Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 20:1-29

Поделиться
1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
 
2 Размышления мои побуждают меня отвечать,
  и я поспешаю выразить их.
 
3 Упрек, позорный для меня, выслушал я,
  и дух разумения моего ответит за меня.
 
4 Разве не знаешь ты, что от века,
  — с того времени, как поставлен человек на земле, —
 
5 веселье беззаконных кратковременно,
  и радость лицемера мгновенна?
 
6 Хотя бы возросло до небес величие его,
  и голова его касалась облаков:
 
7 как помет его, на веки пропадает он;
  видевшие его скажут: "где он?"
 
8 Как сон, улетит, и не найдут его;
  и, как ночное видение, исчезнет.
 
9 Глаз, видевший его, больше не увидит его;
  и уже не усмотрит его место его.
 
10 Сыновья его будут заискивать у нищих,
  и руки его возвратят похищенное им.
 
11 Кости его наполнены грехами юности его,
  и с ним лягут они в прах.
12 
Если сладко во рту его зло,
  и он таит его под языком своим,
13 
бережет и не бросает его,
  а держит его в устах своих,
14 
то эта пища его в утробе его
  превратится в желчь аспидов внутри его.
15 
Имение, которое он глотал, изблюет:
  Бог исторгнет его из чрева его.
16 
Змеиный яд он сосет;
  умертвит его язык ехидны.
17 
Не видать ему ручьев,
  рек, текущих медом и молоком!
18 
Нажитое трудом возвратит,
  не проглотит;
по мере имения его будет и расплата его,
  а он не порадуется.
19 
Ибо он угнетал, отсылал бедных;
  захватывал домы, которых не строил.
20 
Не знал сытости во чреве своем;
  и в жадности своей не щадил ничего.
21 
Ничего не спаслось от обжорства его;
  зато не устоит счастье его.
22 
В полноте изобилия будет тесно ему;
  всякая рука обиженного поднимется на него.
23 
Когда будет чем наполнить утробу его,
  Он пошлет на него ярость гнева Своего,
  и одождит на него болезни в плоти его.
24 
Убежит ли он от оружия железного,
  — пронзит его лук медный;
25 
станет вынимать стрелу, — и она выйдет из тела,
  выйдет, сверкая сквозь желчь его;
  ужасы смерти найдут на него!
26 
Все мрачное сокрыто внутри его;
  будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый:
  зло постигнет и оставшееся в шатре его.
27 
Небо откроет беззаконие его,
  и земля восстанет против него.
28 
Исчезнет стяжание дома его;
  все расплывется в день гнева Его.
29 
Вот удел человеку беззаконному от Бога,
  и наследие, определенное ему Вседержителем!
Свернуть

Речь Софара, отвечающего Иову на упрек в отсутствии сострадания, построена так, что придраться к ней почти невозможно. Однако смысл его слов скользит по поверхности жизни; мудрость Софара очень упрощенна. Веселье беззаконных кратковременно, и все блага его развеются, как дым. Зло, которое творит беззаконный, обратится в конце концов против него самого. Вот, собственно, и все, что говорит Софар – за вычетом поэзии. Речь его построена из назидательных поговорок, нагромождение которых не становится доказательством. Есть ли в речи Софара какой-то более глубокий смысл, чем «богатые тоже плачут»?

В сущности, Софар, как и два других друга Иова, говорит не о том, что есть в жизни, а о том, как должно было бы быть с его точки зрения. На самом деле, погибель, смерть и разорение ожидают на земле все дела человеческие, как напишет чуть позже Экклезиаст. Может быть, главное в позиции, которую автор книги выражает устами друзей Иова, говорящих о погибели нечестивых, сосредоточено в другом: нечестивые, говорят они, должны страдать за свое нечестие и зло должно становиться горечью в устах их. Но для друзей Иова из этого следует и обратное: праведники должны благоденствовать. Софару хочется, чтобы мир был устроен так, как он говорит. В таком мире можно быть довольным собой и не страшиться мимолетности своих дней, если исполнять ограниченный набор не слишком сложных требований.

