Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 27:1-26

Поделиться
1 И заповедал Моисей и старейшины (сынов) Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне. 2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на (камнях) сих все слова закона сего, когда перейдешь (Иордан), чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих. 4 Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью; 5 и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа; 6 из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу Богу твоему, 7 и приноси жертвы мирные, и ешь (и насыщайся) там, и веселись пред Господом Богом твоим; 8 и напиши на камнях (сих) все слова закона сего очень явственно.
9 И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего; 10 итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй (все) заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня.
11 И заповедал Моисей народу в день тот, говоря: 12 сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; 13 а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим. 14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом:
15 "Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!" Весь народ возгласит и скажет: "аминь".
16 "Проклят злословящий отца своего или матерь свою!" И весь народ скажет: "аминь".
17 "Проклят нарушающий межи ближнего своего!" И весь народ скажет: "аминь".
18 "Проклят, кто слепого сбивает с пути!" И весь народ скажет: "аминь".
19 "Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!" И весь народ скажет: "аминь".
20 "Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего!" И весь народ скажет: "аминь".
21 "Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!" И весь народ скажет: "аминь".
22 "Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей!" И весь народ скажет: "аминь".
23 "Проклят, кто ляжет с тещею своею!" И весь народ скажет: "аминь". ("Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей!" И весь народ скажет: "аминь".)
24 "Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!" И весь народ скажет: "аминь".
25 "Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!" И весь народ скажет: "аминь".
26 "Проклят (всякий человек), кто не исполнит (всех) слов закона сего и не будет поступать по ним!" И весь народ скажет: "аминь".
Свернуть

На пороге Земли Обетованной — при переходе через Иордан — Израиль должен еще раз вспомнить условия Завета. На ритуальные проклятия его нарушителям весь народ должен ответить «Аминь», то есть «Верно, истинно». Есть вещи, которые нельзя брать с собой в новую жизнь на новой земле. Над этим стоит задуматься. Мы слышали, что «ни блудники, ни идолослужители, ни воры Царства Божия не наследуют», и мы готовы покаяться, когда Царство появится на горизонте. Но ведь Царство начинается уже здесь, и многие из нас уже вступили в новую жизнь (первые христиане понимали под Иорданом воды крещения). Так что, повторив вслед за израильтянами торжественное «Аминь», побросаем тяжелые тюки в воду (в новой земле они не нужны) и пойдем дальше, без страха и тяжести на сердце.

Другие мысли вслух

 
На Втор 27:1-26
1 И заповедал Моисей и старейшины (сынов) Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне. 2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на (камнях) сих все слова закона сего, когда перейдешь (Иордан), чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих. 4 Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью; 5 и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа; 6 из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу Богу твоему, 7 и приноси жертвы мирные, и ешь (и насыщайся) там, и веселись пред Господом Богом твоим; 8 и напиши на камнях (сих) все слова закона сего очень явственно.
9 И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего; 10 итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй (все) заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня.
11 И заповедал Моисей народу в день тот, говоря: 12 сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; 13 а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим. 14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом:
15 "Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!" Весь народ возгласит и скажет: "аминь".
16 "Проклят злословящий отца своего или матерь свою!" И весь народ скажет: "аминь".
17 "Проклят нарушающий межи ближнего своего!" И весь народ скажет: "аминь".
18 "Проклят, кто слепого сбивает с пути!" И весь народ скажет: "аминь".
19 "Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!" И весь народ скажет: "аминь".
20 "Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего!" И весь народ скажет: "аминь".
21 "Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!" И весь народ скажет: "аминь".
22 "Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей!" И весь народ скажет: "аминь".
23 "Проклят, кто ляжет с тещею своею!" И весь народ скажет: "аминь". ("Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей!" И весь народ скажет: "аминь".)
24 "Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!" И весь народ скажет: "аминь".
25 "Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!" И весь народ скажет: "аминь".
26 "Проклят (всякий человек), кто не исполнит (всех) слов закона сего и не будет поступать по ним!" И весь народ скажет: "аминь".
Свернуть
Серия ритуальных проклятий, приведённая этой главе книги, представляется по форме и по содержанию довольно архаичной. Как и само требование сооружения жертвенника на горе Гевал — оно явно противоречит идее централизации...  Читать далее

Серия ритуальных проклятий, приведённая этой главе книги, представляется по форме и по содержанию довольно архаичной. Как и само требование сооружения жертвенника на горе Гевал — оно явно противоречит идее централизации культа с Иерусалимским Храмом как единственным местом поклонения Яхве, последовательно проводимой в Книге Второзакония. Перед нами, по-видимому, отражение какой-то более древней традиции, которая предшествовала написанию Книги Второзакония даже в самом её раннем, допленном варианте.

Тут прежде всего обращает на себя внимание упоминание Торы и её неисполнения (заключительное проклятие в списке), которое как бы подводит итог всему остальному. При этом бросается в глаза количество проклятий, связанных с разного рода сексуальными извращениями и с половой моралью вообще.

