Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 1:1-2:13

Поделиться
1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. 2 И родились у него семь сыновей и три дочери. 3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. 4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. 5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их (и одного тельца за грех о душах их). Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? 10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него — благословит ли он Тебя? 12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. 14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит: 15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось;) да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. 2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его — благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. 8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения).
9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. 12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. 13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
Свернуть

Одна из самых знаменитых библейских книг, книга Иова заметно отличается от остальной ветхозаветной письменности и по жанру, и по содержанию. Это книга-притча, размышление о человеческой жизни как таковой, без прямой связи с контекстом Священной истории. Многие, в том числе весьма авторитетные толкователи считали книгу Иова исторической и даже пытались точно определить время и место ее действия. Нельзя исключить, что легенда, подвергнутая неизвестным автором серьезной литературной обработке, и в самом деле имеет историческую основу. Однако с точки зрения содержания самой книги важно, что ее герой – человек вообще, знающий Бога не по данному избранному народу Откровению, а по внутреннему духовному опыту.

Насколько можно судить по внутрибиблейским свидетельствам и тексту самой книги, легенда о многострадальном Иове была известна в ветхозаветной среде с глубокой древности; аналогичные предания есть и в литературе околобиблейских народов. Время написания книги Иова весьма спорно. Действие книги происходит в патриархальный период, задолго до Синайского завета – к этому или несколько более позднему времени многие (преимущественно древние) толкователи относят и написание книги. Современные исследователи, тем не менее, считают книгу Иова написанной в конце 5-го века до Р.Х. Если принимать эту точку зрения, современными книге Иова следует считать вторую половину книги Захарии, книгу Иоиля и всю обширную литературу «мудрых Израиля». Стилистически близкая последней, книга Иова заметно отличается от нее по смыслу и интонации. Содержательно автору книги Иова значительно ближе авторы второй половины книги Захарии и книги Экклезиаста. Как и Экклезиаст, автор книги Иова в первую очередь думает о смысле жизни отдельного человека, о личной трагедии и личных отношениях с Богом. Это – серьезный аргумент в пользу того, что книга Иова написана именно в 5-м веке до Р.Х., после проповеди великих пророков и под их влиянием.

Сам по себе сюжет книги достаточно прост: в ней рассказывается о благополучном праведнике, который в одночасье теряет все, чем обладал: богатство, семью и здоровье. К страдальцу приходят его друзья, которые пытаются утешить Иова и вместе с ним осмыслить происшедшее. В конечном итоге Сам Творец вмешивается в события и избавляет Иова. За верность и терпение он вознагражден возвращением ему всего утраченного. Основная, поэтической части книги, содержит беседы Иова с друзьями; сюжетная канва излагается в написанных прозой прологе и эпилоге.

Первые строки книги изображают Иова благочестивым и благополучным. Читая их, важно помнить, что традиционная ветхозаветная религиозность предполагала наличие прямой связи между праведностью и благополучием, грехом и несчастьем. Ветхозаветные авторы не знали идеи загробного воздаяния; посмертная участь человека представлялась подобной анабиозу: в Шеоле «мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Еккл. 9:5). Автор намеренно изображает в прологе идиллическую картину: Иов праведен, и поэтому богат и благополучен. Но эта идиллия далека от подлинной жизни, она – лишь теоретическая стартовая точка повествования. Настоящая жизнь полна необъяснимого страдания, когда праведность не бывает вознаграждена. Еще пророк Аввакум задавал Богу вопрос о причинах такой несправедливости; пример Иеремии и других пророков, да и вся история плена подтверждала его актуальность; Экклезиаст с горечью признавал невозможность ответить на этот вопрос путем рассуждений.

В парадигме прямой зависимости праведности и земного благополучия происхождение зла и страдания праведника невозможно объяснить, и поэтому автор книги Иова изображает странный диалог между Богом и сатаной. У современного читателя (думаю, и у древнего тоже) эта сцена вызывает жгучие вопросы. Сатана клевещет на Иова, утверждая, что тот верен Богу только благодаря тем дарам, которыми Творец наделил его. И Создатель, чтобы опровергнуть эти измышления, дозволяет сатане лишить Иова всего, чем Иов обладает по милости Бога. Сам Иов оказывается при этом «пешкой», слепой игрушкой сатаны и… Бога, Который отнимает от Иова свою руку, нимало не заботясь о том, каково будет Иову перенести это. Для современного человека это настолько не соответствует представлению о Боге как о любящем Отце, что нередко становится причиной колебаний в вере. Дочитав до 12-го стиха, люди в ужасе закрывают книгу, страшась заглянуть дальше. Поэтому важно помнить, что книга Иова написана до Воплощения Сына Божьего и является литературным произведением.

