Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на По. Иер 1:69-70

Поделиться
69 Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги. 70 Равным образом их деревянные, оправленные в золото и серебро боги подобны терновому кусту в саду, на который садятся всякие птицы, также и трупу, брошенному во тьме.
Свернуть

Высказывания Иеремии о языческих богах порой напоминают яркую антиязыческую полемику, пропагандистские лозунги, направленные против опасного своим влиянием на умы противника. С одной стороны, так оно и есть: ведь Иеремии пришлось проповедовать в эпоху, когда от былого религиозного традиционализма в Иудее уже почти ничего не осталось, когда на яхвизм и на язычество смотрели нередко, как на равно допустимые мировоззрения, порой выбирая нечто эклектичное, поклоняясь одновременно и Яхве, и языческим богам.

Мировоззренческое и религиозное легкомыслие — характерная черта посттрадиционализма, и пророку пришлось столкнуться с ним в полной мере. Но Иеремией двигало не только стремление разбудить в своих современниках серьёзность по отношению к духовным вопросам. Он понимал также и другое. Он видел ту пропасть, которая отделяет язычество от яхвизма, как от богооткровенной религии.

Пророк понимал, что религиозная потребность в человеке неизбывна, что человек, даже падший, всегда создавал и всегда будет создавать себе богов, которым он мог бы поклоняться. Иеремия знает о существовании того, что гораздо позже будет названо естественной религиозностью.

Однако он понимает и другое: никакие созданные людьми по своему образу и подобию боги, никакая человеческая религиозность не приблизит человека к Богу ни на йоту. Не потому, что боги, созданные людьми, сплошь зли или лживы, а потому, что этими богами человек окружает себя, свой, им самим созданный, маленький мир. Мир, который от большого Божьего мира отделён стеной человеческого своеволия, не желающего уступить главное место в этом мирке ничему и никому.

В таком мирке человеку может быть тепло и уютно в компании своих, им же сотворённых, богов, но в случае крушения этого маленького мирка (а такое крушение раньше или позже неизбежно произойдёт) пользы от таких богов будет не больше, чем от пугала, если на сад, в котором оно стоит, нападут настоящие враги. В такой ситуации может помочь только настоящий, живой и реальный, Бог.

Однако для того, чтобы Он мог помочь, Его надо впустить в тот маленький человеческий мирок, куда человек редко готов впустить чужих. И позволить Ему стать центром этого мирка. Тогда Бог сможет помочь: ведь тогда маленький человеческий мирок станет частью большого Божьего мира. Мира, живущего по Божьим законам.

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).