Мироустройство, о котором говорят Софар и его товарищи, по природе своей сходно с любым более или менее сформировавшимся уголовным законодательством. Плохие в нем наказываются, а хорошие поощряются. Тень Чарльза Дарвина маячит за спиной друзей Иова: они описывают мир, где люди должны становиться хорошими путем естественного отбора. Быть может, это не такая плохая идея…Но возможно ли применять теорию естественного отбора в нравственной области? Пророк Иеремия с горечью говорил об этом: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер 13:23) Здесь мы сталкиваемся с главной духовной проблемой и главным откровением Ветхого завета. Человек не может сам по себе преодолеть рабство греху, и никакой естественный отбор ему в этом не поможет. И ответом на это бессилие человека стало в проповеди пророков откровение о Спасителе, Новом завете и излиянии Духа Божьего.

В дарвиновском мироустройстве, которое так упорно пропагандируют друзья Иова, нет места для Живого Бога. Они часто повторяют, что это Он карает нечестивых и беззаконных; на самом деле это делает описываемый ими миропорядок, мировой закон. Конечно, эта позиция распространилась и разрослась именно в Израиле эпохи Второго Храма. Но она весьма глубоко коренится в общечеловеческой религиозной психологии, и люди часто воспроизводят ее в ином религиозном и историческом контексте. Вот только соотвествует ли эта позиция замыслу Всемогущего?

Другие мысли вслух

 
На Иов 20:1-29
1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
 
2 Размышления мои побуждают меня отвечать,
  и я поспешаю выразить их.
 
3 Упрек, позорный для меня, выслушал я,
  и дух разумения моего ответит за меня.
 
4 Разве не знаешь ты, что от века,
  — с того времени, как поставлен человек на земле, —
 
5 веселье беззаконных кратковременно,
  и радость лицемера мгновенна?
 
6 Хотя бы возросло до небес величие его,
  и голова его касалась облаков:
 
7 как помет его, на веки пропадает он;
  видевшие его скажут: "где он?"
 
8 Как сон, улетит, и не найдут его;
  и, как ночное видение, исчезнет.
 
9 Глаз, видевший его, больше не увидит его;
  и уже не усмотрит его место его.
 
10 Сыновья его будут заискивать у нищих,
  и руки его возвратят похищенное им.
 
11 Кости его наполнены грехами юности его,
  и с ним лягут они в прах.
12 
Если сладко во рту его зло,
  и он таит его под языком своим,
13 
бережет и не бросает его,
  а держит его в устах своих,
14 
то эта пища его в утробе его
  превратится в желчь аспидов внутри его.
15 
Имение, которое он глотал, изблюет:
  Бог исторгнет его из чрева его.
16 
Змеиный яд он сосет;
  умертвит его язык ехидны.
17 
Не видать ему ручьев,
  рек, текущих медом и молоком!
18 
Нажитое трудом возвратит,
  не проглотит;
по мере имения его будет и расплата его,
  а он не порадуется.
19 
Ибо он угнетал, отсылал бедных;
  захватывал домы, которых не строил.
20 
Не знал сытости во чреве своем;
  и в жадности своей не щадил ничего.
21 
Ничего не спаслось от обжорства его;
  зато не устоит счастье его.
22 
В полноте изобилия будет тесно ему;
  всякая рука обиженного поднимется на него.
23 
Когда будет чем наполнить утробу его,
  Он пошлет на него ярость гнева Своего,
  и одождит на него болезни в плоти его.
24 
Убежит ли он от оружия железного,
  — пронзит его лук медный;
25 
станет вынимать стрелу, — и она выйдет из тела,
  выйдет, сверкая сквозь желчь его;
  ужасы смерти найдут на него!
26 
Все мрачное сокрыто внутри его;
  будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый:
  зло постигнет и оставшееся в шатре его.
27 
Небо откроет беззаконие его,
  и земля восстанет против него.
28 
Исчезнет стяжание дома его;
  все расплывется в день гнева Его.
29 
Вот удел человеку беззаконному от Бога,
  и наследие, определенное ему Вседержителем!
Свернуть
Речь Цофара оказалась лучшим подтверждением тому, о чём упоминал Иов — о том...  Читать далее

