Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Исх 9:1-35

1 Тогда повелел Господь Моисею пойти к фараону и сказать ему: «Так говорит Господь, Бог евреев: „Отпусти Мой народ, чтобы он совершил Мне служение“. 2 Если не захочешь отпустить и будешь, как и прежде, удерживать его, 3 то, знай, постигнет тебя кара*Букв.: рука. Господня: твой скот, тот, что в поле сейчас: лошадей, ослов, верблюдов, волов, овец - чума губительная поразит! 4 А скот израильтян отделит Господь от скота египтян: из всего, что принадлежит сынам Израилевым, не падет ни одно животное». 5 И время сей казни определил Господь, сказав: «Завтра Я*Букв.: Господь. допущу этому произойти в стране». 6 На следующий же день Господь так и сделал - у египтян вымер весь скот. Но у сынов Израилевых ни одно животное не пало. 7 И послал фараон узнать о том, и ему подтвердили: у израильтян - ни одно животное не пало! Однако сердце фараона осталось каменным, и не отпустил он народ Израилев.
8 И сказал Господь Моисею и Аарону: «Возьмите полные горсти золы из печи, и пусть Моисей, на виду у фараона, бросит ее к небу. 9 Она, как пылинки мельчайшие, разнесется по всему Египту, и покроются язвами гноящимися люди и скот по всей стране». 10 Взяли Моисей и Арон золы из печи, и, когда подошли к фараону, Моисей бросил золу к небу, и появились гноящиеся язвы на теле у людей и у скота. 11 Маги же не смогли сотворить подобного и тем противостоять Моисею, потому что гноящиеся язвы поразили магов, как и всех прочих египтян. 12 Но Господь попустил фараону коснеть в своем упрямстве*См. примеч. к 4:21., и он не хотел слушать Моисея и Аарона, как и было то сказано Господом Моисею.
13 После того Моисею было дано такое повеление от Господа: «Завтра ранним утром пойди к фараону и скажи ему: Так говорит Господь, Бог евреев: „Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. 14 Знай, на этот раз все кары, Мной посланные, обрушатся на тебя самого, на твоих придворных и народ твой, тогда поймешь ты, что нет подобного Мне на всей земле. 15 Я мог бы явить силу Свою и наслать на тебя и на народ твой моровую язву, и ты исчез бы с лица земли. 16 Но Я для того оставляю тебя в живых, чтобы показать тебе могущество Мое, дабы об имени Моем по всей земле возвещали. 17 А так как ты всё еще ставишь преграды народу Моему, отказываешься отпустить его, 18 знай: завтра, в это же время, Я пошлю на Египет такой силы град, какого в Египте не бывало от начала дней его. 19 Поэтому распорядись, чтобы завели в укрытия стада твои и собрали всех, кто находится в поле, ибо, когда град падет на тех, кто не успеет укрыться в домах, будь то человек или животное, все они погибнут».
20 Некоторые из придворных фараона, услышав это предостережение*Букв.: слово. Господне, устрашились: они спешно собрали рабов своих и стада свои в укрытия, 21 а кто не внял словам Господним, тот оставил и рабов, и стада в поле.
22 На следующий день Господь велел Моисею: «Простри руку к небу, и падет град на землю египетскую на людей и на скот и на всякое растение по всей стране». 23 Как только Моисей поднял свой посох к небу явил Господь Себя в раскатах грома, вспышках молнии и лавинах града, на землю устремившихся. От Господа было то, что град выпал на землю Египта. 24 Сыпался град, сверкали молнии - сильнейшая буря с градом. Ничего подобного никогда не видели во всем Египте с тех пор, как народ там поселился*Или: появился.. 25 Побил град в Египте всё, что было на поле, - людей и скот; побил всё, что где-либо росло, и даже все деревья поломал. 26 Только в земле Гошен, где жили сыны Израилевы, не было града.
27 Фараон вновь позвал к себе Моисея и Аарона. «Признаюсь, на сей раз я согрешил, - сказал он, - праведен Господь, а я и народ мой грешны. 28 Помолитесь Господу: нам более не перенести этого грома Божьего и града! Я отпущу вас и не буду больше удерживать». 29 «Как только я выйду из города, - сказал ему Моисей, - воздену руки мои в молитве к Господу. Прекратятся удары грома, и града больше не будет, дабы ты знал - Господь владычествует над землею. 30 Хотя ты и твои придворные, как я вижу, - увы! - еще не прониклись почтением к Господу*Букв.: не убоялись Господа. Богу». 31 (Лен и ячмень были побиты градом, потому что ячмень уже колосился, а лен цвел, 32 но пшеница и полба уцелели, потому что они еще и не взошли*Букв.: они - поздние (злаки)..)
33 Моисей оставил фараона и, выйдя из города, воздел руки в молитве к Господу - и прекратились гром и град, и дождь перестал лить на землю. 34 Когда фараон увидел, что нет уже ни дождя, ни града и не слышно более раскатов грома, впал он опять в тот же грех: он и его придворные дали упрямству овладеть их сердцами. 35 Непреклонной осталась воля фараона, и не отпустил он сынов Израилевых, как и говорил Господь через Моисея.
Свернуть

