Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 4 Цар 5:13

Поделиться
13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист".
Свернуть

Отчего возникает у человека недоверие к Богу или недоверие к человеку Божьему? Наверное, причин может быть много. Но есть одна, которая, похоже, встречается чаще других. Речь о любви ко всему необычному, экстравагантному, поражающему воображение. Едва ли приходивший к Елисею сириец не знал, кто такие пророки и чего можно от них ожидать. Пророки в те времена существовали не только у евреев, их было немало и в языческом мире, где они выступали обычно от имени верховных богов своих пантеонов, чаще всего от имени солнечного бога или бога-громовника. И почти всегда пророки эти или демонстрировали некие чудеса, нередко вполне магического характера, или предлагали обращавшимся к ним участие в весьма экстравагантных даже на взгляд своих современников обрядах, связанных со служением тем богам, от лица и от имени которых они выступали. О Боге же евреев Нееман слышал, что Он больше всех богов других народов, что Он могущественнее и выше их. И, наверное, ожидал от пророка такого Бога чего-то необычного, чего-то такого, что, в его глазах, должно было соответствовать величию Бога, служителем Которого был Елисей. А Елисей между тем предлагает ему всего лишь омыться в Иордане. Высокопоставленному сирийцу такое предложение кажется насмешкой: неужели ему мало рек в Сирии, да ещё каких — не чета этому Иордану, летом в верхнем течении больше похожему на ручей! А слуги и помощники советуют ему не спешить: а вдруг? Ведь пророк — человек Божий, к тому, что он говорит, во всяком случае стоит прислушаться. А вдруг всё это вовсе не насмешка? Тут-то и заключается главное. А вдруг? Вдруг Бог этого странного пророка всё-таки поможет? Вдруг пророк прав? И Нееман решается. И получает исцеление. Ведь он всё-таки доверился Богу Елисея, Богу Израиля, хоть и не сразу. А такое доверие никогда не остаётся без ответа.

Другие мысли вслух

 
На 4 Цар 5:13
13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист".
Свернуть
Отчего возникает у человека недоверие к Богу или недоверие к человеку Божьему? Наверное, причин может быть много. Но есть одна, которая, похоже, встречается чаще других. Речь о любви ко всему необычному, экстравагантному, поражающему...  Читать далее

Отчего возникает у человека недоверие к Богу или недоверие к человеку Божьему? Наверное, причин может быть много. Но есть одна, которая, похоже, встречается чаще других. Речь о любви ко всему необычному, экстравагантному, поражающему воображение. Едва ли приходивший к Елисею сириец не знал, кто такие пророки и чего можно от них ожидать. Пророки в те времена существовали не только у евреев, их было немало и в языческом мире, где они выступали обычно от имени верховных богов своих пантеонов, чаще всего от имени солнечного бога или бога-громовника. И почти всегда пророки эти или демонстрировали некие чудеса, нередко вполне магического характера, или предлагали обращавшимся к ним участие в весьма экстравагантных даже на взгляд своих современников обрядах, связанных со служением тем богам, от лица и от имени которых они выступали. О Боге же евреев Нееман слышал, что Он больше всех богов других народов, что Он могущественнее и выше их. И, наверное, ожидал от пророка такого Бога чего-то необычного, чего-то такого, что, в его глазах, должно было соответствовать величию Бога, служителем Которого был Елисей. А Елисей между тем предлагает ему всего лишь омыться в Иордане. Высокопоставленному сирийцу такое предложение кажется насмешкой: неужели ему мало рек в Сирии, да ещё каких — не чета этому Иордану, летом в верхнем течении больше похожему на ручей! А слуги и помощники советуют ему не спешить: а вдруг? Ведь пророк — человек Божий, к тому, что он говорит, во всяком случае стоит прислушаться. А вдруг всё это вовсе не насмешка? Тут-то и заключается главное. А вдруг? Вдруг Бог этого странного пророка всё-таки поможет? Вдруг пророк прав? И Нееман решается. И получает исцеление. Ведь он всё-таки доверился Богу Елисея, Богу Израиля, хоть и не сразу. А такое доверие никогда не остаётся без ответа.

Свернуть
 
На 4 Цар 5:1-27
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому.
 Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. 16 И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился. 17 И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; 18 только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем. 19 И сказал ему: иди с миром.
 И он отъехал от него на небольшое пространство земли. 20 И сказал Гиезий, слуга Елисея, человека Божия: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь. 21 И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли? 22 Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: "вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд". 23 И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим, и понесли перед ним. 24 Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома. И отпустил людей, и они ушли. 25 Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой. 26 И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь? 27 Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. — И вышел он от него белый от проказы, как снег.
Свернуть
То, что Нееман, заболев, решил попытать счастья, обратившись к израильскому пророку, неудивительно, утопающий готов...  Читать далее

То, что Нееман, заболев, решил попытать счастья, обратившись к израильскому пророку, неудивительно, утопающий готов ухватиться за любую соломинку. Да и реакция израильского царя, при получении письма от сирийского царя подозревающего подвох, выглядит совершенно естественной. Однако поражает реакция Елисея, готового исцелить язычника и не требующего от него предварительного обращения. Но именно потому, должно быть, Нееман и обратился к Богу Израилеву, что первоначально был исцелён. Конечно, в его надежде на помощь пророка Господня уже было заложено зерно веры, но зерно ещё непроросшее. Оно проросло после исцеления и благодаря ему.

