Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 30:15-20

15 Се2, дaхъ пред8 лице1мъ твои1мъ дне1сь жи1знь и3 сме1рть, блaго и3 ѕло2.
16 Ѓще послyшаеши зaповэдій гDа бг7а твоегw2, ±же ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь, люби1ти гDа бг7а твоего2, ходи1ти во всёхъ путе1хъ є3гw2 и3 храни1ти њправд†ніz є3гw2 и3 зaпwвэди є3гw2 и3 суды2 є3гw2, и3 поживе1ши, и3 ўмно1жишисz, и3 блгcви1тъ тS гDь бг7ъ тво1й на все1й земли2, въ ню1же вхо1диши наслёдити ю5 тaмw.
17 И# ѓще преврати1тсz се1рдце твое2, и3 не послyшаеши, и3 заблуди1въ поклони1шисz богHмъ и3ны6мъ и3 послyжиши и5мъ,
18 возвэщaю вaмъ дне1сь, ћкw поги1белію поги1бнете, и3 не многодне1вни бyдете на земли2, ю4же гDь бг7ъ дае1тъ тебЁ, въ ню1же вы2 прехо1дите їoрдaнъ тaмw наслёдити ю5.
19 Засвидётельствую вaмъ дне1сь нб7омъ и3 земле1ю: живо1тъ и3 сме1рть дaхъ пред8 лице1мъ вaшимъ, блгcве1ніе и3 клsтву: и3 и3збери2 живо1тъ, да живе1ши ты2 и3 сёмz твое2,
20 люби1ти гDа бг7а твоего2, послyшати глaса є3гw2 и3 прилэпи1тисz къ немY: ћкw сіе2 живо1тъ тво1й, и3 долготA днjй твои1хъ, жи1ти на земли2, є4юже клsтсz гDь бг7ъ nтцє1мъ твои6мъ, ґвраaму и3 їсаaку и3 їaкwву, дaти и5мъ.
Свернуть

Библия, слово Божье всегда ставит человека перед выбором. И Тора, и пророческие книги, и псалмы, и Евангелие — все библейские книги говорят о двух путях. О пути праведности и о пути греха. О пути добра и о пути зла. О пути жизни и о пути смерти. Но дело не в том, что Бог одних награждает, а других наказывает. Это боги языческого мира награждают и наказывают тех, кто, соответственно, соблюдает или нарушает установленные ими законы. Не случайно и представление о посмертном воздаянии, о наградах и наказаниях за гробом появляется там, где языческая религиозность получила наибольшее развитие и осмысление, например, в древнем Египте. Слишком уж очевидно было, что в этом мире со справедливым воздаянием не всё в порядке.

Так, может быть, в мире ином всё встанет на свои места? А вот Библия о посмертном воздаянии не говорит ничего. Да и о посмертии тоже. Тора говорит о жизни на данной Богом земле — здесь. Евангелие — о Царстве. Многим кажется, что ветхозаветные книги в этом смысле разительно отличаются от новозаветных. Что ветхозаветные — о счастье и воздаянии «здесь», а новозаветные — о счастье и воздаянии «там».

На самом же деле Библия — не про «здесь» и не про «там». Она про Бога. Про жизнь с Богом. Которая по определению возможна только здесь и теперь. И про жизнь со Христом в Его Царстве, которая тем более возможна только здесь и теперь — просто потому, что никакого «раньше» и «потом» в нашем понимании в Царстве нет. Счастье и радость жизни на данной Богом земле не в том, что она самая прекрасная в мире сама по себе (хотя Палестина во все времена была одним из красивейших мест в мире). Счастье в том, что на этой земле пребывает Божье присутствие. Что она — прообраз Царства на земле. И получают её не в награду за хорошее поведение. Так же, как и теряют не в наказание за плохое. Получают — живя перед Богом.

Исполняя первую заповедь Декалога, которая начинается не с запрета языческих культов, а с провозвестия: Я, Твой Бог, выведший тебя из Египта, стою перед тобой. Заповедь, которая требует от человека предстояния. А данная Богом земля — место такого предстояния. Она дана для исполнения первой заповеди. И прекрасной становится тогда, когда используется по назначению. А иначе — деградация земли, которую Бог оставляет. Земли, на которой невозможно жить, игнорируя Бога и Его заповеди. Используя её для другой жизни.

