию. С одной стороны, происходящие бедствия исходят от Бога, это наказание на неверие, и поэтому Бог не поможет и даже не будет слушать мольбы о помощи. Но с другой — пророк не в силах отказаться от уверенности в том, что «Божье имя наречено над нами», что Бог, несмотря ни на что, остается единственной надеждой и спасением Израиля. В этом парадоксе сходится требовательный, справедливый и наказывающий Бог и — Бог прощающий и спасающий. И разрешить это противоречие можно только одним способом: сочетать эти два противоположных образа в одном слове «ТЫ». Это и есть молитва, это и есть покаяние, это прямое столкновение с той реальностью Бога, которая не укладывается в стройную схему каких-либо представлений.

Свернуть
 
На Иер 14:1-22
Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия.
Плачет Иуда,
  ворота его распались,
почернели на земле,
  и вопль поднимается в Иерусалиме.
Вельможи посылают слуг своих за водою;
  они приходят к колодезям
и не находят воды;
  возвращаются с пустыми сосудами;
пристыженные и смущенные,
  они покрывают свои головы.
Так как почва растрескалась оттого,
  что не было дождя на землю,
то и земледельцы в смущении
  и покрывают свои головы.
Даже и лань рождает на поле и оставляет детей,
  потому что нет травы.
И дикие ослы стоят на возвышенных местах
  и глотают, подобно шакалам, воздух;
глаза их потускли,
  потому что нет травы.
Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас,
  но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего;
отступничество наше велико,
  согрешили мы пред Тобою.
Надежда Израиля,
  Спаситель его во время скорби!
Для чего Ты — как чужой в этой земле,
  как прохожий, который зашел переночевать?
Для чего Ты — как человек изумленный,
  как сильный, не имеющий силы спасти?
И однако же Ты, Господи, посреди нас,
  и Твое имя наречено над нами;
  не оставляй нас.
10 
Так говорит Господь народу сему:
за то, что они любят бродить,
  не удерживают ног своих,
за то Господь не благоволит к ним,
  припоминает ныне беззакония их
  и наказывает грехи их.
11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. 12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
13 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: "не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте". 14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. 15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки, 16 и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их — они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их.
17 
И скажи им слово сие:
да льются из глаз моих слезы ночь и день,
  и да не перестают;
ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего,
  тяжким ударом.
18 
Выхожу я на поле —
  и вот, убитые мечом;
вхожу в город —
  и вот истаевающие от голода;
даже и пророк и священник бродят по земле
  бессознательно.
19 
Разве Ты совсем отверг Иуду?
  Разве душе Твоей опротивел Сион?
Для чего поразил нас так,
  что нет нам исцеления?
Ждем мира, и ничего доброго нет;
  ждем времени исцеления, и вот ужасы.
20 
Сознаем, Господи, нечестие наше,
  беззаконие отцов наших;
  ибо согрешили мы пред Тобою.
21 
Не отрини нас ради имени Твоего;
  не унижай престола славы Твоей:
  вспомни, не разрушай завета Твоего с нами.
22 
Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь?
  или может ли небо само собою подавать ливень?
не Ты ли это, Господи, Боже наш?
  На Тебя надеемся мы;
  ибо Ты творишь все это.
Свернуть
Снова, как и во дни Илии, народ погряз в языческом нечестии, и снова на страну обрушилась засуха. Но теперь всё гораздо хуже. Если во времена Илии скрыто от посторонних глаз сохранялось немалое число верных...  Читать далее

Снова, как и во дни Илии, народ погряз в языческом нечестии, и снова на страну обрушилась засуха. Но теперь всё гораздо хуже. Если во времена Илии скрыто от посторонних глаз сохранялось немалое число верных, не склонившихся перед языческими божествами, то теперь верный остаток сильно поредел. И вот Господь до такой степени отворачивается от неверного народа, что даже просит Иеремию не молиться о нём. Заметим, однако, что запрет молиться за грешников не отрицает возможности покаянной молитвы самих грешников. Господь вовсе не собирался отказывать народу в Своей помощи. Но любое благо, поданное нераскаянному народу, не пойдёт ему на пользу.

Важный урок, преподанный здесь — необходимость осторожного отношения к словам, возвещаемым пророками. Увы, не все пророчества исходят от Бога, многие из них — мечты сердца своего, принимаемые за голос свыше. Но виртуальные построения лжепророков непременно рухнут. Подаваемые ими ложные надежды развеются.

Господь же сурово и нелицеприятно предупреждает народ о заслуженных им бедствиях. Но подлинный пророк, возвещающий Его волю, а не собственные пожелания, не утрачивает надежды на Его милость. Осознавая всю справедливость Божьего гнева, такой пророк всё равно не допускает разрушения завета между Господом и Его народом, как бы ни поредело число верных.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).