Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Rom 9:19-33

19 One of you will say to me: "Then why does God still blame us? For who resists his will?"
20 But who are you, O man, to talk back to God? "Shall what is formed say to him who formed it, 'Why did you make me like this?' "8 9:20 Isaiah 29:16; 45:9
21 Does not the potter have the right to make out of the same lump of clay some pottery for noble purposes and some for common use?
22 What if God, choosing to show his wrath and make his power known, bore with great patience the objects of his wrath--prepared for destruction?
23 What if he did this to make the riches of his glory known to the objects of his mercy, whom he prepared in advance for glory--
24 even us, whom he also called, not only from the Jews but also from the Gentiles?
25 As he says in Hosea:
"I will call them 'my people' who are not my people;
 and I will call her 'my loved one' who is not my loved one,"9 9:25 Hosea 2:23
26 and,
"It will happen that in the very place where it was said to them,
 'You are not my people,'
they will be called 'sons of the living God.' "10 9:26 Hosea 1:10
27 Isaiah cries out concerning Israel:
"Though the number of the Israelites be like the sand by the sea,
 only the remnant will be saved.
28 For the Lord will carry out
 his sentence on earth with speed and finality."11 9:28 Isaiah 10:22,23
29 It is just as Isaiah said previously:
"Unless the Lord Almighty
 had left us descendants,
we would have become like Sodom,
 we would have been like Gomorrah."12 9:29 Isaiah 1:9
30 What then shall we say? That the Gentiles, who did not pursue righteousness, have obtained it, a righteousness that is by faith;
31 but Israel, who pursued a law of righteousness, has not attained it.
32 Why not? Because they pursued it not by faith but as if it were by works. They stumbled over the "stumbling stone."
33 As it is written:
"See, I lay in Zion a stone that causes men to stumble
 and a rock that makes them fall,
and the one who trusts in him will never be put to shame."13 9:33 Isaiah 8:14; 28:16
Свернуть

На протяжении первой половины послания к Римлянам апостол Павел рассуждает о разных свойствах Закона - о его святости и одновременно ветхости, о верности перед Законом и о том, что именно Законом "мир виновен перед Богом". Почему ему так важно объяснить это обращенной из язычников общине? Ведь это не совсем их история, это история народа Божия, история Израильтян, это их сложный путь и их взаимоотношения с Богом. К римской общине это все как будто не может иметь отношения.

По сути, Павел пытается дать новорожденной Церкви важное предостережение, расставляет на будущее своего рода флажки, знаки опасности - не ходите тем путем, каким пошел избранный Богом народ. Да, вы не искали праведности - и получили ее по Благодати, приняли Христа как неожиданный и очень счастливый дар, вы счастливы тем, что прощены. Но не забудьте о том, что опасно искать праведности через закон, как это делали израильтяне - тогда можно не заметить дара Господня, в попытках соблюсти свои установления незаметно для себя отвергнуть Благодать.

Как часто и в нас, когда мы только что пережили встречу со Христом, горит сердце. Мы счастливы этой нечаянной радостью прощения в Боге, чудом Его любви к нам. Но потом - и это так естественно - ощущение Его присутствия как будто стирается внутри нас, и мы начинаем пытаться воспроизвести условия, в которых получен этот дар. Потому что нам кажется, что только так мы можем вернуться к Богу - и так возникают наши собственные ритуалы, установления, своего рода Закон. В то время как единственный путь встречаться со Христом вновь и вновь (и именно об этом говорит нам сегодня апостол) - это вера, а не поиски праведности.

