Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иак 1:13

13 В искушении пусть никто не говорит: «Бог послал мне искушение». Невозможно искусить злом Бога, но и Сам Он никого им не искушает.
Свернуть

Подчас сама встреча со словом «искушение» в Библии вводит в искушение. Много раз Писание говорит о каких-то искушениях, которые Бог посылает человеку (начиная, возможно, с Быт. 22:1). А вместе с тем мы читаем в молитве Господней: «Не введи нас во искушение». Да и наш сегодняшний стих тоже говорит нечто иное. Так все-таки, искушает Бог или нет?

Скорее всего, речь идет о двух разных значениях этого слова, которые можно было бы описать на современном языке как «испытание» и «провокация». Разница здесь в том, какова цель этого события. Испытания нам могут даваться (в каком-то смысле вся наша жизнь — это испытание) для того, чтобы мы проходили через них, приобретая опыт, необходимый для нашего взросления, возрастания в отношениях с Богом. И от таких «искушений» нам не пристало бегать.

Цель злых провокаций — иная. Она в том, чтобы мы пали, чтобы отошли от Бога, чтобы пошли путем самости, нелюбви, насилия. Вот такого рода «искушения» никогда не бывают от Бога, от них мы просим Бога нас избавить. И, как говорит Господь Иисус, когда просите — верьте, что получаете. Тогда в нашей жизни останутся только посланные Богом испытания, за которые можно только Его благодарить.

Другие мысли вслух

 
На Иак 1:1-18
1 Я, Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, приветствуюБукв.: радоваться. Это слово использовалось в начале письма как приветствие. живущих в рассеянии двенадцать колен ИзраиляСм. в Словаре Колена Израиля.!
2 Братья мои, если выпадают на вашу долю какие-то испытания*Или: искушения; то же в ст. 12., пусть это будет вам в радость, так об этом думайте 3 и знайте, что в испытаниях веры вашей обретаете вы стойкость. 4 А стойкость должна получить свое полное развитие в вас, чтобы стать вам людьми зрелыми*Или: совершенными., характера цельного, без всякого недостатка. 5 Если же кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, и будет дано ему (Бог всем ее дает просто и без упреков). 6 Только просит пусть с верой, без малейших сомнений - сомневающийся волне морской подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой. 7 Такой человек пусть и не думает хоть что-то получить от Господа - 8 человек колеблющийсяДруг. возм. пер.: двоедушный. всегда будет проявлять свое непостоянствоБукв.: непостоянен во всех путях своих..
9 Те из братьев, кто в бедности пребывает, пусть радуются этому: им открывается подлинная высота*Букв.: да хвалится брат бедный высотой своей.; 10 богатый же да поймет, что его-то как раз положение и есть низкое: увянет*Букв.: а богатый - малостью своей / унижением своим: пройдет. он скоро, как цветок полевой. 11 Стоит показаться палящему солнцу - трава иссыхает, цвет ее опадает, гибнет краса ее; так и богатый пропадет в суете дел своих.
12 Блажен*См. в Словаре Блаженный., кто стойко переносит испытания! Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении пусть никто не говорит: «Бог послал мне искушение». Невозможно искусить злом Бога, но и Сам Он никого им не искушает. 14 Искушается всякий, когда собственная его похоть прельщает и обольщает его. 15 Зачав, похоть рождает грех, а грех, войдя в силу, приводит к смерти.
16 Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные. 17 Всё, что есть доброго на земле, и всякий дар во всей его полнотеБукв.: совершенный. даруются свыше, нисходят от Отца светов, Который вне изменений, Которому неведомо непостоянствоИли: у Которого нет изменения и ни тени перемены, т.е. тени, вызываемой переменой света. . 18 Пожелал - и родил Он нас словом истины, чтобы стали мы начатком нового Его творения.
Свернуть
Слово «терпение», столь важное в сегодняшнем слове апостола Иакова, является одной из важнейших лексем всех Посланий...  Читать далее

