Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иер 23:1-40

Поделиться
1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. 2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. 3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. 4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", 8 но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей.
9 О пророках.
Сердце мое во мне раздирается,
  все кости мои сотрясаются;
я — как пьяный,
  как человек, которого одолело вино,
ради Господа
  и ради святых слов Его,
 
10 потому что земля наполнена прелюбодеями,
  потому что плачет земля от проклятия;
  засохли пастбища пустыни,
и стремление их — зло,
  и сила их — неправда,
 
11 ибо и пророк и священник — лицемеры;
  даже в доме Моем Я нашел нечестие их,
              говорит Господь.
12 
За то путь их будет для них,
  как скользкие места в темноте:
  их толкнут, и они упадут там;
ибо Я наведу на них бедствие,
  год посещения их,
              говорит Господь.
13 
И в пророках Самарии
  Я видел безумие;
они пророчествовали именем Ваала,
  и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
14 
Но в пророках Иерусалима
  вижу ужасное:
они прелюбодействуют и ходят во лжи,
  поддерживают руки злодеев,
  чтобы никто не обращался от своего нечестия;
все они предо Мною — как Содом,
  и жители его — как Гоморра.
15 
Посему так говорит Господь Саваоф о пророках:
вот, Я накормлю их полынью
  и напою их водою с желчью,
ибо от пророков Иерусалимских
  нечестие распространилось на всю землю.
16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. 17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: "не придет на вас беда".
18 
Ибо кто стоял в совете Господа
  и видел и слышал слово Его?
  Кто внимал слову Его и услышал?
19 
Вот, идет буря Господня
  с яростью,
буря грозная,
  и падет на главу нечестивых.
20 
Гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит
  и доколе не выполнит намерений сердца Своего;
в последующие дни вы ясно уразумеете это.
21 
Я не посылал пророков сих,
  а они сами побежали;
Я не говорил им,
  а они пророчествовали.
22 
Если бы они стояли в Моем совете,
  то объявили бы народу Моему слова Мои
и отводили бы их от злого пути их
  и от злых дел их.
23 Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? 24 Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. 25 Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось". 26 Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? 27 Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? 28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. 29 Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? 30 Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. 31 Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". 32 Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
33 Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: "какое бремя от Господа?", то скажи им: "какое бремя? Я покину вас, говорит Господь". 34 Если пророк, или священник, или народ скажет: "бремя от Господа", Я накажу того человека и дом его. 35 Так говорите друг другу и брат брату: "что ответил Господь?" или: "что сказал Господь?" 36 А этого слова: "бремя от Господа", впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего. 37 Так говори пророку: "что ответил тебе Господь?" или: "что сказал Господь?" 38 А если вы еще будете говорить: "бремя от Господа", то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: "бремя от Господа", тогда как Я послал сказать вам: "не говорите: бремя от Господа" — 39 за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего 40 и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.
Свернуть

Продолжаются обличения, но вот опять среди суровых предупреждений мы видим луч надежды. Ещё только предстоит народу отправиться в изгнание и новое рабство, но вот, звучат слова пророчества о грядущем возвращении из плена, о том, что Тот же Самый Господь, Который уже вывел народ из египетского плена, освободит и от господства новых завоевателей.

Но мало того, Он даёт пророческое обетование о праведной Отрасли Давида. Пусть эта часть пророчества не была в полном объёме понята современниками Иеремии, но здесь в их сердца было заложено то зерно готовности принять Спасителя, которому предстояло прорастать на протяжении последующих веков.

Должно быть, не случайно именно после пророчества о Том, Кто станет Добрым Пастырем, Господь снова возвращается к обличению лжепастырей и лжепророков. Впрочем, эта проблема актуальна и сегодня. И дело не только в том, что во все времена хватало проходимцев, дурачивших доверчивую публику. Может быть, гораздо опаснее искренний и бескорыстный самообман, когда человек принимает за голос свыше собственные умозаключения или же проекцию подсознания, обман своего сердца. Но здесь пророчество предупреждает об опасности: если прежние пророки отвернулись от Господа, променяв Его на Ваала, то новые рискуют променять Господа на собственные иллюзии и сновидения.

