Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Плач 1:1-22

Поделиться
 
– алеф
Как одиноко сидит город,
  некогда многолюдный!
он стал, как вдова;
  великий между народами,
князь над областями
  сделался данником.
 
– бет
Горько плачет он ночью,
  и слезы его на ланитах его.
Нет у него утешителя
  из всех, любивших его;
все друзья его изменили ему,
  сделались врагами ему.
 
– гимел
Иуда переселился по причине бедствия
  и тяжкого рабства,
поселился среди язычников,
  и не нашел покоя;
все, преследовавшие его, настигли его
  в тесных местах.
 
– далет
Пути Сиона сетуют,
  потому что нет идущих на праздник;
все ворота его опустели;
  священники его вздыхают,
девицы его печальны,
  горько и ему самому.
 
– ге
Враги его стали во главе,
  неприятели его благоденствуют,
потому что Господь наслал на него горе
  за множество беззаконий его;
дети его пошли
  в плен впереди врага.
 
– вав
И отошло от дщери Сиона
  все ее великолепие;
князья ее — как олени,
  не находящие пажити;
обессиленные они пошли
  вперед погонщика.
 
– заин
Вспомнил Иерусалим,
  во дни бедствия своего и страданий своих,
о всех драгоценностях своих,
  какие были у него в прежние дни,
  тогда как народ его пал от руки врага,
и никто не помогает ему;
  неприятели смотрят на него
и смеются над его субботами.
 
– хет
Тяжко согрешил Иерусалим,
  за то и сделался отвратительным;
все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением,
  потому что увидели наготу его;
и сам он вздыхает
  и отворачивается назад.
 
– тет
На подоле у него была нечистота,
  но он не помышлял о будущности своей,
и поэтому необыкновенно унизился,
  и нет у него утешителя.
"Воззри, Господи, на бедствие мое,
  ибо враг возвеличился!"
 
– йод
10 
Враг простер руку свою
  на все самое драгоценное его;
он видит, как язычники
  входят во святилище его,
о котором Ты заповедал,
  чтобы они не вступали в собрание Твое.
 
– каф
11 
Весь народ его вздыхает,
  ища хлеба,
отдает драгоценности свои за пищу,
  чтобы подкрепить душу.
"Воззри, Господи, и посмотри,
  как я унижен!"
 
– ламед
12 
Да не будет этого с вами, все проходящие путем!
  взгляните и посмотрите,
есть ли болезнь, как моя болезнь,
  какая постигла меня,
какую наслал на меня Господь
  в день пламенного гнева Своего?
 
– мем
13 
Свыше послал Он огонь
  в кости мои, и он овладел ими;
раскинул сеть для ног моих,
  опрокинул меня,
сделал меня бедным
  и томящимся всякий день.
 
– нун
14 
Ярмо беззаконий моих связано в руке Его;
  они сплетены
и поднялись на шею мою;
  Он ослабил силы мои.
Господь отдал меня в руки,
  из которых не могу подняться.
 
– самех
15 
Всех сильных моих Господь низложил
  среди меня,
созвал против меня собрание,
  чтобы истребить юношей моих;
как в точиле, истоптал Господь
  деву, дочь Иуды.
 
– аин
16 
Об этом плачу я;
  око мое, око мое изливает воды,
ибо далеко от меня утешитель,
  который оживил бы душу мою;
дети мои разорены,
  потому что враг превозмог.
 
– пе
17 
Сион простирает руки свои,
  но утешителя нет ему.
Господь дал повеление о Иакове
  врагам его окружить его;
Иерусалим сделался
  мерзостью среди них.
 
– цаде
18 
Праведен Господь,
  ибо я непокорен был слову Его.
Послушайте, все народы,
  и взгляните на болезнь мою:
девы мои и юноши мои
  пошли в плен.
 
– коф
19 
Зову друзей моих,
  но они обманули меня;
священники мои и старцы мои
  издыхают в городе,
ища пищи себе,
  чтобы подкрепить душу свою.
 
