Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Авд 1:15

Поделиться
15 
Ибо близок день Господень на все народы:
как ты поступал, так поступлено будет и с тобою;
  воздаяние твое обратится на голову твою.
Свернуть

Слова Авдия, обращённые им к извечному врагу Иудеи — Идумее, поднимают вопрос о том, что называют иногда исторической справедливостью. На первый взгляд кажется, что пророк имеет в виду именно её, говоря о том, что в день Яхве (день Господень) с Идумеей случится то же, что произошло с Иудеей, которая подверглась разгрому, на радость своему давнему противнику, воспользовавшемуся ситуацией. О чём же говорит Авдий, упоминая день Яхве? День Суда? Возможно: апокалиптические настроения были свойственны его эпохе. Но иногда днём Яхве (особенно в допленный период) называли также времена всякого бедствия, которое обрушивалось на страну и народ, а само бедствие считали при этом судом Божиим.

Вполне вероятно, что пророк имеет в виду именно это, предвидя, что вскоре за разгромом Иудеи, которому Идумея так радуется, настанет и её черёд. Казалось бы, налицо торжество той самой исторической справедливости: тот, кто радовался чужой беде, получает в буквальном смысле по заслугам, переживая именно то, чему только что радовался, глядя на бедствия соседа. Но ведь справедливость предполагает непременное следование Торе того, кто хочет справедливость восстановить.

А месть никогда не была средством исполнения заповеди; Тора нехотя её допускает в отдельных случаях, как уступку дурной традиции падшего человечества, устанавливая этой традиции известные границы, но отнюдь её не поощряет. «Око за око, зуб за зуб» — не предписание, а ограничение, необходимое для того, чтобы за один выбитый глаз выбившему не выбивали оба, а за один выбитый зуб — все тридцать два. Между тем, в ситуации, о которой говорит пророк, налицо как раз принцип «око за око, зуб за зуб», принцип, с точки зрения Торы наихудший из всех возможных.

Но в падшем мире чаще всего действует как раз именно он. И предполагает он не столько действие Божие, сколько Его невмешательство в ситуацию, то, что на богословском языке называют обычно попущением. Конечно, невмешательство это относительное, Бог всё же не даёт враждующим сторонам полной свободы, иначе на земле в конце концов не осталось бы в живых никого.

Однако в план Божий такое взаимное истребление людей, конечно же, не входит, и «компенсаций» того типа, о которой говорит Авдий, Он вовсе не хочет. Но если народ Божий отворачивается от Бога, он становится таким же, как все, одним из множества живущих на земле народов. И подчиняется тем общим для всех законам падшего мира, которые предполагают, в виде «высшей справедливости», принцип «око за око, зуб за зуб».

Другие мысли вслух

 
На Авд 1:15
15 
Ибо близок день Господень на все народы:
как ты поступал, так поступлено будет и с тобою;
  воздаяние твое обратится на голову твою.
Свернуть
Слова Авдия, обращённые им к извечному врагу Иудеи — Идумее, поднимают вопрос о том, что называют иногда исторической справедливостью. На первый взгляд кажется, что...  Читать далее

Слова Авдия, обращённые им к извечному врагу Иудеи — Идумее, поднимают вопрос о том, что называют иногда исторической справедливостью. На первый взгляд кажется, что пророк имеет в виду именно её, говоря о том, что в день Яхве (день Господень) с Идумеей случится то же, что произошло с Иудеей, которая подверглась разгрому, на радость своему давнему противнику, воспользовавшемуся ситуацией. О чём же говорит Авдий, упоминая день Яхве? День Суда? Возможно: апокалиптические настроения были свойственны его эпохе. Но иногда днём Яхве (особенно в допленный период) называли также времена всякого бедствия, которое обрушивалось на страну и народ, а само бедствие считали при этом судом Божиим.

Вполне вероятно, что пророк имеет в виду именно это, предвидя, что вскоре за разгромом Иудеи, которому Идумея так радуется, настанет и её черёд. Казалось бы, налицо торжество той самой исторической справедливости: тот, кто радовался чужой беде, получает в буквальном смысле по заслугам, переживая именно то, чему только что радовался, глядя на бедствия соседа. Но ведь справедливость предполагает непременное следование Торе того, кто хочет справедливость восстановить.

А месть никогда не была средством исполнения заповеди; Тора нехотя её допускает в отдельных случаях, как уступку дурной традиции падшего человечества, устанавливая этой традиции известные границы, но отнюдь её не поощряет. «Око за око, зуб за зуб» — не предписание, а ограничение, необходимое для того, чтобы за один выбитый глаз выбившему не выбивали оба, а за один выбитый зуб — все тридцать два. Между тем, в ситуации, о которой говорит пророк, налицо как раз принцип «око за око, зуб за зуб», принцип, с точки зрения Торы наихудший из всех возможных.