В самом деле: у человека не бывает иной жизни, кроме данной Богом для общения с Ним и предстояния перед Ним. Всё остальное — смерть. Если человек принимает эту данную Богом жизнь — начинается путь в Царство. С земли, которую Бог даёт для того, чтобы этот путь начать. Если нет — начинается путь в никуда. С земли, которую Бог покидает. Не потому, что возненавидел её, а потому, что Его оттуда прогоняет человек, избравший смерть вместо жизни.

Другие мысли вслух

 
На Втор 30:15
15 Се2, дaхъ пред8 лице1мъ твои1мъ дне1сь жи1знь и3 сме1рть, блaго и3 ѕло2.
Свернуть
При внимательном чтении Библии нетрудно убедиться, что все библейские книги пронизаны так или иначе выраженной идеей двух путей — пути добра и пути зла, пути благословения и пути проклятия, пути спасения и пути погибели, пути жизни и пути смерти...  Читать далее

При внимательном чтении Библии нетрудно убедиться, что все библейские книги пронизаны так или иначе выраженной идеей двух путей — пути добра и пути зла, пути благословения и пути проклятия, пути спасения и пути погибели, пути жизни и пути смерти. При этом путь жизни всегда связан с соблюдением Торы и данных Богом заповедей, а путь смерти — с отказом от её соблюдения и с нарушением заповеди. Иногда такая жёсткость вызывает вопрос: а оправданна ли она? Ведь в мире существуют и другие краски помимо чёрной и белой. Всё ли так однозначно? Быть может, есть и какой-нибудь третий путь, к поиску которого так склонна падшая человеческая природа? Обычно ответ на этот вопрос искали и ищут в сфере морали и нравственности, сводя его к разным ценностным системам. Но в морали ли дело? Да и зачем Богу наша мораль? Ему нужна не наша мораль, а наше сердце. И следование заповедям, соблюдение Торы — не средство стать нравственным человеком (это лишь следствие), а способ обрести ту духовную форму, которая сделает для нас возможной богообщение. Даже Декалог — не моральный кодекс, хотя внешне он на него очень похож, а описание того алгоритма богообщения, которое свойственно нормальной, полноценной духовной жизни (насколько духовная жизнь падшего человека вообще может быть нормальной и полноценной). Но тогда путей может быть действительно только два: или к Богу, или от Него. Направлений движения (как физических, так и духовных), разумеется, существует гораздо больше, а вот путей только два. И Бог призывает нас определиться в главном, не отвлекаясь на вторичное. Ведь тут действительно речь идёт о духовной жизни и о духовной смерти.

Свернуть
 
На Втор 30:19-20
19 Засвидётельствую вaмъ дне1сь нб7омъ и3 земле1ю: живо1тъ и3 сме1рть дaхъ пред8 лице1мъ вaшимъ, блгcве1ніе и3 клsтву: и3 и3збери2 живо1тъ, да живе1ши ты2 и3 сёмz твое2,
20 люби1ти гDа бг7а твоего2, послyшати глaса є3гw2 и3 прилэпи1тисz къ немY: ћкw сіе2 живо1тъ тво1й, и3 долготA днjй твои1хъ, жи1ти на земли2, є4юже клsтсz гDь бг7ъ nтцє1мъ твои6мъ, ґвраaму и3 їсаaку и3 їaкwву, дaти и5мъ.
Свернуть
Иногда мы оглядываемся вокруг и думаем: «Ну, ведь живут же другие люди без Бога, и не хуже нас живут!»...  Читать далее

Иногда мы оглядываемся вокруг и думаем: «Ну, ведь живут же другие люди без Бога, и не хуже нас живут!» Нам кажется, что вопрос «с Богом или без Бога» — на уровне «хуже или лучше». Бог говорит, что уровень совсем другой: жизнь или смерть. Потому что подлинная жизнь для сотворенного Богом человеческого существа — это не пить, есть, спать, работать, плодиться, болеть и умирать, а — любить Бога, пребывать с Ним в Его жизни, исполненной любви. Так, чтобы и наша жизнь была наполнена той любовью, которая «не перестает» ( 1 Кор. 13:8).