– реш
20 
Воззри, Господи, ибо мне тесно,
  волнуется во мне внутренность,
сердце мое перевернулось во мне
  за то, что я упорно противился Тебе;
отвне обесчадил меня меч,
  а дома — как смерть.
 
– шин
21 
Услышали, что я стенаю,
  а утешителя у меня нет;
услышали все враги мои о бедствии моем
  и обрадовались, что Ты соделал это:
о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою,
  и они стали бы подобными мне!
 
– тав
22 
Да предстанет пред лице Твое вся злоба их;
  и поступи с ними
так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои,
ибо тяжки стоны мои,
  и сердце мое изнемогает.
Свернуть

Сегодня мы начинаем читать книгу «Плач Иеремии». Предание о том, что ее написал сам Иеремия, основывалось на указании 2 Пар 35:25 и подтверждалось содержанием поэмы, действительно отражающим его эпоху. Но современные исследования, основанные на изучении текста книги, полагают, что Плач написал человек, изощренный в поэтическом искусстве, в то время как Иеремия выражал свой религиозный опыт более непосредственно. Не смотря на краткость, книга отличается сложностью построения: она состоит из четырех так называемых алфавитных стихотворений, а пятое, заключительное, содержит ровно двадцать два стиха по числу букв еврейского алфавита.

Текст сегодняшнего чтения написан в жанре погребальных плачей. Перед нами униженный и разрушенный Иерусалим, народ, переживающий изгнание и попрание всего того, что составляло гордость и славу. Но бедствия эти не месть и не гнев, а всего лишь последствия неверности договору, несоблюдения Завета, который был заключен на Синае. Господь предлагал тогда выбрать «жизнь и добро или смерть и зло». Народ не захотел выбрать жизнь, и вот смерть уже предъявила свой страшный счет.

Другие мысли вслух

 
На Плач 1:1-22
 
– алеф
Как одиноко сидит город,
  некогда многолюдный!
он стал, как вдова;
  великий между народами,
князь над областями
  сделался данником.
 
– бет
Горько плачет он ночью,
  и слезы его на ланитах его.
Нет у него утешителя
  из всех, любивших его;
все друзья его изменили ему,
  сделались врагами ему.
 
– гимел
Иуда переселился по причине бедствия
  и тяжкого рабства,
поселился среди язычников,
  и не нашел покоя;
все, преследовавшие его, настигли его
  в тесных местах.
 
– далет
Пути Сиона сетуют,
  потому что нет идущих на праздник;
все ворота его опустели;
  священники его вздыхают,
девицы его печальны,
  горько и ему самому.
 
– ге
Враги его стали во главе,
  неприятели его благоденствуют,
потому что Господь наслал на него горе
  за множество беззаконий его;
дети его пошли
  в плен впереди врага.
 
– вав
И отошло от дщери Сиона
  все ее великолепие;
князья ее — как олени,
  не находящие пажити;
обессиленные они пошли
  вперед погонщика.
 
– заин
Вспомнил Иерусалим,
  во дни бедствия своего и страданий своих,
о всех драгоценностях своих,
  какие были у него в прежние дни,
  тогда как народ его пал от руки врага,
и никто не помогает ему;
  неприятели смотрят на него
и смеются над его субботами.
 
– хет
Тяжко согрешил Иерусалим,
  за то и сделался отвратительным;
все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением,
  потому что увидели наготу его;
и сам он вздыхает
  и отворачивается назад.
 
– тет
На подоле у него была нечистота,
  но он не помышлял о будущности своей,
и поэтому необыкновенно унизился,
  и нет у него утешителя.
"Воззри, Господи, на бедствие мое,
  ибо враг возвеличился!"
 
– йод
10 
Враг простер руку свою
  на все самое драгоценное его;
он видит, как язычники
  входят во святилище его,
о котором Ты заповедал,
  чтобы они не вступали в собрание Твое.
 
– каф
11 
Весь народ его вздыхает,
  ища хлеба,
отдает драгоценности свои за пищу,
  чтобы подкрепить душу.
"Воззри, Господи, и посмотри,
  как я унижен!"
 
