Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Мк 1:1-8

 Initium evangelii Iesu Christi Filii Dei.
Sicut scriptum est in Isaia propheta:
“ Ecce mitto angelum meum ante faciem tuam,
qui praeparabit viam tuam;
vox clamantis in deserto:
“Parate viam Domini, rectas facite semitas eius” ”,
fuit Ioannes Baptista in deserto praedicans baptismum paenitentiae in remissionem peccatorum.
Et egrediebatur ad illum omnis Iudaeae regio et Hierosolymitae universi et baptizabantur ab illo in Iordane flumine confitentes peccata sua.
Et erat Ioannes vestitus pilis cameli, et zona pellicea circa lumbos eius, et locustas et mel silvestre edebat.
Et praedicabat dicens: “ Venit fortior me post me, cuius non sum dignus procumbens solvere corrigiam calceamentorum eius.
Ego baptizavi vos aqua; ille vero baptizabit vos in Spiritu Sancto ”.
Свернуть

Что может означать «крещение святым Духом»? Мы так привыкли сегодня к этому выражению, что уже, кажется несколько подзабыли его изначальный смысл. Быть может, виной тому само слово «крещение», наполненное собственным, чисто христианским, смыслом и несколько затемняющее смысл своего греческого (и арамейского) соответствия: очистительное омовение, сопровождавшее традиционный иудейский очистительный ритуал, состоявший, собственно, из этого омовения и особого рода очистительного жертвоприношения, во время которого, как и при омовении, очищающийся публично, во всеуслышание исповедовал свой грех. Одного исповедания греха и раскаяния было при этом недостаточно; омовение, как и очистительное жертвоприношение, должно было избавить согрешившего от последствий совершённого им греха, последствий совершенно реальных, которые, если не принимать никаких мер, будут всю оставшуюся жизнь висеть на согрешившем тяжёлым духовным грузом, мешая его отношениям с Богом и перекрывая ему дорогу в Царство. Но вода и жертвенная кровь очищали лишь от последствий конкретного греха, и то лишь в том случае, если он был совершён невольно, по неведению или по слабости. А чтобы войти в Царство, нужно было освободиться от греха полностью. И тут лишь Сам Бог Своим дыханием мог очистить человека. Никому из людей такое не по силам. Только посланный Богом Мессия может открыть ищущим Царства путь к цели, которой они ищут.

Другие мысли вслух

 
На Мк 1:1-8
 Initium evangelii Iesu Christi Filii Dei.
Sicut scriptum est in Isaia propheta:
“ Ecce mitto angelum meum ante faciem tuam,
qui praeparabit viam tuam;
vox clamantis in deserto:
“Parate viam Domini, rectas facite semitas eius” ”,
fuit Ioannes Baptista in deserto praedicans baptismum paenitentiae in remissionem peccatorum.
Et egrediebatur ad illum omnis Iudaeae regio et Hierosolymitae universi et baptizabantur ab illo in Iordane flumine confitentes peccata sua.
Et erat Ioannes vestitus pilis cameli, et zona pellicea circa lumbos eius, et locustas et mel silvestre edebat.
Et praedicabat dicens: “ Venit fortior me post me, cuius non sum dignus procumbens solvere corrigiam calceamentorum eius.
Ego baptizavi vos aqua; ille vero baptizabit vos in Spiritu Sancto ”.
Свернуть
Мы привыкли к понятию святости. Когда мы слышим это слово, перед мысленным взором встают образы святых Сергия Радонежского или Серафима Саровского. В народе очень любят...  Читать далее

Мы привыкли к понятию святости. Когда мы слышим это слово, перед мысленным взором встают образы святых Сергия Радонежского или Серафима Саровского. В народе очень любят молиться святым и тогда, при излишнем усердии, они превращаются в своего рода пантеон малых богов. Но вера не терпит всего, что сделано из привычки. Такой закристаллизовавшийся образ святости надо беспощадно разбивать. Можно вспомнить о том, что мы все святые в момент, когда причащаемся, ибо говорится «Святая святым». Но можно вспомнить образ Иоанна Крестителя. Он первый среди святых, больший между рожденных женами (Мф 11:11), предел человеческой святости, в нем самым полным образом пребывает святость. Но все-таки «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф 11:11). Почему Господь говорит об этом? Именно, чтобы предостеречь нас создавать пантеоны. Именно потому образ Иоанна помогает преодолеть вышеописанную склонность к обожествлению небожественного, что молитвы к нему совсем не так распространены как, скажем, богородичные. А если подумать, какие есть два особых человека, как бы возвышающихся над родом человеческим: Богородица и Иоанн Предтеча. Об этом говорит и деисусный ряд иконостаса любого православного храма. Но мы не привыкли молиться Крестителю. Может, стоит когда-то начать, с Божьей помощью, и просить его научить нас не создавать себе кумира (Исх 20:4)?