Слово «терпение», столь важное в сегодняшнем слове апостола Иакова, является одним из важнейших понятий всех Посланий апостолов в целом. В одном только Послании к Римлянам (ключевом тексте для богословия апостола Павла) оно встречается не менее 8 раз в относительно небольшом объеме. Причем в это число входит как долготерпение Божие, так и терпение человека. Вспомним замечательные слова: и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:4). Апостол Иаков говорит сегодня: терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. На самом деле единственная причина, по которой нам приходится терпеть – недостаток у нас того или иного совершенства. Мы должны терпеть свое несовершенство. Вот что важно понять. А Господь терпит наше несовершенство… И неизвестно, чье терпение тяжелее. Впрочем, мы ведь терпим и несовершенство окружающих нас людей тоже. И любой современный психолог скажет, что единственным фактором устойчивости брака является умение хотя бы одного из двоих терпеть. Наконец, даже народная мудрость говорит: Бог терпел и нам велел. Важнейшим является это слово и для аскетической литературы.

Но мы как можем так терпеть? Они святые, они были поставлены в особенные исторические условия, венценосны они были кроме того… Да, но вот и в нашей обыденной жизни мы должны помнить об этом их терпении, дабы понимать, сколь греховны наши жалования на жизнь. Помнить, что Бог наш «Бог же терпения и утешения» Рим 15:5).

Свернуть
 
На Иак 1:1-15
1 Я, Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, приветствуюБукв.: радоваться. Это слово использовалось в начале письма как приветствие. живущих в рассеянии двенадцать колен ИзраиляСм. в Словаре Колена Израиля.!
2 Братья мои, если выпадают на вашу долю какие-то испытания*Или: искушения; то же в ст. 12., пусть это будет вам в радость, так об этом думайте 3 и знайте, что в испытаниях веры вашей обретаете вы стойкость. 4 А стойкость должна получить свое полное развитие в вас, чтобы стать вам людьми зрелыми*Или: совершенными., характера цельного, без всякого недостатка. 5 Если же кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, и будет дано ему (Бог всем ее дает просто и без упреков). 6 Только просит пусть с верой, без малейших сомнений - сомневающийся волне морской подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой. 7 Такой человек пусть и не думает хоть что-то получить от Господа - 8 человек колеблющийсяДруг. возм. пер.: двоедушный. всегда будет проявлять свое непостоянствоБукв.: непостоянен во всех путях своих..
9 Те из братьев, кто в бедности пребывает, пусть радуются этому: им открывается подлинная высота*Букв.: да хвалится брат бедный высотой своей.; 10 богатый же да поймет, что его-то как раз положение и есть низкое: увянет*Букв.: а богатый - малостью своей / унижением своим: пройдет. он скоро, как цветок полевой. 11 Стоит показаться палящему солнцу - трава иссыхает, цвет ее опадает, гибнет краса ее; так и богатый пропадет в суете дел своих.
12 Блажен*См. в Словаре Блаженный., кто стойко переносит испытания! Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении пусть никто не говорит: «Бог послал мне искушение». Невозможно искусить злом Бога, но и Сам Он никого им не искушает. 14 Искушается всякий, когда собственная его похоть прельщает и обольщает его. 15 Зачав, похоть рождает грех, а грех, войдя в силу, приводит к смерти.
Свернуть
Иаков обращается к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии Такое определение издревле обозначало...  Читать далее

Иаков обращается к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии. Такое определение издревле обозначало еврейский народ, но надо ли понимать, что Иаков обращается исключительно к христианам из евреев? Поскольку содержание послания касается всех христиан, под двенадцатью коленами мы вправе понимать братьев, составляющих Церковь - народ Божий Нового Завета.

Призыв радоваться искушениям поначалу производит странное впечатление. Можно, конечно, найти повод для радости в том, что если силы тьмы на тебя нападают, то это значит, что ты им не принадлежишь. Но такое сознание может привести к самодовольству, а затем к самообольщению и к горделивому самопревозношению, а оно и есть сатанинская ловушка. Значит, не искушениям надо радоваться, а тому, что Господь даёт нам силы справиться с ними, устоять перед соблазнами. Не надо их бояться и от страха терять голову, но следует вовремя их распознавать и быть готовым принять помощь свыше.