Другие мысли вслух

 
На Иер 23:1-40
1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. 2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. 3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. 4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", 8 но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей.
9 О пророках.
Сердце мое во мне раздирается,
  все кости мои сотрясаются;
я — как пьяный,
  как человек, которого одолело вино,
ради Господа
  и ради святых слов Его,
 
10 потому что земля наполнена прелюбодеями,
  потому что плачет земля от проклятия;
  засохли пастбища пустыни,
и стремление их — зло,
  и сила их — неправда,
 
11 ибо и пророк и священник — лицемеры;
  даже в доме Моем Я нашел нечестие их,
              говорит Господь.
12 
За то путь их будет для них,
  как скользкие места в темноте:
  их толкнут, и они упадут там;
ибо Я наведу на них бедствие,
  год посещения их,
              говорит Господь.
13 
И в пророках Самарии
  Я видел безумие;
они пророчествовали именем Ваала,
  и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
14 
Но в пророках Иерусалима
  вижу ужасное:
они прелюбодействуют и ходят во лжи,
  поддерживают руки злодеев,
  чтобы никто не обращался от своего нечестия;
все они предо Мною — как Содом,
  и жители его — как Гоморра.
15 
Посему так говорит Господь Саваоф о пророках:
вот, Я накормлю их полынью
  и напою их водою с желчью,
ибо от пророков Иерусалимских
  нечестие распространилось на всю землю.
16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. 17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: "не придет на вас беда".
18 
Ибо кто стоял в совете Господа
  и видел и слышал слово Его?
  Кто внимал слову Его и услышал?
19 
Вот, идет буря Господня
  с яростью,
буря грозная,
  и падет на главу нечестивых.
20 
Гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит
  и доколе не выполнит намерений сердца Своего;
в последующие дни вы ясно уразумеете это.
21 
Я не посылал пророков сих,
  а они сами побежали;
Я не говорил им,
  а они пророчествовали.
22 
Если бы они стояли в Моем совете,
  то объявили бы народу Моему слова Мои
и отводили бы их от злого пути их
  и от злых дел их.
23 Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? 24 Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. 25 Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось". 26 Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? 27 Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? 28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. 29 Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? 30 Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. 31 Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". 32 Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
33 Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: "какое бремя от Господа?", то скажи им: "какое бремя? Я покину вас, говорит Господь". 34 Если пророк, или священник, или народ скажет: "бремя от Господа", Я накажу того человека и дом его. 35 Так говорите друг другу и брат брату: "что ответил Господь?" или: "что сказал Господь?" 36 А этого слова: "бремя от Господа", впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего. 37 Так говори пророку: "что ответил тебе Господь?" или: "что сказал Господь?" 38 А если вы еще будете говорить: "бремя от Господа", то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: "бремя от Господа", тогда как Я послал сказать вам: "не говорите: бремя от Господа" — 39 за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего 40 и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.
Свернуть
Продолжаются обличения, но вот опять среди суровых предупреждений мы видим луч надежды. Ещё только предстоит...  Читать далее

Продолжаются обличения, но вот опять среди суровых предупреждений мы видим луч надежды. Ещё только предстоит народу отправиться в изгнание и новое рабство, но вот, звучат слова пророчества о грядущем возвращении из плена, о том, что Тот же Самый Господь, Который уже вывел народ из египетского плена, освободит и от господства новых завоевателей.

Но мало того, Он даёт пророческое обетование о праведной Отрасли Давида. Пусть эта часть пророчества не была в полном объёме понята современниками Иеремии, но здесь в их сердца было заложено то зерно готовности принять Спасителя, которому предстояло прорастать на протяжении последующих веков.

Должно быть, не случайно именно после пророчества о Том, Кто станет Добрым Пастырем, Господь снова возвращается к обличению лжепастырей и лжепророков. Впрочем, эта проблема актуальна и сегодня. И дело не только в том, что во все времена хватало проходимцев, дурачивших доверчивую публику. Может быть, гораздо опаснее искренний и бескорыстный самообман, когда человек принимает за голос свыше собственные умозаключения или же проекцию подсознания, обман своего сердца. Но здесь пророчество предупреждает об опасности: если прежние пророки отвернулись от Господа, променяв Его на Ваала, то новые рискуют променять Господа на собственные иллюзии и сновидения.