Свернуть
 
На Втор 30:19-20
19 Засвидётельствую вaмъ дне1сь нб7омъ и3 земле1ю: живо1тъ и3 сме1рть дaхъ пред8 лице1мъ вaшимъ, блгcве1ніе и3 клsтву: и3 и3збери2 живо1тъ, да живе1ши ты2 и3 сёмz твое2,
20 люби1ти гDа бг7а твоего2, послyшати глaса є3гw2 и3 прилэпи1тисz къ немY: ћкw сіе2 живо1тъ тво1й, и3 долготA днjй твои1хъ, жи1ти на земли2, є4юже клsтсz гDь бг7ъ nтцє1мъ твои6мъ, ґвраaму и3 їсаaку и3 їaкwву, дaти и5мъ.
Свернуть
Эти слова Второзакония, записанные не позднее 620 г. до Р.Х., но произнесенные много раньше, — одно из самых ярких откровений о свободе человека. Здесь Слово Божие говорит нам...  Читать далее

Эти слова Второзакония, записанные не позднее 620 г. до Р.Х., но произнесенные много раньше, — одно из самых ярких откровений о свободе человека. Здесь Слово Божие говорит нам о том, что свобода заключается в реальности выбора, который предлагает нам Бог. Нам дано право выбирать и нести ответственность за свой выбор. Это пугающее откровение, потому что предложенный выбор труден, а порой и непосилен. Ведь, выбирая жизнь, мы выбираем и образ жизни; выбирая смерть, мы думаем, что выбираем то, что нам в сию минуту кажется хорошим. Но это и очень радостное откровение, потому что никто из нас не способен жить без этой свободы.

Но эти слова содержат еще и важнейшее откровение о любви Творца. В этом нелегком и ответственном выборе, сопровождающем нас каждую минуту, Бог не оставляет нас одних. «Избери жизнь!» — сквозь века звучит голос Божий, призывающий нас к спасению. Воля Божья в том, чтобы мы выбрали жизнь; «Не хочу смерти грешника», - скажет Господь через пророка Иезекииля.

И еще одно исключительное откровение читаем мы в этих двух стихах. Стереотипы нашей культуры заставляют нас думать, что жизнь — это некоторое физиологическое понятие. «Способ существования белковых тел» и «обмен веществ» — вот ключевые фразы, которые все мы слышали о жизни в школе. Но на самом деле жизнь — вовсе не это. Жизнь человека, говорит сотворивший нас Бог, заключается в том, чтобы пребывать (жить в физиологическом смысле), любить Бога, слушаться Его и, самое главное: прилепляться к Нему. Стремление к единству с Богом — вот основной смысл и жизни, и веры. Нельзя не заметить, что глагол «прилепляться» используется в Библии редко; прилепляться человек призван к Богу и к жене. Очевидно, речь идет о разных вещах; но важно осознать, что и в том, и в другом случае речь идет о максимально достижимой для личности степени единства с другим.