И вот Иов в один день лишается всего: гибнут его сыновья и дочери, в которых он, по представлениям Ветхого завета, только и мог надеяться иметь продолжение своей жизни, словно дым, исчезает все его богатство. Но в бедствии Иов хранит терпение. Тем самым подтверждается, что не ради выгоды он благословляет Бога. Многие ли из людей способны были бы сохранить верность и не возроптать в подобной ситуации? Но сатане и этого оказывается мало: он утверждает, что если поразить самого Иова, он отвернется от Бога. Господь снова соглашается и на это испытание, и Иов поражен проказою, причиняющей ему страшные мучения. И снова у читателя возникает вопрос: а почему Бог согласился испытывать Иова? Имеет ли Он право на это? Согласен ли читатель чтить такого Бога, и не напоминает ли Он ему кровожадных ваалов? В любом случае, нужно ли Всеведущему Богу проверять человека?

Но это – вопросы читателя. Автор книги смотрит на страдание своего героя не со стороны, и для него актуален совсем другой вопрос: а зачем вообще нужна жизнь, если она исполнена страдания? «Похули Бога и умри», предлагает Иову его жена. Весьма важно, что благословение Бога и хула на Него отделяют жизнь от смерти. Но Иов проявляет непостижимое смирение, соглашаясь принимать от Бога доброе и злое. Именно это смирение Иова дает ему основание сетовать на свою участь и требовать справедливости. Ведь по сюжету книги Иов не знает о клевете сатаны на него и о том, что Бог согласился испытать Иова, чтобы решить спор с сатаной. Так и в жизни причины несчастий часто остаются неизвестными человеку; тем более сокрыт от него смысл его страданий. Как Иов, мы можем только жаждать объяснения, искать причины и смысл страдания. Не то, чтобы от этого становилось легче – конечно, нет. Но с пониманием причины и смысла можно хоть как-то жить. В противном случае человек ощущает себя игрушкой в руках высших сил, для которых он ничего не стоит. Вот поэтому книга Иова, кроме всего прочего, становится провозвестием библейского персонализма.

Другие мысли вслух

 
На Иов 1:1-2:13
1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. 2 И родились у него семь сыновей и три дочери. 3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. 4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. 5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их (и одного тельца за грех о душах их). Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? 10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него — благословит ли он Тебя? 12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. 14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит: 15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось;) да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. 2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его — благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. 8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения).
9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. 12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. 13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
Свернуть
Первые главы Книги Иова ставят перед читателем целый ряд вопросов. И первый вопрос связан с личностью главного героя книги...  Читать далее

Первые главы Книги Иова ставят перед читателем целый ряд вопросов. И первый вопрос связан с личностью главного героя книги. Кем был Иов? При ответе на этот вопрос важно различать Иова еврейских народных преданий и Иова — персонажа соответствующей книги. Еврейская традиция знает древние предания о праведнике по имени Иов, который, впрочем, судя по некоторым данным, не принадлежал к еврейскому народу. Его праведность была образцовой, и автор Книги Иова воспользовался традиционным образом, сделав Иова героем своего произведения.

Но кем и когда была написана эта книга? Большинство библеистов, отвечая на вопрос о времени написания Книги Иова, называют V или IV в. до н.э. Что же касается авторства, то об авторе книги нельзя сказать ничего определённого, кроме того, что он, судя по тем темам, которые обсуждаются в книге, был тесно связан с Синагогой и, возможно, с кругом учёных раввинов и учителей Торы. Иов библейской книги, конечно, не идентичен Иову народных преданий.

Впрочем, неизвестный нам по имени автор книги удерживает одну характерную черту Иова — народного героя: его праведность. Иов библейского повествования действительно праведен, он даже, так сказать, «сверхправеден», он приносит очистительные жертвы даже тогда, когда грех не очевиден, но мог быть совершён незаметно для самих согрешивших (Иов. 1 : 4 – 5). И, в полном соответствии с традиционными, древними представлениями о благополучии праведника, дом Иова — во всех отношениях полная чаша (Иов. 1 : 1 – 4).

