Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Евр 5:11-6:8

11 de quo grandis nobis sermo et ininterpretabilis ad dicendum quoniam inbecilles facti estis ad audiendum
12 etenim cum deberetis magistri esse propter tempus rursum indigetis ut vos doceamini quae sint elementa exordii sermonum Dei et facti estis quibus lacte opus sit non solido cibo
13 omnis enim qui lactis est particeps expers est sermonis iustitiae parvulus enim est
14 perfectorum autem est solidus cibus eorum qui pro consuetudine exercitatos habent sensus ad discretionem boni ac mali
quapropter intermittentes inchoationis Christi sermonem ad perfectionem feramur non rursum iacientes fundamentum paenitentiae ab operibus mortuis et fidei ad Deum
baptismatum doctrinae inpositionis quoque manuum ac resurrectionis mortuorum et iudicii aeterni
et hoc faciemus siquidem permiserit Deus
inpossibile est enim eos qui semel sunt inluminati gustaverunt etiam donum caeleste et participes sunt facti Spiritus Sancti
gustaverunt nihilominus bonum Dei verbum virtutesque saeculi venturi
et prolapsi sunt renovari rursus ad paenitentiam rursum crucifigentes sibimet ipsis Filium Dei et ostentui habentes
terra enim saepe venientem super se bibens imbrem et generans herbam oportunam illis a quibus colitur accipit benedictionem a Deo
proferens autem spinas ac tribulos reproba est et maledicto proxima cuius consummatio in conbustionem
Свернуть

Говоря о христианской жизни, автор послания напоминает своим читателям о том, что она — путь, который предполагает движение вперёд, а не топтание на месте. Он достаточно жёстко осуждает тот духовный инфантилизм, который, судя по его словам, начал распространяться в это время в христианской среде.

Возможно, такому распространению способствовала критическая ситуация, сложившаяся после катастрофы 70 г. — тут действительно можно было растеряться, и не приходится удивляться, что на время многие оказались духовно дезориентированы, беспомощно озираясь по сторонам и хватаясь порой за самые причудливые взгляды и концепции. Такую реакцию, конечно, тоже нельзя считать вполне нормальной, особенно когда речь идёт о людях духовно зрелых, но психологически она всё же понятна и не должна вызывать удивления.

Однако в нормальном случае духовно зрелый человек обычно достаточно быстро приходит в себя и скоро оказывается уже вполне в состоянии адекватно оценить и обстановку в целом, и своё в ней место. Если же такого не происходит, это означает одно из двух: или речь идёт о людях, только вступивших на путь, или надо говорить о серьёзном духовном срыве, когда люди, вполне способные действовать адекватно, отказываются от такого действия или из страха, или от нежелания прилагать соответствующие духовные усилия.

В таком случае, однако, помочь человеку очень сложно: тут ведь не неспособность или неумение, а нежелание, от которого человек не избавится, пока сам этого не захочет. Иногда такие люди начинают своего рода «игру в малышей»: просят снова и снова объяснять им то, что, в сущности, они и так уже знают, находя всё новые и новые «уточняющие» вопросы, которые на самом деле ничего не уточняют, а лишь позволяют спрашивающему тянуть время, откладывая принятие решения.

Когда речь идёт о духовной жизни, зачастую они говорят о желании «начать всё сначала», «обновить свою жизнь», а христиане нередко даже высказывают желание креститься вторично. Между тем, на деле за всем этим зачастую стоит нежелание нести ответственность за ситуацию и за собственные поступки, совершённые прежде. Такие игры в «духовное обновление» и духовный инфантилизм вообще — дело совершенно бесперспективное, о чём автор послания прямо и говорит своим читателям.