Другие мысли вслух

 
На Rom 9:19-33
19 One of you will say to me: "Then why does God still blame us? For who resists his will?"
20 But who are you, O man, to talk back to God? "Shall what is formed say to him who formed it, 'Why did you make me like this?' "8 9:20 Isaiah 29:16; 45:9
21 Does not the potter have the right to make out of the same lump of clay some pottery for noble purposes and some for common use?
22 What if God, choosing to show his wrath and make his power known, bore with great patience the objects of his wrath--prepared for destruction?
23 What if he did this to make the riches of his glory known to the objects of his mercy, whom he prepared in advance for glory--
24 even us, whom he also called, not only from the Jews but also from the Gentiles?
25 As he says in Hosea:
"I will call them 'my people' who are not my people;
 and I will call her 'my loved one' who is not my loved one,"9 9:25 Hosea 2:23
26 and,
"It will happen that in the very place where it was said to them,
 'You are not my people,'
they will be called 'sons of the living God.' "10 9:26 Hosea 1:10
27 Isaiah cries out concerning Israel:
"Though the number of the Israelites be like the sand by the sea,
 only the remnant will be saved.
28 For the Lord will carry out
 his sentence on earth with speed and finality."11 9:28 Isaiah 10:22,23
29 It is just as Isaiah said previously:
"Unless the Lord Almighty
 had left us descendants,
we would have become like Sodom,
 we would have been like Gomorrah."12 9:29 Isaiah 1:9
30 What then shall we say? That the Gentiles, who did not pursue righteousness, have obtained it, a righteousness that is by faith;
31 but Israel, who pursued a law of righteousness, has not attained it.
32 Why not? Because they pursued it not by faith but as if it were by works. They stumbled over the "stumbling stone."
33 As it is written:
"See, I lay in Zion a stone that causes men to stumble
 and a rock that makes them fall,
and the one who trusts in him will never be put to shame."13 9:33 Isaiah 8:14; 28:16
Свернуть
Продолжая разговор об остатке и о судьбе еврейского народа, апостол упоминает тайну Божьего промысла, с которым они связаны. И главная тайна тут заключается в том, где, когда...  Читать далее

Продолжая разговор об остатке и о судьбе еврейского народа, апостол упоминает тайну Божьего промысла, с которым они связаны. И главная тайна тут заключается в том, где, когда и почему Бог считает нужным вмешаться в ситуацию или, наоборот, предоставить всё естественному течению событий. Не случайно апостол вспоминает в этом контексте фараона: в рассказе об Исходе говорится, с одной стороны, что сердце фараона ожесточил Бог (Исх. 7 : 3, 9 : 12, 10 : 1, 10 : 20), а с другой — что фараон сам ожесточил своё сердце (Исх. 8 : 15, 8 : 32). Речь идёт, конечно, не о жестокости, а о жёсткости, упрямстве, неуступчивости. Получается, что сердце фараона ожесточает всё-таки не Бог, фараон делает это сам. Мог ли Бог вмешаться и изменить ситуацию?

В принципе, безусловно мог: всё в Его власти. Но почему же в таком случае Он этого не сделал? И можно ли винить человека, когда Бог Сам оставляет его на произвол судьбы? На этот вопрос Павел не отвечает прямо. Он лишь упоминает гончара и изготовленный им сосуд. Бог так же знает всё про человека, как гончар про глину, с которой работает, и человек так же целиком и полностью пребывает а Его власти, как глина во власти гончара. Вот только сосуд вряд ли сможет понять, почему именно его гончар предназначил к тому или иному употреблению.

И человек относительно Божьих планов, касающихся в том числе и его самого, знает не больше, чем сосуд о планах гончара. Человек просто не может знать о них больше в силу объективных причин, в силу той разницы между Богом и человеком, которая остаётся даже тогда, когда Бог перебрасывает мост через пропасть, разделяющую человека с Ним. Потому-то никто из людей и не в состоянии понять, почему в одних случаях Бог вмешивается в ситуацию и активно её меняет, а в других как бы остаётся в стороне и предоставляет всё естественному ходу событий.

Апостолу очевидно лишь одно: его собственный народ оказался перед лицом явившегося в мир Мессии не менее упрям, чем фараон перед лицом Бога Израиля. Почему Бог не вмешивается, ничего не меняет прямо сейчас? Неизвестно: это тайна Бога и еврейского народа, тайна их отношений, известная одному Богу. Павел лишь надеется, что ситуация такой не останется навсегда и когда-нибудь настанет день обращения и его народа, который примет Мессию.

