Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Дан 7:15-28

Поделиться
15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. 16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: 17 "эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. 18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков".
19 Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, 20 и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. 21 Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, 22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
23 Об этом он сказал: зверь четвертый —
четвертое царство будет на земле,
  отличное от всех царств,
которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
 
24 А десять рогов значат,
что из этого царства
  восстанут десять царей,
  и после них восстанет иной,
отличный от прежних,
  и уничижит трех царей,
 
25 и против Всевышнего будет произносить слова
  и угнетать святых Всевышнего;
  даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон,
и они преданы будут в руку его
  до времени и времен и полувремени.
 
26 Затем воссядут судьи
  и отнимут у него власть
  губить и истреблять до конца.
 
27 Царство же и власть
  и величие царственное во всей поднебесной
  дано будет народу святых Всевышнего,
Которого царство — царство вечное,
  и все властители будут служить и повиноваться Ему.
28 Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем.
Свернуть

Увиденное Даниилом всё же требовало разъяснений, за которыми он и обратился к одному из стоявших перед престолом Божиим (ст. 15 – 16). Впрочем, суть видения оказалась предельно простой, и собеседник Даниила объяснил ему главное почти буквально в двух словах (ст. 17 – 18). Но Даниила (не Даниила древних преданий, а Даниила – героя книги) больше всего, естественно, заинтересовало последнее из четырёх «царств»: ведь именно в эту эпоху жил автор Книги Даниила (ст. 19 – 22). Судя по полученным объяснениям, речь идёт о великой империи, созданной Александром Македонским, которая, впрочем, распалась, толком не сложившись: Александр умер, не успев даже организовать нормальное управление завоёванными землями. Но само её появление действительно стало следствием «поглощения» огромных территорий от материковой Греции на Западе до Индии на Востоке и «сокрушения» многих прежде могущественных государств, включая величайшую империю тех времён, империю персов (ст. 23). В десяти царях в таком случае нетрудно увидеть преемников Александра Македонского, разделивших после его смерти власть и империю, а также их наследников, один из которых, правитель Сирии Антиох Эпифан, действительно победил («уничижил») своих соседей и соперников после продолжительной войны (ст. 24).

В трёх же других «царствах» при таком объяснении нетрудно разглядеть сменявшие друг друга великие империи, предшествовавшие империи Александра: империю ассирийцев, империю вавилонян и империю персов. Как видно, земная история завершается правлением Антиоха, который открыто бросает вызов Богу, оскверняя Храм и принуждая евреев поклоняться языческим богам. Именно об этом говорит Даниилу собеседник, упоминая «угнетение святых» и отнятие «праздников и Торы» («времена и закон» Синодального перевода, ст. 25). Упоминает он также и срок в три с половиной года (именно так надо понимать выражение «время, времена и полувремя»: «время» в еврейском и арамейском словоупотреблении обозначает год, а перевод «времена» отражает используемую в оригинале форму двойственного числа, предполагающую период в два года), на протяжении которого Храм будет стоять осквернённым, срок, благодаря Книге Даниила ставший символическим для обозначения эпохи всеобщего отступничества и временного торжества тех, кто противостоит Богу. Но сразу после этого временного торжества сил тьмы наступает день Суда (ст. 26) и торжества народа Божия (ст. 27). То, что речь идёт не просто о военной или политической победе противников Антиоха, ясно из самого видения (ст. 9 – 10): Даниил, несомненно, видит тот же Престол славы, который видели и другие пророки, с восседающим на нём Вседержителем, так, что сидящие перед престолом судьи судят от Его имени и по Его поручению. А «народ святых Всевышнего» (ст. 27) торжествует, как видно, с приходом Мессии, Который именно в Книге Даниила впервые назван Сыном Человеческим, принимающим власть от Вседержителя («Ветхого днями», ст. 13 – 14). Так открывается герою Книги Даниила торжество Царства Бога и Мессии над царствами мира сего.

Другие мысли вслух

 
На Дан 7:15-28
15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. 16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: 17 "эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. 18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков".
19 Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, 20 и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. 21 Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, 22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
23 Об этом он сказал: зверь четвертый —
четвертое царство будет на земле,
  отличное от всех царств,
которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
 
24 А десять рогов значат,
что из этого царства
  восстанут десять царей,
  и после них восстанет иной,
отличный от прежних,
  и уничижит трех царей,
 
25 и против Всевышнего будет произносить слова
  и угнетать святых Всевышнего;
  даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон,
и они преданы будут в руку его
  до времени и времен и полувремени.
 
26 Затем воссядут судьи
  и отнимут у него власть
  губить и истреблять до конца.
 
