Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иак 3:1-18

Nolite plures magistri fieri, fra tres mei, scientes quoniam maius iudicium accipiemus.
In multis enim offendimus omnes. Si quis in verbo non offendit, hic perfectus est vir, potens etiam freno circumducere totum corpus.
Si autem equorum frenos in ora mittimus ad oboediendum nobis, et omne corpus illorum circumferimus.
Ecce et naves, cum tam magnae sint et a ventis validis minentur, circumferuntur a minimo gubernaculo, ubi impetus dirigentis voluerit;
ita et lingua modicum quidem membrum est et magna exsultat. Ecce quantus ignis quam magnam silvam incendit!
Et lingua ignis est, universitas iniquitatis; lingua constituitur in membris nostris, quae maculat totum corpus et inflammat rotam nativitatis et inflammatur a gehenna.
Omnis enim natura et bestiarum et volucrum et serpentium et etiam cetorum domatur et domita est a natura humana;
linguam autem nullus hominum domare potest, inquietum malum, plena veneno mortifero.
In ipsa benedicimus Dominum et Patrem et in ipsa maledicimus homines, qui ad similitudinem Dei facti sunt;
10 ex ipso ore procedit benedictio et maledictio. Non oportet, fratres mei, haec ita fieri.
11 Numquid fons de eodem foramine emanat dulcem et amaram aquam?
12 Numquid potest, fratres mei, ficus olivas facere, aut vitis ficus? Neque salsa dulcem potest facere aquam.
13 Quis sapiens et disciplinatus inter vos? Ostendat ex bona conversatione operationem suam in mansuetudine sapientiae.
14 Quod si zelum amarum habetis et contentiones in cordibus vestris, nolite gloriari et mendaces esse adversus veritatem.
15 Non est ista sapientia desursum descendens, sed terrena, animalis, diabolica;
16 ubi enim zelus et contentio, ibi inconstantia et omne opus pravum.
17 Quae autem desursum est sapientia primum quidem pudica est, deinde pacifica, modesta, suadibilis, plena misericordia et fructibus bonis, non iudicans, sine simulatione;
18 fructus autem iustitiae in pace seminatur facientibus pacem.
Свернуть

Упомянув служение учителя, Иаков сразу же переходит к теме обуздания языка, а с ним и всего тела. Оно и понятно: ведь служение учителя в первохристианской Церкви было прежде всего служением слова. Учитель, или раввин, в церковной общине брал на себя тщательное изучение Торы и обучение Торе других, прежде всего в практической плоскости.

Разумеется, это практическое обучение в Церкви проходило в контексте христианских интерпретаций Торы. И тут вопрос духовного состояния самого учителя становился основополагающим. Служение учителя-раввина как никакое другое легко и быстро обнаруживало разрыв между знанием и даже пониманием основополагающих вещей, связанных с Торой и с духовной жизнью вообще, с одной стороны, и осознанием тех же самых вещей, с другой.

Узнать и даже понять, что такое, к примеру, внутренняя Тора, куда проще, чем осознать её присутствие в собственной жизни и соответственно эту самую жизнь изменить. Осознание предполагает внутренние изменения человека, соответствующие тому, что он знает теоретически. Тогда меняется и вся жизнь человека, а не только его взгляды и мировоззрение. Критерием же внутренних изменений является как раз именно речь.

Тут Иаков не оригинален, он лишь напоминает о том, что должно было быть достаточно хорошо известно его читателям из весьма популярных в те времена сборников афоризмов, входящих в книги, которые мы сегодня называем учительными. Достаточно открыть, к примеру, Книгу Притчей, чтобы обнаружить там целый ряд афоризмов, описывающих, как мудрый человек хранит уста и обуздывает язык, в отличие от глупца, который этого делать не умеет.

Иаков лишь напоминает об этих достаточно очевидных вещах. В самом деле: чтобы с языка ничего такого не «срывалось», человек должен серьёзно измениться внутренне. Изменения должны затронуть его психику настолько глубоко, чтобы даже подсознание перестало жить своей жизнью. Тут мало только знания и понимания, тут нужно то самое осознание. А если его нет, тогда учителем лучше не становиться: ведь разрыв между знанием и осознанием — штука крайне опасная и духовно разрушительная. А иногда и не только духовно.

