Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Евр 1:10-14

Поделиться
10 И:
"в начале Ты, Господи, основал землю,
  и небеса — дело рук Твоих.
 
11 Они погибнут, а Ты пребываешь;
  и все обветшают, как риза,
 
12 и как одежду свернешь их,
  и изменятся;
но Ты тот же,
  и лета Твои не кончатся".
 
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог:
"седи одесную Меня,
  доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"?
 14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Свернуть

«И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их…» В сегодняшнем тексте апостол ссылается на текст пророка Исаии: «поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает» (Ис 51:6). Но это, разумеется, совсем не единственное место книги пророка Исаии, где говорится о конце дней. Это часть любого пророческого служения напоминать людям о конце дней «земли и неба», о конце существования физической Вселенной. «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы» (Ис 34:4). Сергей Аверинцев писал так: «Светом последним светлеется твердь, / Белые стены как мирная смерть, / свитком свиваются все времена, / медлят минуты и чаша полна». Мирная смерть это что-то очень важное и для нас сегодня, потому что картины конца нас могут пугать, а значит неизбежно повергать нас в депрессию. И слова Аверинцева это не какое-то позднее толкование, утешению которого мы можем не доверять, ибо уж очень оно современное, молодое, не проверенное временем. Нет: сам пророк говорит тут же: «скажите робким душою: не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас» (Ис 35:4). Надо всего лишь войти в мир Божий, сейчас, еще на земле и тогда вместе с апостолом сказать с радостью: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся». Нам не важна наша собственная посмертная судьба, мы настолько любим Господа, что растворяем в Нем свою самость. Главное, что «Ты тот же, и лета Твои не кончатся», главное, что Ты, возлюбленный Боже, не умрешь смертью тления. А в Тебе все, кто вошел в Твой мир, и кого мы так любим.

Другие мысли вслух

 
На Евр 1:1-14
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
 
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог:
"Ты Сын Мой,
  Я ныне родил Тебя"?
 
 И еще:
"Я буду Ему Отцем,
  и Он будет Мне Сыном"?
 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:
"и да поклонятся Ему все Ангелы Божии".
 7 Об Ангелах сказано:
"Ты творишь Ангелами Своими духов
  и служителями Своими пламенеющий огонь".
 8 А о Сыне:
"престол Твой, Боже, в век века;
  жезл царствия Твоего — жезл правоты.
 
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
  елеем радости более соучастников Твоих".
 
10 И:
"в начале Ты, Господи, основал землю,
  и небеса — дело рук Твоих.
 
11 Они погибнут, а Ты пребываешь;
  и все обветшают, как риза,
 
12 и как одежду свернешь их,
  и изменятся;
но Ты тот же,
  и лета Твои не кончатся".
 
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог:
"седи одесную Меня,
  доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"?
 14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Свернуть
Для правильного понимания смысла Послания к евреям важно помнить о том, кем и когда оно было написано...  Читать далее

Для правильного понимания смысла Послания к евреям важно помнить о том, кем и когда оно было написано. Согласно общепринятому сегодня среди библеистов мнению, автором послания был не сам Павел, а кто-то из его учеников, и написано оно было уже после мученической кончины апостола, который, по-видимому, был казнён во второй половине 60-х гг. Скорее всего, Послание к евреям появилось на свет уже после 70 г., который стал переломным годом еврейской, а во многом и мировой истории. Именно в этом году после поднятого зелотами антиримского восстания Иудея была разгромлена, а Иерусалим и Храм разрушены до основания в буквальном смысле слова. По масштабам эта катастрофа была сопоставима с катастрофой 587 г. до н.э., когда город и Храм были разрушены вавилонской армией, и для еврейского народа начался период семидесятилетнего Вавилонского плена. Такие события неизбежно вызывают кризис, как социальный и политический, так и религиозный. А кризис, переживаемый в 70-е гг. еврейским народом и Синагогой, не мог не затронуть и Церковь, которая в это время была ещё преимущественно иудео-христианской и по составу, и, что ещё важнее, мировоззренчески: иудеохристианские взгляды и традиции определяли менталитет как первохристианской, так и, отчасти, раннехристианской Церкви.

