Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Притч 8:1-9:18

1 Не Премудрость ли взывает к вам?
Не здравомыслия ли голос громкий
2 звучит с вершин холмов?
У дорог и на перепутьях стоит Премудрость;
3 подле ворот, у входа в город
восклицает она:
4 «К вам, о люди, я взываю,
к роду человеческому - мой призыв*Или: голос.!
5 О несмышленые,
научитесь же проницательности,
и вы, люди глупые, - пониманию.
6 Внимайте мне:
о самом главном я буду говорить,
на устах моих - правда,
7 язык мой истину изрекает,
устам моим ненавистна неправда.
8 Все речи мои - праведны,
нет в них ни кривды, ни лукавства.
9 Понятны они человеку разумному,
тому, кто ищет знание, - ясны*Друг. возм. пер.: истинны..
10 Наставление мое серебру предпочтите,
а знание - золоту отборному,
11 ибо мудрость лучше жемчуговИли: кораллов.,
не сравнится с ней никакая прихотьСтих почти дословно повторяет 3:15..
12 Я - Премудрость,
с проницательностью неразлучна;
обладаю прозорливостью и знанием.
13 Благоговение пред Господом -
в непримиримостиБукв.: ненависти. к злу.
Спесь и гордыню,
лживыйИли: развращенный. язык и злые поступки
я ненавижу.
14 У меня совет, у меня и удача,
со мной здравомыслие и сила.
15 Цари мною царствуют
и правители слагают законы справедливые,
16 владыки мною правят,
вожди и все, кто правый суд вершит*Друг. чтение: все судьи земли..
17 Кто возлюбил меня, того и я люблю,
и кто взыскует меня, меня обретет.
18 Со мною слава и богатство,
праведность и долгое благоденствие.
19 Плод мой прекраснее золота,
золота самого чистого,
и дохода от меня гораздо больше,
чем от серебра отборного.
20 По пути праведности я иду,
по стезям справедливости,
21 чтобы одарить благом*Или: богатым наследством. любящих меня
и сокровищницы их наполнить.
22 Господь обладал мною*Словом «обладал» передан еврейский глагол кана, наиболее распространенное значение которого «приобретать, покупать, завладевать». Есть, однако же, несколько мест в Ветхом Завете, где тот же глагол может пониматься и как «создал, породил» (ср. Быт 4:1; 14:19, 22); именно так переведено это место в LXX (эктисен - «создал»); в Вульгате - «имел» (possedit). в начале пути Своего,
прежде деяний Своих искони.
23 Я существую вечно, изначально,
прежде, чем земля обрела свое бытие.
24 Я родилась, когда не было еще
первоначальной бездны*Или: пучины; ср. Быт 1:2.
и источников ее, исторгающих воду,
25 прежде чем были воздвигнуты горы,
прежде холмов я возникла.
26 Тогда еще не создал Он
ни земли, ни полей,
ни первых пылинок вселенной.
27 Когда Он утверждал небеса,
я была там.
Когда Он чертил круг
по поверхности бездны*По-видимому, круг земли, ср. Ис 40:22; Иов 26:10; 22:14.,
28 когда водружал облака сверху,
укрощал источники бездны,
29 указывал морю предел его,
который воды его переступить не могут,
когда закладывал основания земли,
30 я была при Нем искусной художницей*Друг. возм. пер.: младенцем; или: наперсницей.,
ликованием Его была ежедневным,
перед Ним я радовалась непрестанно.
31 Радовалась я всему Его обитаемому миру,
ликовала о всем роде людском.

32 И теперь, дети, послушайте меня!
Благо тем, кто держится моего пути!
33 Внимайте наставленью -
и вы будете мудры,
не пренебрегайте им.
34 Благо тому, кто меня слушает,
кто у дверей моих все дни проводит,
стоит на страже у порога моего*Вновь стремление к Премудрости описывается языком и образами любовной поэзии, ср. Песнь 2:9..
35 Кто обрел меня - обрел жизнь
и снискал благосклонность Господа.
36 А кто против меня грешит -
себе самому*Или (ближе к букв.): своей жизни. вредит.
Все ненавидящие меня смерть возлюбили».
1 Построила себе Премудрость дом,
вытесала семь столбов его,
2 заколола животных,
приправила вино,
приготовила трапезу.
3 И служанок своих отправила звать,
и сама звала с городских высот:
4 «Кто неопытен, идите сюда!Точно таким же образом призывает к себе персонифицированная Глупость, соперница Мудрости (см. 9:16).
И кто неразумен, тому скажуПеревод по друг. чтению; то же в ст. 16.:
5 „Приходите, хлеб мой ешьте,
пейте вино, мною приправленное.
6 Оставьте свою наивность -
и будете живы.
Ступайте по пути разума“».
7 Станешь наставлять человека бесстыдного -
наживешь оскорбления,
обличишь нечестивца -
сам пострадаешь*Или: себя запятнаешь / получишь увечье..
8 Не обличай человека бесстыдного,
иначе он тебя возненавидит,
обличай мудрого,
и он возлюбит тебя.
9 Дай наставление мудрому -
он станет еще мудрее,
учи праведного -
он приумножит знание.

