Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Исх 1:1-22

Поделиться
1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим: 2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, 3 Иссахар, Завулон и Вениамин, 4 Дан и Неффалим, Гад и Асир. 5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят (пять), а Иосиф был уже в Египте. 6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; 7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли (нашей). 11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, (и Он, иначе Илиополь). 12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что (Египтяне) опасались сынов Израилевых. 13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, 16 и сказал (им): когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. 17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. 18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. 20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. 21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. 22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного (у Евреев) сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
Свернуть

Книга Исхода - книга о спасении, об избавлении от рабства и смерти во всех ее проявлениях. Главным героем в этой книге, как и в других книгах Библии, будет Бог, но на сей раз Он будет действовать через одного из самых известных людей в истории — израильского пророка и законодателя Моисея. Он не появляется в сегодняшнем повествовании — эта глава служит лишь введением и описывает положение израильтян в Египте перед исходом. Но уже здесь мы видим мир, в котором должен появиться на свет будущий вождь исхода — мир страдания, рабства и геноцида. Мы видим, что спасти народ может лишь тот, кто сам испытал на себе все проявления рабства. Спасение совершается изнутри — здесь Бог работает вместе с человеком, а не Сам по Себе, и подчас нам будет непросто понять, где действует Бог, а где человек. Но такой уж Бог выбрал план действий — все делать при нашем участии и согласии. А пока что — над Израилем нависла смертельная угроза: самое время Богу вмешаться в ситуацию...

Другие мысли вслух

 
На Исх 1:1-22
1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим: 2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, 3 Иссахар, Завулон и Вениамин, 4 Дан и Неффалим, Гад и Асир. 5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят (пять), а Иосиф был уже в Египте. 6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; 7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли (нашей). 11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, (и Он, иначе Илиополь). 12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что (Египтяне) опасались сынов Израилевых. 13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, 16 и сказал (им): когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. 17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. 18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. 20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. 21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. 22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного (у Евреев) сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
Свернуть
Со временем положение потомков Иакова, как и других семитских племён, живших на севере Египта, в районе нильской дельты, заметно ухудшилось. Оно и неудивительно: ведь, судя по всему, о чём рассказывает нам...  Читать далее

Со временем положение потомков Иакова, как и других семитских племён, живших на севере Египта, в районе нильской дельты, заметно ухудшилось. Оно и неудивительно: ведь, судя по всему, о чём рассказывает нам священнописатель, Иосиф попал в Египет во время правления одного из последних (возможно, что даже последнего) фараонов первой династии Нового Царства. Если так, то Иосиф (а значит, и Иаков) застал там последнего фараона, который по происхождению был семитом. Уже первый фараон второй династии был коренным египтянином, и отношение к семитам стало в Египте таким, каким оно было всегда — к ним вновь стали относиться как к варварам и, соответственно, людям второго сорта.

Египет к тому же всегда оставался государством мононациональным, страной одного народа, и никаких попыток как-то интегрировать семитов, ставших вдруг чужаками на земле, на которой они уже прожили не меньше сотни лет, никто не предпринимал. В таких условиях традиционные родоплеменные связи внутри семитских племён только укреплялись, а не размывались, как было бы в случае их интеграции в египетское общество. К тому же египетское правительство имело реальные основания опасаться неприятностей в случае войны с семитскими племенами Синая — а войны с ними случались у Египта нередко. Дело в том, что семитские племена дельты были этнически ближайшими родственниками семитов Синая. В случае войны они легко могли бы поднять восстание и ударить в тыл Восточному корпусу египетской армии, на который неизбежно легла бы вся тяжесть очень непростых военных действий в пустыне.

Опасность была тем более велика, что семиты численно преобладали над египтянами, не в стране в целом, конечно, а лишь в районе дельты, где египтяне селились неохотно. Между тем именно на семитское население дельты были возложены работы по постройке «городов запасов» — вероятно, складских помещений для того же Восточного корпуса. Такие общественные работы были для Египта нормой, к ним привлекалось всё сельское население в свободное от сельскохозяйственных работ время.

Вряд ли они были убийственно тяжелы, но семиты, никогда не знавшие никаких общественных работ, воспринимали их, как насилие и порабощение, хотя юридически рабами они, разумеется, не были. При этом, однако, рождаемость среди потомков Иакова не падала, а значит, работы отнюдь не были изматывающими. В такой ситуации требование (скорее всего, местных) властей не оказывать помощь роженицам-еврейкам была объяснима, но тут уже каждый, как всегда в подобных случаях, решает для себя сам, как поступить. Женщины сделали свой выбор, и Бог их не оставил.