Свернуть
 
На Мк 1:7-8
Et praedicabat dicens: “ Venit fortior me post me, cuius non sum dignus procumbens solvere corrigiam calceamentorum eius.
Ego baptizavi vos aqua; ille vero baptizabit vos in Spiritu Sancto ”.
Свернуть
Говоря о грядущем Мессии, Марк упоминает омовение «Духом Святым». Что он имеет в виду? И почему такое омовение было невозможно в дохристианские времена? Разве Божье дыхание не наполняло мир тогда так же, как сейчас? Наполняло, конечно. О дыхании...  Читать далее

Говоря о грядущем Мессии, Марк упоминает омовение «Духом Святым». Что он имеет в виду? И почему такое омовение было невозможно в дохристианские времена? Разве Божье дыхание не наполняло мир тогда так же, как сейчас? Наполняло, конечно. О дыхании Яхве (о духе Господнем) говорили все пророки Израиля, и им веяние этого дыхания было, несомненно, знакомо. И всё же в том омовении Божьим дыханием, о котором говорит Иоанн, есть нечто особенное. Чем были очистительные омовения в дохристианские времена?

Они были частью очистительного ритуала, с которого ритуал этот и начинался. Предполагалась, что скверна марает человека как извне, так и изнутри, и очищаться от неё также нужно было извне и изнутри. Вот для внешнего очищения и использовались ритуальные омовения: вода, как думали, уносила с собой всё, от чего человек хотел очистить себя, своё тело и свою жизнь. Но этого было мало: за очистительным омовением всегда следовало особое очистительное жертвоприношение, и тут, через окропление освящённой Богом жертвенной кровью, человек очищался уже изнутри.

Божье присутствие, конечно, освящало и тело, уже омытое водой, но главное — оно освящало душу и сердце, освобождая их от последствий совершённого греха или соприкосновения с нечистотой. Но такое очищение, увы, не гарантировало от греха в будущем. Между тем, в Царстве Мессии места греху быть не может. Чтобы стать его жителем, нужно полностью измениться, стать чуждым греху настолько, чтобы он никогда уже не вошёл в жизнь ищущего Царства.

Падшему человеку такое, разумеется, не под силу. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу и посланному Им Мессии. Он может омыть человека не водой и не жертвенной кровью, а тем Божьим дыханием, которое может не только очистить человека, но и полностью его преобразить. Это преображение и становится для ищущего Царства последним очистительным омовением и последним освящением. Омовением и освящением, после которого в его жизни уже не будет места греху. По крайней мере, настолько, насколько жизнь эта будет принадлежать Царству.

Свернуть
 
На Мк 1:1-15
 Initium evangelii Iesu Christi Filii Dei.
Sicut scriptum est in Isaia propheta:
“ Ecce mitto angelum meum ante faciem tuam,
qui praeparabit viam tuam;
vox clamantis in deserto:
“Parate viam Domini, rectas facite semitas eius” ”,
fuit Ioannes Baptista in deserto praedicans baptismum paenitentiae in remissionem peccatorum.
Et egrediebatur ad illum omnis Iudaeae regio et Hierosolymitae universi et baptizabantur ab illo in Iordane flumine confitentes peccata sua.
Et erat Ioannes vestitus pilis cameli, et zona pellicea circa lumbos eius, et locustas et mel silvestre edebat.
Et praedicabat dicens: “ Venit fortior me post me, cuius non sum dignus procumbens solvere corrigiam calceamentorum eius.
Ego baptizavi vos aqua; ille vero baptizabit vos in Spiritu Sancto ”.
Et factum est in diebus illis, venit Iesus a Nazareth Galilaeae et baptizatus est in Iordane ab Ioanne.
10 Et statim ascendens de aqua vidit apertos caelos et Spiritum tamquam columbam descendentem in ipsum;
11 et vox facta est de caelis: “ Tu es Filius meus dilectus; in te complacui ”.
12 Et statim Spiritus expellit eum in desertum.
13 Et erat in deserto quadraginta diebus et tentabatur a Satana; eratque cum bestiis, et angeli ministrabant illi.
14 Postquam autem traditus est Ioannes, venit Iesus in Galilaeam praedicans evangelium Dei
15 et dicens: “ Impletum est tempus, et appropinquavit regnum Dei; paenitemini et credite evangelio ”.
Свернуть
Начало земного служения Спасителя в Евангелии от Марка описано по сравнению с другими евангелиями совсем кратко и в связи с проповедью Иоанна Крестителя...  Читать далее

Начало земного служения Спасителя в Евангелии от Марка описано по сравнению с другими евангелиями совсем кратко и в связи с проповедью Иоанна Крестителя.

