Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 24:1-22

Поделиться
1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, 3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену — 4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим), и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
5 Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял.
6 Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу.
7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя.
8 Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь (закон), которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; 9 помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.
10 Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, 11 постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; 12 если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея (у себя) залог его: 13 возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя — и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим.
14 Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; 15 в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.
16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
17 Не суди превратно пришельца, сироту (и вдову), и у вдовы не бери одежды в залог; 18 помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь (Бог твой) освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие.
19 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, (нищему,) сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. 20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. (И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.) 21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; 22 и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.
Свернуть

Вопрос соблюдения Торы никогда не был в яхвизме вопросом чисто и сугубо формальным, по крайней мере, если говорить о священных книгах, описывающих путь Торы. Книга Второзакония не исключение: при всей её религиозной насыщенности и напряжённости она всё же не остаётся на уровне чисто религиозного формализма. В центре внимания во всяком случае оказывается в первую очередь внутреннее состояние человека, хотя связанные с ним предписания могут показаться совершенно бессистемными.

Вот, например, запрет повторного брака с той, с которой прежде развёлся. Какое отношение он имеет, например, к предписанию не входить в дом должника, когда требуешь от него возвращения долга? Или своевременной расплаты с нанятым работником? Или с правилом, предписывающим не собирать весь урожай до последней ягоды или до последнего колоска с тем, чтобы оставить что-нибудь проходящим мимо нищим?

На самом же деле связь тут есть, но искать её надо не на уровне юридических формулировок, а на уровне того духовного состояния, из которого вытекает поведение, этими нормами описываемое. Чтобы оставить что-то нищему, нужна щедрость. Нужна она и для того, чтобы не врываться в дом к тому, кто тебе что-то должен, и для того, чтобы вовремя расплачиваться с теми, кого нанял — особенно тогда, когда есть возможность как-нибудь с расплатой повременить. Для того же, чтобы такая щедрость стала нормой жизни, нужно нечто большее.

Нужна та внутренняя, духовная цельность, когда человек осознаёт себя настоящего и осознаёт соответственно также свою настоящую жизнь. Ту самую, которая, по словам Спасителя, не зависит от изобилия его имущества. Вот эта цельность и позволяет человеку принимать решения и совершать поступки, о которых потом он не жалеет, даже если они оказываются ошибочными. В совершённом грехе, разумеется, каяться можно и нужно, но покаяние — это не сожаление о совершённом грехе, а работа, связанная с преодолением его последствий, внутренних и внешних. Вот тут-то и становится понятным запрет повторного брака с той, с кем прежде развёлся: уходя, надо уходить, расставаясь — расставаться. Иначе — жизнь в прошлом, фантомные боли и фантомные же радости. Всё то, что предельно далеко от Царства.

Другие мысли вслух

 
На Втор 24:1-22
1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, 3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену — 4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим), и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
5 Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял.
6 Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу.
7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя.
8 Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь (закон), которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; 9 помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.
10 Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, 11 постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; 12 если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея (у себя) залог его: 13 возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя — и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим.
14 Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; 15 в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.
16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
17 Не суди превратно пришельца, сироту (и вдову), и у вдовы не бери одежды в залог; 18 помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь (Бог твой) освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие.
19 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, (нищему,) сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. 20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. (И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.) 21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; 22 и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.
Свернуть
Вопрос соблюдения Торы никогда не был в яхвизме вопросом чисто и сугубо формальным, по крайней мере, если говорить о священных книгах, описывающих путь Торы. Книга Второзакония не исключение...  Читать далее

Вопрос соблюдения Торы никогда не был в яхвизме вопросом чисто и сугубо формальным, по крайней мере, если говорить о священных книгах, описывающих путь Торы. Книга Второзакония не исключение: при всей её религиозной насыщенности и напряжённости она всё же не остаётся на уровне чисто религиозного формализма. В центре внимания во всяком случае оказывается в первую очередь внутреннее состояние человека, хотя связанные с ним предписания могут показаться совершенно бессистемными.

Вот, например, запрет повторного брака с той, с которой прежде развёлся. Какое отношение он имеет, например, к предписанию не входить в дом должника, когда требуешь от него возвращения долга? Или своевременной расплаты с нанятым работником? Или с правилом, предписывающим не собирать весь урожай до последней ягоды или до последнего колоска с тем, чтобы оставить что-нибудь проходящим мимо нищим?

На самом же деле связь тут есть, но искать её надо не на уровне юридических формулировок, а на уровне того духовного состояния, из которого вытекает поведение, этими нормами описываемое. Чтобы оставить что-то нищему, нужна щедрость. Нужна она и для того, чтобы не врываться в дом к тому, кто тебе что-то должен, и для того, чтобы вовремя расплачиваться с теми, кого нанял — особенно тогда, когда есть возможность как-нибудь с расплатой повременить. Для того же, чтобы такая щедрость стала нормой жизни, нужно нечто большее.

Нужна та внутренняя, духовная цельность, когда человек осознаёт себя настоящего и осознаёт соответственно также свою настоящую жизнь. Ту самую, которая, по словам Спасителя, не зависит от изобилия его имущества. Вот эта цельность и позволяет человеку принимать решения и совершать поступки, о которых потом он не жалеет, даже если они оказываются ошибочными. В совершённом грехе, разумеется, каяться можно и нужно, но покаяние — это не сожаление о совершённом грехе, а работа, связанная с преодолением его последствий, внутренних и внешних. Вот тут-то и становится понятным запрет повторного брака с той, с кем прежде развёлся: уходя, надо уходить, расставаясь — расставаться. Иначе — жизнь в прошлом, фантомные боли и фантомные же радости. Всё то, что предельно далеко от Царства.

Свернуть
 
На Втор 24:1-22
1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, 3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену — 4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим), и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
5 Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял.
6 Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу.
7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя.
8 Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь (закон), которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; 9 помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.
10 Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, 11 постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; 12 если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея (у себя) залог его: 13 возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя — и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим.
14 Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; 15 в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.
16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
17 Не суди превратно пришельца, сироту (и вдову), и у вдовы не бери одежды в залог; 18 помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь (Бог твой) освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие.
19 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, (нищему,) сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. 20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. (И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.) 21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; 22 и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.
Свернуть
Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни...  Читать далее

Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни. Это не означает, что у мы должны срочно раздать все имущество, или, например, взять и всем уйти в монастырь, или что-нибудь в этом роде. Речь о том, чтобы целиком принадлежать Богу. А однобокие искажения как раз противоположны этому подходу: либо пожертвовать пачку денег бедным, а самому остаться без Бога, вне молитвы, либо — уйти от мира, начать жить «чисто духовной жизнью». Сегодняшние законы об имущественных отношениях из Второзакония — как раз иллюстрируют этот принцип: богатый (и не очень богатый) человек может быть жить и трудиться, но не для себя; владеть своим имуществом, но — для Бога и для братьев.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).