Свернуть
 
На Исх 1:1-22
1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим: 2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, 3 Иссахар, Завулон и Вениамин, 4 Дан и Неффалим, Гад и Асир. 5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят (пять), а Иосиф был уже в Египте. 6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; 7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли (нашей). 11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, (и Он, иначе Илиополь). 12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что (Египтяне) опасались сынов Израилевых. 13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, 16 и сказал (им): когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. 17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. 18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. 20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. 21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. 22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного (у Евреев) сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
Свернуть
Положение потомков Иакова в Египте изменилось довольно скоро после смерти Иосифа. Изменения эти священнописатель...  Читать далее

Положение потомков Иакова в Египте изменилось довольно скоро после смерти Иосифа. Изменения эти священнописатель связывает с новым фараоном, который уже «не знал Иосифа» (ст. 8). И дело тут, конечно, не только в смене власти как таковой. По-видимому, очень скоро после ухода из жизни Иосифа и его поколения, когда потомки Иакова увеличились числом и расселились по нильской дельте (ст. 6 – 7), к власти в Египте пришла новая династия, уже не семитская, а египетская по происхождению, для которой семитские племена дельты были не опорой, а помехой. К тому же, обитавшие там семиты стали заложниками своего геополитического положения: они оказались в тылу Восточного корпуса египетской армии, прикрывавшего со стороны Синая район дельты и стратегическую приморскую дорогу, связывавшую центральные области Египта с городами северной и центральной Палестины, находившиеся в это время под властью Египта. А угроза исходила со стороны семитских племён Синайского полуострова, ближайших этнических родственников племён дельты. Неудивительно, что в такой ситуации власти всерьёз опасались восстания в тылу Восточного корпуса в случае войны (ст. 10). К тому же, если говорить не о Египте в целом, а о районе дельты, семиты, очевидно, заметно превосходили египтян численно (ст. 9), такое локальное превосходство объяснялось, по-видимому, как более высоким по сравнению с общеегипетским уровнем рождаемости (ст. 12), так и тем, что сами египтяне не слишком охотно селились в районе дельты. Очевидно, в это время семитов дельты (включая и потомков Иакова) начинают привлекать к общественным работам, в которых традиционно участвовало всё крестьянское население страны (ст. 11 – 14), и которые непривычным к такого рода занятиям евреям должны были казаться самым настоящим рабским трудом. Впрочем, судя по тому, что рождаемость у них при этом не падала (ст. 12), условия жизни потомков Иакова в Египте были материально всё же не слишком тяжёлыми. В такой ситуации египетские власти начали предпринимать беспрецедентные в египетской истории меры по сокращению рождаемости и уменьшению численности мужского населения (ст. 15 – 22). И что, казалось бы, может сделать в такой ситуации простой человек, не обладающий властью и возможностью влиять на принимаемые властями решения? Не так уж мало, как показал опыт упомянутых в рассказе повивальных бабок (ст. 15 – 19). Конечно, для такого поступка нужна решимость, а она появляется тогда, когда верность Богу в жизни человека стоит выше страха перед властями (ст. 17). Можно было бы подумать, что решимость повивальных бабок не изменила положения их соплеменников (ст. 22), так что они лишь напрасно подвергали себя риску. Но для Бога выбор, сделанный человеком в той или иной ситуации, важен не менее, чем её исход, ведь именно от сделанного выбора зависит судьба человека в вечности Божьей. И Бог не оставляет тех, кто выбирает Его путь (ст. 21). Исторические коллизии, в которых приходится участвовать людям, остаются в истории, а их участники делают шаг в Царство Божие. Или не делают его, уходя во тьму.

Свернуть
 
На Исх 1:1-22
1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим: 2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, 3 Иссахар, Завулон и Вениамин, 4 Дан и Неффалим, Гад и Асир. 5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят (пять), а Иосиф был уже в Египте. 6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; 7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли (нашей). 11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, (и Он, иначе Илиополь). 12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что (Египтяне) опасались сынов Израилевых. 13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, 16 и сказал (им): когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. 17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. 18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. 20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. 21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. 22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного (у Евреев) сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
Свернуть
Книга Исхода - книга о спасении, об избавлении от рабства и смерти во всех ее проявлениях...  Читать далее

Книга Исхода - книга о спасении, об избавлении от рабства и смерти во всех ее проявлениях. Главным героем в этой книге, как и в других книгах Библии, будет Бог, но на сей раз Он будет действовать через одного из самых известных людей в истории — израильского пророка и законодателя Моисея. Он не появляется в сегодняшнем повествовании — эта глава служит лишь введением и описывает положение израильтян в Египте перед исходом. Но уже здесь мы видим мир, в котором должен появиться на свет будущий вождь исхода — мир страдания, рабства и геноцида. Мы видим, что спасти народ может лишь тот, кто сам испытал на себе все проявления рабства. Спасение совершается изнутри — здесь Бог работает вместе с человеком, а не Сам по Себе, и подчас нам будет непросто понять, где действует Бог, а где человек. Но такой уж Бог выбрал план действий — все делать при нашем участии и согласии. А пока что — над Израилем нависла смертельная угроза: самое время Богу вмешаться в ситуацию...

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).