Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Притч 14:1-35

 Sapientia mulierum aedificat domum suam,
insipientia eam manibus destruet.
Ambulans recto itinere timet Deum;
despicit illum, qui infami graditur via.
In ore stulti virga superbiae,
labia autem sapientium custodiunt eos.
Ubi non sunt boves, praesepe vacuum est;
plurimae autem segetes in fortitudine bovis.
Testis fidelis non mentitur,
profert autem mendacium dolosus testis.
Quaerit derisor sapientiam et non invenit;
doctrina prudentibus facilis.
Cede coram viro stulto,
quia nescies labia prudentiae.
Sapientia callidi est intellegere viam suam,
et imprudentia stultorum errans.
Stulti parvipendent peccatum,
et inter iustos morabitur gratia.
10 Cor novit amaritudinem animae suae,
in gaudio eius non miscebitur extraneus.
11 Domus impiorum delebitur,
tabernacula vero iustorum germinabunt.
12 Est via, quae videtur homini recta,
novissima autem eius deducunt ad mortem.
13 Etiam in risu cor dolore miscebitur,
et extrema gaudii luctus occupat.
14 Viis suis replebitur stultus,
et super eum erit vir bonus.
15 Simplex credit omni verbo,
astutus considerat gressus suos.
16 Sapiens timet et declinat a malo,
stultus transilit et confidit.
17 Impatiens operabitur stultitiam,
et vir versutus odiosus est.
18 Possidebunt simplices stultitiam,
et astuti coronabuntur scientia.
19 Procumbunt mali ante bonos,
et impii ante portas iustorum.
20 Etiam proximo suo pauper odiosus erit,
amici vero divitum multi.
21 Qui despicit proximum suum, peccat;
qui autem miseretur pauperis, beatus erit.
22 Nonne errant, qui operantur malum?
Misericordia et veritas iis, qui praeparant bona.
23 In omni labore erit abundantia;
verbum autem labiorum tendit tantummodo ad egestatem.
24 Corona sapientium divitiae eorum,
fatuitas stultorum fatuitas est.
25 Liberat animas testis fidelis,
et profert mendacia versipellis.
26 In timore Domini fiducia fortis,
et filiis eius erit spes.
27 Timor Domini fons vitae,
declinans a laqueis mortis.
28 In multitudine populi dignitas regis,
et in paucitate plebis ruina principis.
29 Qui patiens est, multa gubernatur prudentia;
qui autem impatiens est, exaltat stultitiam.
30 Vita carnium sanitas cordis,
putredo ossium invidia.
31 Qui calumniatur egentem, exprobrat Factori eius;
honorat autem eum, qui miseretur pauperis.
32 In malitia sua impelletur impius,
sperat autem iustus in integritate sua.
33 In corde prudentis requiescit sapientia,
at in medio stultorum agnoscetur?
34 Iustitia elevat gentem,
vituperium autem populorum est peccatum.
35 Acceptus est regi minister intellegens,
et iracundia ei, qui turpiter agit.
Свернуть

Мудрые поступки противопоставлены глупым. но как быть, если глупец мнит себя мудрым и уверен в собственной непогрешимости? Да, его дела обязательно рухнут, но пока не рухнули, он будет уверять себя и окружающих, что всё идёт должным образом. (Впрочем, когда все его дела окажутся напрасными, он же начнёт ругать окружающих за то, что они не предупредили его о последствиях). Так что о том, что иные пути, кажущиеся прямыми, могут привести к смерти, необходимо помнить уже тогда, когда мы их выбираем. И выбирая, следует помнить, что мы уже предупреждены о последствиях.

Здесь же перед нами и один из примеров того, как неразумно может быть вырывание притчи из контекста, если её рассматривать, не соотнося с другими притчами, да и вообще с другими местами Библии. При желании слова о бедном, ненавидимым друзьями, и богатом, у которого много друзей, можно счесть проповедью нормативных отношений в человеческом обществе. Но следом за ней - мы читаем слова о греховности презрения к ближнему, о необходимости милосердия к бедным. Слова, констатирующие реальность, вовсе не обязательно одобряют её. Даже если зло присутствует в мире и приходится считаться с его реальностью, всё равно не стоит считать его нормой.