Другие мысли вслух

 
На Евр 5:11-6:8
11 de quo grandis nobis sermo et ininterpretabilis ad dicendum quoniam inbecilles facti estis ad audiendum
12 etenim cum deberetis magistri esse propter tempus rursum indigetis ut vos doceamini quae sint elementa exordii sermonum Dei et facti estis quibus lacte opus sit non solido cibo
13 omnis enim qui lactis est particeps expers est sermonis iustitiae parvulus enim est
14 perfectorum autem est solidus cibus eorum qui pro consuetudine exercitatos habent sensus ad discretionem boni ac mali
quapropter intermittentes inchoationis Christi sermonem ad perfectionem feramur non rursum iacientes fundamentum paenitentiae ab operibus mortuis et fidei ad Deum
baptismatum doctrinae inpositionis quoque manuum ac resurrectionis mortuorum et iudicii aeterni
et hoc faciemus siquidem permiserit Deus
inpossibile est enim eos qui semel sunt inluminati gustaverunt etiam donum caeleste et participes sunt facti Spiritus Sancti
gustaverunt nihilominus bonum Dei verbum virtutesque saeculi venturi
et prolapsi sunt renovari rursus ad paenitentiam rursum crucifigentes sibimet ipsis Filium Dei et ostentui habentes
terra enim saepe venientem super se bibens imbrem et generans herbam oportunam illis a quibus colitur accipit benedictionem a Deo
proferens autem spinas ac tribulos reproba est et maledicto proxima cuius consummatio in conbustionem
Свернуть
Напоминая своим читателям основополагающие истины христианства, автор послания вместе с тем выражает...  Читать далее

Напоминая своим читателям основополагающие истины христианства, автор послания вместе с тем выражает недоумение по поводу того, что его адресатам требуется подобного рода духовный «ликбез» (Евр. 5 : 11 – 12). Впрочем, он сам находит объяснение этому несоответствию: проблема в том, что те, кому он пишет, — духовные младенцы. Говоря так, автор послания имеет в виду не интеллектуальный уровень своих адресатов, а их неумение отличить добро от зла (Евр. 5 : 13 – 14). В самом деле, опыт жизни в Царстве, даже совсем небольшой, прививает этот навык легко и быстро: ведь, сравнив на примере собственной жизни законы нашего, ещё не преображённого мира с законами Царства, никто уже не ошибётся насчёт того, где добро, а где зло. Тот, кто хотя бы раз почувствовал на себе дыхание Царства, уже никогда и ни с чем его не перепутает. Его не привлекут самые красивые слова и не заставят свернуть с пути самые убедительные богословские концепции, если он не почувствует в них этого знакомого дыхания.

Адресатов же послания, как видно, обмануть несложно, что и свидетельствует об их духовной неопытности: они слишком мало знают о жизни Царства, чтобы отличить правду от лжи, подлинное свидетельство от красивых, но не имеющих отношения к истине слов. И автор послания призывает их не топтаться на месте, а двигаться вперёд, укореняясь в Царстве с тем, чтобы не потерять его (Евр. 6 : 1 – 3). Он, между прочим, напоминает своим адресатам о том, что духовная жизнь — не игрушка, а дело серьёзное и ответственное. Он, конечно, не отрицает в принципе возможности для христиан раскаяния в совершённых ими грехах и повторного обращения, но подчёркивает, что это всё же исключительные случаи, из которых каждый нужно рассматривать не как норму, а как чрезвычайное происшествие. Между тем, уже, по-видимому, во втором или третьем поколении христиан некоторые начинали смотреть на покаяние и повторное обращение как на нечто, напоминающее традиционные яхвистские очистительные обряды, которые были обычной и неотъемлемой частью жизни верных до прихода в мир Христа. Автор же послания прямо говорит, что такой подход — самое настоящее кощунство и профанация: ведь смотреть на грех, как на норму жизни, означает отрицать всё, что сделал Спаситель для людей, и фактически заново распинать Его Самого (Евр. 6 : 4 – 8). А духовная жизнь, предполагающая такое отношение к греху и к покаянию, никогда не позволит ищущему Царства в нём укорениться.