Но в падшем мире чаще всего действует как раз именно он. И предполагает он не столько действие Божие, сколько Его невмешательство в ситуацию, то, что на богословском языке называют обычно попущением. Конечно, невмешательство это относительное, Бог всё же не даёт враждующим сторонам полной свободы, иначе на земле в конце концов не осталось бы в живых никого.

Однако в план Божий такое взаимное истребление людей, конечно же, не входит, и «компенсаций» того типа, о которой говорит Авдий, Он вовсе не хочет. Но если народ Божий отворачивается от Бога, он становится таким же, как все, одним из множества живущих на земле народов. И подчиняется тем общим для всех законам падшего мира, которые предполагают, в виде «высшей справедливости», принцип «око за око, зуб за зуб».

Свернуть
 
На Авд 1:1-21
 Видение Авдия.
Так говорит Господь Бог об Едоме:
весть услышали мы от Господа,
  и посол послан объявить народам:
"вставайте, и выступим против него войною!"
Вот, Я сделал тебя малым между народами,
  и ты в большом презрении.
Гордость сердца твоего обольстила тебя;
  ты живешь в расселинах скал,
  на возвышенном месте,
и говоришь в сердце твоем:
  "кто низринет меня на землю?"
Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко
  и среди звезд устроил гнездо твое,
  то и оттуда Я низрину тебя,
              говорит Господь.
Не воры ли приходили к тебе?
  не ночные ли грабители,
  что ты так разорен?
  Но они украли бы столько, сколько надобно им.
Если бы проникли к тебе обиратели винограда,
  то и они разве не оставили бы несколько ягод?
Как обобрано все у Исава
  и обысканы тайники его!
До границы выпроводят тебя
  все союзники твои, обманут тебя,
одолеют тебя живущие с тобою в мире,
  ядущие хлеб твой нанесут тебе удар.
  Нет в нем смысла!
Не в тот ли день это будет, говорит Господь,
  когда Я истреблю мудрых в Едоме
  и благоразумных на горе Исава?
Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман,
  дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
10 
За притеснение брата твоего, Иакова,
  покроет тебя стыд
  и ты истреблен будешь навсегда.
11 
В тот день, когда ты стоял напротив,
  в тот день, когда чужие уводили войско его в плен
и иноплеменники вошли в ворота его
  и бросали жребий о Иерусалиме,
  ты был как один из них.
12 
Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего,
  на день отчуждения его;
не следовало бы радоваться о сынах Иуды
  в день гибели их
и расширять рот
  в день бедствия.
13 
Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего
  в день несчастья его
и даже смотреть на злополучие его
  в день погибели его,
ни касаться имущества его
  в день бедствия его,
14 
ни стоять на перекрестках
  для убивания бежавших его,
ни выдавать уцелевших из него
  в день бедствия.
15 
Ибо близок день Господень на все народы:
как ты поступал, так поступлено будет и с тобою;
  воздаяние твое обратится на голову твою.
16 
Ибо, как вы пили на святой горе Моей,
  так все народы всегда будут пить,
будут пить, проглотят
  и будут, как бы их не было.
17 
А на горе Сионе будет спасение,
  и будет она святынею;
и дом Иакова получит во владение наследие свое.
18 
И дом Иакова будет огнем,
  и дом Иосифа — пламенем,
  а дом Исавов — соломою:
зажгут его, и истребят его,
  и никого не останется из дома Исава:
              ибо Господь сказал это.
19 
И завладеют те, которые к югу, горою Исава,
  а которые в долине — Филистимлянами;
и завладеют полем Ефрема и полем Самарии,
  а Вениамин завладеет Галаадом.
20 
И переселенные из войска сынов Израилевых
  завладеют землею Ханаанскою до Сарепты,
а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде,
  получат во владение города южные.
21 
И придут спасители на гору Сион,
  чтобы судить гору Исава,
  и будет царство Господа.
Свернуть
В русле тех же пророчеств о суде Божием над всеми народами, о которых мы читаем в последнее время, находится и книга...  Читать далее

В русле тех же пророчеств о суде Божием над всеми народами, о которых мы читаем в последнее время, находится и книга пророка Авдия. Короткое видение, данное ему от Бога, показывает, что в число осужденных Богом народов, провинившихся своей враждой против Израиля, входят и едомитяне, потомки Исава, брата Иакова-Израиля. Их вина — не в язычестве и не в нарушении заповедей. Одно только вменяет им Бог в вину: то, что они отвергли братолюбие. Даже «по понятиям» тех времен, едомитяне — это родственный Израилю народ, и им не следовало бы вступать в союзы с другими народами против Израиля, радоваться поражениям братьев и пользоваться плодами этих поражений.