10 Начало мудрости -
благоговение пред Господом,
познание Святого - разумение.

11 Со мною умножатся дни твои,
продлятся годы жизни твоей.
12 Если мудр ты,
мудрость твоя тебе же во благо,
если же ты кощунник,
то сам и поплатишься.
13 Глупость - это женщина крикливая,
невежда, ничего не знающая.
14 Садится у дверей своего дома,
повышеБукв.: стуле / троне., у всего города на видуБукв.: на возвышенных местах города.,
15 зазывает прохожих,
идущих прямым путем:
16 «Кто неопытен, идите сюда!
И кто неразумен, тому скажу:
17 „Краденая вода - слаще,
хлеб, съеденный тайком, - вкуснее“».
18 И не знает прохожий,
что там - мертвецыСм. примеч. к 2:18..
Кто на зов ее откликнулся -
в глубинах ШеолаЗдесь проводится параллель между образом персонифицированной Глупости и чужой женой, губительницей неопытных молодых людей (ср., напр., 2:18; 7:27). оказался.
Свернуть

Премудрость взывает к людям, и вспоминаются слова Христа: «стою у двери и стучу» Откр. 3:20). Принятие мудрости, как и всего, исходящего свыше — дело добровольное, никто никого не принуждает, но с мудростью всё-таки лучше. Мудрость лучше золота, и это не просто метафора: гоняющиеся за золотом вместо мудрости рискуют остаться и без золота, и без мудрости.

Слова «страх Господень — ненавидеть зло» раскрывают нам ещё одну сторону этого непростого понятия, несводимого к привычным для нас разновидностям страха. Это значит, помимо прочего, что зла надо не только избегать, ему необходимо активно противодействовать, а для этого необходимо бесстрашие, рождаемое страхом Божиим.

Слова о начальных пылинках вселенной можно понять, как упоминание о мельчайших частицах, и предъявить это место Писания тем, кто пытается доказать «антинаучность» библейской картины мира. Может быть, такое прочтение верно, но ещё важнее не выискивать в Библии подробное описание мироустройства с точки зрения физики, а увидеть на её страницах раскрытие смысла Творения. Если же мир был создан с мудростью, то это значит, что вселенная устроена не бессмысленно и не хаотично.

Мудрость советует обличать мудрого, поскольку для адекватной реакции на критику необходимо умение на неё реагировать. Рассуждая далее логически, можно заключить, что бессмысленно поучать глупого, но этого не говорится, и значит, не следует оставлять попыток вразумить того, кто чего-то не понимает. (Да и кто вправе относиться к другому человеку, как к дураку?). Но бессмысленно поучать кощунника. Из множества видов зла кощунство выделено, поскольку оно не только направлено против Бога, дающего мудрость и благо, но и вызвано не столько «непониманием», сколько страстной одержимостью. Здесь мы можем вспомнить евангельский совет: «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф.7:6).

И снова перед нами раскрывается смысл понятия «страх Божий»: он — начало мудрости, сама же мудрость неотделима от разума, сущность которого — познание Святого. Важность разума Писанием никогда не отрицалась, так что бессмысленно противопоставлять его вере.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Притч 9:12-18
12 Если мудр ты,
мудрость твоя тебе же во благо,
если же ты кощунник,
то сам и поплатишься.
13 Глупость - это женщина крикливая,
невежда, ничего не знающая.
14 Садится у дверей своего дома,
повышеБукв.: стуле / троне., у всего города на видуБукв.: на возвышенных местах города.,
15 зазывает прохожих,
идущих прямым путем:
16 «Кто неопытен, идите сюда!
И кто неразумен, тому скажу:
17 „Краденая вода - слаще,
хлеб, съеденный тайком, - вкуснее“».
18 И не знает прохожий,
что там - мертвецыСм. примеч. к 2:18..
Кто на зов ее откликнулся -
в глубинах ШеолаЗдесь проводится параллель между образом персонифицированной Глупости и чужой женой, губительницей неопытных молодых людей (ср., напр., 2:18; 7:27). оказался.
Свернуть
«Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен»,  — говорит в сегодняшнем чтении мисс Безрассудность. Прочтем этот текст, не так...  Читать далее

«Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен»,  — говорит в сегодняшнем чтении мисс Безрассудность. Прочтем этот текст, не так как дает синодальный перевод  — «женщина безрассудная», а именно «мисс Безрассудность», как читаем в переводе New International version, где пишется «woman Folly». И именно так в духе новозаветного провозвестия нужно читать, чтобы не оскорблять достоинство женщины, которое Христос поднял на высоту соразмерную мужской.