Свернуть
 
На Иер 23:1-40
1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. 2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. 3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. 4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", 8 но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей.
9 О пророках.
Сердце мое во мне раздирается,
  все кости мои сотрясаются;
я — как пьяный,
  как человек, которого одолело вино,
ради Господа
  и ради святых слов Его,
 
10 потому что земля наполнена прелюбодеями,
  потому что плачет земля от проклятия;
  засохли пастбища пустыни,
и стремление их — зло,
  и сила их — неправда,
 
11 ибо и пророк и священник — лицемеры;
  даже в доме Моем Я нашел нечестие их,
              говорит Господь.
12 
За то путь их будет для них,
  как скользкие места в темноте:
  их толкнут, и они упадут там;
ибо Я наведу на них бедствие,
  год посещения их,
              говорит Господь.
13 
И в пророках Самарии
  Я видел безумие;
они пророчествовали именем Ваала,
  и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
14 
Но в пророках Иерусалима
  вижу ужасное:
они прелюбодействуют и ходят во лжи,
  поддерживают руки злодеев,
  чтобы никто не обращался от своего нечестия;
все они предо Мною — как Содом,
  и жители его — как Гоморра.
15 
Посему так говорит Господь Саваоф о пророках:
вот, Я накормлю их полынью
  и напою их водою с желчью,
ибо от пророков Иерусалимских
  нечестие распространилось на всю землю.
16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. 17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: "не придет на вас беда".
18 
Ибо кто стоял в совете Господа
  и видел и слышал слово Его?
  Кто внимал слову Его и услышал?
19 
Вот, идет буря Господня
  с яростью,
буря грозная,
  и падет на главу нечестивых.
20 
Гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит
  и доколе не выполнит намерений сердца Своего;
в последующие дни вы ясно уразумеете это.
21 
Я не посылал пророков сих,
  а они сами побежали;
Я не говорил им,
  а они пророчествовали.
22 
Если бы они стояли в Моем совете,
  то объявили бы народу Моему слова Мои
и отводили бы их от злого пути их
  и от злых дел их.
23 Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? 24 Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. 25 Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось". 26 Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? 27 Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? 28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. 29 Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? 30 Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. 31 Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". 32 Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
33 Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: "какое бремя от Господа?", то скажи им: "какое бремя? Я покину вас, говорит Господь". 34 Если пророк, или священник, или народ скажет: "бремя от Господа", Я накажу того человека и дом его. 35 Так говорите друг другу и брат брату: "что ответил Господь?" или: "что сказал Господь?" 36 А этого слова: "бремя от Господа", впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего. 37 Так говори пророку: "что ответил тебе Господь?" или: "что сказал Господь?" 38 А если вы еще будете говорить: "бремя от Господа", то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: "бремя от Господа", тогда как Я послал сказать вам: "не говорите: бремя от Господа" — 39 за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего 40 и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.
Свернуть
Слово, идущее от Бога — может быть, самое ценное, что есть у человека: оно открывает ему глубинный смысл его жизни...  Читать далее

Слово, идущее от Бога — может быть, самое ценное, что есть у человека: оно открывает ему глубинный смысл его жизни, открывает Бога навстречу людям. Без него мир погрязает в бессмыслице и банальности собственных слов. Но на этой потребности слышать голос Бога, получать от Него весть о Его воле — можно, к сожалению, спекулировать. Не по этому ли так популярны всегда всевозможные «сонники», гороскопы, гадания на чем только можно и нельзя? Человек жаждет откровения, а получает убогий суррогат, создаваемый «пророками и священниками» (целителями, колдунами, магами...), которые, как и во времена Иеремии, используют имя Божье в своих интересах. Пророка утешает, что когда-то наступят времена, когда все станут причастны этому Слову. Это уже возможно — и кто ищет, обязательно найдет.