Свернуть
 
На Евр 5:11-6:8
11 de quo grandis nobis sermo et ininterpretabilis ad dicendum quoniam inbecilles facti estis ad audiendum
12 etenim cum deberetis magistri esse propter tempus rursum indigetis ut vos doceamini quae sint elementa exordii sermonum Dei et facti estis quibus lacte opus sit non solido cibo
13 omnis enim qui lactis est particeps expers est sermonis iustitiae parvulus enim est
14 perfectorum autem est solidus cibus eorum qui pro consuetudine exercitatos habent sensus ad discretionem boni ac mali
quapropter intermittentes inchoationis Christi sermonem ad perfectionem feramur non rursum iacientes fundamentum paenitentiae ab operibus mortuis et fidei ad Deum
baptismatum doctrinae inpositionis quoque manuum ac resurrectionis mortuorum et iudicii aeterni
et hoc faciemus siquidem permiserit Deus
inpossibile est enim eos qui semel sunt inluminati gustaverunt etiam donum caeleste et participes sunt facti Spiritus Sancti
gustaverunt nihilominus bonum Dei verbum virtutesque saeculi venturi
et prolapsi sunt renovari rursus ad paenitentiam rursum crucifigentes sibimet ipsis Filium Dei et ostentui habentes
terra enim saepe venientem super se bibens imbrem et generans herbam oportunam illis a quibus colitur accipit benedictionem a Deo
proferens autem spinas ac tribulos reproba est et maledicto proxima cuius consummatio in conbustionem
Свернуть
Навык различения добра и зла является очевидным даром. По апостолу Павлу именно так проявляет себя в человеке...  Читать далее

Навык различения добра и зла является очевидным даром. По апостолу Павлу именно так проявляет себя в человеке духовная зрелость. Сложность в том, что зло маскируется, а добро может быть незаметно. Понять, что в действительности лежит в основе происходящего, бывает очень непросто. Тем не менее, этот навык является необходимым условием при переходе от духовного детства к взрослости. Павел пишет как бы о неком навыке, который можно выработать в себе усилием воли. С другой стороны, подобная работа возможна только при условии непрерывной молитвенной жизни. Воспитание самого себя - огромное напряжение для человека, но привычка к самодисциплине является одним из отличительных признаков человека взрослого. Не всегда совершенного, но стремящегося к совершенству, уже познавшего силы будущего века и способного, упав, подняться и вернуться к Богу, понимая, что только с Ним возможна жизнь.

Свернуть
 
На Евр 5:11-6:8
11 de quo grandis nobis sermo et ininterpretabilis ad dicendum quoniam inbecilles facti estis ad audiendum
12 etenim cum deberetis magistri esse propter tempus rursum indigetis ut vos doceamini quae sint elementa exordii sermonum Dei et facti estis quibus lacte opus sit non solido cibo
13 omnis enim qui lactis est particeps expers est sermonis iustitiae parvulus enim est
14 perfectorum autem est solidus cibus eorum qui pro consuetudine exercitatos habent sensus ad discretionem boni ac mali
quapropter intermittentes inchoationis Christi sermonem ad perfectionem feramur non rursum iacientes fundamentum paenitentiae ab operibus mortuis et fidei ad Deum
baptismatum doctrinae inpositionis quoque manuum ac resurrectionis mortuorum et iudicii aeterni
et hoc faciemus siquidem permiserit Deus
inpossibile est enim eos qui semel sunt inluminati gustaverunt etiam donum caeleste et participes sunt facti Spiritus Sancti
gustaverunt nihilominus bonum Dei verbum virtutesque saeculi venturi
et prolapsi sunt renovari rursus ad paenitentiam rursum crucifigentes sibimet ipsis Filium Dei et ostentui habentes
terra enim saepe venientem super se bibens imbrem et generans herbam oportunam illis a quibus colitur accipit benedictionem a Deo
proferens autem spinas ac tribulos reproba est et maledicto proxima cuius consummatio in conbustionem
Свернуть
Навык различения добра и зла является очевидным даром. По апостолу Павлу именно так проявляет себя в человеке...  Читать далее

