Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ос 11:9

Поделиться
Не сделаю по ярости гнева Моего,
  не истреблю Ефрема,
ибо Я Бог, а не человек;
  среди тебя — Святый;
  Я не войду в город.
Свернуть

Чем отличается реакция Бога от реакции человека? Прежде всего, наверное, как раз именно тем, что, действуя в конкретной, человеческой греховностью обусловленной, ситуации, Он никогда не принимает спонтанных решений. Конечно, читать о ярости Бога человеку, настроенному сугубо спиритуалистически, наверняка несколько странно.

В самом деле: неужели Богу свойственны все человеческие эмоции? Но всё же, наверное, не стоит забывать, что за человеческими эмоциями часто стоит вполне конкретное отношение к тому или иному человеку или событию, конкретная и нередко вполне осознанная интенция. А отношение и интенции, в отличие от эмоций, свойственны не только человеку, но и Богу, как свойственны они вообще всякой личности. И тогда ярость Бога становится вполне понятной: как видно, речь идёт о чём-то таком, что человека, если бы он мог увидеть ситуацию глазами Бога и оценить её так, как оценивает эту ситуацию Бог, привело бы в ярость. А вот дальше начинаются различия: ведь, в отличие от Бога, Который Свою ярость сдерживает, падшему человеку сдержать её бывает очень непросто. Почему же так? Только ли из-за неумения человека контролировать собственные эмоции? Наверное, всё-таки не только.

Дело, по-видимому, ещё и в отношении падшего человека к конкретной ситуации и к людям, в ней участвующим. Как видно, реакция падшего человека на ситуацию — это именно реакция, спонтанная и непосредственная. Человек видит обычно лишь ближайшую перспективу, ближайшие следствия сложившейся ситуации и оценивает преимущественно или исключительно их. Бог смотрит на дело иначе: Он видит не только всю перспективу, связанную со сложившейся ситуацией, от ближайшей до самой отдалённой, но и те потенции, которые с ней связаны (прежде всего, разумеется, речь идёт о потенциях духовных).

Он видит все открывающиеся, хотя бы и самые маловероятные, возможности благополучного разрешения и выхода из сложившегося тяжёлого положения и готов их использовать. И, конечно, в отличие от человека, Он не собирается применять к проштрафившимся санкции ради санкций, наказывать ради самого наказания, хотя бы наказание состояло лишь в том, чтобы дать согрешившим почувствовать последствия совершённого ими греха.

Если Бог и делает нечто подобное, то лишь тогда, когда Он знает, что это позволит впоследствии задействовать ту или иную из видимых Ему возможностей для выхода из тяжёлого положения, в которое загнал себя своими грехами Его народ. А уж о том, чтобы разорвать однажды заключённый союз-завет, не может быть и речи: пусть от народа останется лишь остаток верных, Бог сохранит верность завету даже ради этого остатка. Собственно, такой взгляд и такое отношение и называется у Осии милосердием. Тем милосердием, на которое народу только и остаётся надеяться после всех совершённых им грехов.

Другие мысли вслух

 
На Ос 11:9
Не сделаю по ярости гнева Моего,
  не истреблю Ефрема,
ибо Я Бог, а не человек;
  среди тебя — Святый;
  Я не войду в город.
Свернуть
Чем отличается реакция Бога от реакции человека? Прежде всего, наверное, как раз именно тем, что, действуя в конкретной, человеческой греховностью обусловленной, ситуации, Он никогда не принимает спонтанных решений...  Читать далее

Чем отличается реакция Бога от реакции человека? Прежде всего, наверное, как раз именно тем, что, действуя в конкретной, человеческой греховностью обусловленной, ситуации, Он никогда не принимает спонтанных решений. Конечно, читать о ярости Бога человеку, настроенному сугубо спиритуалистически, наверняка несколько странно.