Откуда могла появиться сама эта абсурдная идея, что воды краденые сладки. Как можно поверить этому?! Ссылка на подобное восприятие греха встречается еще раз в книге Притчей и один раз в книге Иисуса Сирахова. И казалось бы парадокс — ведь всякий согрешающий знает тягостность, болезненность греха для себя, это вновь и вновь звучит в Библии: посмотрим хотя бы книгу Псалтири. «Нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс 37:4-6).

Вспомним, что Ева, когда ее искушал змий, увидела, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3:6). Это потом, будучи изгнанными из рая, Адам и Ева узнали всю тяжесть и болезненность греховного бремени. А поначалу грех кажется таким приятным. Особенно это касается согрешений против седьмой заповеди Декалога (как представить себе, что может быть приятно украсть или убить?! — убийство и кража ради удовольствия это уже психическая болезнь). Но вот нарушения седьмой заповеди именно манят нас своей сладостью. И мало кто понимает, что в этой сладости заложена страшная горечь изгнания из рая. Параллельное место из книги Сираховой говорит: «блуднику сладок всякий хлеб» (Сир 23:23). Наверное потому, что в грехе против седьмой заповеди содержатся и все прочие грехи: человек и крадет одного человека у другого и убивает любовь между двумя людьми и сознательно хулит Господа, ибо ослушивается Его наставлений и далее.

Но обратимся к началу той главы из книги Притчей, которую мы читаем сегодня. Да, мы вновь называемся там «скудоумными». Конечно, скудоумные мы и есть пред лицем Господа. Но все-таки говорится: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное». То есть заповедь отнюдь не лишает нас сладости хлеба и вина, напротив, дарует нам и ее и любовь Господа.

Свернуть
 
На Притч 9:12-18
12 Если мудр ты,
мудрость твоя тебе же во благо,
если же ты кощунник,
то сам и поплатишься.
13 Глупость - это женщина крикливая,
невежда, ничего не знающая.
14 Садится у дверей своего дома,
повышеБукв.: стуле / троне., у всего города на видуБукв.: на возвышенных местах города.,
15 зазывает прохожих,
идущих прямым путем:
16 «Кто неопытен, идите сюда!
И кто неразумен, тому скажу:
17 „Краденая вода - слаще,
хлеб, съеденный тайком, - вкуснее“».
18 И не знает прохожий,
что там - мертвецыСм. примеч. к 2:18..
Кто на зов ее откликнулся -
в глубинах ШеолаЗдесь проводится параллель между образом персонифицированной Глупости и чужой женой, губительницей неопытных молодых людей (ср., напр., 2:18; 7:27). оказался.
Свернуть
Вода, о которой говорится в словах притчей Соломоновых, в словах Христа становится водой жизни. "Источник чужой" - это все то, что ...  Читать далее

Вода, о которой говорится в словах притчей Соломоновых, в словах Христа становится водой жизни. "Источник чужой" - это все то, что пленяет наше сердце и отвлекает разум. То, что мешает нам следовать за Христом. Вода смыла все живое с лица земли в потоп. И, как говорит Исаия: "...спасшиеся из дома Иакова, возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно". Неужто только через потрясения такого размаха может обратиться человек?

Мы знаем случаи, когда большое горе или радость позволяли человеку открыть Бога в этом мире. Но следование за Ним, ежедневный труд становятся нам неудобными; мы не понимаем и не видим Бога. И как слабые сердцем и волей мы следуем за приятными и не полезными нашей душе удовольствиями и развлечениями. И тем больше содействуем делам злым. Тем больше мы на стороне того, что приведет мир ко Второму Пришествию. Но нам явлена Сила и Слава Христа, за нас Он пострадал, наши грехи принял. И не понимать цену, не видеть того, как изменяется мир вокруг нас, если мы стремимся быть с Христом, насколько радостней и полнее мы сами живем, - это и есть наш опыт грехопадения. Наш опыт сопротивления Христу, недостойный и разрушительный.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).