Речь Цофара оказалась лучшим подтверждением тому, о чём упоминал Иов — о том, что его друзья ведут себя не как праведники, а как нечестивцы, желая не столько помочь ему, сколько самоутвердиться за его счёт. Цофар вновь повторяет все уже не раз сказанные слова о нечестивом и о наказаниях, уготованных для него Богом (ст. 4 – 29). А повторяет он всё это в ответ на «позорный упрёк», который ему пришлось выслушать от Иова (ст. 2 – 3). В чём же смысл высказанного Иовом «упрёка»? В своей предыдущей речи Цофар заметил Иову, что он, Иов, быть может, вовсе не так праведен, что Бог, вполне возможно, даже скрыл от него какие-то совершённые им грехи из милосердия (Иов. 11 : 4 – 6). Иов же в ответ заговорил о том, что единственное его желание — увидеть Бога лицом к лицу и получить ответы на все вопросы от Него лично (Иов. 13 : 18 – 28). С друзьями же в той своей речи он был действительно суров, обвиняя их в нежелании понять суть проблемы и прося их помолчать, явив тем самым свою мудрость (Иов. 13 : 1 – 13). И вот теперь Цофар, как бы в оправдание, повторяет общеизвестные и общепринятые истины о наказании нечестивца, как бы подтверждая сказанное им раньше.

По-видимому, Цофар решил, что Иов не согласен с тем, что известно каждому. Он так и не понял, что Иов отнюдь не пытается опровергнуть того, в чём с жаром пытаются убедить его друзья. И Цофар вновь пытается донести до Иова то, о чём сам Иов знает не хуже Цофара. Как видно, Цофар даже не попытался вникнуть в то, о чём так долго говорил Иов. И не случайно: как и другие друзья Иова, он, конечно, понял, что слова Иова опасны, что если Иов прав, то и самому Цофару, и всем остальным придётся многое пересмотреть в своей религиозности, да и в своей жизни тоже. И он прячется за общеизвестные истины, как за каменную стену, с тем, чтобы утвердиться в том, от чего он не хочет отказываться.

Ситуация кажется беспроигрышной: если Иов согласится с Цофаром, то ему придётся признать свою неправоту и отказаться от своих притязаний, а если не согласится, то окажется в дураках: ведь тогда получится, что он, Иов, спорит с тем, что известно каждому, и пытается опровергнуть для всех очевидные истины. Иову, естественно, такая речь ничем не могла помочь, а вот Цофару она позволяла оправдаться и утвердиться как в собственных глазах, так и в глазах каждого религиозного человека, который смотрел на вещи так же, как сам Цофар. А поскольку среди религиозных людей, независимо от их конфессиональной принадлежности, таких большинство, Цофар (как, впрочем, и другие друзья Иова) мог спать спокойно.

Свернуть
 
На Иов 20:1-29
1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
 
2 Размышления мои побуждают меня отвечать,
  и я поспешаю выразить их.
 
3 Упрек, позорный для меня, выслушал я,
  и дух разумения моего ответит за меня.
 
4 Разве не знаешь ты, что от века,
  — с того времени, как поставлен человек на земле, —
 
5 веселье беззаконных кратковременно,
  и радость лицемера мгновенна?
 
6 Хотя бы возросло до небес величие его,
  и голова его касалась облаков:
 
7 как помет его, на веки пропадает он;
  видевшие его скажут: "где он?"
 
8 Как сон, улетит, и не найдут его;
  и, как ночное видение, исчезнет.
 
9 Глаз, видевший его, больше не увидит его;
  и уже не усмотрит его место его.
 
10 Сыновья его будут заискивать у нищих,
  и руки его возвратят похищенное им.
 