Другие мысли вслух

 
На Иак 3:1-18
Nolite plures magistri fieri, fra tres mei, scientes quoniam maius iudicium accipiemus.
In multis enim offendimus omnes. Si quis in verbo non offendit, hic perfectus est vir, potens etiam freno circumducere totum corpus.
Si autem equorum frenos in ora mittimus ad oboediendum nobis, et omne corpus illorum circumferimus.
Ecce et naves, cum tam magnae sint et a ventis validis minentur, circumferuntur a minimo gubernaculo, ubi impetus dirigentis voluerit;
ita et lingua modicum quidem membrum est et magna exsultat. Ecce quantus ignis quam magnam silvam incendit!
Et lingua ignis est, universitas iniquitatis; lingua constituitur in membris nostris, quae maculat totum corpus et inflammat rotam nativitatis et inflammatur a gehenna.
Omnis enim natura et bestiarum et volucrum et serpentium et etiam cetorum domatur et domita est a natura humana;
linguam autem nullus hominum domare potest, inquietum malum, plena veneno mortifero.
In ipsa benedicimus Dominum et Patrem et in ipsa maledicimus homines, qui ad similitudinem Dei facti sunt;
10 ex ipso ore procedit benedictio et maledictio. Non oportet, fratres mei, haec ita fieri.
11 Numquid fons de eodem foramine emanat dulcem et amaram aquam?
12 Numquid potest, fratres mei, ficus olivas facere, aut vitis ficus? Neque salsa dulcem potest facere aquam.
13 Quis sapiens et disciplinatus inter vos? Ostendat ex bona conversatione operationem suam in mansuetudine sapientiae.
14 Quod si zelum amarum habetis et contentiones in cordibus vestris, nolite gloriari et mendaces esse adversus veritatem.
15 Non est ista sapientia desursum descendens, sed terrena, animalis, diabolica;
16 ubi enim zelus et contentio, ibi inconstantia et omne opus pravum.
17 Quae autem desursum est sapientia primum quidem pudica est, deinde pacifica, modesta, suadibilis, plena misericordia et fructibus bonis, non iudicans, sine simulatione;
18 fructus autem iustitiae in pace seminatur facientibus pacem.
Свернуть
Речь апостола о необходимости обуздывать язык — одно из самых красноречивых мест в его послании. Из древности до нас...  Читать далее

Речь апостола о необходимости обуздывать язык — одно из самых красноречивых мест в его послании. Из древности до нас дошла история об Эзопе, которого хозяин два раза посылал на рынок с приказом принести оттуда лучшее и худшее, что есть на свете. Оба раза Эзоп приносил язык — орудие и зла, и добра. Но если Эзоп всего лишь свидетельствовал о реальном положении вещей, то Иаков, признавая реальное состояние вещей, когда из тех же уст исходит благословение и проклятие, заключает: не должно, братия мои, сему так быть.

Этим словам Иакова как будто противоречит его же высказывание о том, что язык укротить никто из людей не может. Эту мысль можно бы назвать излишне пессимистичной, впрочем, нетрудно понять, что у Иакова были основания для такого утверждения, ведь он говорит о чисто человеческих усилиях. Но если опереться не на них, а на мудрость, приходящую свыше, многое меняется.

Свернуть
 
На Иак 3:1-18
Nolite plures magistri fieri, fra tres mei, scientes quoniam maius iudicium accipiemus.
In multis enim offendimus omnes. Si quis in verbo non offendit, hic perfectus est vir, potens etiam freno circumducere totum corpus.
Si autem equorum frenos in ora mittimus ad oboediendum nobis, et omne corpus illorum circumferimus.
Ecce et naves, cum tam magnae sint et a ventis validis minentur, circumferuntur a minimo gubernaculo, ubi impetus dirigentis voluerit;
ita et lingua modicum quidem membrum est et magna exsultat. Ecce quantus ignis quam magnam silvam incendit!
Et lingua ignis est, universitas iniquitatis; lingua constituitur in membris nostris, quae maculat totum corpus et inflammat rotam nativitatis et inflammatur a gehenna.
Omnis enim natura et bestiarum et volucrum et serpentium et etiam cetorum domatur et domita est a natura humana;
linguam autem nullus hominum domare potest, inquietum malum, plena veneno mortifero.
In ipsa benedicimus Dominum et Patrem et in ipsa maledicimus homines, qui ad similitudinem Dei facti sunt;
10 ex ipso ore procedit benedictio et maledictio. Non oportet, fratres mei, haec ita fieri.
11 Numquid fons de eodem foramine emanat dulcem et amaram aquam?
12 Numquid potest, fratres mei, ficus olivas facere, aut vitis ficus? Neque salsa dulcem potest facere aquam.
13 Quis sapiens et disciplinatus inter vos? Ostendat ex bona conversatione operationem suam in mansuetudine sapientiae.
14 Quod si zelum amarum habetis et contentiones in cordibus vestris, nolite gloriari et mendaces esse adversus veritatem.
15 Non est ista sapientia desursum descendens, sed terrena, animalis, diabolica;
16 ubi enim zelus et contentio, ibi inconstantia et omne opus pravum.
17 Quae autem desursum est sapientia primum quidem pudica est, deinde pacifica, modesta, suadibilis, plena misericordia et fructibus bonis, non iudicans, sine simulatione;
18 fructus autem iustitiae in pace seminatur facientibus pacem.
Свернуть
Слова Соборного послания апостола Иакова о том, что не может один источник изливать соленую и сладкую воду, увы, звучат весьма обличительно. Апостол говорит о том, что...  Читать далее