Свернуть
 
На Rom 9:19-33
19 One of you will say to me: "Then why does God still blame us? For who resists his will?"
20 But who are you, O man, to talk back to God? "Shall what is formed say to him who formed it, 'Why did you make me like this?' "8 9:20 Isaiah 29:16; 45:9
21 Does not the potter have the right to make out of the same lump of clay some pottery for noble purposes and some for common use?
22 What if God, choosing to show his wrath and make his power known, bore with great patience the objects of his wrath--prepared for destruction?
23 What if he did this to make the riches of his glory known to the objects of his mercy, whom he prepared in advance for glory--
24 even us, whom he also called, not only from the Jews but also from the Gentiles?
25 As he says in Hosea:
"I will call them 'my people' who are not my people;
 and I will call her 'my loved one' who is not my loved one,"9 9:25 Hosea 2:23
26 and,
"It will happen that in the very place where it was said to them,
 'You are not my people,'
they will be called 'sons of the living God.' "10 9:26 Hosea 1:10
27 Isaiah cries out concerning Israel:
"Though the number of the Israelites be like the sand by the sea,
 only the remnant will be saved.
28 For the Lord will carry out
 his sentence on earth with speed and finality."11 9:28 Isaiah 10:22,23
29 It is just as Isaiah said previously:
"Unless the Lord Almighty
 had left us descendants,
we would have become like Sodom,
 we would have been like Gomorrah."12 9:29 Isaiah 1:9
30 What then shall we say? That the Gentiles, who did not pursue righteousness, have obtained it, a righteousness that is by faith;
31 but Israel, who pursued a law of righteousness, has not attained it.
32 Why not? Because they pursued it not by faith but as if it were by works. They stumbled over the "stumbling stone."
33 As it is written:
"See, I lay in Zion a stone that causes men to stumble
 and a rock that makes them fall,
and the one who trusts in him will never be put to shame."13 9:33 Isaiah 8:14; 28:16
Свернуть
Из сегодняшнего чтения можно сделать странный вывод: Бог Сам спасает тех, кого Он предопределил ко спасению, а остальным...  Читать далее

Из сегодняшнего чтения можно сделать странный вывод: Бог Сам спасает тех, кого Он предопределил ко спасению, а остальным, как бы они не старались, останется погибнуть. Но не будем унывать, а тем более — судить о других людях. По «закону праведности», о котором пишет Апостол, оправдываются не те, кто ищет собственной праведности путем исполнения предписаний закона, а те, кто верит в краеугольный Камень, Христа. Именно Он в сегодняшнем Евангелии бросает нам вызов — время закона прошло, теперь Его Царство получают те, кто готов «употребить усилие».

Свернуть
 
На Rom 9:19-33
19 One of you will say to me: "Then why does God still blame us? For who resists his will?"
20 But who are you, O man, to talk back to God? "Shall what is formed say to him who formed it, 'Why did you make me like this?' "8 9:20 Isaiah 29:16; 45:9
21 Does not the potter have the right to make out of the same lump of clay some pottery for noble purposes and some for common use?
22 What if God, choosing to show his wrath and make his power known, bore with great patience the objects of his wrath--prepared for destruction?
23 What if he did this to make the riches of his glory known to the objects of his mercy, whom he prepared in advance for glory--
24 even us, whom he also called, not only from the Jews but also from the Gentiles?
25 As he says in Hosea:
"I will call them 'my people' who are not my people;
 and I will call her 'my loved one' who is not my loved one,"9 9:25 Hosea 2:23
26 and,
"It will happen that in the very place where it was said to them,
 'You are not my people,'
they will be called 'sons of the living God.' "10 9:26 Hosea 1:10
27 Isaiah cries out concerning Israel:
"Though the number of the Israelites be like the sand by the sea,
 only the remnant will be saved.
28 For the Lord will carry out
 his sentence on earth with speed and finality."11 9:28 Isaiah 10:22,23
29 It is just as Isaiah said previously:
"Unless the Lord Almighty
 had left us descendants,
we would have become like Sodom,
 we would have been like Gomorrah."12 9:29 Isaiah 1:9
30 What then shall we say? That the Gentiles, who did not pursue righteousness, have obtained it, a righteousness that is by faith;
31 but Israel, who pursued a law of righteousness, has not attained it.
32 Why not? Because they pursued it not by faith but as if it were by works. They stumbled over the "stumbling stone."
33 As it is written:
"See, I lay in Zion a stone that causes men to stumble
 and a rock that makes them fall,
and the one who trusts in him will never be put to shame."13 9:33 Isaiah 8:14; 28:16
Свернуть
Если принадлежность к народу Божию не зависит от воли человека, означает ли...  Читать далее