В самом деле: неужели Богу свойственны все человеческие эмоции? Но всё же, наверное, не стоит забывать, что за человеческими эмоциями часто стоит вполне конкретное отношение к тому или иному человеку или событию, конкретная и нередко вполне осознанная интенция. А отношение и интенции, в отличие от эмоций, свойственны не только человеку, но и Богу, как свойственны они вообще всякой личности. И тогда ярость Бога становится вполне понятной: как видно, речь идёт о чём-то таком, что человека, если бы он мог увидеть ситуацию глазами Бога и оценить её так, как оценивает эту ситуацию Бог, привело бы в ярость. А вот дальше начинаются различия: ведь, в отличие от Бога, Который Свою ярость сдерживает, падшему человеку сдержать её бывает очень непросто. Почему же так? Только ли из-за неумения человека контролировать собственные эмоции? Наверное, всё-таки не только.

Дело, по-видимому, ещё и в отношении падшего человека к конкретной ситуации и к людям, в ней участвующим. Как видно, реакция падшего человека на ситуацию — это именно реакция, спонтанная и непосредственная. Человек видит обычно лишь ближайшую перспективу, ближайшие следствия сложившейся ситуации и оценивает преимущественно или исключительно их. Бог смотрит на дело иначе: Он видит не только всю перспективу, связанную со сложившейся ситуацией, от ближайшей до самой отдалённой, но и те потенции, которые с ней связаны (прежде всего, разумеется, речь идёт о потенциях духовных).

Он видит все открывающиеся, хотя бы и самые маловероятные, возможности благополучного разрешения и выхода из сложившегося тяжёлого положения и готов их использовать. И, конечно, в отличие от человека, Он не собирается применять к проштрафившимся санкции ради санкций, наказывать ради самого наказания, хотя бы наказание состояло лишь в том, чтобы дать согрешившим почувствовать последствия совершённого ими греха.

Если Бог и делает нечто подобное, то лишь тогда, когда Он знает, что это позволит впоследствии задействовать ту или иную из видимых Ему возможностей для выхода из тяжёлого положения, в которое загнал себя своими грехами Его народ. А уж о том, чтобы разорвать однажды заключённый союз-завет, не может быть и речи: пусть от народа останется лишь остаток верных, Бог сохранит верность завету даже ради этого остатка. Собственно, такой взгляд и такое отношение и называется у Осии милосердием. Тем милосердием, на которое народу только и остаётся надеяться после всех совершённых им грехов.

Свернуть
 
На Ос 11:1-12:1
На заре погибнет царь Израилев!
  Когда Израиль был юн, Я любил его
  и из Египта вызвал сына Моего.
Звали их, а они уходили
  прочь от лица их:
приносили жертву Ваалам
  и кадили истуканам.
Я Сам приучал Ефрема ходить,
  носил его на руках Своих,
  а они не сознавали, что Я врачевал их.
Узами человеческими влек Я их,
  узами любви,
и был для них как бы
  поднимающий ярмо с челюстей их,
  и ласково подкладывал пищу им.
Не возвратится он в Египет,
  но Ассур — он будет царем его,
  потому что они не захотели обратиться ко Мне.
И падет меч на города его,
  и истребит затворы его,
  и пожрет их за умыслы их.
Народ Мой закоснел в отпадении от Меня,
  и хотя призывают его к горнему,
  он не возвышается единодушно.
Как поступлю с тобою, Ефрем?
  как предам тебя, Израиль?
Поступлю ли с тобою, как с Адамою,
  сделаю ли тебе, что Севоиму?
Повернулось во Мне сердце Мое,
  возгорелась вся жалость Моя!
Не сделаю по ярости гнева Моего,
  не истреблю Ефрема,
ибо Я Бог, а не человек;
  среди тебя — Святый;
  Я не войду в город.
10 
Вслед Господа пойдут они;
  как лев, Он даст глас Свой,
даст глас Свой,
  и встрепенутся к Нему сыны с запада,
11 
встрепенутся из Египта, как птицы,
  и из земли Ассирийской, как голуби,
  и вселю их в домы их, говорит Господь.
12 
Окружил Меня Ефрем ложью
  и дом Израилев лукавством;
Иуда держался еще Бога
  и верен был со святыми.
Ефрем пасет ветер
  и гоняется за восточным ветром,
каждый день умножает ложь и разорение;
  заключают они союз с Ассуром,
  и в Египет отвозится елей.
Свернуть
Снова слушающим пророческую речь даётся напоминание о неблагодарности народа к Богу, возлюбившему народ. Невозможно...  Читать далее