Слова Соборного послания апостола Иакова о том, что не может один источник изливать соленую и сладкую воду, увы, звучат весьма обличительно. Апостол говорит о том, что если ты, претендуя на знание истины, имеешь в сердце горькую зависть и сварливость, то ты лжец. «Не хвалитесь и не лгите на истину», говорит апостол. Похвальба, о которой идет речь, это как раз и есть претензия на имя христианина со стороны сварливого человека.

Апостол Иаков детально объясняет, что характерно для человека, живущего в истинной божественной мудрости. Он говорит, что эта мудрость чиста, то есть не направлена на собственное возвеличивание. Небесная мудрость мирна, то есть ищет мира более, чем чего-либо другого. Она скромна и послушлива, ибо ценит мир более собственной человеческой правоты. Небесная мудрость полна милосердия и добрых плодов, так как ищет исполнения воли Христа. Она чужда разделений (в Синодальном тексте — беспристрастна) и нелицемерна, так как признает Божественный закон единым для всех.

Слова апостола в заключительной части сегодняшнего отрывка «Откуда у вас вражды и распри?» одинаково могут быть отнесены и к отдельным христианам, и к крупным «подразделениям» христианского народа. Сварливость, о которой говорит апостол Иаков, свойственна нам, когда мы ворчим и нагло поучаем рядом стоящих христиан, хотя сами ничем от них не отличаемся. И когда мы попрекаем других епархиями, открытыми на нашей (не Божьей, а нашей) территории, хотя у нас самих полно епархий в чужих землях — это та же сварливость. Увы.

Свернуть
 
На Иак 3:1-10
Nolite plures magistri fieri, fra tres mei, scientes quoniam maius iudicium accipiemus.
In multis enim offendimus omnes. Si quis in verbo non offendit, hic perfectus est vir, potens etiam freno circumducere totum corpus.
Si autem equorum frenos in ora mittimus ad oboediendum nobis, et omne corpus illorum circumferimus.
Ecce et naves, cum tam magnae sint et a ventis validis minentur, circumferuntur a minimo gubernaculo, ubi impetus dirigentis voluerit;
ita et lingua modicum quidem membrum est et magna exsultat. Ecce quantus ignis quam magnam silvam incendit!
Et lingua ignis est, universitas iniquitatis; lingua constituitur in membris nostris, quae maculat totum corpus et inflammat rotam nativitatis et inflammatur a gehenna.
Omnis enim natura et bestiarum et volucrum et serpentium et etiam cetorum domatur et domita est a natura humana;
linguam autem nullus hominum domare potest, inquietum malum, plena veneno mortifero.
In ipsa benedicimus Dominum et Patrem et in ipsa maledicimus homines, qui ad similitudinem Dei facti sunt;
10 ex ipso ore procedit benedictio et maledictio. Non oportet, fratres mei, haec ita fieri.
Свернуть
Призывая к укрощению языка, апостол Иаков говорит о фундаментальной склонности человека заменить делание разговором о нем. В предыдущей главе апостол пишет о том...  Читать далее

Призывая к укрощению языка, апостол Иаков говорит о фундаментальной склонности человека заменить делание разговором о нем. В предыдущей главе апостол пишет о том, что вера, не выражающаяся в действиях и поступках человека, мертва. И в сегодняшнем тексте продолжает эту мысль, говоря, что мы легко принимаем за веру стремление учить других людей жить. В Церкви апостольского времени учителями назывались христиане, которые объясняли суть веры и основы моральной жизни готовящимся к крещению и всем членам Церкви. Говоря: «…не многие из вас делайтесь учителями», - апостол призывает нас в первую очередь принимать на себя ответственность за практическое свидетельство, которое находит почет и одобрение у Невидимого Бога, а не у человеков. Как и апостол Павел, апостол Иаков считает здесь поучение специальной формой служения, к которой призваны не все христиане. И в этом его принципиальное отличие от жизни по заповедям Христовым.