Свернуть
 
На Втор 30:1-20
И# бyдетъ є3гдA пріи1дутъ на тS вс‰ словесA сі‰, блгcве1ніе и3 клsтва, ю4же дaхъ пред8 лице1мъ твои1мъ, и3 пріи1меши въ се1рдце твое2 во всёхъ kзы1цэхъ, въ нsже расточи1тъ тS гDь бг7ъ тво1й тaмw,
и3 њбрати1шисz ко гDу бг7у твоемY, и3 послyшаеши глaса є3гw2 по всBмъ, є3ли6ка ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь, ты2 и3 сы1нъ тво1й, t всегw2 се1рдца твоегw2 и3 t всеS души2 твоеS,
и3 и3сцэли1тъ гDь грэхи2 тво‰ и3 поми1луетъ тS, и3 пaки собере1тъ тS t всёхъ kзы1кwвъ, въ нsже разсы1па тS гDь бг7ъ тaмw.
Ѓще бyдетъ разсёzніе твое2 t крaz небесе2 дaже до крaz небесе2, tтyду собере1тъ тS гDь бг7ъ тво1й и3 tтyду во1зметъ тS,
и3 введе1тъ тS гDь бг7ъ тво1й tтyду въ зе1млю, ю4же наслёдиша nтцы2 твои2, и3 наслёдиши ю5: и3 блaго тебЁ сотвори1тъ, и3 ўмно1житъ тS пaче nтє1цъ твои1хъ
и3 њчи1ститъ гDь се1рдце твое2 и3 се1рдце сёмене твоегw2, люби1ти гDа бг7а твоегw2 t всегw2 се1рдца твоегw2 и3 t всеS души2 твоеS, да живе1ши ты2:
и3 дaстъ гDь бг7ъ тво1й кл‰твы сі‰ на враги2 тво‰ и3 на ненави1дzщыz тS, и5же и3згнaша тS:
и3 ты2 њбрати1шисz и3 послyшаеши глaса гDа бг7а твоегw2 и3 сотвори1ши зaпwвэди є3гw2, є3ли6ки ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь.
И# блгcви1тъ тS гDь бг7ъ тво1й во всsкомъ дёлэ рукY твоє1ю, въ плодёхъ ўтро1бы твоеS и3 въ плодёхъ скотHвъ твои1хъ и3 въ жи1тэхъ земли2 твоеS, ћкw њбрати1тсz гDь бг7ъ тво1й возвесели1тисz њ тебЁ во благи1хъ, ћкоже возвесели1сz t nтцёхъ твои1хъ:
10 ѓще послyшаеши глaса гDа бг7а твоегw2 храни1ти и3 твори1ти вс‰ зaпwвэди є3гw2 и3 њправд†ніz є3гw2 и3 суды2 є3гw2, напи6санныz въ кни1зэ зако1на сегw2: ѓще њбрати1шисz ко гDу бг7у твоемY t всегw2 се1рдца твоегw2 и3 t всеS души2 твоеS.
11 Ћкw зaповэдь сіS, ю4же ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь, не тzжкA є4сть, ниже2 дале1че є4сть t тебє2:
12 не на нб7си2 є4сть, глаго1лz: кто2 взы1детъ t нaсъ на нб7о и3 во1зметъ ю5 нaмъ, и3 ўслы1шавше ю5 сотвори1мъ;
13 ниже2 њб8 nнY странY мо1рz є4сть, глаго1лzй: кто2 пре1йдетъ нaмъ на џну странY мо1рz и3 во1зметъ ю5 нaмъ, и3 ўслы1шавше ю5 сотвори1мъ;
14 бли1з8 тебє2 є4сть глаго1лъ ѕэлw2, во ўстёхъ твои1хъ и3 въ се1рдцы твое1мъ и3 въ рукY твоє1ю, твори1ти є3го2.
15 Се2, дaхъ пред8 лице1мъ твои1мъ дне1сь жи1знь и3 сме1рть, блaго и3 ѕло2.
16 Ѓще послyшаеши зaповэдій гDа бг7а твоегw2, ±же ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь, люби1ти гDа бг7а твоего2, ходи1ти во всёхъ путе1хъ є3гw2 и3 храни1ти њправд†ніz є3гw2 и3 зaпwвэди є3гw2 и3 суды2 є3гw2, и3 поживе1ши, и3 ўмно1жишисz, и3 блгcви1тъ тS гDь бг7ъ тво1й на все1й земли2, въ ню1же вхо1диши наслёдити ю5 тaмw.
17 И# ѓще преврати1тсz се1рдце твое2, и3 не послyшаеши, и3 заблуди1въ поклони1шисz богHмъ и3ны6мъ и3 послyжиши и5мъ,
18 возвэщaю вaмъ дне1сь, ћкw поги1белію поги1бнете, и3 не многодне1вни бyдете на земли2, ю4же гDь бг7ъ дае1тъ тебЁ, въ ню1же вы2 прехо1дите їoрдaнъ тaмw наслёдити ю5.
19 Засвидётельствую вaмъ дне1сь нб7омъ и3 земле1ю: живо1тъ и3 сме1рть дaхъ пред8 лице1мъ вaшимъ, блгcве1ніе и3 клsтву: и3 и3збери2 живо1тъ, да живе1ши ты2 и3 сёмz твое2,
20 люби1ти гDа бг7а твоего2, послyшати глaса є3гw2 и3 прилэпи1тисz къ немY: ћкw сіе2 живо1тъ тво1й, и3 долготA днjй твои1хъ, жи1ти на земли2, є4юже клsтсz гDь бг7ъ nтцє1мъ твои6мъ, ґвраaму и3 їсаaку и3 їaкwву, дaти и5мъ.
Свернуть
Видимо, для того, чтобы избежать лишней ответственности, мы привыкли жить в мире абстракций. Что может быть...  Читать далее