Таков пролог Книги Иова; но есть в этом прологе и сюжет, кажущийся на первый взгляд несколько странным. Речь идёт об испытании, которое устраивает Бог Своему праведнику по наущению сатаны. Вначале Он позволяет ему лишить Иова всего имущества (Иов. 1 : 6 – 12), а затем и здоровья (Иов. 2 : 1 – 6). Так уже в прологе автор задаёт главную тему всей книги — тему страданий невинного праведника, который, с точки зрения традиционных представлений о праведности, ничего подобного, конечно, не заслуживает. То, что события в прологе книги разворачиваются по сказочному быстро (Иов. 1 : 13 – 19; 2 : 7 – 8), не должно вводить нас в заблуждение относительно серьёзности самой темы. Вначале Иов, как видно, реагирует на случившееся с ним так, как предписывает религия (Иов. 1 : 20 – 22; 2 : 9 – 10). И друзья Иова приходят к нему с тем, чтобы поддержать его в той непреклонной верности своей религии, которая для них, как и для самого Иова, ассоциировалась с праведностью (Иов. 2 : 11 – 13). Но человеческие силы имеют пределы, и настал день, когда Иов заговорил.

Свернуть
 
На Иов 1:1-2:13
1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. 2 И родились у него семь сыновей и три дочери. 3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. 4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. 5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их (и одного тельца за грех о душах их). Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? 10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него — благословит ли он Тебя? 12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. 14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит: 15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось;) да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. 2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его — благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. 8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения).
9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. 12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. 13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
Свернуть
Книга Иова начинается со своеобразного пролога. Кто же такой Иов Книги Иова? Об Иове древних преданий мы кое-что знаем, хотя и не так много. Иов преданий предстаёт перед нами совершенным, идеальным праведником, героем...  Читать далее

Книга Иова начинается со своеобразного пролога. Кто же такой Иов Книги Иова? Об Иове древних преданий мы кое-что знаем, хотя и не так много. Иов преданий предстаёт перед нами совершенным, идеальным праведником, героем, рыцарем без страха и упрёка. Как видно, автору книги понадобился именно такой образ — идеального и безупречного праведника. Иов даже, если можно так выразиться, сверхправеден. Он, например, совершает очистительные ритуалы и жертвоприношения за своих детей даже тогда, когда у него нет никаких оснований думать, что они нуждаются в очищении. Ему достаточно мысли о том, что они могли бы согрешить, могли бы сделать что-то, делающее очищение необходимым — Иов уверен, что в таком случае лучше перестараться, чем что-нибудь недоделать. И вот именно такой человек становится предметом спора Бога с сатаной.

Странный, казалось бы, спор. Но сатана, этот дух, противостоящий Богу, свободен так же, как свободен противостоящий Богу человек. Бог не подавляет его свободу ни силой, ни авторитетом. А сатана верен себе: он не доверяет никому и смеётся над всем хорошим, что видит в мире и в людях. Сатана просто не верит в то, что человек или кто-нибудь другой может быть хорошим — и тут он, несомненно, судит по себе. Сатана уверен: что-нибудь доброе, благочестивое, праведное человек может сделать лишь в том случае, если ему это выгодно. И он прямо говорит об этом Богу.

А вот дальше происходит что-то совсем уж, кажется, странное: Бог позволяет сатане испытать Иова, давая ему доступ к праведнику, к его имуществу, его близким, даже к его телу. Требование одно: оставить Иова в живых, сохранить его «душу», его жизнь. Как видно, автор Книги Иова прекрасно осознаёт разницу между Божьей волей и тем, что позже богословы назовут Божьим попущением. Но встаёт естественный вопрос: зачем Богу понадобилось это своеобразное пари? Сатану оно не может переубедить при любом исходе, на то он и сатана.

Самому убедиться? Ещё более странно: Богу ли не знать, каков Иов на самом деле? Но что же тогда? Быть может, дело в самом Иове? Но чего же Бог от него ждёт? Иов принимает испытания, как человек глубоко религиозный: Бог дал — Бог взял, нагим появился на свет — нагим и уйду, да будет имя Господне благословенно, — словом, все традиционные для таких случаев религиозные формулировки налицо. Но время идёт. Надолго ли их хватит? И что скажет Иов дальше, когда этих формулировок ему покажется мало? Начинается история праведника и испытания его праведности.