– ламед
12 
Да не будет этого с вами, все проходящие путем!
  взгляните и посмотрите,
есть ли болезнь, как моя болезнь,
  какая постигла меня,
какую наслал на меня Господь
  в день пламенного гнева Своего?
 
– мем
13 
Свыше послал Он огонь
  в кости мои, и он овладел ими;
раскинул сеть для ног моих,
  опрокинул меня,
сделал меня бедным
  и томящимся всякий день.
 
– нун
14 
Ярмо беззаконий моих связано в руке Его;
  они сплетены
и поднялись на шею мою;
  Он ослабил силы мои.
Господь отдал меня в руки,
  из которых не могу подняться.
 
– самех
15 
Всех сильных моих Господь низложил
  среди меня,
созвал против меня собрание,
  чтобы истребить юношей моих;
как в точиле, истоптал Господь
  деву, дочь Иуды.
 
– аин
16 
Об этом плачу я;
  око мое, око мое изливает воды,
ибо далеко от меня утешитель,
  который оживил бы душу мою;
дети мои разорены,
  потому что враг превозмог.
 
– пе
17 
Сион простирает руки свои,
  но утешителя нет ему.
Господь дал повеление о Иакове
  врагам его окружить его;
Иерусалим сделался
  мерзостью среди них.
 
– цаде
18 
Праведен Господь,
  ибо я непокорен был слову Его.
Послушайте, все народы,
  и взгляните на болезнь мою:
девы мои и юноши мои
  пошли в плен.
 
– коф
19 
Зову друзей моих,
  но они обманули меня;
священники мои и старцы мои
  издыхают в городе,
ища пищи себе,
  чтобы подкрепить душу свою.
 
– реш
20 
Воззри, Господи, ибо мне тесно,
  волнуется во мне внутренность,
сердце мое перевернулось во мне
  за то, что я упорно противился Тебе;
отвне обесчадил меня меч,
  а дома — как смерть.
 
– шин
21 
Услышали, что я стенаю,
  а утешителя у меня нет;
услышали все враги мои о бедствии моем
  и обрадовались, что Ты соделал это:
о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою,
  и они стали бы подобными мне!
 
– тав
22 
Да предстанет пред лице Твое вся злоба их;
  и поступи с ними
так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои,
ибо тяжки стоны мои,
  и сердце мое изнемогает.
Свернуть
Книга Плача Иеремии была написана во времена Вавилонского плена. Автором её вряд ли мог быть Иеремия — он никогда не бывал в Вавилоне, окончив свои дни в еврейской колонии Египта. Но не исключено, что автором книги стал кто-то...  Читать далее

Книга Плача Иеремии была написана во времена Вавилонского плена. Автором её вряд ли мог быть Иеремия — он никогда не бывал в Вавилоне, окончив свои дни в еврейской колонии Египта. Но не исключено, что автором книги стал кто-то из последователей пророка, осмысливших события предпленных времён и начало пленной эпохи так, как видел их сам Иеремия. А Иеремия главное внимание уделял покаянию, а значит, раскаянию в совершённом грехе и новому обращению к Богу.

И он прекрасно понимал, что покаяние должно быть общенародным — не в смысле какого-то коллективного действа, а в смысле осознания каждым совершённых им грехов и обращения каждого, которое, если таких обращений будет достаточно много, может изменить и жизнь народа в целом. Но уже Иеремия понимал, что без национальной катастрофы никакого обращения не произойдёт.

Не потому, что катастрофы сами по себе духовно полезны и благотворны, а потому, что иногда только национальная катастрофа может заставить всерьёз задуматься о духовном смысле происходящего если не большую, то хотя бы заметную часть общества. И пророк, как видно, был прав: задумался о происходящем народ лишь после разгрома Иерусалима и Храма. А началом покаяния стало не что иное, как осознание самого факта греха, без которого никакое покаяние невозможно. И в первой главе книги такое осознание звучит совершенно ясно. Автор книги понимает, что катастрофа не случайна, что она — следствие коллективного греха и соответствующего духовного состояния народа-общины. Греха, который до плена вообще не воспринимался как грех, считаясь нормой.