Снова слушающим пророческую речь даётся напоминание о неблагодарности народа к Богу, возлюбившему народ. Невозможно даже перечислить всего, что народ получил от Него за много веков, но вот любимые дети снова и снова отворачиваются от своего Господа. И вот как будто наступил тот момент, когда Его терпение исчерпано и Он получил право истребить отступников.

Так можно было бы рассудить, руководствуясь человеческими понятиями о справедливости. Да и как ещё, как может показаться при поверхностном чтении, можно воспринимать Его суровые обличения? Но заметим, что Сам Господь истреблять непослушных не намерен. Да, такая кара была бы справедливой, но есть у понятия справедливости и скрытый, не сразу постигаемый смысл, который виден только Тому, Кто видит все обстоятельства, от нас на земле скрытые.

Следствием грехов и отступничества будет не гибель, но порабощение Ассирией. И это окажется воплощением мечтаний Израиля, ведь именно те, кто хотел торжества языческих принципов, получат языческое господство. Но Господь не оставит Своего народа в испытаниях, и в конце концов те бедствия, через которые предстоит пройти народу, смогут быть обращены ему на пользу.

Свернуть
 
На Ос 11:1-12:1
На заре погибнет царь Израилев!
  Когда Израиль был юн, Я любил его
  и из Египта вызвал сына Моего.
Звали их, а они уходили
  прочь от лица их:
приносили жертву Ваалам
  и кадили истуканам.
Я Сам приучал Ефрема ходить,
  носил его на руках Своих,
  а они не сознавали, что Я врачевал их.
Узами человеческими влек Я их,
  узами любви,
и был для них как бы
  поднимающий ярмо с челюстей их,
  и ласково подкладывал пищу им.
Не возвратится он в Египет,
  но Ассур — он будет царем его,
  потому что они не захотели обратиться ко Мне.
И падет меч на города его,
  и истребит затворы его,
  и пожрет их за умыслы их.
Народ Мой закоснел в отпадении от Меня,
  и хотя призывают его к горнему,
  он не возвышается единодушно.
Как поступлю с тобою, Ефрем?
  как предам тебя, Израиль?
Поступлю ли с тобою, как с Адамою,
  сделаю ли тебе, что Севоиму?
Повернулось во Мне сердце Мое,
  возгорелась вся жалость Моя!
Не сделаю по ярости гнева Моего,
  не истреблю Ефрема,
ибо Я Бог, а не человек;
  среди тебя — Святый;
  Я не войду в город.
10 
Вслед Господа пойдут они;
  как лев, Он даст глас Свой,
даст глас Свой,
  и встрепенутся к Нему сыны с запада,
11 
встрепенутся из Египта, как птицы,
  и из земли Ассирийской, как голуби,
  и вселю их в домы их, говорит Господь.
12 
Окружил Меня Ефрем ложью
  и дом Израилев лукавством;
Иуда держался еще Бога
  и верен был со святыми.
Ефрем пасет ветер
  и гоняется за восточным ветром,
каждый день умножает ложь и разорение;
  заключают они союз с Ассуром,
  и в Египет отвозится елей.
Свернуть
Вся греховность, вся неверность Израиля не отменяют любви и верности Божьей...  Читать далее

Вся греховность, вся неверность Израиля не отменяют любви и верности Божьей. Это для людей характерно мстить за преступления, да еще вдобавок не всегда соблюдая меру возмездия. Но Бог — не человек. Его пути — не наши пути. Он не приходит, чтобы нас истребить, Он посылает в этот мир Своего Сына, Младенца, чтобы на кресте истребился наш грех, чтобы наше сердце повернулось от ожесточения к милости, ибо именно так поступает наш Бог (ст. 8).

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).