Другие мысли вслух

 
На Притч 14:17
17 Impatiens operabitur stultitiam,
et vir versutus odiosus est.
Свернуть
В Библии немало говорится и о гневе, и о ненависти. На первый взгляд может показаться, что речь идёт о вещах если не одинаковых, то, по крайней мере, похожих настолько, что слова «гнев» и «ненависть» можно использовать, как синонимы. И всё же, как видно, это не так. В самом деле, ненависть к человеку, судя по...  Читать далее

В Библии немало говорится и о гневе, и о ненависти. На первый взгляд может показаться, что речь идёт о вещах если не одинаковых, то, по крайней мере, похожих настолько, что слова «гнев» и «ненависть» можно использовать, как синонимы. И всё же, как видно, это не так. В самом деле, ненависть к человеку, судя по слову священнописателя, возникает тогда, когда он умышленно делает зло. А вот вспыльчивый человек может во время вспышки гнева (а по смыслу соответствующего еврейского слова речь идёт именно о вспышке гнева, связанной с нетерпением) совершить неразумный поступок, о котором впоследствии ему, вполне вероятно, придётся жалеть, но ненависти он, как видно, не вызывает (во всяком случае, автор афоризма ничего об этом не говорит). И дело тут, наверное, не в том, что в случае вспышки гнева перед нами всего лишь незначительный эпизод: люди нетерпеливые к таким вспышкам склонны, и они могут у них повторяться регулярно по самым разным поводам. Дело, вероятно, в другом, а именно, в духовной глубине происходящего. Внешне, на психическом уровне проявления гнева (особенно у людей эмоциональных) и ненависти могут порой быть похожи (хотя человек, мало склонный к эмоциям, может своей ненависти прямо и не выказывать). Но человек, сознательно делающий зло, очевидно, решил для себя, что на это зло он имеет право, или ещё как-то обосновал свой поступок. Как бы то ни было, речь идёт именно о выборе, об осознанной интенции, а значит, о сфере собственно духовной. Неудивительно, что, кроме ненависти, такое поведение ничего не вызывает: ведь ненависть, прежде всего, означает неприятие человека и отталкивание от него, нежелание общаться и стремление исключить человека из своей жизни. Ничего другого в нашем мире человек, сознательно делающий зло, и не может ни у кого вызвать: желать добра такому человеку может лишь тот, кто уже приобщился к Царству и живёт его жизнью. А вот вспышку гнева, вызванную нетерпением, простить не так уж сложно, тем более, что вспыливший сам, скорее всего, будет сожалеть о своём поступке: ведь тут нет осознанной интенции, духовную жизнь такие вспышки, конечно, омрачают, но не искажают необратимо, как искажает её сознательно сделанное зло. А потому и духовных оснований для ответной ненависти такой гнев, как правило, не даёт.

Свернуть
 
На Притч 14:27
27 Timor Domini fons vitae,
declinans a laqueis mortis.
Свернуть
Мы привыкли со страхом связывать только отрицательные ощущения. Страх делает нашу жизнь невыносимой, страх вяжет по рукам и ногам, парализует всякую нашу инициативу, от страха люди кончают жизнь самоубийством, ведомые страхом люди убивают других...  Читать далее

Мы привыкли со страхом связывать только отрицательные ощущения. Страх делает нашу жизнь невыносимой, страх вяжет по рукам и ногам, парализует всякую нашу инициативу, от страха люди кончают жизнь самоубийством, ведомые страхом люди убивают других. Страх — одно из самых страшных следствий грехопадения, половина смерти. А тут вдруг говорится, что страх — это источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Может быть, речь идет о каком-то другом страхе?

Да, здесь есть уточнение: страх Господень. Чем этот страх отличается, почему он помогает жить? Все наши страхи — это опасение, что с нами произойдет (или с нами сделают) что-то плохое. От этого и возникает паралич или еще чего похуже, ведь «у страха глаза велики». Главное же библейское Откровение состоит в том, что Бог благ, Он есть любовь. Поэтому от Него можно ожидать только хорошего. Страх Господень не в том, что если мы сделаем что-то или не сделаем чего-то, то нам будет плохо, а в том, что если мы сделаем что-то не так, то не произойдет чего-то хорошего. А это уже совсем другое дело! Это освобождает, а не порабощает, это ведет к полноценности жизни. Более того, раз Бог всемогущ, то всего остального можно не бояться. И опять — в этом жизнь и свобода.

Только не случается ли с нами, что и Бога мы боимся так же, как грозы или пожара? Верим ли мы действительно в благость Божию?

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).