Сегодняшнее чтение во многом отвечает на вопрос о том, почему всё же Бог не смог или не захотел смягчить сердце фараона. Этим ответом является упоминание о том, что Бог вовсе не для того попускает казни египетские, чтобы просто стереть Египет и самого фараона с лица земли и убрать его с дороги, как досадную помеху Своим планам. Если бы цель заключалась только в этом, Богу ничего не стоило бы осуществить её намного быстрее (ст. 14 – 16). Но Ему важно, чтобы в противостоянии с упрямым фараоном стала очевидной для всех сила Божия (ст. 16). Казалось бы, если так, то лучшим доказательством силы и стало бы полное исчезновение с лица земли Египта и самого фараона. Но, видимо, сила Божия проявляется иначе. Ведь если бы, к примеру, Египет и впрямь был бы погублен каким-нибудь чудовищным природным катаклизмом, сила Божия проявила бы себя лишь как обычная природная сила, а Бог Библии в таком случае не очень отличался бы от любого языческого бога-громовника, разве лишь превосходя любого из них масштабами. Но Богу нужно не это. Ему нужны не трупы и не руины, а свидетели. Ведь отношения у Бога могут быть только с живыми людьми, и только живые люди могут рассказать другим о своих отношениях с Богом. По-видимому, способность Бога сокрушать города и страны одним ударом не является чем-то основополагающим для Его отношений с нами. Во всяком случае, Сам Он, обращаясь к человеку, внимания на этом не акцентирует. А вот признание Его как Владыки мироздания для Него чрезвычайно важно, и от фараона Он ждёт хотя бы такого признания — минимума, без которого никакие отношения с Ним человека становятся невозможны. И потому так важно для Него добровольное согласие фараона. Казалось бы, добровольным оно всё равно не является, ведь все казни египетские были, на первый взгляд, именно демонстрацией силы. Но демонстрация эта была, во-первых, избирательной, так что многие стихийные бедствия обошли народ Божий стороной (один из примеров тому мы находим и в сегодняшнем чтении, ст. 25 – 26), и, во-вторых, она была управляемой, прекращаясь по просьбе Моисея (пример тому есть и в сегодняшнем отрывке, ст. 33). Всё это должно было дать понять фараону, что Бог евреев, Которым он пренебрегает, хотя и может всё, тем не менее не стремится просто продемонстрировать Своё превосходство, Он хочет установления доверительных отношений, которые вполне возможны, если фараон решится признать Его Владыкой мира и, соответственно, исполнить то, чего Бог от него требует. Вначале добровольное и свободное признание власти Божией, и лишь потом — следование Его воле. Но если сердце человека продолжает упорствовать, такие отношения становятся невозможны, и тогда человек начинает видеть перед собой другой лик Бога, куда менее к нему благосклонный.