Один небольшой отрывок охватывает и суть проповеди Иоанна, и крещение Иисуса, и искушение в пустыне — в других евангелиях эти темы раскрыты подробно, описание каждой из них занимает иногда целую главу, а то и не одну. Почему же Марк описывает перечисленные (достаточно важные) события столь сжато? Быть может, потому, что перед его духовным взором они развернулись как единое целое, как бы вне времени или над ним. Время ведь воспринимается людьми по-разному, оно может сжиматься или растягиваться в зависимости от того, насколько человек оказывается духовно вовлечён в события, это время наполняющие.

События малозначимые просто летят мимо, события важные, наоборот, тянутся долго, время тормозит, как бы давая человеку запомнить, вместить всё происходящее с тем, чтобы унести его с собой на всю оставшуюся жизнь. А бывают и такие события, которые вместить до конца невозможно, которые, наоборот, сами вмещают в себя человека. Тогда время останавливается, или, вернее, человек выпадает из потока времени, оказываясь внутри того события, которое становится для него абсолютно важным, определяющим его существование. Такие события никогда не принадлежат только времени, они всегда пребывают во времени и в вечности одновременно.

Ту событийную цепочку, которая для постороннего зрителя разворачивается как последовательность событий, происходящих во времени, человек, пребывающий внутри, видит как единый момент, как застывшее мгновение вечного настоящего, в котором присутствует всё то, что для человека со стороны станет историей. Так и видит ситуацию евангелист: для него она — вечное настоящее, в центре которого крещение Спасителя, а обрамляют его проповедь Иоанна и искушение в пустыне. Так он и доносит увиденное до читателя — евангелисты ведь прежде всего добросовестные свидетели, а свидетель всегда описывает увиденное именно так, как он его увидел.

Свернуть
 
На Мк 1:1-15
 Initium evangelii Iesu Christi Filii Dei.
Sicut scriptum est in Isaia propheta:
“ Ecce mitto angelum meum ante faciem tuam,
qui praeparabit viam tuam;
vox clamantis in deserto:
“Parate viam Domini, rectas facite semitas eius” ”,
fuit Ioannes Baptista in deserto praedicans baptismum paenitentiae in remissionem peccatorum.
Et egrediebatur ad illum omnis Iudaeae regio et Hierosolymitae universi et baptizabantur ab illo in Iordane flumine confitentes peccata sua.
Et erat Ioannes vestitus pilis cameli, et zona pellicea circa lumbos eius, et locustas et mel silvestre edebat.
Et praedicabat dicens: “ Venit fortior me post me, cuius non sum dignus procumbens solvere corrigiam calceamentorum eius.
Ego baptizavi vos aqua; ille vero baptizabit vos in Spiritu Sancto ”.
Et factum est in diebus illis, venit Iesus a Nazareth Galilaeae et baptizatus est in Iordane ab Ioanne.
10 Et statim ascendens de aqua vidit apertos caelos et Spiritum tamquam columbam descendentem in ipsum;
11 et vox facta est de caelis: “ Tu es Filius meus dilectus; in te complacui ”.
12 Et statim Spiritus expellit eum in desertum.
13 Et erat in deserto quadraginta diebus et tentabatur a Satana; eratque cum bestiis, et angeli ministrabant illi.
14 Postquam autem traditus est Ioannes, venit Iesus in Galilaeam praedicans evangelium Dei
15 et dicens: “ Impletum est tempus, et appropinquavit regnum Dei; paenitemini et credite evangelio ”.
Свернуть
Итак, мы приступаем к чтению Евангелия от Марка. Вслед за евангелистом мы будем воспоминать...  Читать далее

Итак, мы приступаем к чтению Евангелия от Марка. Вслед за евангелистом мы будем воспоминать, проживать хорошо известные нам евангельские события, соотносить их со своим жизненным опытом, пытаться изменить себя, чтобы стать хотя бы чуть больше похожими на «начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр 12:2). В который раз мы читаем это Евангелие? С чего начать в этот раз? Марк начинает свой рассказ со слов об Иоанне и крещении Иисуса. Чтобы воспринять Благую весть Иисуса, народ должен был покаяться, признать себя несоответствующими грядущему Божьему Царству. А как нам приложить к себе слова из пророчества: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему»? Похоже, что именно здесь, в самом начале пути, мы сталкиваемся с необходимостью переоценки, пересмотра всей нашей жизни, чтобы иметь возможность последовать за Марком к последующим рассказам, в каждом из которых мы можем встретить Господа Иисуса.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).