Между тем, одним из признаков религиозного кризиса был мистический мессианизм, быстро сменявший как в околосинагогальных, так и в околоцерковных кругах мессианизм политический. Впоследствии мессианизм этот породил многочисленные гностические школы и движения. И если политический мессианизм видел в Мессии обычного человека, земного правителя, действующего по воде Божией, то мессианизм мистический скорее готов был видеть в нём некое сверхчеловеческое существо, больше похожее на ангела, чем на человека. А неизвестный нам по имени автор послания не устаёт напоминать, что Мессия больше любого ангела (ст. 1 – 4), что путь в Царство человеку открыли отнюдь не ангелы (ст. 5 – 12), что ангелы — всего лишь тварные духи, исполняющие у Бога сугубо служебные функции (ст. 13 – 14). Он напоминает своим читателям, что смысл христианства не в мистике, а в том, чтобы войти в то Царство, которое принёс в мир Спаситель, и укорениться в нём, найдя там то, чего не может дать человеку никакая мистика и никакие ангелы.

Свернуть
 
На Евр 1:1-14
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
 
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог:
"Ты Сын Мой,
  Я ныне родил Тебя"?
 
 И еще:
"Я буду Ему Отцем,
  и Он будет Мне Сыном"?
 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:
"и да поклонятся Ему все Ангелы Божии".
 7 Об Ангелах сказано:
"Ты творишь Ангелами Своими духов
  и служителями Своими пламенеющий огонь".
 8 А о Сыне:
"престол Твой, Боже, в век века;
  жезл царствия Твоего — жезл правоты.
 
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
  елеем радости более соучастников Твоих".
 
10 И:
"в начале Ты, Господи, основал землю,
  и небеса — дело рук Твоих.
 
11 Они погибнут, а Ты пребываешь;
  и все обветшают, как риза,
 
12 и как одежду свернешь их,
  и изменятся;
но Ты тот же,
  и лета Твои не кончатся".
 
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог:
"седи одесную Меня,
  доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"?
 14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Свернуть
В сегодняшнем чтении апостол Павел приводит примеры ветхозаветной веры и предлагает очень интересную трактовку...  Читать далее

В сегодняшнем чтении апостол Павел приводит примеры ветхозаветной веры и предлагает очень интересную трактовку поведения Авраама. Может быть, для нас, выросших в христианской культуре, совершенно очевидно, что, если уж мы верим в Бога, — то верим и в воскресение мёртвых. Однако даже во времена Павла это было отнюдь не очевидно. Тем более неочевидно это было во времена Авраама. Строго говоря, у Авраама не было особых оснований верить в воскресение. Ведь для человека того времени и культуры бессмертие обреталось именно в детях, другого продолжения жизни Авраам предположить не мог. Но Павел говорит, что Авраам настолько доверял Богу, обещавшему, что Исаак будет отцом великого народа, что ни секуды не сомневался — обетование будет выполнено, даже если Исаак будет принесён в жертву. Как это может быть? Да разве важно, как? Авраам не думает, как это будет, он просто принимает как факт, что Божии слова не могут противоречить друг другу — а значит, как-то это совместится... И вот это доверие вменяется в праведность.

Свернуть
 
На Евр 1:1-14
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
 
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог:
"Ты Сын Мой,
  Я ныне родил Тебя"?
 
 И еще:
"Я буду Ему Отцем,
  и Он будет Мне Сыном"?
 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:
"и да поклонятся Ему все Ангелы Божии".
 7 Об Ангелах сказано:
"Ты творишь Ангелами Своими духов
  и служителями Своими пламенеющий огонь".
 8 А о Сыне:
"престол Твой, Боже, в век века;
  жезл царствия Твоего — жезл правоты.
 
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
  елеем радости более соучастников Твоих".
 
10 И:
"в начале Ты, Господи, основал землю,
  и небеса — дело рук Твоих.
 
11 Они погибнут, а Ты пребываешь;
  и все обветшают, как риза,
 
12 и как одежду свернешь их,
  и изменятся;
но Ты тот же,
  и лета Твои не кончатся".
 
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог:
"седи одесную Меня,
  доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"?
 14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Свернуть
В Послании к Евреям много говорится о том, что Мессия выше ангелов. На первый взгляд, это вполне очевидно, и кажется странным, что автору послания...  Читать далее

В Послании к Евреям много говорится о том, что Мессия выше ангелов. На первый взгляд, это вполне очевидно, и кажется странным, что автору послания приходилось убеждать кого-то из своих читателей в том, что им должно было быть и без того понятно. Но дело, как видно, обстояло не столь просто.