Свернуть
 
На Иак 1:1-15
1 Я, Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, приветствуюБукв.: радоваться. Это слово использовалось в начале письма как приветствие. живущих в рассеянии двенадцать колен ИзраиляСм. в Словаре Колена Израиля.!
2 Братья мои, если выпадают на вашу долю какие-то испытания*Или: искушения; то же в ст. 12., пусть это будет вам в радость, так об этом думайте 3 и знайте, что в испытаниях веры вашей обретаете вы стойкость. 4 А стойкость должна получить свое полное развитие в вас, чтобы стать вам людьми зрелыми*Или: совершенными., характера цельного, без всякого недостатка. 5 Если же кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, и будет дано ему (Бог всем ее дает просто и без упреков). 6 Только просит пусть с верой, без малейших сомнений - сомневающийся волне морской подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой. 7 Такой человек пусть и не думает хоть что-то получить от Господа - 8 человек колеблющийсяДруг. возм. пер.: двоедушный. всегда будет проявлять свое непостоянствоБукв.: непостоянен во всех путях своих..
9 Те из братьев, кто в бедности пребывает, пусть радуются этому: им открывается подлинная высота*Букв.: да хвалится брат бедный высотой своей.; 10 богатый же да поймет, что его-то как раз положение и есть низкое: увянет*Букв.: а богатый - малостью своей / унижением своим: пройдет. он скоро, как цветок полевой. 11 Стоит показаться палящему солнцу - трава иссыхает, цвет ее опадает, гибнет краса ее; так и богатый пропадет в суете дел своих.
12 Блажен*См. в Словаре Блаженный., кто стойко переносит испытания! Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении пусть никто не говорит: «Бог послал мне искушение». Невозможно искусить злом Бога, но и Сам Он никого им не искушает. 14 Искушается всякий, когда собственная его похоть прельщает и обольщает его. 15 Зачав, похоть рождает грех, а грех, войдя в силу, приводит к смерти.
Свернуть
В своём послании Иаков вспоминает одно из ключевых понятий яхвистской, а затем и иудейской традиции: понятие мудрости. Его смысл и содержание менялись с течением времени, но одно оставалось неизменным...  Читать далее

В своём послании Иаков вспоминает одно из ключевых понятий яхвистской, а затем и иудейской традиции: понятие мудрости. Его смысл и содержание менялись с течением времени, но одно оставалось неизменным: мудрость у семитов вообще и у евреев в частности никогда не ассоциировалась только с теорией, с абстрактным мышлением и с отвлечённым познанием. На мудрость всегда смотрели как на нечто практическое, скорее как на умение или навык, чем как на теоретическое знание. После Вавилонского плена, в эпоху Второго Храма в виду имелся прежде всего навык праведности, практика духовной жизни.

Казалось бы, странно: о каком навыке праведности можно говорить, если праведность — вообще дело не человеческое, а дар Божий? Между тем апостол вполне отчётливо формулирует одно из основных требований праведной жизни: требование внутренней цельности человека. Двоедушный не утверждён на пути («Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих») — вот главная мысль Иакова. В самом деле: душа ведь, с точки зрения авторов библейских книг, представляет собой тот поток жизни, который дан нам Богом и которым мы распоряжаемся и управляем, как считаем нужным. Мы пребываем в нём, а он — в нас.

Но жить полной жизнью можно лишь тогда, когда поток этот течёт в одном русле, не разделяясь на ручейки, то и дело грозящие иссякнуть. А какой будет наша жизнь, зависит от нашего духовного состояния, от того, насколько цельной является наша воля. Именно в этом контексте Иаков говорит о постоянстве («терпении»), которое приобретается во время испытаний («искушений»). Вера — прежде всего доверие к Богу, она предполагает, что центром нашей жизни является то Божье присутствие, без которого невозможно никакое богообщение.

Но чтобы богообщение было действительно непрерывным, нужно, чтобы наша воля была укоренена в нём, не «болтаясь» от каждого постороннего воздействия. Вот эта фокусировка воли на Присутствии и вырабатывается, как практический навык, благодаря тем испытаниям, через которые проходит человек и которые отвлекают его от главного. Если же человек использует испытания, чтобы закрепить навык фокусировки внимания на Боге, то испытания делают его мудрым — в смысле той самой практической мудрости, которая и представляет собой навык богообщения, открывающий человеку путь праведности.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).