11 Кости его наполнены грехами юности его,
  и с ним лягут они в прах.
12 
Если сладко во рту его зло,
  и он таит его под языком своим,
13 
бережет и не бросает его,
  а держит его в устах своих,
14 
то эта пища его в утробе его
  превратится в желчь аспидов внутри его.
15 
Имение, которое он глотал, изблюет:
  Бог исторгнет его из чрева его.
16 
Змеиный яд он сосет;
  умертвит его язык ехидны.
17 
Не видать ему ручьев,
  рек, текущих медом и молоком!
18 
Нажитое трудом возвратит,
  не проглотит;
по мере имения его будет и расплата его,
  а он не порадуется.
19 
Ибо он угнетал, отсылал бедных;
  захватывал домы, которых не строил.
20 
Не знал сытости во чреве своем;
  и в жадности своей не щадил ничего.
21 
Ничего не спаслось от обжорства его;
  зато не устоит счастье его.
22 
В полноте изобилия будет тесно ему;
  всякая рука обиженного поднимется на него.
23 
Когда будет чем наполнить утробу его,
  Он пошлет на него ярость гнева Своего,
  и одождит на него болезни в плоти его.
24 
Убежит ли он от оружия железного,
  — пронзит его лук медный;
25 
станет вынимать стрелу, — и она выйдет из тела,
  выйдет, сверкая сквозь желчь его;
  ужасы смерти найдут на него!
26 
Все мрачное сокрыто внутри его;
  будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый:
  зло постигнет и оставшееся в шатре его.
27 
Небо откроет беззаконие его,
  и земля восстанет против него.
28 
Исчезнет стяжание дома его;
  все расплывется в день гнева Его.
29 
Вот удел человеку беззаконному от Бога,
  и наследие, определенное ему Вседержителем!
Свернуть
Отвечая Иову, Цофар вновь обращается к теме наказания грешника. Собственно, ничего нового он не говорит. Он лишь повторяет те общие места, которые во времена написания Книги Иова были хорошо известны благодаря писаниям мудрецов...  Читать далее

Отвечая Иову, Цофар вновь обращается к теме наказания грешника. Собственно, ничего нового он не говорит. Он лишь повторяет те общие места, которые во времена написания Книги Иова были хорошо известны благодаря писаниям мудрецов. Цофар лишь подчёркивает, что раньше или позже грешник не избежит своего наказания от Бога. Вопрос лишь во времени. Собственно, Цофар и здесь не говорит ничего нового. Он лишь повторяет традиционный ответ на вопрос, который люди нерелигиозные во все времена задавали людям религиозным: если Бог существует и если Он справедлив, почему же в мире так много благоденствующих грешников? Традиционным же ответом людей религиозных было: всему своё время.

Ответ неопределённый и в своей неопределённости достаточно универсальный. Впрочем, было и нечто более определённое: ссылка или на посмертное воздаяние, или на день последнего Суда. Так появлялась необходимая религиозному сознанию неизбежность возмездия: ведь религиозный человек не мыслит мир иначе, как место, где каждый проверяется на соответствие определённым религиозным нормам поведения, по результатам такой проверки получая либо соответствующую награду, либо соответствующее наказание.

По-другому религиозное сознание ни мир, ни человека обычно себе не представляет. И если праведнику, например, нет соответствующей награды, а грешнику — соответствующего наказания в этом мире во время земной жизни, это лишь означает, что то и другое откладывается или до завершения земного пути человека, или до конца времён.

Но праведнику в любом случае не стоит роптать, а грешнику — радоваться: ведь раньше или позже каждый всё равно найдёт то, что заслужил, а награда или наказание за пределами земной жизни становятся ещё значимее и, так сказать, ощутимее: ведь и награда, и наказание в таком случае остаются с человеком навечно. Вот и Цофар советует Иову не требовать у Бога суда и справедливости прямо здесь и теперь, а подождать. Тем более, что речь-то идёт о вечности Божьей, перед которой временные страдания, как и всё вообще временное, включая временное благополучие грешника, — ничто.

Свернуть
 
На Иов 20:1-29
1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
 
2 Размышления мои побуждают меня отвечать,
  и я поспешаю выразить их.
 
3 Упрек, позорный для меня, выслушал я,
  и дух разумения моего ответит за меня.
 
4 Разве не знаешь ты, что от века,
  — с того времени, как поставлен человек на земле, —
 
5 веселье беззаконных кратковременно,
  и радость лицемера мгновенна?
 
6 Хотя бы возросло до небес величие его,
  и голова его касалась облаков:
 
7 как помет его, на веки пропадает он;
  видевшие его скажут: "где он?"
 
8 Как сон, улетит, и не найдут его;
  и, как ночное видение, исчезнет.
 
9 Глаз, видевший его, больше не увидит его;
  и уже не усмотрит его место его.
 
10 Сыновья его будут заискивать у нищих,
  и руки его возвратят похищенное им.
 