Другие мысли вслух

 
На Исх 9:1-35
1 Тогда повелел Господь Моисею пойти к фараону и сказать ему: «Так говорит Господь, Бог евреев: „Отпусти Мой народ, чтобы он совершил Мне служение“. 2 Если не захочешь отпустить и будешь, как и прежде, удерживать его, 3 то, знай, постигнет тебя кара*Букв.: рука. Господня: твой скот, тот, что в поле сейчас: лошадей, ослов, верблюдов, волов, овец - чума губительная поразит! 4 А скот израильтян отделит Господь от скота египтян: из всего, что принадлежит сынам Израилевым, не падет ни одно животное». 5 И время сей казни определил Господь, сказав: «Завтра Я*Букв.: Господь. допущу этому произойти в стране». 6 На следующий же день Господь так и сделал - у египтян вымер весь скот. Но у сынов Израилевых ни одно животное не пало. 7 И послал фараон узнать о том, и ему подтвердили: у израильтян - ни одно животное не пало! Однако сердце фараона осталось каменным, и не отпустил он народ Израилев.
8 И сказал Господь Моисею и Аарону: «Возьмите полные горсти золы из печи, и пусть Моисей, на виду у фараона, бросит ее к небу. 9 Она, как пылинки мельчайшие, разнесется по всему Египту, и покроются язвами гноящимися люди и скот по всей стране». 10 Взяли Моисей и Арон золы из печи, и, когда подошли к фараону, Моисей бросил золу к небу, и появились гноящиеся язвы на теле у людей и у скота. 11 Маги же не смогли сотворить подобного и тем противостоять Моисею, потому что гноящиеся язвы поразили магов, как и всех прочих египтян. 12 Но Господь попустил фараону коснеть в своем упрямстве*См. примеч. к 4:21., и он не хотел слушать Моисея и Аарона, как и было то сказано Господом Моисею.
13 После того Моисею было дано такое повеление от Господа: «Завтра ранним утром пойди к фараону и скажи ему: Так говорит Господь, Бог евреев: „Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. 14 Знай, на этот раз все кары, Мной посланные, обрушатся на тебя самого, на твоих придворных и народ твой, тогда поймешь ты, что нет подобного Мне на всей земле. 15 Я мог бы явить силу Свою и наслать на тебя и на народ твой моровую язву, и ты исчез бы с лица земли. 16 Но Я для того оставляю тебя в живых, чтобы показать тебе могущество Мое, дабы об имени Моем по всей земле возвещали. 17 А так как ты всё еще ставишь преграды народу Моему, отказываешься отпустить его, 18 знай: завтра, в это же время, Я пошлю на Египет такой силы град, какого в Египте не бывало от начала дней его. 19 Поэтому распорядись, чтобы завели в укрытия стада твои и собрали всех, кто находится в поле, ибо, когда град падет на тех, кто не успеет укрыться в домах, будь то человек или животное, все они погибнут».
20 Некоторые из придворных фараона, услышав это предостережение*Букв.: слово. Господне, устрашились: они спешно собрали рабов своих и стада свои в укрытия, 21 а кто не внял словам Господним, тот оставил и рабов, и стада в поле.
22 На следующий день Господь велел Моисею: «Простри руку к небу, и падет град на землю египетскую на людей и на скот и на всякое растение по всей стране». 23 Как только Моисей поднял свой посох к небу явил Господь Себя в раскатах грома, вспышках молнии и лавинах града, на землю устремившихся. От Господа было то, что град выпал на землю Египта. 24 Сыпался град, сверкали молнии - сильнейшая буря с градом. Ничего подобного никогда не видели во всем Египте с тех пор, как народ там поселился*Или: появился.. 25 Побил град в Египте всё, что было на поле, - людей и скот; побил всё, что где-либо росло, и даже все деревья поломал. 26 Только в земле Гошен, где жили сыны Израилевы, не было града.
27 Фараон вновь позвал к себе Моисея и Аарона. «Признаюсь, на сей раз я согрешил, - сказал он, - праведен Господь, а я и народ мой грешны. 28 Помолитесь Господу: нам более не перенести этого грома Божьего и града! Я отпущу вас и не буду больше удерживать». 29 «Как только я выйду из города, - сказал ему Моисей, - воздену руки мои в молитве к Господу. Прекратятся удары грома, и града больше не будет, дабы ты знал - Господь владычествует над землею. 30 Хотя ты и твои придворные, как я вижу, - увы! - еще не прониклись почтением к Господу*Букв.: не убоялись Господа. Богу». 31 (Лен и ячмень были побиты градом, потому что ячмень уже колосился, а лен цвел, 32 но пшеница и полба уцелели, потому что они еще и не взошли*Букв.: они - поздние (злаки)..)
33 Моисей оставил фараона и, выйдя из города, воздел руки в молитве к Господу - и прекратились гром и град, и дождь перестал лить на землю. 34 Когда фараон увидел, что нет уже ни дождя, ни града и не слышно более раскатов грома, впал он опять в тот же грех: он и его придворные дали упрямству овладеть их сердцами. 35 Непреклонной осталась воля фараона, и не отпустил он сынов Израилевых, как и говорил Господь через Моисея.
Свернуть
Катастрофа, захватившая Египет, описывается библейским автором очень схематично, выводы напрашиваются сами собой...  Читать далее