Навык различения добра и зла является очевидным даром. По апостолу Павлу именно так проявляет себя в человеке духовная зрелость. Сложность в том, что зло маскируется, а добро может быть незаметно. Понять, что в действительности лежит в основе происходящего, бывает очень непросто. Тем не менее, этот навык является необходимым условием при переходе от духовного детства к взрослости. Павел пишет как бы о неком навыке, который можно выработать в себе усилием воли. С другой стороны, подобная работа возможна только при условии непрерывной молитвенной жизни. Воспитание самого себя - огромное напряжение для человека, но привычка к самодисциплине является одним из отличительных признаков человека взрослого. Не всегда совершенного, но стремящегося к совершенству, уже познавшего силы будущего века и способного, упав, подняться и вернуться к Богу, понимая, что только с Ним возможна жизнь.

Свернуть
 
На Евр 5:11
11 de quo grandis nobis sermo et ininterpretabilis ad dicendum quoniam inbecilles facti estis ad audiendum
Свернуть
В новозаветных книгах нередко упоминается ситуация, когда те, к кому обращается говорящий, оказываются не в состоянии его услышать. Довольно часто речь идёт об Иисусе, но иногда и о других проповедниках, как в случае автора...  Читать далее

В новозаветных книгах нередко упоминается ситуация, когда те, к кому обращается говорящий, оказываются не в состоянии его услышать. Довольно часто речь идёт об Иисусе, но иногда и о других проповедниках, как в случае автора Послания к Евреям. Он, этот автор, говорит своим слушателям и читателям, что они стали «ленивы на слушание» (именно так буквально звучит греческий текст). Что это: нежелание слушать? Едва ли.

Нежелание ведь предполагает, что слушающий уже успел что-то из сказанного услышать и понять. И, оценив услышанное, решил, что этого он слышать не хочет. Тут налицо и оценка, и отношение. Автор же послания говорит о лени. О нежелании не просто слышать, но и слушать вообще. О расслабленности, исключающей и оценку, и сколько-нибудь определённое отношение. Чаще всего такое случается, когда слушающему или читающему просто неинтересно то, что у него на слуху или перед глазами. Но в данном случае речь идёт явно не об этом. Очевидно, адресаты послания уже знакомы с его автором, и прежде их интересовало то, что он хотел им сказать.

Дело тут в чём-то другом. Может быть, конечно, это обычная реакция отторжения. Так бывает, если сказанное для слушающего категорически неприемлемо. Слушающий тогда может просто перестать воспринимать то, чего не желает слышать: включается своеобразный внутренний психический фильтр, который не позволяет услышать то, чего слышать не хочешь. Но для работы такого фильтра нужна всё-таки внутренняя активность, притом достаточно высокая.

Неприятие тоже может быть как активным, так и пассивным. А поскольку автор послания говорит о лени, пассивный вариант вероятнее активного. Так тоже бывает. Особенно в тех случаях, когда человек слишком дорожит своим душевным (например, религиозным) комфортом. В таком случае защитный механизм может работать несколько иначе: вместо активного психического фильтра ставится пассивный.

Восприятие не блокируется, но порог его снижается настолько, что до человека, попросту говоря, невозможно докричаться. Физически он слышит обращающегося, а психологически — нет. Он остаётся внутри своей матрицы, куда извне не проникает ничего. Разумеется, сам человек часто не осознаёт того, что происходит. Но это и не обязательно: достаточно определённого духовного состояния, определённой интенции. Например, интенции, направленной на сохранение внутреннего, духовного и психологического, комфорта любой ценой. Психика сама доделает остальное. Ведь она послушна нашей воле, и её функционирование определяется нашим выбором.