Свернуть
 
На Иер 23:3
3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
Свернуть
Говоря о будущем своего народа, все допленные пророки упоминали некое испытание, которое будет заключаться в изгнании народа с данной ему когда-то Богом земли и рассеянии среди соседей. Но те же пророки были уверены в том, что изгнание — не навсегда, что это лишь средство напомнить народу о Боге, Которого он забыл, и о...  Читать далее

Говоря о будущем своего народа, все допленные пророки упоминали некое испытание, которое будет заключаться в изгнании народа с данной ему когда-то Богом земли и рассеянии среди соседей. Но те же пророки были уверены в том, что изгнание — не навсегда, что это лишь средство напомнить народу о Боге, Которого он забыл, и о Торе, которую он систематически нарушал. И Иеремия говорит о возвращении народа, как о чём-то предрешённом. Казалось бы, такая уверенность в свете той свободы, которую Бог даёт человеку, кажется несколько странной: ведь никто не может предсказать, какой выбор сделает народ из тех катастрофических событий, которые ему предстояло пережить. Но дело, как видно, было в данном случае не только в выборе людей, но и в замысле Божием. А в этот замысел входило и возвращение народа, и приход Мессии, и спасение человечества. Вопрос заключался лишь в том, кто именно из народа в его наличном состоянии окажется участником реализации замысла Божия, а кто останется в стороне. Тут действительно человеку предоставлена полная свобода. Но ведь и Бог тоже свободен, и Он не собирается менять Свои планы лишь потому, что кому-то из тех, кто родился среди Его народа, они не нравятся. Такие люди могут оставаться при своём нежелании. Конечно, ничем хорошим такое нежелание для них не кончится, но это уже их дело и их выбор. В конце концов они просто перестанут иметь отношение к народу Божию, как это случилось со многими евреями, отказавшимися от веры отцов и ассимилировавшимися в Вавилоне во время плена. А те, кто остался, стали ядром нового народа, того остатка, о котором говорили пророки.

Свернуть
 
На Иер 23:5-8
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", 8 но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей.
Свернуть
В пророческих книгах Мессию нередко называют «ростком» или «побегом». Так Его называет и Иеремия. Что означает это название? На первый взгляд может показаться, что праведному царю, каким виделся Мессия допленным пророкам, этот эпитет не очень подходит. Всё же росток — нечто слабое, едва пробивающееся из земли, нечто такое, что легко можно повредить, намеренно или случайно...  Читать далее

В пророческих книгах Мессию нередко называют «ростком» или «побегом». Так Его называет и Иеремия. Что означает это название? На первый взгляд может показаться, что праведному царю, каким виделся Мессия допленным пророкам, этот эпитет не очень подходит. Всё же росток — нечто слабое, едва пробивающееся из земли, нечто такое, что легко можно повредить, намеренно или случайно. Но именно с молодыми побегами связана возможность обновления и омоложения сада или виноградника. В винограднике, например, старые ветви приходится периодически обрезать с тем, чтобы дать возможность прорасти молодым побегам.

Если этого не делать регулярно, в какой-то момент можно остаться без урожая. Неудивительно, что будущее народа пророк связывает именно с молодыми побегами, а его возвращение из Вавилона на землю отцов — с Мессией, который и станет воплощением духовного обновления народа (ст. 5 – 6). Иеремия прекрасно понимал то, что отказывались понимать многие его современники. Тогда, уже после того, как часть жителей Иерусалима была депортирована в Вавилон, многим казалось, что всё происходящее — просто небольшое историческое недоразумение. Эти люди были уверены, что скоро оно закончится, и всё снова будет как прежде.

Они не верили, что Иерусалим, город великой традиции, единственный город на земле, где находится Храм единого истинного Бога, может быть разрушен. Им казалось, что Бог никогда такого не допустит. Поэтому они готовы были даже на антивавилонское восстание, чтобы приблизить день полного освобождения от власти Вавилонии. Но эти люди не понимали главного: без духовного обновления у народа нет будущего.

