Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Агг 1:6

Поделиться
6 Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
Свернуть

Слова пророка о бесполезности всех попыток, выражаясь современным языком, повысить уровень благосостояния нации можно было бы понимать совершенно буквально, в том конкретном историческом контексте, в котором они были сказаны. В те времена Иудея действительно переживала духовный упадок, сопровождавшийся, как это обычно бывает, ростом в обществе того меркантилизма и жажды наживы, которые характеризуют не декларативный, а практический материализм.

А такой практический материализм почти всегда ведёт и к росту индивидуализма, к разрушению той общественной солидарности, без которой об общественном благополучии можно забыть. Но это — лишь внешний, сугубо исторический смысловой уровень, который, впрочем, тоже можно было бы считать типичным и характерным отнюдь не только для времён Аггея.

Есть в словах пророка и иной, более глубокий смысловой пласт, перекликающийся со словами Спасителя о Царстве, которого нужно искать в первую очередь. Конечно, до прихода Христа тогда оставалось ещё несколько столетий, но ведь и прежде Его прихода система приоритетов нормальной духовной жизни была такой же, как и во времена земного служения Спасителя: вначале отношения с Богом и с ближними, соответствующие Торе, соблюдение данных Богом заповедей, а уж потом всё остальное.

Когда же приоритеты менялись местами, когда «остальное» выходило на первый план, результат оказывался соответствующим. И дело тут не в том, что Бог, наказывая тех, кто не хочет нормальной, полноценной духовной жизни, посылает им неудачи в делах, а в том, что человек, такой жизнью не живущий, так или иначе неизбежно оказывается во власти стихии, если не природной, то социальной, и неизвестно ещё, какая из двух окажется для него страшнее.

Иисус (конечно, гораздо позже) обозначит антиномию промысла Божия и царства случайности словами о каждом сосчитанном на головах верных волосе, который просто так, случайно, с их голов не упадёт. А с другой стороны, Он же в ответ на вопрос о гибели праведников, убитых по приказу Ирода, напомнит о тех, на кого обрушилась одна из иерусалимских крепостных башен: просто так, вовсе не потому, что они этого заслужили. И добавляет: если не обратитесь, так погибнете все.

В самом деле: падший мир несправедлив, он полон случайностей, здесь нет никакого воздаяния за грех и никаких наград за праведность. Устойчивость отдельному ли человеку, или целому народу в таком мире могут дать лишь прочные, глубокие и осознанные отношения с Богом. Сами по себе они, конечно, ещё не гарантируют внешнего благоденствия, но, по крайней мере, они избавляют от случайностей. И тогда в жизни появляется смысл, который делает эту жизнь полноценной.

Другие мысли вслух

 
На Агг 1:6
6 Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
Свернуть
Слова пророка о бесполезности всех попыток, выражаясь современным языком, повысить уровень благосостояния нации можно было бы понимать совершенно буквально, в том конкретном историческом контексте, в котором...  Читать далее

Слова пророка о бесполезности всех попыток, выражаясь современным языком, повысить уровень благосостояния нации можно было бы понимать совершенно буквально, в том конкретном историческом контексте, в котором они были сказаны. В те времена Иудея действительно переживала духовный упадок, сопровождавшийся, как это обычно бывает, ростом в обществе того меркантилизма и жажды наживы, которые характеризуют не декларативный, а практический материализм.

А такой практический материализм почти всегда ведёт и к росту индивидуализма, к разрушению той общественной солидарности, без которой об общественном благополучии можно забыть. Но это — лишь внешний, сугубо исторический смысловой уровень, который, впрочем, тоже можно было бы считать типичным и характерным отнюдь не только для времён Аггея.

Есть в словах пророка и иной, более глубокий смысловой пласт, перекликающийся со словами Спасителя о Царстве, которого нужно искать в первую очередь. Конечно, до прихода Христа тогда оставалось ещё несколько столетий, но ведь и прежде Его прихода система приоритетов нормальной духовной жизни была такой же, как и во времена земного служения Спасителя: вначале отношения с Богом и с ближними, соответствующие Торе, соблюдение данных Богом заповедей, а уж потом всё остальное.

Когда же приоритеты менялись местами, когда «остальное» выходило на первый план, результат оказывался соответствующим. И дело тут не в том, что Бог, наказывая тех, кто не хочет нормальной, полноценной духовной жизни, посылает им неудачи в делах, а в том, что человек, такой жизнью не живущий, так или иначе неизбежно оказывается во власти стихии, если не природной, то социальной, и неизвестно ещё, какая из двух окажется для него страшнее.

Иисус (конечно, гораздо позже) обозначит антиномию промысла Божия и царства случайности словами о каждом сосчитанном на головах верных волосе, который просто так, случайно, с их голов не упадёт. А с другой стороны, Он же в ответ на вопрос о гибели праведников, убитых по приказу Ирода, напомнит о тех, на кого обрушилась одна из иерусалимских крепостных башен: просто так, вовсе не потому, что они этого заслужили. И добавляет: если не обратитесь, так погибнете все.