Свернуть
 
На Иак 3:10
10 ex ipso ore procedit benedictio et maledictio. Non oportet, fratres mei, haec ita fieri.
Свернуть
По апостолу Иакову, язык «растет» прямо из сердца. Он «вынимает» из сердца все, что в нем хранится, и этим или освящает, или оскверняет все вокруг...  Читать далее

По апостолу Иакову, язык «растет» прямо из сердца. Он «вынимает» из сердца все, что в нем хранится, и этим или освящает, или оскверняет все вокруг. А ведь это так обычно для нас — использовать один и тот же механизм (речи) для молитвы и ругани, для объяснения в любви и обмана. Тем самым мы являем для самих себя и всех окружающих свое двоедушие, внутреннюю грязь. Иаков укоряет нас: так не должно быть. Вместе с тем, он же говорит, что никто из нас не может сам укротить свой язык. Что же он тогда нам предлагает? А вот что: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Надо смиренно впустить Его в свое сердце, и тогда наша грязь будет оттуда вычищена, и только благословение будет исходить из наших уст.

Свернуть
 
На Иак 3:11-18
11 Numquid fons de eodem foramine emanat dulcem et amaram aquam?
12 Numquid potest, fratres mei, ficus olivas facere, aut vitis ficus? Neque salsa dulcem potest facere aquam.
13 Quis sapiens et disciplinatus inter vos? Ostendat ex bona conversatione operationem suam in mansuetudine sapientiae.
14 Quod si zelum amarum habetis et contentiones in cordibus vestris, nolite gloriari et mendaces esse adversus veritatem.
15 Non est ista sapientia desursum descendens, sed terrena, animalis, diabolica;
16 ubi enim zelus et contentio, ibi inconstantia et omne opus pravum.
17 Quae autem desursum est sapientia primum quidem pudica est, deinde pacifica, modesta, suadibilis, plena misericordia et fructibus bonis, non iudicans, sine simulatione;
18 fructus autem iustitiae in pace seminatur facientibus pacem.
Свернуть
Господь «до ревности любит дух, живущий» в нас. Что означает эта вольная цитата апостола Иакова, цитата «по духу» и о какой...  Читать далее

Господь «до ревности любит дух, живущий» в нас. Что означает эта вольная цитата апостола Иакова, цитата «по духу» и о какой ревности идет речь? Всякому человеку, хорошо знакомому с синодальным переводом, на память сразу же приходят слова из 68 псалма, которые потом прозвучат в Евангелии от Иоанна: ибо ревность по доме Твоем снедает меня (Пс 68:10). Но на самом деле, это лишь особенность синодального перевода, не лишенная своего смысла, но не абсолютная по значению. Обратимся к таким старым переводам как церковнославянский или Вульгата. В церковнославянском на тех местах, где в синодальном стоит месте ревность, которая является словно бы смысловым центром этих слов, стоят разные слова: слово «ревность» стоит только в псалме, а в Послании Иакова, над которым мы сегодня размышляем — «зависть». Именно слово “invidia” мы находим в Вульгате, слово, имеющее больше отрицательных, чем положительных смыслов: и зависть, и недоброжелательство и даже ненависть… Всего этого конечно не испытывает Господь к нам – мы этого не чувствуем. Но о чем тогда хотел сказать апостол? Послушаем Сергея Фуделя. «...Если человек не влюблен в Бога, то он еще не совсем поверил в Него. А если он поверил в Него, то он знает Его имя, и это имя согревает его сердце и ведет его всю жизнь. ...Иногда мы стремимся «отыграться» только на людях. Будем, дескать, любить людей и с нас хватит. Это самообман. Человек непознаваем вне Бога, и только через Бога он может быть принимаем. Вне Его он — уродство. Только влюбившись в Бога, можно влюбиться в человека, потому что только тогда догадываешься, что в человеке — Бог. Иначе все непрочно, и наша любовь к людям только до первого испытания огнем жизни.» (Сергей Фудель, «Вернуться в свой дом», из писем к сыну с 1946 г. по 1961 г., с. 71)