11 Кости его наполнены грехами юности его,
  и с ним лягут они в прах.
12 
Если сладко во рту его зло,
  и он таит его под языком своим,
13 
бережет и не бросает его,
  а держит его в устах своих,
14 
то эта пища его в утробе его
  превратится в желчь аспидов внутри его.
15 
Имение, которое он глотал, изблюет:
  Бог исторгнет его из чрева его.
16 
Змеиный яд он сосет;
  умертвит его язык ехидны.
17 
Не видать ему ручьев,
  рек, текущих медом и молоком!
18 
Нажитое трудом возвратит,
  не проглотит;
по мере имения его будет и расплата его,
  а он не порадуется.
19 
Ибо он угнетал, отсылал бедных;
  захватывал домы, которых не строил.
20 
Не знал сытости во чреве своем;
  и в жадности своей не щадил ничего.
21 
Ничего не спаслось от обжорства его;
  зато не устоит счастье его.
22 
В полноте изобилия будет тесно ему;
  всякая рука обиженного поднимется на него.
23 
Когда будет чем наполнить утробу его,
  Он пошлет на него ярость гнева Своего,
  и одождит на него болезни в плоти его.
24 
Убежит ли он от оружия железного,
  — пронзит его лук медный;
25 
станет вынимать стрелу, — и она выйдет из тела,
  выйдет, сверкая сквозь желчь его;
  ужасы смерти найдут на него!
26 
Все мрачное сокрыто внутри его;
  будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый:
  зло постигнет и оставшееся в шатре его.
27 
Небо откроет беззаконие его,
  и земля восстанет против него.
28 
Исчезнет стяжание дома его;
  все расплывется в день гнева Его.
29 
Вот удел человеку беззаконному от Бога,
  и наследие, определенное ему Вседержителем!
Свернуть
В словах Иова Софар услышал всего лишь упрёк, за который обиделся, и спешит вылить на него следующий ушат обвинений...  Читать далее

В словах Иова Софар услышал всего лишь упрёк, за который обиделся, и спешит вылить на него следующий ушат обвинений. Перед нами ещё одна речь, которая могла бы быть вполне целесообразной, будь она сказана в нужное время и по пряямому назначению. К сожалению, Софар, как и многие обвинители разных времён и народов, привычно вещающие в режиме монолога, не слышит не только Иова, но и самого себя и неспособен посмотреть на себя со стороны. (Впрочем, само имя Софар означает «болтун».

Что же касается содержания речей Софара, то они наполнены оптимистической уверенностью не только в неизбежном торжестве справедливости, но и в том, что поражение зла не может не быть быстрым («веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна»). Но такой оптимизм приходится признать поверхностным и легкомысленным.

А впрочем, даже среди заблуждений может содержаться что-либо разумное, и если учесть, что перед Богом тысяча лет, как один день, то с такой поправкой рассуждения Софара можно и принять. Ведь силам зла и в самом деле предстоит потерпеть поражение.

Свернуть
 
На Иов 20:1-29
1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
 
2 Размышления мои побуждают меня отвечать,
  и я поспешаю выразить их.
 
3 Упрек, позорный для меня, выслушал я,
  и дух разумения моего ответит за меня.
 
4 Разве не знаешь ты, что от века,
  — с того времени, как поставлен человек на земле, —
 
5 веселье беззаконных кратковременно,
  и радость лицемера мгновенна?
 
6 Хотя бы возросло до небес величие его,
  и голова его касалась облаков:
 
7 как помет его, на веки пропадает он;
  видевшие его скажут: "где он?"
 
8 Как сон, улетит, и не найдут его;
  и, как ночное видение, исчезнет.
 
9 Глаз, видевший его, больше не увидит его;
  и уже не усмотрит его место его.
 
10 Сыновья его будут заискивать у нищих,
  и руки его возвратят похищенное им.
 