В самом деле: падший мир несправедлив, он полон случайностей, здесь нет никакого воздаяния за грех и никаких наград за праведность. Устойчивость отдельному ли человеку, или целому народу в таком мире могут дать лишь прочные, глубокие и осознанные отношения с Богом. Сами по себе они, конечно, ещё не гарантируют внешнего благоденствия, но, по крайней мере, они избавляют от случайностей. И тогда в жизни появляется смысл, который делает эту жизнь полноценной.

Свернуть
 
На Агг 1:1-15
1 Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: 2 так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень". 3 И было слово Господне через Аггея пророка: 4 а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? 5 Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. 6 Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
7 Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. 8 Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. 9 Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею.- За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. 10 Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. 11 И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд.
12 И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. 13 Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь. 14 И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, 15 в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария.
Свернуть
Перед жителями Иудеи, да и перед нами, стоит вопрос о приоритетах, и он не выглядит ни простым, ни однозначным. Те, кто полагают, что ещё не настало время строить храм...  Читать далее

Перед жителями Иудеи, да и перед нами, стоит вопрос о приоритетах, и он не выглядит ни простым, ни однозначным. Те, кто полагают, что ещё не настало время строить храм, выдвигают свои резоны. Ведь народ совсем недавно начал возвращаться из изгнания, жизнь, прерванная вражеским нашествием, только начала возрождаться, ещё не все дома отстроены, не восполнен ущерб. Где взять силы и средства на восстановление храма?

Такова логика человеческих рассуждений, вроде бы правильная, но в очередной раз оказывающаяся ограниченной. Те, кто так думает, рассчитывают на себя, на свой труд и умение, и это было бы замечательно, если бы за надеждой на себя не виднелась очередная попытка обойтись без Бога. Но невозможно получить что-либо без Него. И хотя уже не раз народ слышал пророческие призывы, но и теперь, даже после горьких уроков иноземных завоеваний и изгнания, не все делают должные выводы.

В последние годы постоянно слышны жалобы на то, что в эпоху наступивших перемен повсюду умножились отрицательные явления. Задуматься бы, много ли мы согласуем наши желания с Его волей? Готовы ли мы начинать с восстановления храмов, ближайшим из которых призваны стать мы сами?...

Свернуть
 
На Агг 1:1-8
1 Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: 2 так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень". 3 И было слово Господне через Аггея пророка: 4 а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? 5 Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. 6 Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
7 Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. 8 Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.
Свернуть
Мы сеем много, но не можем собрать посеянного, так как не помним, где и что мы посеяли. Ведь мы сеяли не от души. Мы не... можем  Читать далее

Мы сеем много, но не можем собрать посеянного, так как не помним, где и что мы посеяли. Ведь мы сеяли не от души. Мы не можем ни наесться, ни напиться, так как что бы мы не делали, мы никогда не делаем это всем своим существом. Когда мы едим и пьем, мы думаем о следующем деле, когда что-то делаем, думаем о том, что хотим есть и хорошо бы приготовить обед. У нас нет цельности. Бог сотворил нас цельными и едиными, а мы рвем сами себя на кусочки, потому что у нашей жизни нет центра, нет цели. Поэтому наше сердце и путь отделены друг от друга. Сердце говорит верно, чувствует правильный путь, но мы идем по иному пути. Если мы сделаем Бога центром нашей жизни не только в сердце, но и в жизни, если мы потрудимся, поднимемся над собой и сделаем свою душу Храмом Господним, в котором Богу будет хорошо, Господь придет в него и будет благоволить к нему и прославится в нем.

Свернуть
 
На Агг 1:1-8
1 Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: 2 так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень". 3 И было слово Господне через Аггея пророка: 4 а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? 5 Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. 6 Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
7 Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. 8 Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.
Свернуть
Возвратившимся из вавилонского плена израильтянам, старающимся наладить новую жизнь на вновь заселенной земле...  Читать далее

Возвратившимся из вавилонского плена израильтянам, старающимся наладить новую жизнь на вновь заселенной земле, Бог через пророка Аггея указывает, что они не с того начинают. Похоже, что люди впали в совершенно понятное искушение: сначала обеспечить жилье себе, а потом — Богу. Сначала позаботиться о теле, а потом о душе. Помните еще совсем недавний «философский» лозунг «бытие определяет сознание»? Теперь, кажется, марксизм отброшен, но по-прежнему силен «ползучий» материализм, вещизм, потребительство. «Новое поколение выбирает «Пепси»!» Бог еще две с половиной тысячи лет назад объясняет, к чему это приводит (ст. 6), и предлагает правильный порядок действий (ст. 7-8), вытекающий из правильной системы приоритетов: дух выше плоти!

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).