
| 15  Пойду, возвращусь в Мое место,  доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего. | 
В библейских книгах (особенно в пророческой проповеди и в гимнографии) часто появляется образ Бога, Который отворачивается, забывает, уходит. Иногда это понимают буквально, как форму наказания, наложенного Богом на человека (такой взгляд свойствен обычно людям верующим и религиозным), иногда — как простую аллегорию, как пример столь часто встречающихся в Библии антропоморфизмов.
Но только ли тут аллегория? И в каком смысле можно говорить о наказании, если Бог просто оставляет в покое тех, кто именно этого и хочет? Впрочем, при ближайшем рассмотрении всё оказывается не так просто. Конечно, заповеди, например, нередко оказываются в тягость даже тем, кто считает себя людьми верующими. И тут не одно лицемерие, тут желание видеть Бога и даже получать от Него поддержку, но без обременения какими бы то ни было условиями.
Идеальным Богом для таких людей был бы Бог, Который даёт всё, что ни попросишь, и ничего не требует взамен. Они вовсе не против отношений с Богом, если отношения эти будут лёгкими и необременительными. И им обычно невдомёк, что, будь они и в самом деле такими, просители очень скоро стали бы жертвами своих собственных желаний, немедленное исполнение которых превратило бы их жизнь в ад гораздо раньше, чем они думают. Неудивительно, что Бог в такой ситуации отходит в сторону.
Но как это возможно? Разве Бог не всеведущ и не всемогущ? Да, но и в антропоморфизме библейского образа Бога есть своя духовная правда. И дело не в том, что Бог похож на человека, а в том, что человек сотворён Богом по Своему образу и подобию. И если нам вовсе не трудно помнить и знать нечто важное о человеке, с которым мы не желаем общаться, то тем более это нетрудно Богу.
А с другой стороны, как для нас знать о человеке и знать человека — вещи разные, так и для Бога знать о нашем существовании и знать нас лично — не одно и то же. Первое можно считать объективной данностью, связанной с Божием всеведением, второе — следствием Его решения, которого может и не быть. И тогда окажется, что Бог, зная всё о нас, лично с нами знаться не захочет. До тех пор, пока мы не престанем ставить Ему условия, на которых готовы впустить Его в наши дома и в нашу жизнь.
| 15  Пойду, возвращусь в Мое место,  доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего. | 
В библейских книгах (особенно в пророческой проповеди и в гимнографии) часто появляется образ Бога, Который отворачивается, забывает, уходит. Иногда это понимают буквально, как форму наказания, наложенного Богом на человека (такой взгляд свойствен обычно людям верующим и религиозным), иногда — как простую аллегорию, как пример столь часто встречающихся в Библии антропоморфизмов.
Но только ли тут аллегория? И в каком смысле можно говорить о наказании, если Бог просто оставляет в покое тех, кто именно этого и хочет? Впрочем, при ближайшем рассмотрении всё оказывается не так просто. Конечно, заповеди, например, нередко оказываются в тягость даже тем, кто считает себя людьми верующими. И тут не одно лицемерие, тут желание видеть Бога и даже получать от Него поддержку, но без обременения какими бы то ни было условиями.
Идеальным Богом для таких людей был бы Бог, Который даёт всё, что ни попросишь, и ничего не требует взамен. Они вовсе не против отношений с Богом, если отношения эти будут лёгкими и необременительными. И им обычно невдомёк, что, будь они и в самом деле такими, просители очень скоро стали бы жертвами своих собственных желаний, немедленное исполнение которых превратило бы их жизнь в ад гораздо раньше, чем они думают. Неудивительно, что Бог в такой ситуации отходит в сторону.
Но как это возможно? Разве Бог не всеведущ и не всемогущ? Да, но и в антропоморфизме библейского образа Бога есть своя духовная правда. И дело не в том, что Бог похож на человека, а в том, что человек сотворён Богом по Своему образу и подобию. И если нам вовсе не трудно помнить и знать нечто важное о человеке, с которым мы не желаем общаться, то тем более это нетрудно Богу.