Свернуть
 
На Иак 3:13-18
13 Quis sapiens et disciplinatus inter vos? Ostendat ex bona conversatione operationem suam in mansuetudine sapientiae.
14 Quod si zelum amarum habetis et contentiones in cordibus vestris, nolite gloriari et mendaces esse adversus veritatem.
15 Non est ista sapientia desursum descendens, sed terrena, animalis, diabolica;
16 ubi enim zelus et contentio, ibi inconstantia et omne opus pravum.
17 Quae autem desursum est sapientia primum quidem pudica est, deinde pacifica, modesta, suadibilis, plena misericordia et fructibus bonis, non iudicans, sine simulatione;
18 fructus autem iustitiae in pace seminatur facientibus pacem.
Свернуть
Кажется, что разумный человек может быть и злым, и добрым – какая связь между разумом и морально-этическими категориями? Но апостол Иаков разграничивает мудрость, сходящую свыше, и мудрость бесовскую. И первый признак бесовской «мудрости» — зависть и сварливость...  Читать далее

Кажется, что разумный человек может быть и злым, и добрым – какая связь между разумом и морально-этическими категориями? Но апостол Иаков разграничивает мудрость, сходящую свыше, и мудрость бесовскую. И первый признак бесовской «мудрости» — зависть и сварливость… Как ни обидно, именно от этого в себе освободиться труднее всего. Уж больно привыкли мы выражать всем окружающим все свои претензии в максимально доходчивой форме – короче говоря, скандалить и ворчать по всякому поводу. И кажется нам, что это поможет, что вот сейчас я объясню этому идиоту, что он идиот – и мир станет лучше… А мудрость, сходящая свыше, от Бога, учит кротости. И истинно мудрый человек умеет промолчать, когда надо, а когда возможно – вразумить заблуждающегося с кротостью и любовью.

Свернуть
 
На Иак 3:18
18 fructus autem iustitiae in pace seminatur facientibus pacem.
Свернуть
Послание Иакова содержит много таких глубоких изречений, афоризмов, в которые нужно вдумываться. «Плод... сеется»: то есть речь идет о самом начале действия правды, об условиях, в которых правда может начать действовать...  Читать далее

Послание Иакова содержит много таких глубоких изречений, афоризмов, в которые нужно вдумываться. «Плод... сеется»: то есть речь идет о самом начале действия правды, об условиях, в которых правда может начать действовать. «Правда» — это и «праведность», и «справедливость», и «правота». Как для нас, людей, естественно бороться, даже драться, за то, чтобы доказать свою правоту, за то, чтобы добиться того, что мы считаем справедливостью! И вот Писание нас осаживает: правда действует только через тех, кто хранит мир. Мир — это не просто отсутствие войны, ненависти, драки, мир — это очень позитивное состояние мыслей, чувств, отношений, обретающих гармонию, равновесие — в опоре на постоянную и неизменную любовь Божию.

Свернуть
 
На Иак 3:18
18 fructus autem iustitiae in pace seminatur facientibus pacem.
Свернуть
В конце третьей главы своего Соборного послания апостол Иаков говорит о различии человеческой и божественной мудрости. В данном случае речь идет о мудрости в древнем смысле этого слова...  Читать далее

В конце третьей главы своего Соборного послания апостол Иаков говорит о различии человеческой и божественной мудрости. В данном случае речь идет о мудрости в древнем смысле этого слова: о следовании пути жизни, о правильном выборе пути. Через несколько десятилетий после апостола Иакова Дидахэ (Учение двенадцати апостолов) сформулирует общебиблейское, принятое и христианами, представление о мудрости словами: «Есть два пути; один — жизни и один — смерти; велико же различие между ними». Мудрость для апостола Иакова в первую очередь дает возможность выбора пути жизни. Апостол говорит о том, что такая мудрость дается только Богом; остальное он называет мудростью земной, душевной и бесовской, различая, как и Дидахэ, только два пути.

Божественная мудрость, даруемая людям, по слову апостола, приносит в жизни человека добрый плод, который он называет плодом праведности. Апостол использует этот термин вслед за Господом Иисусом Христом, Который не раз говорил о плодах, которые приносит в нашей жизни семя, сеемое Богом. Этот плод праведности (правды в Синодальном переводе), в сущности, является синонимом вечной жизни, потому что подразумевает свободу от греха, единство с Богом и, следовательно, свободу от смерти.

Апостол Иаков дает своим корреспондентам максимально практические указания о том, каким образом достигается плод праведности, добрый плод жизни. Он посвящает этому значительную часть всего Послания, но наиболее кратко его мысль выражена этими словами: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Здесь мы сталкиваемся с некоторой особенностью Синодального перевода. Греческий текст Послания буквально говорит, что «плод праведности мирно сеется у творящих мир». Речь, следовательно, идет о большем, чем о сохранении мира в собственном сердце. Апостол говорит о созидании мира в себе самих и, конечно, вокруг себя: этому посвящена вся третья глава. Созидание мира, служение примирения — вот главное, что ведет человека к жизни. Все же иные пути апостол называет бесовскими.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).