Казалось бы, народ, которому дана Тора, должен бы уметь различать грех и праведность. Но тут, возможно, сработал тот автоматизм, который вообще присущ массовому сознанию и тем, кто подпадает его влиянию. Такой человек как бы раздваивается: то, что очевидно ему самому, когда дело касается его собственной жизни, перестаёт быть очевидным тогда, когда из жизни частной человек выходит в жизнь общественную.

В общественной жизни человек легко поддаётся гипнотическому воздействию толпы или коллектива, частью которого является, становясь в известном смысле двумя разными людьми дома и в обществе. И тогда нередко оказывается, что в жизни общественной человек начинает воспринимать как норму то, что в жизни частной, домашней ему показалось бы совершенно неприемлемым. Такая раздвоенность ведёт к торжеству в обществе того коллективного греха, который, если не обратить на него внимания вовремя, раньше или позже неминуемо приводит народ и страну к катастрофе — в той или иной форме.

Свернуть
 
На Плач 1:1-22
 
– алеф
Как одиноко сидит город,
  некогда многолюдный!
он стал, как вдова;
  великий между народами,
князь над областями
  сделался данником.
 
– бет
Горько плачет он ночью,
  и слезы его на ланитах его.
Нет у него утешителя
  из всех, любивших его;
все друзья его изменили ему,
  сделались врагами ему.
 
– гимел
Иуда переселился по причине бедствия
  и тяжкого рабства,
поселился среди язычников,
  и не нашел покоя;
все, преследовавшие его, настигли его
  в тесных местах.
 
– далет
Пути Сиона сетуют,
  потому что нет идущих на праздник;
все ворота его опустели;
  священники его вздыхают,
девицы его печальны,
  горько и ему самому.
 
– ге
Враги его стали во главе,
  неприятели его благоденствуют,
потому что Господь наслал на него горе
  за множество беззаконий его;
дети его пошли
  в плен впереди врага.
 
– вав
И отошло от дщери Сиона
  все ее великолепие;
князья ее — как олени,
  не находящие пажити;
обессиленные они пошли
  вперед погонщика.
 
– заин
Вспомнил Иерусалим,
  во дни бедствия своего и страданий своих,
о всех драгоценностях своих,
  какие были у него в прежние дни,
  тогда как народ его пал от руки врага,
и никто не помогает ему;
  неприятели смотрят на него
и смеются над его субботами.
 
– хет
Тяжко согрешил Иерусалим,
  за то и сделался отвратительным;
все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением,
  потому что увидели наготу его;
и сам он вздыхает
  и отворачивается назад.
 
– тет
На подоле у него была нечистота,
  но он не помышлял о будущности своей,
и поэтому необыкновенно унизился,
  и нет у него утешителя.
"Воззри, Господи, на бедствие мое,
  ибо враг возвеличился!"
 
– йод
10 
Враг простер руку свою
  на все самое драгоценное его;
он видит, как язычники
  входят во святилище его,
о котором Ты заповедал,
  чтобы они не вступали в собрание Твое.
 
– каф
11 
Весь народ его вздыхает,
  ища хлеба,
отдает драгоценности свои за пищу,
  чтобы подкрепить душу.
"Воззри, Господи, и посмотри,
  как я унижен!"
 
– ламед
12 
Да не будет этого с вами, все проходящие путем!
  взгляните и посмотрите,
есть ли болезнь, как моя болезнь,
  какая постигла меня,
какую наслал на меня Господь
  в день пламенного гнева Своего?
 
– мем
13 
Свыше послал Он огонь
  в кости мои, и он овладел ими;
раскинул сеть для ног моих,
  опрокинул меня,
сделал меня бедным
  и томящимся всякий день.
 
– нун
14 
Ярмо беззаконий моих связано в руке Его;
  они сплетены
и поднялись на шею мою;
  Он ослабил силы мои.
Господь отдал меня в руки,
  из которых не могу подняться.
 
– самех
15 
Всех сильных моих Господь низложил
  среди меня,
созвал против меня собрание,
  чтобы истребить юношей моих;
как в точиле, истоптал Господь
  деву, дочь Иуды.
 