Обращение Неемана — очень важное событие, это ещё один этап распространения веры в Единого Бога за пределы израильского народа. Важным прецедентом становится просьба Неемана не вменить ему в грех вынужденное придворными обязанностями пребывание в языческом храме. Добровольно входить туда Нееман не собирается, он намерен хранить верность Господу. Но жизнь в языческом окружении имеет свои особенности, с которыми не сталкиваются живущие среди братьев по вере.

Увы, Гиезий не думает о важности происшедшего события, он озабочен собственной сиюминутной выгодой. Гиезий, как и Иуда — образец неверного и корыстного ученика. Его грех особо тяжек, ведь то, что дорого его учителю, Гиезий компрометирует.

Свернуть
 
На 4 Цар 5:1-15
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому.
 Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего.
Свернуть
Говоря и думая о Боге и о духовной жизни, мы почти всегда сразу же связываем и то, и другое с религией. Но правы ли мы, думая так...  Читать далее

Говоря и думая о Боге и о духовной жизни, мы почти всегда сразу же связываем и то, и другое с религией. Но правы ли мы, думая так? Если же связь между духовной жизнью и религией действительно существует, то какова она? Спору нет: религиозный человек всегда думает о Боге и имеет Его в виду (применительно к сирийцам времён Елисея уместнее было бы говорить о богах, но сути дела это не меняет: как бы то ни было, речь идёт о тех высших силах, перед которыми человек испытывает священный трепет, являющийся основой всякой религии). Но каким видит Бога религиозное сознание?

Судя по реакции Неемана на сообщённые ему сведения о пророке, который мог его исцелить, он был, несомненно, человеком религиозным: он обнаруживает веру не только в богов (а Бог Израиля был для него, скорее всего, одним из множества богов, о которых ему было известно), но и в чудо (иначе он никогда не отправился бы в Израиль за исцелением), и даже в то, что есть особые люди, состоящие с богами в особых отношениях и обладающие поэтому особой же силой, способной исцелить от любой болезни.

Но представление Неемана об этой силе, так же, как и о богах, всё-таки очень натуралистично. Он думает, что она как-то физически связана с руками пророка, который должен прикоснуться к его язвам, чтобы исцелить их. Бог для него — не воля, не дух, а сила, энергия, словом — природа, пусть и высшая той, частью которой являемся мы, но всё же природа, к которой и приобщаются тоже по законам природы, а не в соответствии с логикой духовного воздействия. Он пытается понять, где же тот инструмент, который приводит в действие эту сверхприродную энергию, и возмущается, думая, что обманут, когда не видит его.

Возвращается для омовения он лишь по совету своего слуги, исходя из того простого соображения, что терять ему всё равно нечего, а пророк есть пророк, и бросать слов на ветер он не станет. Тогда-то, совершенно неожиданно и нелогично с точки зрения Неемана, и происходит чудо: Бог одним актом Своей воли, без всякого инструмента, исцеляет человека, который никак не мог поверить в то, что Богу не нужна волшебная палочка. Не нужна потому, что Он не волшебник, а любящий Творец, творение Которого абсолютно послушно Его любви.

Свернуть
 
На 4 Цар 5:1-15
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому.
 Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего.
Свернуть
Реакция Неемана по-человечески очень понятна. Его посылали к великому пророку, и он ожидал от него великих и ужасных действий Нееман рассчитывал, что такое великое событие, как исцеление от проказы, будет обставлено...  Читать далее

Реакция Неемана по-человечески очень понятна. Его посылали к великому пророку, и он ожидал от него великих и ужасных действий. Нееман рассчитывал, что такое великое событие, как исцеление от проказы, будет обставлено с надлежащей пышностью и торжественностью. Елисей требует от Неемана почти невозможного: полного доверия и полного смирения. Он даже не выходит сам навстречу Нееману, а посылает слугу. И Нееман хлопает дверью в ярости. Интересно, что он соглашается исполнить совет Елисея по принципу «хуже не будет». То есть в момент, когда он погружается в воды Иордана, никакого доверия и смирения и в помине нет. И тем не менее — Господь действует и дарует исцеление, и вот тогда Нееман принимает Бога в сердце. Того Бога, Который не устраивает спектаклей там, где они не нужны, а просто милует и спасает тех, кто обращается к Нему.

Свернуть
 
На 4 Цар 5:1-15
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому.
 Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего.
Свернуть
У людей разное отношение к своим болезням: кто-то думает о них все время, кто-то, наоборот, старается про них забыть...  Читать далее

У людей разное отношение к своим болезням: кто-то думает о них все время, кто-то, наоборот, старается про них забыть. Кто-то жалуется, а кто-то молчит и делает вид, что не болен. Но все-таки почти все хотят исцелиться. Правда, и желание это бывает разным. Нееман, вероятно, очень жаждал исцеления. Жаждал и верил, что оно возможно. Именно эта вера открыла его уши словам маленькой девочки-служанки. Он не только услышал ее слова о пророке, он поверил в них и дерзнул говорить об этом с царем. Да, он был «великим человеком у господина своего». Но ведь чем ты выше, тем страшнее выставить себя на смех, опозориться. Когда же он добрался до Елисея, тот даже не вышел к Нееману на порог, передав указание через слугу. И Нееман разочаровался, рассердился, отказался принимать то, каким образом Господь решил подействовать в этой ситуации. Как часто у нас бывает подобная реакция, если наши тщательно продуманные планы не реализуются, но, к счастью, Бог наделил Неемана даром слушать окружающих людей, несмотря на то, что это всего лишь слуги, – желание исцелиться и доверие Богу ведет Неемана дальше. И Господь вознаграждает доверие Своих чад – исцелением тела и души.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).