А с другой стороны, как для нас знать о человеке и знать человека — вещи разные, так и для Бога знать о нашем существовании и знать нас лично — не одно и то же. Первое можно считать объективной данностью, связанной с Божием всеведением, второе — следствием Его решения, которого может и не быть. И тогда окажется, что Бог, зная всё о нас, лично с нами знаться не захочет. До тех пор, пока мы не престанем ставить Ему условия, на которых готовы впустить Его в наши дома и в нашу жизнь.
| 1  Слушайте это, священники,  и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе. 2  Глубоко погрязли они в распутстве;  но Я накажу всех их. | 
| 3  Ефрема Я знаю,  и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился. 4  Дела их не допускают их  обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали. | 
| 5  И гордость Израиля унижена в глазах их;  и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними. 6  С овцами своими и волами своими пойдут  искать Господа и не найдут Его: Он удалился от них. 7  Господу они изменили,  потому что родили чужих детей; ныне новый месяц поест их с их имуществом. | 
| 8  Вострубите рогом в Гиве,  трубою в Раме; возглашайте в Беф-Авене: "за тобою, Вениамин!" 9  Ефрем сделается пустынею  в день наказания; между коленами Израилевыми Я возвестил это. 10  Вожди Иудины стали подобны  передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. 11  Угнетен Ефрем, поражен судом;  ибо захотел ходить вслед суетных. 12  И буду как моль для Ефрема  и как червь для дома Иудина. | 
| 13  И увидел Ефрем болезнь свою,  и Иуда — свою рану, и пошел Ефрем к Ассуру, и послал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны. 14  Ибо Я как лев для Ефрема  и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет. 15  Пойду, возвращусь в Мое место,  доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего. | 
Как больно видеть пророку, что тьма язычества проникла и в его народ! А ведь Израиль — надежда мира, в семени Авраама благословятся все племена земли. Бог дал Своему народу Закон, но они отвергли его: они изменяют Господу и обманывают друг друга. Когда хранители Закона живут не по Закону, кто может помочь им? Последствия этого отпадения страшны — запустение, голод, война. Только раскаявшись и взыскав Бога, могут они вновь обрести Его присутствие.
| 1  Слушайте это, священники,  и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе. 2  Глубоко погрязли они в распутстве;  но Я накажу всех их. | 
| 3  Ефрема Я знаю,  и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился. 4  Дела их не допускают их  обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали. | 
| 5  И гордость Израиля унижена в глазах их;  и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними. 6  С овцами своими и волами своими пойдут  искать Господа и не найдут Его: Он удалился от них. 7  Господу они изменили,  потому что родили чужих детей; ныне новый месяц поест их с их имуществом. | 
| 8  Вострубите рогом в Гиве,  трубою в Раме; возглашайте в Беф-Авене: "за тобою, Вениамин!" 9  Ефрем сделается пустынею  в день наказания; между коленами Израилевыми Я возвестил это. 10  Вожди Иудины стали подобны  передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. 11  Угнетен Ефрем, поражен судом;  ибо захотел ходить вслед суетных. 12  И буду как моль для Ефрема  и как червь для дома Иудина. | 
| 13  И увидел Ефрем болезнь свою,  и Иуда — свою рану, и пошел Ефрем к Ассуру, и послал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны. 14  Ибо Я как лев для Ефрема  и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет. 15  Пойду, возвращусь в Мое место,  доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего. | 
Сегодняшнее чтение целиком посвящено обличению народа Божия и предупреждению об ожидающем его суде (ст. 1). Казалось бы, здесь нет ничего такого, что отличало бы суд Божий от суда человеческого: народ виновен, доказательства его вины налицо, и наступает день, когда Бог, как верховный Судья, произнесёт Свой приговор. И всё же в этом Божьем суде есть нечто совершенно непонятное и невозможное с точки зрения человеческих представлений о суде и о наказании за преступление.
Оказывается, суд Божий невозможен до тех пор, пока народ не признает своей вины. И Бог оставляет его и уходит с тем, чтобы дождаться этого признания (ст. 15). А признание вины, как предполагается, будет сопровождаться обращением к Богу с просьбой и о суде, и о помощи. Такой суд с человеческой точки зрения выглядит довольно странным: ведь земной суд существует в том числе и для того, чтобы определить виновность или невиновность подсудимого.
Здесь же оказывается, что Бог видит Свою задачу как Судьи лишь в том, чтобы определить меру наказания для тех, кто сам признаёт свою вину. А также в том, чтобы помочь виновному избавиться от греха, приведшего к преступлению. Что же до определения виновности, то здесь суд Божий как таковой вовсе не требуется. О виновности народа однозначно свидетельствуют те бедствия, которые его постигают (ст. 9–12). И в бедствиях этих пророк видит наказание Божие (ст. 9–12). Впрочем, на сознание наказуемых они не оказывают должного воздействия: народ не воспринимает их как наказание от Бога и, пытаясь от них избавиться, обращается ко всем, кроме Того, Кто действительно мог бы помочь (ст. 13–14). Но в таком случае получается, что от наказания Божия избавиться можно, лишь обратившись к Богу и попросив Его о суде!