Послание к Евреям, по общепринятому среди библеистов мнению, было написано не самим Павлом, а кем-то из его учеников, написано уже после мученической кончины апостола и после 70 г., а значит, и после той катастрофы, которая полностью изменила ход еврейской, а отчасти и мировой истории. Восстание 70 г. было не просто войной против Рима, это была война мессианская, проходившая под религиозными лозунгами и её участниками воспринимавшаяся, как священная. Это был один из последних всплесков того воинственного мессианизма, носителями которого в евангельские времена были зелоты, как раз и организовавшие восстание 70 г.

Последней же мессианской войной древности стало восстание бар-Кохбы, но до него во время написания послания оставалось ещё почти полвека. А в 70-е годы первого века воинственность мессианистов несколько угасла, что и неудивительно: поражение восстания, полное, до основания разрушение Иерусалима и Храма оказалось страшным ударом, оправиться от которого было совсем не просто. Неудивительно, что в эти времена на смену политическому мессианизму пришёл мессианизм мистический.

Если политическим мессианистам Мессия представлялся могущественным земным царём, которого поддерживает Сам Бог, укрепляя его царство и помогая ему одержать победу над всеми врагами, то мессианистам-мистикам Мессия действительно виделся кем-то похожим на ангела, на существо не от мира сего в полном смысле слова. Вероятно, многие из них считали Мессию не Человеком, а каким-то сверхчеловеческим духом, который никогда не был человеком и не должен был им быть.

Такой образ был едва ли не дальше от образа реального, евангельского Мессии, чем тот образ могущественного земного царя, который царил в сознании мессианистов евангельской эпохи. Поэтому автор послания и настаивает на том, что Мессия — не какой-то таинственный могущественный ангел, а совершенно реальный Человек, Своей человечностью принципиально не отличающийся от любого из нас. Но полнота Божия, которую несёт в Себе этот Человек, ставит Его выше ангелов: ведь никому из ангелов такой полноты дано не было.

Свернуть
 
На Евр 1:1-12
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
 
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог:
"Ты Сын Мой,
  Я ныне родил Тебя"?
 
 И еще:
"Я буду Ему Отцем,
  и Он будет Мне Сыном"?
 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:
"и да поклонятся Ему все Ангелы Божии".
 7 Об Ангелах сказано:
"Ты творишь Ангелами Своими духов
  и служителями Своими пламенеющий огонь".
 8 А о Сыне:
"престол Твой, Боже, в век века;
  жезл царствия Твоего — жезл правоты.
 
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
  елеем радости более соучастников Твоих".
 
10 И:
"в начале Ты, Господи, основал землю,
  и небеса — дело рук Твоих.
 
11 Они погибнут, а Ты пребываешь;
  и все обветшают, как риза,
 
12 и как одежду свернешь их,
  и изменятся;
но Ты тот же,
  и лета Твои не кончатся".
Свернуть
Автор Послания к Евреям часто обращается к теме ангелов и ангельской иерархии, сравнивая их со Христом. Такое сравнение свойственно именно автору этого Послания: никто, кроме него, не уделяет теме ангелов столько внимания...  Читать далее

Автор Послания к Евреям часто обращается к теме ангелов и ангельской иерархии, сравнивая их со Христом. Такое сравнение свойственно именно автору этого Послания: никто, кроме него, не уделяет теме ангелов столько внимания. Почему же она вдруг стала такой актуальной? Возможно, потому, что послание было написано уже после катастрофы 70 г., когда после очередного антиримского восстания был разгромлен Иерусалим и Храм. Прежде, до 70 г., при жизни апостола Павла, самым распространённым среди евреев вариантом мессианизма был политический мессианизм.

Мессию ждали как Царя и освободителя, сокрушающего власть римлян и восстанавливающего независимое и сильное еврейское государство. Теперь же, после этой чудовищной катастрофы, на первый план вышел мессианизм мистический. В Мессии многие (и, наверное, даже некоторые христиане) начали видеть не Человека, вместившего в Себе полноту Божию, а кого-то наподобие ангела — посредника между Богом и людьми. На Царство же в этом случае смотрели как на нечто мистическое, не имеющее никакого отношения к нашему миру. Именно так некоторые понимали слова Спасителя о Царстве, которое «не от мира сего».

Многих к тому же смущало ещё и то, что Иерусалим и Храм были разгромлены, всё, о чём Спаситель говорил как о признаках конца времён, произошло, а Сам Он никак не возвращался. Может быть, думали эти люди, Он и не собирается возвращаться так, как ожидают этого Его последователи? Может быть, Он уже пришёл, пришёл в ином мире, в Своём неотмирном Царстве, а здесь, в падшем мире, Его ждать бесполезно? Тогда Он, наверное, пришлёт ангелов, чтобы оповестить тех, кого захочет спасти и взять с Собой.