Катастрофа, захватившая Египет, описывается библейским автором очень схематично, выводы напрашиваются сами собой: нечестивый царь — неверующий народ — наказание, - и наоборот: пророк — верный народ — благополучие (израильтян не касается ни одна из египетских «казней»). На первый взгляд такое богословие довольно примитивно. Разве верующие люди не страдают? Разве в мировых катастрофах не гибнут люди разных убеждений, «хорошие» и «плохие»? Да и как различить хороших и плохих, и разве Бог не «благ к неблагодарным и злым»? За этим древним и специфическим языком («врагов казнить, наших помиловать») стоит и другая, более универсальная истина: зло, происходящее в мире, является следствием человеческого зла (пускай не напрямую), смерть приходит в мир из-за недоверия Богу, а следовательно, вера — путь жизни, пусть даже мы не всегда можем видеть это своими глазами.

Свернуть
 
На Исх 9:1-35
1 Тогда повелел Господь Моисею пойти к фараону и сказать ему: «Так говорит Господь, Бог евреев: „Отпусти Мой народ, чтобы он совершил Мне служение“. 2 Если не захочешь отпустить и будешь, как и прежде, удерживать его, 3 то, знай, постигнет тебя кара*Букв.: рука. Господня: твой скот, тот, что в поле сейчас: лошадей, ослов, верблюдов, волов, овец - чума губительная поразит! 4 А скот израильтян отделит Господь от скота египтян: из всего, что принадлежит сынам Израилевым, не падет ни одно животное». 5 И время сей казни определил Господь, сказав: «Завтра Я*Букв.: Господь. допущу этому произойти в стране». 6 На следующий же день Господь так и сделал - у египтян вымер весь скот. Но у сынов Израилевых ни одно животное не пало. 7 И послал фараон узнать о том, и ему подтвердили: у израильтян - ни одно животное не пало! Однако сердце фараона осталось каменным, и не отпустил он народ Израилев.
8 И сказал Господь Моисею и Аарону: «Возьмите полные горсти золы из печи, и пусть Моисей, на виду у фараона, бросит ее к небу. 9 Она, как пылинки мельчайшие, разнесется по всему Египту, и покроются язвами гноящимися люди и скот по всей стране». 10 Взяли Моисей и Арон золы из печи, и, когда подошли к фараону, Моисей бросил золу к небу, и появились гноящиеся язвы на теле у людей и у скота. 11 Маги же не смогли сотворить подобного и тем противостоять Моисею, потому что гноящиеся язвы поразили магов, как и всех прочих египтян. 12 Но Господь попустил фараону коснеть в своем упрямстве*См. примеч. к 4:21., и он не хотел слушать Моисея и Аарона, как и было то сказано Господом Моисею.
13 После того Моисею было дано такое повеление от Господа: «Завтра ранним утром пойди к фараону и скажи ему: Так говорит Господь, Бог евреев: „Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. 14 Знай, на этот раз все кары, Мной посланные, обрушатся на тебя самого, на твоих придворных и народ твой, тогда поймешь ты, что нет подобного Мне на всей земле. 15 Я мог бы явить силу Свою и наслать на тебя и на народ твой моровую язву, и ты исчез бы с лица земли. 16 Но Я для того оставляю тебя в живых, чтобы показать тебе могущество Мое, дабы об имени Моем по всей земле возвещали. 17 А так как ты всё еще ставишь преграды народу Моему, отказываешься отпустить его, 18 знай: завтра, в это же время, Я пошлю на Египет такой силы град, какого в Египте не бывало от начала дней его. 19 Поэтому распорядись, чтобы завели в укрытия стада твои и собрали всех, кто находится в поле, ибо, когда град падет на тех, кто не успеет укрыться в домах, будь то человек или животное, все они погибнут».
20 Некоторые из придворных фараона, услышав это предостережение*Букв.: слово. Господне, устрашились: они спешно собрали рабов своих и стада свои в укрытия, 21 а кто не внял словам Господним, тот оставил и рабов, и стада в поле.
22 На следующий день Господь велел Моисею: «Простри руку к небу, и падет град на землю египетскую на людей и на скот и на всякое растение по всей стране». 23 Как только Моисей поднял свой посох к небу явил Господь Себя в раскатах грома, вспышках молнии и лавинах града, на землю устремившихся. От Господа было то, что град выпал на землю Египта. 24 Сыпался град, сверкали молнии - сильнейшая буря с градом. Ничего подобного никогда не видели во всем Египте с тех пор, как народ там поселился*Или: появился.. 25 Побил град в Египте всё, что было на поле, - людей и скот; побил всё, что где-либо росло, и даже все деревья поломал. 26 Только в земле Гошен, где жили сыны Израилевы, не было града.
27 Фараон вновь позвал к себе Моисея и Аарона. «Признаюсь, на сей раз я согрешил, - сказал он, - праведен Господь, а я и народ мой грешны. 28 Помолитесь Господу: нам более не перенести этого грома Божьего и града! Я отпущу вас и не буду больше удерживать». 29 «Как только я выйду из города, - сказал ему Моисей, - воздену руки мои в молитве к Господу. Прекратятся удары грома, и града больше не будет, дабы ты знал - Господь владычествует над землею. 30 Хотя ты и твои придворные, как я вижу, - увы! - еще не прониклись почтением к Господу*Букв.: не убоялись Господа. Богу». 31 (Лен и ячмень были побиты градом, потому что ячмень уже колосился, а лен цвел, 32 но пшеница и полба уцелели, потому что они еще и не взошли*Букв.: они - поздние (злаки)..)
33 Моисей оставил фараона и, выйдя из города, воздел руки в молитве к Господу - и прекратились гром и град, и дождь перестал лить на землю. 34 Когда фараон увидел, что нет уже ни дождя, ни града и не слышно более раскатов грома, впал он опять в тот же грех: он и его придворные дали упрямству овладеть их сердцами. 35 Непреклонной осталась воля фараона, и не отпустил он сынов Израилевых, как и говорил Господь через Моисея.
Свернуть
Казни продолжаются. Стихийные бедствия обрушиваются на Египет одно за другим. Египетские маги уже признали своё бессилие, они уже прямо говорят фараону, что тут дело Божье, а потому они ничем не могут помочь...  Читать далее