Есть, конечно, и упоминание неправильного суда по отношению к пришельцу, и неуважение по отношению к родителям, и нерушимость межи, но всё перечисленное занимает места меньше, чем главная тема — тема нарушения седьмой заповеди. Такой приоритет вопросам половой морали отдаётся, скорее всего, потому, что именно с их нарушением в древности ассоциировалось представление об осквернении себя человеком.

Многое тут было связано с традиционными культами плодородия, и прежде всего с культом Великой богини: он носил достаточно ярко выраженный эротический характер, нередко с элементами ритуальной проституции, и все нарушения в этой области рассматривались как оскверняющие человека, как возвращающие его от яхвизма к дояхвистским языческим культам земли, культам плодородия и деторождения. Таким же осквернением, но иного происхождения, было нарушение межи и разрушение межевого камня: все такие камни находились у язычников под покровительством бога-громовника, как и пришельцы, которые, уйдя из своей земли, поступали под покровительство громовника на всё время путешествия вплоть до возвращения в родной дом.

Помимо общего требования соблюдения Торы, надо было особо отметить, что, хотя прежним богам в новой жизни места нет, всё, что прежде приписывалось языческим богам касательно справедливости, вовсе не теряет силу. Бог хранит справедливость и следит за этим не менее внимательно, чем прежние боги в глазах язычников, которые им поклонялись. Новая жизнь принимала от прежней всё правильное, что в ней было — ведь оно и было правильным постольку, поскольку исходило от Бога.

Свернуть
 
На Втор 27:1-26
1 И заповедал Моисей и старейшины (сынов) Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне. 2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на (камнях) сих все слова закона сего, когда перейдешь (Иордан), чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих. 4 Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью; 5 и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа; 6 из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу Богу твоему, 7 и приноси жертвы мирные, и ешь (и насыщайся) там, и веселись пред Господом Богом твоим; 8 и напиши на камнях (сих) все слова закона сего очень явственно.
9 И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего; 10 итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй (все) заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня.
11 И заповедал Моисей народу в день тот, говоря: 12 сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; 13 а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим. 14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом:
15 "Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!" Весь народ возгласит и скажет: "аминь".
16 "Проклят злословящий отца своего или матерь свою!" И весь народ скажет: "аминь".
17 "Проклят нарушающий межи ближнего своего!" И весь народ скажет: "аминь".
18 "Проклят, кто слепого сбивает с пути!" И весь народ скажет: "аминь".
19 "Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!" И весь народ скажет: "аминь".
20 "Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего!" И весь народ скажет: "аминь".
21 "Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!" И весь народ скажет: "аминь".
22 "Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей!" И весь народ скажет: "аминь".
23 "Проклят, кто ляжет с тещею своею!" И весь народ скажет: "аминь". ("Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей!" И весь народ скажет: "аминь".)
24 "Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!" И весь народ скажет: "аминь".
25 "Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!" И весь народ скажет: "аминь".
26 "Проклят (всякий человек), кто не исполнит (всех) слов закона сего и не будет поступать по ним!" И весь народ скажет: "аминь".
Свернуть
На пороге Земли Обетованной — при переходе через Иордан — Израиль должен еще раз вспомнить...  Читать далее

На пороге Земли Обетованной — при переходе через Иордан — Израиль должен еще раз вспомнить условия Завета. На ритуальные проклятия его нарушителям весь народ должен ответить «Аминь», то есть «Верно, истинно». Есть вещи, которые нельзя брать с собой в новую жизнь на новой земле. Над этим стоит задуматься. Мы слышали, что «ни блудники, ни идолослужители, ни воры Царства Божия не наследуют», и мы готовы покаяться, когда Царство появится на горизонте. Но ведь Царство начинается уже здесь, и многие из нас уже вступили в новую жизнь (первые христиане понимали под Иорданом воды крещения). Так что, повторив вслед за израильтянами торжественное «Аминь», побросаем тяжелые тюки в воду (в новой земле они не нужны) и пойдем дальше, без страха и тяжести на сердце.

Свернуть
 
На Втор 27:10
10 итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй (все) заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня.
Свернуть
В Библии 19 раз слова «заповедь» и «сегодня» встречаются в одном стихе, и все эти случаи — в книге Второзакония. Эта книга пронизана ощущением сиюминутности наших отношений с Богом...  Читать далее

В Библии 19 раз слова «заповедь» и «сегодня» встречаются в одном стихе, и все эти случаи — в книге Второзакония. Эта книга пронизана ощущением сиюминутности наших отношений с Богом. Конечно, у них есть своя предыстория, но Слово Божие, Его заповеди, Его любовь — это не то, что было только когда-то, при сотворении мира, или при заключении завета на Синае, или при Распятии и Воскресении, это то, что есть здесь и сейчас. Глас Господа Бога звучит и сейчас — давайте в него вслушаемся.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).