На месте прежнего народа должен был появиться новый, как молодые побеги появляются на виноградной лозе на месте старых, отрубленных веток. Иеремия говорил о духовном обновлении народа и о движении вперёд, в будущее. Большинство его современников хотели, наоборот, вернуться в прошлое. Они мечтали не о духовном обновлении, а о реставрации прошлого, казавшегося им идеальным. Но Бог решил иначе.

Реставрация оказалась Ему не нужна. А вот духовное обновление Своего народа — абсолютно необходимо. Вся последующая еврейская история подтвердила правоту пророка. Но дело не только в духовном состоянии народа. Дело ещё и в том, что без его духовного обновления и Мессии приходить было бы не к кому. История народа должна была продолжиться ради Христа и Его Царства. И Бог продолжил её, осуществляя Свой план спасения мира.

Свернуть
 
На Иер 23:5-8
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", 8 но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей.
Свернуть
Имя во многих культурах (да чуть ли не во всех, кроме нашей современной) было не просто словом, но выражением сущности. Поэтому имена Бога в Священном Писании так важны...  Читать далее

Имя во многих культурах (да чуть ли не во всех, кроме нашей современной) было не просто словом, но выражением сущности. Поэтому имена Бога в Священном Писании так важны. В сегодняшнем чтении упоминается такое имя Царя: «Господь — Оправдание наше». И получается, что это важно не только для понимания наших отношений с Ним, но и для понимания Его Самого. То, что иного оправдания, кроме Него, у нас быть не может, в общем, очевидно. Чем оправдаться? Что может освободить нас от ответственности за наши поступки? Только Он может помиловать, освободить нас от последствий того, что мы делаем. Но это ещё и часть Его сущности. Он — Тот, Кто милует бесконечно, Тот, Кто не требует справедливости, но Сам оправдывает грешника. Оправдывает единственно возможным способом — взяв вину и последствия вины на Себя...

Свернуть
 
На Иер 23:5
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
Свернуть
Для нас, живущих после того, как Рождество стало свершившимся фактом, важно почувствовать ожидание прихода Христа, которым жили многие поколения людей. Помимо всего прочего...  Читать далее

Для нас, живущих после того, как Рождество стало свершившимся фактом, важно почувствовать ожидание прихода Христа, которым жили многие поколения людей. Помимо всего прочего, нам нужно помнить, что жизнь этих людей мало отличалась от нашей, разве только техника была иной. Но древние мучались теми же нравственными проблемами, их пугало то же, что пугает нас, и они так же тяжело трудились, чтобы в поте лица заработать скудный хлеб. Поэтому спасение, которое обещал Господь Своему народу и всему миру с приходом Христа, так же необходимо нам сегодня, как пророку Иеремии в конце 7-го века до Р.Х.

Иеремия передает нам Слово от Господа, в котором он выделяет несколько важных вещей. Во-первых, Христос, потомок Давида, будет Отраслью праведной. Дело в том, что Иеремия произносит это пророчество при преемниках царя Иосии, людях крайне непривлекательных и с нравственной, и даже с политической точки зрения. Незадолго до этого Господь сказал Иеремии, что из-за грехов своих членов династия Давидитов вскоре прекратится и уже не будет царствовать никогда. Лишь Мессия, потомок одной из линий этой династии, будет Отраслью Праведной, но праведность Его — божественного происхождения.

Во-вторых, в противовес земной власти Давидитов, Христос будет царем, поступающим мудро. Иеремия говорит об этом, когда правители его страны как будто соревнуются друг с другом в безумстве. Земная власть вообще редко отличается мудрым попечением о благе людей, и нам это известно не хуже древних израильтян... Поэтому так важно предлагаемое пророком противопоставление мудрости Христа-Царя, Который поведет людей к жизни.

Наконец, пророк подчеркивает, что приход Христа принесет в мир «суд и правду». Сам Христос говорит, что Он принес в мир свет, в котором стали видны все дела людей — и в этом-то и состоит суд. Но не менее важно для нас, что Свет Христов освещает для всех Его учеников путь жизни, и суд и правда становятся реальностью жизни конкретных людей.