Казни продолжаются. Стихийные бедствия обрушиваются на Египет одно за другим. Египетские маги уже признали своё бессилие, они уже прямо говорят фараону, что тут дело Божье, а потому они ничем не могут помочь. Даже народ начинает уже прислушиваться к словам странного пророка из евреев: ведь не прислушиваться, как показывает опыт, себе дороже. Если прислушаться, можно хотя бы минимизировать ущерб от стихии. Непреклонен остаётся лишь фараон. Впрочем, не совсем.

Иногда начинает казаться, что он готов отпустить народ. Обычно тогда, когда ситуация видится ему совсем уж катастрофической. Когда же она хотя бы на время улучшается — по молитвам всё того же Моисея, — фараон вновь становится прежним, жёстким и неуступчивым. Почему так? Что мешает ему увидеть очевидное, понять то, что уже понимают все его подданные? Боязнь потерять лицо? Может быть. Уступка с его стороны могла быть расценена всеми, и в первую очередь семитами, жившими в дельте, как слабость. Со слабыми обычно не церемонятся: за первой уступкой потребуют вторую, за второй — третью… Это, с точки зрения всякой власти, путь в пропасть.

Таким путём фараон пойти не мог. Было и другое: привычный уклад жизни. Привычные модели. Привычное мировоззрение. Если сейчас позволить одному из семитских племён уйти, это будет означать настоящий переворот, изменение всей жизни, всего мироощущения. Когда бывало, чтобы какие-то варвары заставляли фараонов Египта пойти у себя на поводу — да ещё вот так, без войны, не вторгаясь в Египет буйной ордой, а просто выпрашивая себе поблажки?

Невиданное дело! Кто будет после такого уважать его, фараона? Он и сам себя после этого уважать перестанет. К тому же ведь и неизвестно ещё, не мистификация ли всё происходящее, может быть, бедствия, обрушившиеся на страну, и не связаны напрямую со странным пророком. Может быть, вообще вот это самое бедствие и станет уже последним, и дальше всё будет опять как прежде… Но бедствия повторялись снова и снова, повторялись с тем, чтобы фараон наконец убедился: перед ним не случайность, народ надо отпускать, иначе конца катаклизмам не будет.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).