Свернуть
 
На Евр 5:11-12
11 de quo grandis nobis sermo et ininterpretabilis ad dicendum quoniam inbecilles facti estis ad audiendum
12 etenim cum deberetis magistri esse propter tempus rursum indigetis ut vos doceamini quae sint elementa exordii sermonum Dei et facti estis quibus lacte opus sit non solido cibo
Свернуть
Интересную мысль, как бы между прочим, высказывает автор Послания к евреям: он связывает умение слушать и слышать с духовной зрелостью. Конечно, речь в данном случае идёт и о том, что какие-то вещи, связанные с духовной жизнью, можно понять адекватно, лишь имея...  Читать далее

Интересную мысль, как бы между прочим, высказывает автор Послания к евреям: он связывает умение слушать и слышать с духовной зрелостью. Конечно, речь в данном случае идёт и о том, что какие-то вещи, связанные с духовной жизнью, можно понять адекватно, лишь имея соответствующий опыт. Но только ли это? А можно ли считать саму способность слушать признаком духовной зрелости? Конечно, всем известно, что ученик, только что приступивший к обучению, должен молчать и слушать своих учителей, а говорить он может лишь тогда, когда учитель ждёт от него ответа. А затем неизбежно наступает момент, когда недавний ученик становится, как называлось это в не столь ещё давние времена, «молодым специалистом» и сам получает право учить таких же учеников, каким ещё недавно был сам. Для религиозной среды это характерно не меньше, чем для любой другой: неофиты, ещё недавно бывшие катехуменами, обычно весьма словоохотливы и весьма категоричны. Но, если процесс духовного взросления происходит нормально и недавние катехумены не застревают в вечном неофитстве, желание говорить довольно скоро превращается у них в желание слушать. И неудивительно: ведь духовная жизнь — не монолог, а диалог, диалог с Богом и с ближним. А для такого диалога умение слушать и слышать не менее, а иногда и более важно, чем умение говорить.

Свернуть
 
На Евр 5:11-14
11 de quo grandis nobis sermo et ininterpretabilis ad dicendum quoniam inbecilles facti estis ad audiendum
12 etenim cum deberetis magistri esse propter tempus rursum indigetis ut vos doceamini quae sint elementa exordii sermonum Dei et facti estis quibus lacte opus sit non solido cibo
13 omnis enim qui lactis est particeps expers est sermonis iustitiae parvulus enim est
14 perfectorum autem est solidus cibus eorum qui pro consuetudine exercitatos habent sensus ad discretionem boni ac mali
Свернуть
«Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Мы должны...  Читать далее

«Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Мы должны услышать эту очень строгую мысль сейчас, когда сердце наше размягчено праздничной истомой, ожиданием радости и веселья, что Младенец пришел в мир. Да, Он пришел. Пришел, чтобы подарить величайшую в мире милость. И нам кажется, чтобы мы ни совершили, мы придем к Нему, такому доброму, напомним о нежности встреченных нами праздников Рождества и нам все простится. Нет. Младенец беззащитен, младенец не может покарать. Но Он не просто младенец, Он – Бог. И Он не может никого насильно привести в Свое Царство. Посмотрите вокруг: сколько разводов среди христиан! Нет, мы не о развращенном и погрязшем во грехе мире говорим, мы говорим о христианах, об «однажды просвещенных», но которые не хотят быть верными до конца и знают, что у них в запасе есть исповедь. Так, вот друзья, нет ничего у вас в запасе. Отступать некуда. Либо вы остаетесь со Христом, либо… «невозможно… обновлять покаянием» и ничего тут не сделаешь. Но зачем же тогда исповедь, спросят нас. На самом деле, речь идет в основном о трех вещах: убийство, прелюбодеяние, сознательная хула на Господа. И ведь в ранней Церкви возможна была только одна исповедь. Это слишком жестко? Но это мягче, чем то, что говорит апостол Павел.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).