Между тем, на деле оказывалось, что личность Христа как Спасителя и посредника между Богом и верными отходила на второй план, а на первый выходили некие «ангелы», «силы», «начала» и прочие реальные или (чаще) мнимые сущности, Его заменявшие и затенявшие. И автор Послания, один из учеников апостола Павла, напоминает своим читателям о том, что, имея Мессию своим Учителем и Спасителем, верные больше не нуждаются ни в ком и ни в чём. Иначе вместо Христа и Царства — бесконечные посредники, иерархии, сначала «небесные», а там и земные. И христианство как жизнь со Христом в Его Царстве исчезает. А на его место приходит некая религия, обещающая всё, но не дающая ничего. По крайней мере, ничего такого, что может дать Христос.

Свернуть
 
На Евр 1:1-12
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
 
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог:
"Ты Сын Мой,
  Я ныне родил Тебя"?
 
 И еще:
"Я буду Ему Отцем,
  и Он будет Мне Сыном"?
 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:
"и да поклонятся Ему все Ангелы Божии".
 7 Об Ангелах сказано:
"Ты творишь Ангелами Своими духов
  и служителями Своими пламенеющий огонь".
 8 А о Сыне:
"престол Твой, Боже, в век века;
  жезл царствия Твоего — жезл правоты.
 
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
  елеем радости более соучастников Твоих".
 
10 И:
"в начале Ты, Господи, основал землю,
  и небеса — дело рук Твоих.
 
11 Они погибнут, а Ты пребываешь;
  и все обветшают, как риза,
 
12 и как одежду свернешь их,
  и изменятся;
но Ты тот же,
  и лета Твои не кончатся".
Свернуть
В Послании к Евреям апостол объясняет на языке еврейского закона и в образах закона, что...  Читать далее

В Послании к Евреям апостол объясняет на языке еврейского закона и в образах закона, что Иисус - Сын Божий. И что Он наравне с Отцом участвовал в сотворении мира. И в словах Христа из Евангелия мы слышим смиренное и при этом абсолютно жесткое напоминание, что Он есть господин субботы. И в субботу Он исцеляет. И спрашивает: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? И не слышит ответа. Этот вопрос обращен и к нам. Непривычно определять день в неделе для совершения добрых дел. Для того чтобы навестить больных, навестить родителей, бабушек и дедушек. Уделить свое время делам мира и внимания. И если такое отношение станет практическим и постоянным, то Он позволит этому дню быть важным и полезным для исцеления наших сердец и укреплении нашей веры.

Свернуть
 
На Евр 2:1-9
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря:
"что значит человек, что Ты помнишь его?
  или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
 
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами;
  славою и честью увенчал его,
    и поставил его над делами рук Твоих,
 
8 все покорил под ноги его". 
 Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
Свернуть
Продолжая разговор о людях и об ангелах, автор послания исходит из того традиционного представления об ангельских духах, которое было свойственно иудаизму его эпохи. В иудаизме ангелы — всего лишь низшие тварные духи...  Читать далее

Продолжая разговор о людях и об ангелах, автор послания исходит из того традиционного представления об ангельских духах, которое было свойственно иудаизму его эпохи. В иудаизме ангелы — всего лишь низшие тварные духи, притом духи служебные и служащие, исполняющие совершенно конкретные Божьи поручения. Они близки к Богу, но перед ними Бог не ставил тех масштабных задач, которые Он поставил перед человеком.

Мир отдан во власть человеку, а не ангелам. И не в последнюю очередь потому, что, в отличие от ангела, человеку в его духовной жизни присуща динамика, определяемая его отношениями с Богом. Ангелы в своём наличном состоянии обладают всей доступной им полнотой жизни, им не требуется духовное становление — такими, во всяком случае, видит их автор послания. Человек же постоянно в становлении, и именно поэтому он может в конце концов стать владыкой мироздания, Богом поставленным правителем, во власть которого отдаётся мир.

Но в падшем состоянии человек не соответствует замыслу о себе Бога, и единственный, кто действительно способен покорить себе мир — это Мессия: ведь только Его и можно считать Человеком во всей полноте человеческой природы. Мир покоряется Мессии не только в силу Его божественности, но и в силу Его человечности, и даже в первую очередь именно в силу Его человечности. Явленная миру в рамках человеческой природы Божья полнота — как раз то, что нужно для полноценного существования перед лицом Божьим как мира в целом, так и самого человека.