События истории становятся (по крайней мере, могут становиться) уроками для последующих поколений, причем не только для народов, но и для отдельных людей. Не может христианин радоваться несчастьям и бедам своих братьев и — шире — ближних, к которым относятся все, кого он встречает на своем пути, а иначе его тоже может постигнуть судьба Едома.

Свернуть
 
На Авд 1:1-21
 Видение Авдия.
Так говорит Господь Бог об Едоме:
весть услышали мы от Господа,
  и посол послан объявить народам:
"вставайте, и выступим против него войною!"
Вот, Я сделал тебя малым между народами,
  и ты в большом презрении.
Гордость сердца твоего обольстила тебя;
  ты живешь в расселинах скал,
  на возвышенном месте,
и говоришь в сердце твоем:
  "кто низринет меня на землю?"
Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко
  и среди звезд устроил гнездо твое,
  то и оттуда Я низрину тебя,
              говорит Господь.
Не воры ли приходили к тебе?
  не ночные ли грабители,
  что ты так разорен?
  Но они украли бы столько, сколько надобно им.
Если бы проникли к тебе обиратели винограда,
  то и они разве не оставили бы несколько ягод?
Как обобрано все у Исава
  и обысканы тайники его!
До границы выпроводят тебя
  все союзники твои, обманут тебя,
одолеют тебя живущие с тобою в мире,
  ядущие хлеб твой нанесут тебе удар.
  Нет в нем смысла!
Не в тот ли день это будет, говорит Господь,
  когда Я истреблю мудрых в Едоме
  и благоразумных на горе Исава?
Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман,
  дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
10 
За притеснение брата твоего, Иакова,
  покроет тебя стыд
  и ты истреблен будешь навсегда.
11 
В тот день, когда ты стоял напротив,
  в тот день, когда чужие уводили войско его в плен
и иноплеменники вошли в ворота его
  и бросали жребий о Иерусалиме,
  ты был как один из них.
12 
Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего,
  на день отчуждения его;
не следовало бы радоваться о сынах Иуды
  в день гибели их
и расширять рот
  в день бедствия.
13 
Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего
  в день несчастья его
и даже смотреть на злополучие его
  в день погибели его,
ни касаться имущества его
  в день бедствия его,
14 
ни стоять на перекрестках
  для убивания бежавших его,
ни выдавать уцелевших из него
  в день бедствия.
15 
Ибо близок день Господень на все народы:
как ты поступал, так поступлено будет и с тобою;
  воздаяние твое обратится на голову твою.
16 
Ибо, как вы пили на святой горе Моей,
  так все народы всегда будут пить,
будут пить, проглотят
  и будут, как бы их не было.
17 
А на горе Сионе будет спасение,
  и будет она святынею;
и дом Иакова получит во владение наследие свое.
18 
И дом Иакова будет огнем,
  и дом Иосифа — пламенем,
  а дом Исавов — соломою:
зажгут его, и истребят его,
  и никого не останется из дома Исава:
              ибо Господь сказал это.
19 
И завладеют те, которые к югу, горою Исава,
  а которые в долине — Филистимлянами;
и завладеют полем Ефрема и полем Самарии,
  а Вениамин завладеет Галаадом.
20 
И переселенные из войска сынов Израилевых
  завладеют землею Ханаанскою до Сарепты,
а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде,
  получат во владение города южные.
21 
И придут спасители на гору Сион,
  чтобы судить гору Исава,
  и будет царство Господа.
Свернуть
Перед нами пророчество о Едоме, народе языческом, но близкородственном израильтянам. Едом предстаёт перед нами как пример вероломства и коварства...  Читать далее

Перед нами пророчество о Едоме, народе языческом, но близкородственном израильтянам. Едом предстаёт перед нами как пример вероломства и коварства, которому по заслугам придётся принять кару за злодеяния. Мы слышим ещё одно пророчество о неизбежности возмездия за беззаконие.

Но для чего Авдий обращается к Едому, для чего ему надо обращаться с пророческим словом совсем не к той аудитории, к которой обычно обращались пророки Израиля? Ведь другие пророки, излагая то, что Господь открывал им о путях соседних народов, основную речь всё-таки обращали к землякам.

Должно быть, и здесь перед нами урок для соотечественников, и ведя речь о Едоме, пророк намеревался предупредить их от повторения грехов соседей. Грехи Едома могут быть повторены и жителями других земель, да ведь и в самом деле неоднократно повторяются. А значит, здесь ещё раз проявился вселенский характер пророческой проповеди, ведь между всеми людьми, к какому бы народу они ни принадлежали, существует не всегда сознаваемая ими, но реальная взаимосвязь. Поэтому сказанное много веков назад по конкретному поводу, казалось бы, существенному для немногих, может иметь значение и для тех, кому довелось жить в других краях и в другие времена.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).