Такой поворот событий кажется на первый взгляд совершенно непонятным. Но если, как это было открыто уже Амосу, суд есть не что иное, как момент встречи с Богом лицом к лицу, многое здесь объясняется. Ведь тогда становится очевидно, что наказанием оказывается не действие Божие, а, наоборот, Его бездействие, оставляющее человека один на один с его грехами и с их последствиями. Конечно, невмешательство Бога в события тоже можно в известном смысле считать наказанием, но лишь в известном смысле: ведь Бог не вмешивается в ситуацию и, следовательно, ничего из того, что происходит в таком случае с человеком, нельзя считать происходящим по Его воле. Богословы называют это попущением, то есть тем, чего Бог не хочет и не делает, но чему Он не мешает быть, предоставляя свободу действовать человеку. А человеку тогда остаётся лишь пожинать плоды посеянного им зла. И только Бог, вмешавшись в ситуацию, может избавить человека от этой участи.
| 1  Слушайте это, священники,  и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе. 2  Глубоко погрязли они в распутстве;  но Я накажу всех их. | 
| 3  Ефрема Я знаю,  и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился. 4  Дела их не допускают их  обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали. | 
| 5  И гордость Израиля унижена в глазах их;  и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними. 6  С овцами своими и волами своими пойдут  искать Господа и не найдут Его: Он удалился от них. 7  Господу они изменили,  потому что родили чужих детей; ныне новый месяц поест их с их имуществом. | 
| 8  Вострубите рогом в Гиве,  трубою в Раме; возглашайте в Беф-Авене: "за тобою, Вениамин!" 9  Ефрем сделается пустынею  в день наказания; между коленами Израилевыми Я возвестил это. 10  Вожди Иудины стали подобны  передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. 11  Угнетен Ефрем, поражен судом;  ибо захотел ходить вслед суетных. 12  И буду как моль для Ефрема  и как червь для дома Иудина. | 
| 13  И увидел Ефрем болезнь свою,  и Иуда — свою рану, и пошел Ефрем к Ассуру, и послал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны. 14  Ибо Я как лев для Ефрема  и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет. 15  Пойду, возвращусь в Мое место,  доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего. | 
| 1  В скорби своей они с раннего утра будут искать  Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; 2  оживит нас через два дня,  в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. 3  Итак познаем, будем стремиться познать Господа;  как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю". | 
| 4  Что сделаю тебе, Ефрем?  что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. 5  Посему Я поражал через пророков  и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. 6  Ибо Я милости хочу, а не жертвы,  и Боговедения более, нежели всесожжений. | 
| 7  Они же, подобно Адаму, нарушили завет  и там изменили Мне. 8  Галаад — город нечестивцев,  запятнанный кровью. 9  Как разбойники подстерегают человека,  так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости. 10  В доме Израиля Я вижу ужасное;  там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль. | 
| 11  И тебе, Иуда, назначена жатва,  когда Я возвращу плен народа Моего. | 
На всех, впавших в грех, изливается гнев, но особенно на тех, кто поставлен во главе народа — царей и священников. Со всех спросится за их дела, но с вождей народа, призванных хранить Высшую Правду, особенно, ведь им больше и дано. Сурово описание последствий грехов и беззаконий.
Но именно здесь, после всех предупреждений, мы опять слышим слова надежды, пророчество о милости Господа и обетование о предстоящем Воскресении. То, что в пророчестве говорится о Воскресении на третий день, даёт нам возможность видеть в этих словах одно из первых пророчеств о грядущем Воскресении Христа, хотя здесь речь идёт о людях, о воскрешении народа от греха и тьмы. Но здесь нет противоречия, ведь Сын Божий для того и воплотился, чтобы разделить с нами наш земной путь и дать нам надежду на совоскресение с Ним.
И вот именно здесь звучат, пожалуй, центральные слова Книги Осии: милости хочу, а не жертвы. Эти слова, давным-давно знакомые и хорошо вызубренные, и сегодня продолжают удивлять, если посмотреть на них свежим взором. Как же так — неужели все наши усилия, труды, всё, что мы пожертвовали, — неужели всё это попусту?
Да, все наши усилия могут оказаться пустыми и напрасными, если мы жертвовали с жёстким сердцем, оставаясь немилостивыми к тем, кто нас окружает, и тем более если мы превращаем отношения с Господом в куплю-продажу.

| Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| 
 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
 
                                            