Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Тов 3:6

Поделиться
6 Итак, твори со мною, что Тебе благоугодно; повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю, ибо мне лучше умереть, нежели жить, так как я слышу лживые упреки, и глубока скорбь во мне! Повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную и не отврати лица Твоего от меня.
Свернуть

Сегодняшним христианам привычно говорить о бессмертии души, как о чём-то само собой разумеющемся. При этом обычно само собой предполагается также и посмертное воздаяние, в самом простом его варианте — те самые рай и ад. Между тем, в Библии о бессмертии души ничего не говорится. Равно, впрочем, как и о самой душе, по крайней мере, в нашем её понимании. То еврейское слово, которое на русский язык переводится обычно, как «душа», на самом деле обозначает жизненную силу, которая ничего личностного в себе не несёт. Более того: такая же сила присуща и животным тоже, поскольку они — живые существа.

То, что мы переживаем в себе, как личностное начало, как самосознание, связано не с этой жизненной силой, а с «дыханием жизни», которое Бог вдувает человеку «в ноздри» в момент сотворения. Об этом же самом дыхании говорит и автор Книги Товита: если Бог отнимет Своё дыхание у человека, человек умирает. Смерть же представляет собой утрату «души» в её библейском понимании: жизненная сила покидает человека, который превращается в тень, в подобие себя прежнего, в котором уже нет или почти нет жизни, но ещё слабо теплится нечто, похожее на сознание, хотя память о мире живых человек в таком состоянии полностью утрачивает.

Мир таких теней известен многим народам, в Библии он называется шеолом. Иногда, однако, когда жизнь становится совершенно невыносимой, человек может попросить Бога о том, чтобы Он прервал его жизнь. Для этого Богу нужно немного: всего лишь отнять у человека то дыхание жизни, которое Он дал ему при рождении. И Товит, уставший от жизненных невзгод, именно об этом и просит Бога.

Самоубийство никогда не считалось в Библии допустимым, это было нарушение шестой заповеди, заповеди, запрещающей убийство, по отношению к самому себе. Но попросить Бога, чтобы Он, если захочет, прервал ненужную человеку жизнь, было вполне допустимо: ведь речь в данном случае не шла о самоубийстве, человек лишь просил о том, чтобы Бог положил конец его жизни, он не убивал себя сам.

Такая просьба могла показаться окружающим малодушной, как это было в случае другого библейского героя — Иова, который тоже просил Бога о смерти, а друзья Иова упрекали его в малодушии, но грехом такая просьба всё же не была. Так и Товит, доведённый до крайности, решается обратиться к Богу с просьбой прервать его жизнь. Но тут в его жизни, так же, как и в жизни Иова, начинается нечто интересное и неожиданное.

Другие мысли вслух

 
На Тов 3:6
6 Итак, твори со мною, что Тебе благоугодно; повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю, ибо мне лучше умереть, нежели жить, так как я слышу лживые упреки, и глубока скорбь во мне! Повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную и не отврати лица Твоего от меня.
Свернуть
Сегодняшним христианам привычно говорить о бессмертии души, как о чём-то само собой разумеющемся. При этом обычно само собой предполагается также и посмертное воздаяние, в самом простом его варианте — те самые рай и ад...  Читать далее

Сегодняшним христианам привычно говорить о бессмертии души, как о чём-то само собой разумеющемся. При этом обычно само собой предполагается также и посмертное воздаяние, в самом простом его варианте — те самые рай и ад. Между тем, в Библии о бессмертии души ничего не говорится. Равно, впрочем, как и о самой душе, по крайней мере, в нашем её понимании. То еврейское слово, которое на русский язык переводится обычно, как «душа», на самом деле обозначает жизненную силу, которая ничего личностного в себе не несёт. Более того: такая же сила присуща и животным тоже, поскольку они — живые существа.

То, что мы переживаем в себе, как личностное начало, как самосознание, связано не с этой жизненной силой, а с «дыханием жизни», которое Бог вдувает человеку «в ноздри» в момент сотворения. Об этом же самом дыхании говорит и автор Книги Товита: если Бог отнимет Своё дыхание у человека, человек умирает. Смерть же представляет собой утрату «души» в её библейском понимании: жизненная сила покидает человека, который превращается в тень, в подобие себя прежнего, в котором уже нет или почти нет жизни, но ещё слабо теплится нечто, похожее на сознание, хотя память о мире живых человек в таком состоянии полностью утрачивает.

Мир таких теней известен многим народам, в Библии он называется шеолом. Иногда, однако, когда жизнь становится совершенно невыносимой, человек может попросить Бога о том, чтобы Он прервал его жизнь. Для этого Богу нужно немного: всего лишь отнять у человека то дыхание жизни, которое Он дал ему при рождении. И Товит, уставший от жизненных невзгод, именно об этом и просит Бога.

Самоубийство никогда не считалось в Библии допустимым, это было нарушение шестой заповеди, заповеди, запрещающей убийство, по отношению к самому себе. Но попросить Бога, чтобы Он, если захочет, прервал ненужную человеку жизнь, было вполне допустимо: ведь речь в данном случае не шла о самоубийстве, человек лишь просил о том, чтобы Бог положил конец его жизни, он не убивал себя сам.

Такая просьба могла показаться окружающим малодушной, как это было в случае другого библейского героя — Иова, который тоже просил Бога о смерти, а друзья Иова упрекали его в малодушии, но грехом такая просьба всё же не была. Так и Товит, доведённый до крайности, решается обратиться к Богу с просьбой прервать его жизнь. Но тут в его жизни, так же, как и в жизни Иова, начинается нечто интересное и неожиданное.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).