– аин
16 
Об этом плачу я;
  око мое, око мое изливает воды,
ибо далеко от меня утешитель,
  который оживил бы душу мою;
дети мои разорены,
  потому что враг превозмог.
 
– пе
17 
Сион простирает руки свои,
  но утешителя нет ему.
Господь дал повеление о Иакове
  врагам его окружить его;
Иерусалим сделался
  мерзостью среди них.
 
– цаде
18 
Праведен Господь,
  ибо я непокорен был слову Его.
Послушайте, все народы,
  и взгляните на болезнь мою:
девы мои и юноши мои
  пошли в плен.
 
– коф
19 
Зову друзей моих,
  но они обманули меня;
священники мои и старцы мои
  издыхают в городе,
ища пищи себе,
  чтобы подкрепить душу свою.
 
– реш
20 
Воззри, Господи, ибо мне тесно,
  волнуется во мне внутренность,
сердце мое перевернулось во мне
  за то, что я упорно противился Тебе;
отвне обесчадил меня меч,
  а дома — как смерть.
 
– шин
21 
Услышали, что я стенаю,
  а утешителя у меня нет;
услышали все враги мои о бедствии моем
  и обрадовались, что Ты соделал это:
о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою,
  и они стали бы подобными мне!
 
– тав
22 
Да предстанет пред лице Твое вся злоба их;
  и поступи с ними
так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои,
ибо тяжки стоны мои,
  и сердце мое изнемогает.
Свернуть
Имени автора Книги плача Иеремии история нам не сохранила. Традиция приписывает авторство пророку, который был...  Читать далее

Имени автора Книги плача Иеремии история нам не сохранила. Традиция приписывает авторство пророку, который был свидетелем осады и взятия города вавилонянами в 589 г. до н.э., однако достоверность этого свидетельства не раз ставилась библеистами под сомнение. Впрочем, если понимать авторство так, как было принято понимать его в древности, и особенно на Востоке, автором книги действительно можно считать пророка Иеремию. В те времена подлинным автором любого произведения, созданного в рамках той или иной традиции, считался основатель этой традиции, даже если автором в собственном смысле слова был кто-то из его учеников или последователей. И в Книге плача явственно звучит голос Иеремии, пророка и проповедника, не раз предупреждавшего жителей Иерусалима о том, что судьба города зависит от их образа жизни, от их праведности или греховности.

Трудно сказать точно, когда была написана книга. Судя по упоминанию врагов, вставших во главе города (ст. 5), можно думать, что речь идёт о событиях 589 г. до н.э., когда город был осаждён и взят приступом, но ещё не был разрушен до основания, как это произошло два года спустя после поднятого горожанами антивавилонского восстания. Впрочем, уже тогда в Вавилон была депортирована местная аристократия, большинство купечества и значительная часть ремесленников, потому-то автор книги и говорит о «переселении Иуды», имея в виду не представителей одного из еврейских племён, а жителей Иудеи, под которыми он, как видно, в первую очередь подразумевал иерусалимцев (ст. 3; на самом деле переселяли только жителей Иерусалима, остальное население завоеватели предпочли оставить в покое, хотя впоследствии в Иудее не без поддержки властей и расселялись представители народов, населявших Вавилонскую империю).

Но книга могла быть написана существенно позже 589 г., возможно, уже после окончательного разгрома города и Храма в 587 г. до н.э. Неудивительно, что в ней отражена первая, вполне естественная и непосредственная, реакция на эти события: гнев, ненависть к врагам, желание отомстить разрушителям родного города, лишивших депортированных дома и родины (ст. 21 – 22). Но есть и другое: осознание правоты пророка, которому традиция приписывает авторство книги, понимание того, что катастрофа, постигшая народ и страну, стала не только возможной, но и неизбежной из-за грехов народа (ст. 8 – 9). И если ненависть и жажда мести вели народ в духовный и исторический тупик, то осознание своих грехов и раскаяние в них указывали выход из этого тупика.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).