Видимо, для того, чтобы избежать лишней ответственности, мы привыкли жить в мире абстракций. Что может быть абстрактнее, чем «добро» или «зло»? А раз они далеки от нас, и нам не под силу ни настоящее добро, ни настоящее зло, то все мы можем спать спокойно и ни о нем не беспокоиться. Но в том-то и дело, что, оказывается, нет ничего конкретнее, ничего ближе к нам, чем добро и зло, непосредственные проявления нашего духа. Поэтому библейская заповедь близка к нам — ближе, чем кожа, — в устах и в сердце. Об этом и говорит сегодняшняя глава Второзакония: не говори, что это не имеет к тебе отношения, речь идет о твоем сердце, о твоей жизни. При таком подходе Слово Божье становится для нас самым близким словом.

Свернуть
 
На Втор 30:1-20
И# бyдетъ є3гдA пріи1дутъ на тS вс‰ словесA сі‰, блгcве1ніе и3 клsтва, ю4же дaхъ пред8 лице1мъ твои1мъ, и3 пріи1меши въ се1рдце твое2 во всёхъ kзы1цэхъ, въ нsже расточи1тъ тS гDь бг7ъ тво1й тaмw,
и3 њбрати1шисz ко гDу бг7у твоемY, и3 послyшаеши глaса є3гw2 по всBмъ, є3ли6ка ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь, ты2 и3 сы1нъ тво1й, t всегw2 се1рдца твоегw2 и3 t всеS души2 твоеS,
и3 и3сцэли1тъ гDь грэхи2 тво‰ и3 поми1луетъ тS, и3 пaки собере1тъ тS t всёхъ kзы1кwвъ, въ нsже разсы1па тS гDь бг7ъ тaмw.
Ѓще бyдетъ разсёzніе твое2 t крaz небесе2 дaже до крaz небесе2, tтyду собере1тъ тS гDь бг7ъ тво1й и3 tтyду во1зметъ тS,
и3 введе1тъ тS гDь бг7ъ тво1й tтyду въ зе1млю, ю4же наслёдиша nтцы2 твои2, и3 наслёдиши ю5: и3 блaго тебЁ сотвори1тъ, и3 ўмно1житъ тS пaче nтє1цъ твои1хъ
и3 њчи1ститъ гDь се1рдце твое2 и3 се1рдце сёмене твоегw2, люби1ти гDа бг7а твоегw2 t всегw2 се1рдца твоегw2 и3 t всеS души2 твоеS, да живе1ши ты2:
и3 дaстъ гDь бг7ъ тво1й кл‰твы сі‰ на враги2 тво‰ и3 на ненави1дzщыz тS, и5же и3згнaша тS:
и3 ты2 њбрати1шисz и3 послyшаеши глaса гDа бг7а твоегw2 и3 сотвори1ши зaпwвэди є3гw2, є3ли6ки ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь.
И# блгcви1тъ тS гDь бг7ъ тво1й во всsкомъ дёлэ рукY твоє1ю, въ плодёхъ ўтро1бы твоеS и3 въ плодёхъ скотHвъ твои1хъ и3 въ жи1тэхъ земли2 твоеS, ћкw њбрати1тсz гDь бг7ъ тво1й возвесели1тисz њ тебЁ во благи1хъ, ћкоже возвесели1сz t nтцёхъ твои1хъ:
10 ѓще послyшаеши глaса гDа бг7а твоегw2 храни1ти и3 твори1ти вс‰ зaпwвэди є3гw2 и3 њправд†ніz є3гw2 и3 суды2 є3гw2, напи6санныz въ кни1зэ зако1на сегw2: ѓще њбрати1шисz ко гDу бг7у твоемY t всегw2 се1рдца твоегw2 и3 t всеS души2 твоеS.
11 Ћкw зaповэдь сіS, ю4же ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь, не тzжкA є4сть, ниже2 дале1че є4сть t тебє2:
12 не на нб7си2 є4сть, глаго1лz: кто2 взы1детъ t нaсъ на нб7о и3 во1зметъ ю5 нaмъ, и3 ўслы1шавше ю5 сотвори1мъ;
13 ниже2 њб8 nнY странY мо1рz є4сть, глаго1лzй: кто2 пре1йдетъ нaмъ на џну странY мо1рz и3 во1зметъ ю5 нaмъ, и3 ўслы1шавше ю5 сотвори1мъ;
14 бли1з8 тебє2 є4сть глаго1лъ ѕэлw2, во ўстёхъ твои1хъ и3 въ се1рдцы твое1мъ и3 въ рукY твоє1ю, твори1ти є3го2.
15 Се2, дaхъ пред8 лице1мъ твои1мъ дне1сь жи1знь и3 сме1рть, блaго и3 ѕло2.
16 Ѓще послyшаеши зaповэдій гDа бг7а твоегw2, ±же ѓзъ заповёдаю тебЁ дне1сь, люби1ти гDа бг7а твоего2, ходи1ти во всёхъ путе1хъ є3гw2 и3 храни1ти њправд†ніz є3гw2 и3 зaпwвэди є3гw2 и3 суды2 є3гw2, и3 поживе1ши, и3 ўмно1жишисz, и3 блгcви1тъ тS гDь бг7ъ тво1й на все1й земли2, въ ню1же вхо1диши наслёдити ю5 тaмw.
17 И# ѓще преврати1тсz се1рдце твое2, и3 не послyшаеши, и3 заблуди1въ поклони1шисz богHмъ и3ны6мъ и3 послyжиши и5мъ,
18 возвэщaю вaмъ дне1сь, ћкw поги1белію поги1бнете, и3 не многодне1вни бyдете на земли2, ю4же гDь бг7ъ дае1тъ тебЁ, въ ню1же вы2 прехо1дите їoрдaнъ тaмw наслёдити ю5.
19 Засвидётельствую вaмъ дне1сь нб7омъ и3 земле1ю: живо1тъ и3 сме1рть дaхъ пред8 лице1мъ вaшимъ, блгcве1ніе и3 клsтву: и3 и3збери2 живо1тъ, да живе1ши ты2 и3 сёмz твое2,
20 люби1ти гDа бг7а твоего2, послyшати глaса є3гw2 и3 прилэпи1тисz къ немY: ћкw сіе2 живо1тъ тво1й, и3 долготA днjй твои1хъ, жи1ти на земли2, є4юже клsтсz гDь бг7ъ nтцє1мъ твои6мъ, ґвраaму и3 їсаaку и3 їaкwву, дaти и5мъ.
Свернуть
Предлагаемая народу Тора, судя по словам Моисея, не просто закон или моральный кодекс, пусть и данный Богом. Речь идёт о пути. Вернее, о двух путях...  Читать далее