27 Царство же и власть
  и величие царственное во всей поднебесной
  дано будет народу святых Всевышнего,
Которого царство — царство вечное,
  и все властители будут служить и повиноваться Ему.
28 Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем.
Свернуть
Визионерский опыт нередко бывает загадочным. Визионер видит некую картину, разворачивающуюся у него на глазах, смысл которой почти всегда бывает символическим: ведь восприятие духовных реалий и процессов такими, какие они есть, человеку...  Читать далее

Визионерский опыт нередко бывает загадочным. Визионер видит некую картину, разворачивающуюся у него на глазах, смысл которой почти всегда бывает символическим: ведь восприятие духовных реалий и процессов такими, какие они есть, человеку если и доступно, то в очень малой степени. Как правило, духовная реальность воспринимается человеком символически, когда открываемые Богом смыслы пророк или визионер облекает в форму, используя привычные и знакомые образы, намекающие на то, что нужно выразить.

Так рождается символизм пророческих и апокалиптических книг Библии. Но нередко во время самого видения пророку или визионеру даётся объяснение того, что он видит — как в Книге Даниила. Автору книги смысл происходящих событий объясняет один из участников действа. Смысл этот достаточно прозрачен. История человечества раскрывается автору книги как процесс смены одних царств другими.

Каждое из этих царств обладает собственной культурой и вносит свой неповторимый вклад во всемирную историю, в свой черёд уступая место другим. Мы сегодня назвали бы такие царства цивилизациями — в том смысле, в которых мы говорим, к примеру, о великих цивилизациях древнего мира. Но у каждой такой цивилизации свой духовный и исторический ресурс, а значит, и свой срок существования.

Все они преходящи, кроме одного — того Царства, во главе которого станет посланный Богом Мессия. Ресурс этого Царства неисчерпаем, и оно будет существовать вечно, заменив собой все царства, существовавшие прежде. Особое внимание уделено последнему царству — империи Александра Македонского и десяти царям, которые правили после него. Царь-богохульник — несомненно, Антиох Эпифан, во время правления которого и была написана Книга Даниила. Царь, осквернивший Иерусалимский Храм, вполне заслуживал тех характеристик, которые даны ему в книге.

На правление Антиоха и на те гонения, которые обрушились при нём на Синагогу, смотрели как на бедствия, непосредственно предшествовавшие приходу Мессии. Автор книги подтверждает это: он свидетельствует о том, что царь-гонитель станет последним земным царём, на смену которому и придёт Мессия, Сын Человеческий. И хотя события развивались несколько иным образом, всё же и гонения Антиоха, и последующие за ними Маккавейские войны действительно означали начало мессианской эпохи, которая завершилась примерно полтора столетия спустя приходом Христа.

Свернуть
 
На Дан 7:15-28
15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. 16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: 17 "эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. 18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков".
19 Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, 20 и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. 21 Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, 22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
23 Об этом он сказал: зверь четвертый —
четвертое царство будет на земле,
  отличное от всех царств,
которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
 
24 А десять рогов значат,
что из этого царства
  восстанут десять царей,
  и после них восстанет иной,
отличный от прежних,
  и уничижит трех царей,
 
25 и против Всевышнего будет произносить слова
  и угнетать святых Всевышнего;
  даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон,
и они преданы будут в руку его
  до времени и времен и полувремени.
 
26 Затем воссядут судьи
  и отнимут у него власть
  губить и истреблять до конца.
 
27 Царство же и власть
  и величие царственное во всей поднебесной
  дано будет народу святых Всевышнего,
Которого царство — царство вечное,
  и все властители будут служить и повиноваться Ему.
28 Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем.
Свернуть
Встретившееся нам в предыдущем чтении арамейское «бар наша», как и еврейское «бен адам», означае...  Читать далее

Встретившееся нам в предыдущем чтении арамейское «бар наша», как и еврейское «бен адам», означает прежде всего «человек». У Иезекииля Бог так называет пророка. Но здесь это выражение имеет особый, высокий смысл и означает человека, таинственным образом превосходящего человеческое естество. Весь сегодняшний текст постоянно возвращает нас к этому неведомому и грядущему Сыну человеческому, в котором мир увидит Славу и Святость. Смысл этот может относиться к одной только личности Господу Иисусу, тем более что Он и применил его к Себе Самому (Мф 8:20). Однако помимо этого мы можем заметить здесь и «коллективный смысл» 18-м и 22-м стихах, где Сын человеческий как бы отождествляется со всеми святыми Всевышнего. Сын человеческий одновременно и глава, и представитель, и образец народа святых. И совершенное явление этого Святого ми так же видим и находим во Христе.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).