Свернуть
 
На Иер 23:23
23 Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?
Свернуть
Вопрос по существу: неужели из-за того, что мы ощущаем себя отдаленными от Бога, Он становится меньше Богом? Меньше Его благость, меньше Его любовь, меньше Его всемогущество? Какая глупость...  Читать далее

Вопрос по существу: неужели из-за того, что мы ощущаем себя отдаленными от Бога, Он становится меньше Богом? Меньше Его благость, меньше Его любовь, меньше Его всемогущество? Какая глупость.

Возможно, это идет от нашего «материального» опыта, говорящего, что воздействие чего-то на нас по мере удаления слабеет. Тогда отдаленность Бога оказывается даже выгодной: с Ним можно меньше считаться. Мы понимаем, что у Него есть причины быть нами недовольным, но если Он далеко, то это не так страшно и можно не очень торопиться исправиться. Мы уже начинаем целенаправленно Его отодвигать от себя, выстраивать барьеры между собой и Богом — только бы не впасть в руки Бога Живого. Все это, конечно, самообман. Бог всегда и всюду Тот же, Он всегда рядом с нами, даже тогда, когда мы думаем, что Он далеко. И дело не в том, чтобы от Него в страхе прятаться или бежать, а в том, чтобы в доверии искать Его, обращаться к Нему, приближаться к Нему.

Свернуть
 
На Иер 23:23
23 Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?
Свернуть
Детская наивность бывает порой очень искренней, в частности, и тогда, когда дело касается отношений с Богом. Эпизод: девочка лет четырёх идёт с мамой, которая выговаривает ей за плохое поведение...  Читать далее

Детская наивность бывает порой очень искренней, в частности, и тогда, когда дело касается отношений с Богом. Эпизод: девочка лет четырёх идёт с мамой, которая выговаривает ей за плохое поведение. Девочка хочет что-то сказать в ответ, но удерживается. Мама: ну, скажи, скажи, что думаешь! Девочка: потом, в переходе! Обе приближаются к подземному переходу и ныряют под землю. Девочка маме: ты противная! Мама: а почему ты мне наверху не могла этого сказать? Девочка в ответ: наверху Бог услышит!

Ответ четырёхлетней девочки мог бы показаться забавным и наивным, если бы мы сами не были во многом на неё похожи, когда дело доходит до наших отношений с Богом. Грехопадение, отдаление человека от Бога не случайно начинается с того, что человек прячется от Бога. Прячется, чтобы скрыть свой грех. Быть может, вовсе не из-за страха наказания, а оттого, что не хочется признаться ни себе, ни Ему в собственной несостоятельности.

В глубине души подавляющему большинству из нас, верующих людей, хотелось бы, чтобы Бог никогда не видел наших грехов. Нам бы хотелось, чтобы Он оказывался рядом и смотрел на нас тогда, когда, как нам кажется, мы хорошие и готовы к встрече с Ним. Например, во время молитвы. Или когда мы делаем что-то хорошее. А грешить лучше где-нибудь в тёмном углу. Или в подземном переходе. Или в пустыне, в лесу, — словом, подальше от алтарей и храмов.

Нам кажется, что, если Бог далеко, то Он не видит и не знает, что Он в этом отношении похож на нас: мы мало что или совсем ничего не знаем о тех, кто в данный момент находится от нас далеко. У Бога же всё иначе, и Он устами Своего пророка напоминает нам об этом. Его близость означает не то, что Он узнаёт о нас что-то новое, чего Он прежде не знал, а то, что мы оказались в центре Его внимания, чем-то это внимание привлекли, что Он собирается непосредственно вмешаться в нашу жизнь, войти в неё с тем, чтобы что-то в ней изменить.

И тут нам, вполне естественно, хочется выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Богу же вовсе не нужно, чтобы мы «выглядели». Ему нужно, чтобы мы просто были. Такими, какие есть. И впустили Его в свою жизнь. Такую, какая есть. С тем, чтобы дать Ему возможность сделать её (с нашим, разумеется, участием) такой, какой она должна быть, согласно Его замыслу и плану.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).