Предлагаемая народу Тора, судя по словам Моисея, не просто закон или моральный кодекс, пусть и данный Богом. Речь идёт о пути. Вернее, о двух путях: о пути жизни и о пути смерти. Не случайна тут и связь каждого пути с благословением или проклятием. Благословение ведь, в изначальном смысле слова, предполагает дарование Богом человеку силы — не обязательно какой-то особой, сверхъестественной: речь может идти о силе, которая нужна для самой обычной жизни в этом мире.

Человек ведь с самого начала был задуман Богом так, чтобы жить в постоянном с Ним общении, а не отдельно от своего Творца. Постоянное общение предполагало и то, что у человека нет того автономного энергетического ресурса, какой есть у всех животных — человек, по замыслу Божию, мог непосредственно от Бога получить всё необходимое, притом получить с избытком. Ему не нужно было делать энергетических запасов — достаточно было просто дать в себе простор тому «дыханию жизни», которое каждый получает в момент рождения.

До грехопадения именно так и было — а вот после начались проблемы. Человек стал слишком похож на животное, чтобы жить Божьим «дыханием жизни», непосредственно из него черпая всю необходимую энергию. Природа человека после падения изменилась, но для человека такое состояние оказалось, в отличие от животных, противоестественным и повлекло за собой множество проблем. Вот Божье благословение и возвращает человека к давно утраченной норме — в той мере, в какой человек может и готов его принять. Тора же становится тем путём, на который человек встаёт, принимая Божье благословение.

Этот путь ведёт его на обещанную Богом землю — но он оказывается также и путём внутренним, ведущим человека вглубь, где он может встретиться с Богом, осознав Его присутствие в собственном сердце. Путь этот непрост, но он доступен каждому: заповедь не за морем и не на небесах, она «на устах и в сердце». Можно, конечно, и отказаться от пути — но тогда альтернативой жизни станет смерть. Утрата силы и утрата Бога — а значит, и данной Богом земли, которая может принадлежать народу лишь до тех пор, пока сам он остаётся Божьим в полном смысле слова.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).