1  Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним;  а праведник смел, как лев. 2  Когда страна отступит от закона,  тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. 3  Человек бедный и притесняющий слабых  то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. 4  Отступники от закона хвалят нечестивых,  а соблюдающие закон негодуют на них. 5  Злые люди не разумеют справедливости,  а ищущие Господа разумеют всё. 6  Лучше бедный, ходящий в своей непорочности,  нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. 7  Хранящий закон — сын разумный,  а знающийся с расточителями срамит отца своего. 8  Умножающий имение свое ростом и лихвою  соберет его для благотворителя бедных. 9  Кто отклоняет ухо свое от слушания закона,  того и молитва — мерзость. 10  Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму;  а непорочные наследуют добро. 11  Человек богатый — мудрец в глазах своих,  но умный бедняк обличит его. 12  Когда торжествуют праведники, великая слава;  но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. 13  Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха;  а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. 14  Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении;  а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. 15  Как рыкающий лев и голодный медведь,  так нечестивый властелин над бедным народом. 16  Неразумный правитель много делает притеснений;  а ненавидящий корысть продолжит дни. 17  Человек, виновный в пролитии человеческой крови,  будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. 18  Кто ходит непорочно, то будет невредим;  а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. 19  Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом;  а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. 20  Верный человек богат благословениями;  а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. 21  Быть лицеприятным — нехорошо;  такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. 22  Спешит к богатству завистливый человек,  и не думает, что нищета постигнет его. 23  Обличающий человека найдет после большую приязнь,  нежели тот, кто льстит языком. 24  Кто обкрадывает отца своего и мать свою  и говорит: "это не грех", тот — сообщник грабителям. 25  Надменный разжигает ссору,  а надеющийся на Господа будет благоденствовать. 26  Кто надеется на себя, тот глуп;  а кто ходит в мудрости, тот будет цел. 27  Дающий нищему не обеднеет;  а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. 28  Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются,  а когда они падают, умножаются праведники.  | 
Сегодняшняя глава, как будто специально наполнена изречениями, полностью противоречащим тому, что человек наблюдает в обычной жизни. Сколько примеров можно вспомнить, чтобы уличить автора книги Притч в полном непонимании естественных мировых процессов. Однако, как и всегда с книгами мудрых все встает на свои места, если попробовать посмотреть на все эти примеры со стороны. Кажется безумием придерживаться путей Господа, праведности и святости. Но именно этот путь делает возможным настоящую жизнь без страха, жизнь с открытыми глазами, когда происходящее оценивается не сточки зрения сиюминутной выгоды или тактического успеха, а с точки зрения вечности и любви.
1  Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним;  а праведник смел, как лев. 2  Когда страна отступит от закона,  тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. 3  Человек бедный и притесняющий слабых  то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. 4  Отступники от закона хвалят нечестивых,  а соблюдающие закон негодуют на них. 5  Злые люди не разумеют справедливости,  а ищущие Господа разумеют всё. 6  Лучше бедный, ходящий в своей непорочности,  нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. 7  Хранящий закон — сын разумный,  а знающийся с расточителями срамит отца своего. 8  Умножающий имение свое ростом и лихвою  соберет его для благотворителя бедных. 9  Кто отклоняет ухо свое от слушания закона,  того и молитва — мерзость. 10  Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму;  а непорочные наследуют добро. 11  Человек богатый — мудрец в глазах своих,  но умный бедняк обличит его. 12  Когда торжествуют праведники, великая слава;  но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. 13  Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха;  а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. 14  Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении;  а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. 15  Как рыкающий лев и голодный медведь,  так нечестивый властелин над бедным народом. 16  Неразумный правитель много делает притеснений;  а ненавидящий корысть продолжит дни. 17  Человек, виновный в пролитии человеческой крови,  будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. 18  Кто ходит непорочно, то будет невредим;  а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. 19  Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом;  а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. 20  Верный человек богат благословениями;  а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. 21  Быть лицеприятным — нехорошо;  такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. 22  Спешит к богатству завистливый человек,  и не думает, что нищета постигнет его. 23  Обличающий человека найдет после большую приязнь,  нежели тот, кто льстит языком. 24  Кто обкрадывает отца своего и мать свою  и говорит: "это не грех", тот — сообщник грабителям. 25  Надменный разжигает ссору,  а надеющийся на Господа будет благоденствовать. 26  Кто надеется на себя, тот глуп;  а кто ходит в мудрости, тот будет цел. 27  Дающий нищему не обеднеет;  а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. 28  Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются,  а когда они падают, умножаются праведники.  | 
Сегодняшняя глава, как будто специально наполнена изречениями, полностью противоречащим тому, что человек наблюдает в обычной жизни. Сколько примеров можно вспомнить, чтобы уличить автора книги Притч в полном непонимании естественных мировых процессов. Однако, как и всегда с книгами мудрых все встает на свои места, если попробовать посмотреть на все эти примеры со стороны. Кажется безумием придерживаться путей Господа, праведности и святости. Но именно этот путь делает возможным настоящую жизнь без страха, жизнь с открытыми глазами, когда происходящее оценивается не сточки зрения сиюминутной выгоды или тактического успеха, а с точки зрения вечности и любви.
28  Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются,  а когда они падают, умножаются праведники.  | 
Книга Притчей — своего рода комментарий к Торе, или, вернее, размышления о Торе и о том, как её исполнять и ей следовать. Тора же никогда не была рассчитана только на отдельного человека. Разумеется, она подходит и каждому человеку в отдельности, который захотел бы выстроить свою жизнь в соответствии с законом Божьим. И всё же, когда Бог давал Своему народу Тору, Он давал её, как закон для целого народа, а не только для отдельных людей. Он предлагал Своему народу соотносить с Торой всю жизнь, не только частную, но также общественную и государственную.
Неудивительно, что и в Книге Притчей мы нередко находим афоризмы, относящиеся не к частной жизни, а к жизни общественной или государственной. Праведность же — понятие цельное и неделимое, её не разделить на частную и общественную, поэтому и говорит мудрец о возвышении и падении нечестивых и о праведниках, число которых умножается, когда оканчивается время нечестия.
Можно, конечно, было бы сказать, что праведность и политика или праведность и государственная деятельность — вещи несовместимые, но автор Книги Притчей так не считает. Вряд ли он не понимал, что безгрешных людей не бывает. Он просто хотел сказать, что праведность, равно, как и нечестие — лишь вопрос выбора, сделанного в конкретной ситуации, выбора, делаемого или в пользу Торы, а значит, праведности, или в пользу каких-то иных соображений, — и тогда о праведности придётся забыть.
Если же выбор делается человеком влиятельным или высокопоставленным, его нечестие становится фактором не только его собственной, но и общественной жизни. Праведность на таком фоне действительно может потеряться, стать незаметной, ведь общественная жизнь всегда больше бросается в глаза, чем жизнь частная, часто остающаяся скрытой от посторонних глаз.
Может даже показаться, что нечестие торжествует, и праведности уже не осталось места в народе, которым правит нечестивый правитель. На самом же деле праведность никуда не исчезает, она не может исчезнуть, пока в народе, пусть и управляемом нечестивцем, остаётся хотя бы один праведник. Она просто становится незаметной, и остаётся незаметной до тех пор, пока не окажется снова востребованной. Такое, конечно, может произойти не раньше, чем окончится правление нечестивца, и тогда всё вновь встаёт на свои места: праведность является миру тем, что она есть, а нечестие исчезает, как угар от дуновения свежего ветра.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).  | ||
                        
 
  | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||