Свернуть
 
На Иов 1:1-2:13
1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. 2 И родились у него семь сыновей и три дочери. 3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. 4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. 5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их (и одного тельца за грех о душах их). Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? 10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него — благословит ли он Тебя? 12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. 14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит: 15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось;) да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. 2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его — благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. 8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения).
9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. 12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. 13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
Свернуть
Первое испытание, обрушившееся на Иова, показало, что его вера выдержала, он по-прежнему верен Богу. Главная ценность...  Читать далее

Первое испытание, обрушившееся на Иова, показало, что его вера выдержала, он по-прежнему верен Богу. Главная ценность для Иова - не благополучие, не дары, которыми он располагал, но Сам Господь. Выдерживает Иов и второе испытание, когда он сам подвергается опаснейшей болезни и становится изгоем даже среди изгоев.

Не случайно именно после второго испытания происходит спор Иова с женой - по сути, столкновение глубокой веры с "нормальной" жизненной позицией, согласно которой человек смотрит на Бога как на подателя благ, а при их отсутствии готов от Него отвернуться. При первом испытании жена подверглась тем же бедам, что и Иов, но второе испытание её прямо не коснулось, и ей вольно со стороны советовать мужу умереть, богохульствуя. Взгляд же Иова на суть вещей глубже, его отношение к Богу возвышеннее и не сводится к требованию постоянных забот о себе, так что он и здесь выдержал испытание. Но это только начало, только что происшедшую беду бывает сравнительно легко выдержать, но труднее вытерпеть, если беда длится долго.

При рассказе об обоих испытаниях сказано, что не согрешил Иов в своих суждениях и оценках того, что с ним произошло. Он готов принимать всё, исходящее от Бога, даже злое, вот только дело в том, что не Господь источник зла, Он только попускает его (почему - это огромный вопрос, ответ на который кроется за текстом Книги Иова, и в ещё большей мере - за текстом всей Библии). Поэтому можно задуматься: не ограничены ли представления Иова о Творце, если он полагает, что от Него может исходить злое? И хотя сказано, что в такой точке зрения нет греха, но она неполна, как и любые наши представления о Творце. Ведь никто из людей не может постичь Его в полноте.

Свернуть
 
На Иов 1:1-2:13
1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. 2 И родились у него семь сыновей и три дочери. 3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. 4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. 5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их (и одного тельца за грех о душах их). Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? 10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него — благословит ли он Тебя? 12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. 14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит: 15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось;) да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. 2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его — благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. 8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения).
9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. 12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. 13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
Свернуть
Одна из самых знаменитых библейских книг, книга Иова заметно отличается от остальной ветхозаветной письменности и по жанру, и по содержанию...  Читать далее

Одна из самых знаменитых библейских книг, книга Иова заметно отличается от остальной ветхозаветной письменности и по жанру, и по содержанию. Это книга-притча, размышление о человеческой жизни как таковой, без прямой связи с контекстом Священной истории. Многие, в том числе весьма авторитетные толкователи считали книгу Иова исторической и даже пытались точно определить время и место ее действия. Нельзя исключить, что легенда, подвергнутая неизвестным автором серьезной литературной обработке, и в самом деле имеет историческую основу. Однако с точки зрения содержания самой книги важно, что ее герой – человек вообще, знающий Бога не по данному избранному народу Откровению, а по внутреннему духовному опыту.

Насколько можно судить по внутрибиблейским свидетельствам и тексту самой книги, легенда о многострадальном Иове была известна в ветхозаветной среде с глубокой древности; аналогичные предания есть и в литературе околобиблейских народов. Время написания книги Иова весьма спорно. Действие книги происходит в патриархальный период, задолго до Синайского завета – к этому или несколько более позднему времени многие (преимущественно древние) толкователи относят и написание книги. Современные исследователи, тем не менее, считают книгу Иова написанной в конце 5-го века до Р.Х. Если принимать эту точку зрения, современными книге Иова следует считать вторую половину книги Захарии, книгу Иоиля и всю обширную литературу «мудрых Израиля». Стилистически близкая последней, книга Иова заметно отличается от нее по смыслу и интонации. Содержательно автору книги Иова значительно ближе авторы второй половины книги Захарии и книги Экклезиаста. Как и Экклезиаст, автор книги Иова в первую очередь думает о смысле жизни отдельного человека, о личной трагедии и личных отношениях с Богом. Это – серьезный аргумент в пользу того, что книга Иова написана именно в 5-м веке до Р.Х., после проповеди великих пророков и под их влиянием.