И становление мира перед Богом неотделимо от становления человека перед Богом и в Боге — а значит, оно неотделимо и от личности Самого Мессии. Бытие мироздания связано с существованием человека, а существование человека в свою очередь связано с существованием Мессии, и связь эта динамическая, она предполагает становление мира и человека во Христе и вокруг Христа. Ангелы же играют в этом процессе сугубо служебную роль, они не нуждаются в становлении, они полны сами в себе изначально, и потому превосходят человека в его наличном состоянии — ведь падший человек полноты жизни лишён. Но человек, достигший полноты своей жизни, превосходит полноту жизни ангела — в этом одна из основных идей автора послания.

Свернуть
 
На Евр 2:1-9
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря:
"что значит человек, что Ты помнишь его?
  или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
 
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами;
  славою и честью увенчал его,
    и поставил его над делами рук Твоих,
 
8 все покорил под ноги его". 
 Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
Свернуть
Язык послания к Евреям очень отличается от других писем апостола Павла. Говоря с язычниками он объясняет все на...  Читать далее

Язык послания к Евреям очень отличается от других писем апостола Павла. Говоря с язычниками, он объясняет все на простых примерах и простым языком. С евреями, воспитанными на Священном Писании, он использует совсем другие аргументы и слова. Первая часть сегодняшнего отрывка перекликается с притчей о талантах (Мт 25:14-30), в которой задается один из самых важных вопросов для верующего человека: если мы считаем Бога жестоким и слушаемся его из страха, то во сколько раз больше мы должны делать, зная, что он милосерден и благ? Так и здесь: если мы слушаемся посланников, то как же мы должны повиноваться Христу! И, как продолжение сказанного в Евр 1на примерах из священного Писания апостол наглядно показывает нам очевидность превосходства Христа над всем существующим в мире материальном и духовном. Т.к. Он — совершенный человек и Бог.

Свернуть
 
На Евр 2:1-9
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря:
"что значит человек, что Ты помнишь его?
  или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
 
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами;
  славою и честью увенчал его,
    и поставил его над делами рук Твоих,
 
8 все покорил под ноги его". 
 Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
Свернуть
Утверждая превосходство человека над ангелами, автор послания вместе с тем не забывает, что превосходство это...  Читать далее

Утверждая превосходство человека над ангелами, автор послания вместе с тем не забывает, что превосходство это при нынешнем состоянии как мира, так и самого человека оказывается пока ещё скорее духовной и метаисторической перспективой, чем наличной данностью. Слова св. Писания о том, что человек в глазах Божиих значит немногим меньше ангела, он воспринимает как относящиеся скорее к будущему, чем к настоящему (ст. 5 – 8). И речь идёт, разумеется, не о будущем нашего, хотя и преображающегося, но ещё не преображённого мира, а о той полноте Царства, которая откроется миру с возвращением Спасителя. Не случайно автор послания говорит именно об Иисусе как о Том, в Ком осуществились упомянутые им слова псалма о человеке, ни в чём не уступающем ангелам (ст. 9): ведь Иисус с самого начала, с момента Своего зачатия на земле уже нёс в Себе ту полноту Царства, которая нам откроется лишь в конце времён. В известном смысле можно было бы сказать, что Он Сам и есть Царство, а вся Церковь, как сообщество людей, в этом Царстве живущих, представляет собой Его продолжение в мире, который Церкви предстоит преобразить.

Иисус в полноте Своей преображённой человеческой природы и являет Собой тот образ человека, который стоит выше ангелов. И путь в Царство ищущим указывает именно Он. Конечно, откровения Божии могут даваться людям и через ангелов, на то они и «служебные духи». Но ни один из ангелов никогда не заключал в себе всю полноту Царства, и ни один из ангелов никогда не становился до конца частью нашего человеческого мира: ведь ангелы — духи, хотя и тварные, им чужда человеческая природа, как и всякая природа вообще. Они могут быть вестниками Божиими в нашем мире («ангел», собственно, и означает «вестник»), но войти в него не могут по определению, всегда оставаясь для него существами из другого мира. Мессия же вошёл в мир как Человек, при всей Своей уникальности никогда не перестававший быть именно Человеком. Потому-то и откровение Царства, принесённое Им в мир, больше откровения, возвещаемого ангелами (ст. 1 – 4): ведь ангелы, также причастные Царству, всё же не могли стать живым воплощением Царства, открывшегося людям. Тем воплощением, которым стал для ищущих пути Спаситель.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).