Если принадлежность к народу Божию не зависит от воли человека, означает ли это, что человек не несёт никакой ответственности за свою судьбу (ст. 19)? Как видно, апостол так не считает. Размышляя о воле Божией и о выборе человека, он не случайно отсылает читателя к Торе и к тем описаниям казней египетских, которые мы находим в Книге Исхода, а точнее, к тому выбору, перед которым стоял тогда фараон, как правитель своей страны (ст. 17 – 18). Тора в данном случае антиномична: она, с одной стороны, говорит о Боге, Который ожесточает (т.е. делает жёстким, неуступчивым) сердце фараона (Исх. 7 : 1 – 5, 13; 9 : 7, 12; 10 : 1 – 2, 27), а с другой — о фараоне, который сам ожесточает своё сердце, становясь причиной бедствий, постигших его страну (Исх. 8 : 15, 32; 9 : 34 – 35). В таком контексте процитированные Павлом слова о том, что Бог поставил фараона для того, чтобы показать на его примере Свою силу (в данном случае апостол, очевидно, ссылается на Исх. 9 : 13 – 16), приходится воспринимать скорее как указание на то, что выбор человека перед лицом Божиим во всяком случае оказывается свидетельством: или свидетельством благости Божией, если тот, к кому обращается Бог, говорит Ему «да», или свидетельством силы Божией, если в ответ звучит «нет».

Но тогда встаёт естественный вопрос: Бог всемогущ, так почему же Он не мог, ради спасения фараона, смягчить его сердце? Разве не во власти Божией было сделать могущественного правителя уступчивее? На этот вопрос Павел не отвечает. Он лишь сравнивает власть Бога над человеком с властью мастера над своим изделием, которое замысла мастера не может знать по определению, а потому в данном случае любые объяснения бесполезны (ст. 20 – 21). Ясно лишь одно: бывает, что Бог медлит с вынесением приговора даже тогда, когда, казалось бы, приговор должен быть уже давно готов и подписан (22 – 24). А для того, чтобы получить ответ на все вопросы, человеку нужно было бы охватить замысел Бога о мире и о каждом человеке во всей полноте, что невозможно по определению. Но исходя из текста Торы, на который ссылается Павел, можно быть уверенным лишь в одном: свобода человека для Бога важна, и Он учитывает выбор того, к кому обращается. Конечно, Бог в силах смягчить сердце каждого; однако не станет ли подобного рода вмешательство нарушением свободы того, чьё сердце Бог изменит таким способом? Но всё сказанное касается судьбы отдельного человека, стоящего перед Богом. Что же касается народа Божия в целом, то его судьба загадочна и таинственна, так, что здесь возможны самые неожиданные повороты и перемены (ст. 25 – 29).

То же касается и нового народа Божия: те, кто изначально не имел никакого отношения к замыслу Бога о Своём народе, становятся его частью, явив ту полноту верности, которая отличала Патриархов и пророков, а те, кто должны был бы идти в Царство впереди других, не получили того, чего искали, не нашли той Торы праведности, которую так хотели найти (ст. 30 – 31). Но и здесь вопрос выбора оказался центральным: судя по словам апостола, главную проблему он видит в том, что многие из его соплеменников и единоверцев Царству предпочли религию, те «дела Торы», которые сами по себе не позволяют достичь цели, Торой поставленной (ст. 32 – 33). И посланный Богом Мессия-Христос действительно оказался для них камнем, споткнувшись о который они уже не смогли двигаться дальше.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).