Сам по себе сюжет книги достаточно прост: в ней рассказывается о благополучном праведнике, который в одночасье теряет все, чем обладал: богатство, семью и здоровье. К страдальцу приходят его друзья, которые пытаются утешить Иова и вместе с ним осмыслить происшедшее. В конечном итоге Сам Творец вмешивается в события и избавляет Иова. За верность и терпение он вознагражден возвращением ему всего утраченного. Основная, поэтической части книги, содержит беседы Иова с друзьями; сюжетная канва излагается в написанных прозой прологе и эпилоге.

Первые строки книги изображают Иова благочестивым и благополучным. Читая их, важно помнить, что традиционная ветхозаветная религиозность предполагала наличие прямой связи между праведностью и благополучием, грехом и несчастьем. Ветхозаветные авторы не знали идеи загробного воздаяния; посмертная участь человека представлялась подобной анабиозу: в Шеоле «мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Еккл. 9:5). Автор намеренно изображает в прологе идиллическую картину: Иов праведен, и поэтому богат и благополучен. Но эта идиллия далека от подлинной жизни, она – лишь теоретическая стартовая точка повествования. Настоящая жизнь полна необъяснимого страдания, когда праведность не бывает вознаграждена. Еще пророк Аввакум задавал Богу вопрос о причинах такой несправедливости; пример Иеремии и других пророков, да и вся история плена подтверждала его актуальность; Экклезиаст с горечью признавал невозможность ответить на этот вопрос путем рассуждений.

В парадигме прямой зависимости праведности и земного благополучия происхождение зла и страдания праведника невозможно объяснить, и поэтому автор книги Иова изображает странный диалог между Богом и сатаной. У современного читателя (думаю, и у древнего тоже) эта сцена вызывает жгучие вопросы. Сатана клевещет на Иова, утверждая, что тот верен Богу только благодаря тем дарам, которыми Творец наделил его. И Создатель, чтобы опровергнуть эти измышления, дозволяет сатане лишить Иова всего, чем Иов обладает по милости Бога. Сам Иов оказывается при этом «пешкой», слепой игрушкой сатаны и… Бога, Который отнимает от Иова свою руку, нимало не заботясь о том, каково будет Иову перенести это. Для современного человека это настолько не соответствует представлению о Боге как о любящем Отце, что нередко становится причиной колебаний в вере. Дочитав до 12-го стиха, люди в ужасе закрывают книгу, страшась заглянуть дальше. Поэтому важно помнить, что книга Иова написана до Воплощения Сына Божьего и является литературным произведением.

И вот Иов в один день лишается всего: гибнут его сыновья и дочери, в которых он, по представлениям Ветхого завета, только и мог надеяться иметь продолжение своей жизни, словно дым, исчезает все его богатство. Но в бедствии Иов хранит терпение. Тем самым подтверждается, что не ради выгоды он благословляет Бога. Многие ли из людей способны были бы сохранить верность и не возроптать в подобной ситуации? Но сатане и этого оказывается мало: он утверждает, что если поразить самого Иова, он отвернется от Бога. Господь снова соглашается и на это испытание, и Иов поражен проказою, причиняющей ему страшные мучения. И снова у читателя возникает вопрос: а почему Бог согласился испытывать Иова? Имеет ли Он право на это? Согласен ли читатель чтить такого Бога, и не напоминает ли Он ему кровожадных ваалов? В любом случае, нужно ли Всеведущему Богу проверять человека?

Но это – вопросы читателя. Автор книги смотрит на страдание своего героя не со стороны, и для него актуален совсем другой вопрос: а зачем вообще нужна жизнь, если она исполнена страдания? «Похули Бога и умри», предлагает Иову его жена. Весьма важно, что благословение Бога и хула на Него отделяют жизнь от смерти. Но Иов проявляет непостижимое смирение, соглашаясь принимать от Бога доброе и злое. Именно это смирение Иова дает ему основание сетовать на свою участь и требовать справедливости. Ведь по сюжету книги Иов не знает о клевете сатаны на него и о том, что Бог согласился испытать Иова, чтобы решить спор с сатаной. Так и в жизни причины несчастий часто остаются неизвестными человеку; тем более сокрыт от него смысл его страданий. Как Иов, мы можем только жаждать объяснения, искать причины и смысл страдания. Не то, чтобы от этого становилось легче – конечно, нет. Но с пониманием причины и смысла можно хоть как-то жить. В противном случае человек ощущает себя игрушкой в руках высших сил, для которых он ничего не стоит. Вот поэтому книга Иова, кроме всего прочего, становится провозвестием библейского персонализма.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).