11 Кости его наполнены грехами юности его,
  и с ним лягут они в прах.
12 
Если сладко во рту его зло,
  и он таит его под языком своим,
13 
бережет и не бросает его,
  а держит его в устах своих,
14 
то эта пища его в утробе его
  превратится в желчь аспидов внутри его.
15 
Имение, которое он глотал, изблюет:
  Бог исторгнет его из чрева его.
16 
Змеиный яд он сосет;
  умертвит его язык ехидны.
17 
Не видать ему ручьев,
  рек, текущих медом и молоком!
18 
Нажитое трудом возвратит,
  не проглотит;
по мере имения его будет и расплата его,
  а он не порадуется.
19 
Ибо он угнетал, отсылал бедных;
  захватывал домы, которых не строил.
20 
Не знал сытости во чреве своем;
  и в жадности своей не щадил ничего.
21 
Ничего не спаслось от обжорства его;
  зато не устоит счастье его.
22 
В полноте изобилия будет тесно ему;
  всякая рука обиженного поднимется на него.
23 
Когда будет чем наполнить утробу его,
  Он пошлет на него ярость гнева Своего,
  и одождит на него болезни в плоти его.
24 
Убежит ли он от оружия железного,
  — пронзит его лук медный;
25 
станет вынимать стрелу, — и она выйдет из тела,
  выйдет, сверкая сквозь желчь его;
  ужасы смерти найдут на него!
26 
Все мрачное сокрыто внутри его;
  будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый:
  зло постигнет и оставшееся в шатре его.
27 
Небо откроет беззаконие его,
  и земля восстанет против него.
28 
Исчезнет стяжание дома его;
  все расплывется в день гнева Его.
29 
Вот удел человеку беззаконному от Бога,
  и наследие, определенное ему Вседержителем!
Свернуть
Речь Софара, отвечающего Иову на упрек в отсутствии сострадания, построена так, что придраться к ней почти невозможно...  Читать далее

Речь Софара, отвечающего Иову на упрек в отсутствии сострадания, построена так, что придраться к ней почти невозможно. Однако смысл его слов скользит по поверхности жизни; мудрость Софара очень упрощенна. Веселье беззаконных кратковременно, и все блага его развеются, как дым. Зло, которое творит беззаконный, обратится в конце концов против него самого. Вот, собственно, и все, что говорит Софар – за вычетом поэзии. Речь его построена из назидательных поговорок, нагромождение которых не становится доказательством. Есть ли в речи Софара какой-то более глубокий смысл, чем «богатые тоже плачут»?

В сущности, Софар, как и два других друга Иова, говорит не о том, что есть в жизни, а о том, как должно было бы быть с его точки зрения. На самом деле, погибель, смерть и разорение ожидают на земле все дела человеческие, как напишет чуть позже Экклезиаст. Может быть, главное в позиции, которую автор книги выражает устами друзей Иова, говорящих о погибели нечестивых, сосредоточено в другом: нечестивые, говорят они, должны страдать за свое нечестие и зло должно становиться горечью в устах их. Но для друзей Иова из этого следует и обратное: праведники должны благоденствовать. Софару хочется, чтобы мир был устроен так, как он говорит. В таком мире можно быть довольным собой и не страшиться мимолетности своих дней, если исполнять ограниченный набор не слишком сложных требований.

Мироустройство, о котором говорят Софар и его товарищи, по природе своей сходно с любым более или менее сформировавшимся уголовным законодательством. Плохие в нем наказываются, а хорошие поощряются. Тень Чарльза Дарвина маячит за спиной друзей Иова: они описывают мир, где люди должны становиться хорошими путем естественного отбора. Быть может, это не такая плохая идея…Но возможно ли применять теорию естественного отбора в нравственной области? Пророк Иеремия с горечью говорил об этом: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер 13:23) Здесь мы сталкиваемся с главной духовной проблемой и главным откровением Ветхого завета. Человек не может сам по себе преодолеть рабство греху, и никакой естественный отбор ему в этом не поможет. И ответом на это бессилие человека стало в проповеди пророков откровение о Спасителе, Новом завете и излиянии Духа Божьего.

В дарвиновском мироустройстве, которое так упорно пропагандируют друзья Иова, нет места для Живого Бога. Они часто повторяют, что это Он карает нечестивых и беззаконных; на самом деле это делает описываемый ими миропорядок, мировой закон. Конечно, эта позиция распространилась и разрослась именно в Израиле эпохи Второго Храма. Но она весьма глубоко коренится в общечеловеческой религиозной психологии, и люди часто воспроизводят ее в ином религиозном и историческом контексте. Вот только соотвествует ли эта позиция замыслу Всемогущего?

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).