Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Притч 28:1-28

Поделиться
Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним;
  а праведник смел, как лев.
Когда страна отступит от закона,
  тогда много в ней начальников;
а при разумном и знающем муже
  она долговечна.
Человек бедный и притесняющий слабых
  то же, что проливной дождь, смывающий хлеб.
Отступники от закона хвалят нечестивых,
  а соблюдающие закон негодуют на них.
Злые люди не разумеют справедливости,
  а ищущие Господа разумеют всё.
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности,
  нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.
Хранящий закон — сын разумный,
  а знающийся с расточителями срамит отца своего.
Умножающий имение свое ростом и лихвою
  соберет его для благотворителя бедных.
Кто отклоняет ухо свое от слушания закона,
  того и молитва — мерзость.
10 
Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму;
  а непорочные наследуют добро.
11 
Человек богатый — мудрец в глазах своих,
  но умный бедняк обличит его.
12 
Когда торжествуют праведники, великая слава;
  но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.
13 
Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха;
  а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.
14 
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении;
  а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.
15 
Как рыкающий лев и голодный медведь,
  так нечестивый властелин над бедным народом.
16 
Неразумный правитель много делает притеснений;
  а ненавидящий корысть продолжит дни.
17 
Человек, виновный в пролитии человеческой крови,
  будет бегать до могилы,
  чтобы кто не схватил его.
18 
Кто ходит непорочно, то будет невредим;
  а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.
19 
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом;
  а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.
20 
Верный человек богат благословениями;
  а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.
21 
Быть лицеприятным — нехорошо;
  такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.
22 
Спешит к богатству завистливый человек,
  и не думает, что нищета постигнет его.
23 
Обличающий человека найдет после большую приязнь,
  нежели тот, кто льстит языком.
24 
Кто обкрадывает отца своего и мать свою
  и говорит: "это не грех",
  тот — сообщник грабителям.
25 
Надменный разжигает ссору,
  а надеющийся на Господа будет благоденствовать.
26 
Кто надеется на себя, тот глуп;
  а кто ходит в мудрости, тот будет цел.
27 
Дающий нищему не обеднеет;
  а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.
28 
Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются,
  а когда они падают, умножаются праведники.
Свернуть

Сегодняшняя глава, как будто специально наполнена изречениями, полностью противоречащим тому, что человек наблюдает в обычной жизни. Сколько примеров можно вспомнить, чтобы уличить автора книги Притч в полном непонимании естественных мировых процессов. Однако, как и всегда с книгами мудрых все встает на свои места, если попробовать посмотреть на все эти примеры со стороны. Кажется безумием придерживаться путей Господа, праведности и святости. Но именно этот путь делает возможным настоящую жизнь без страха, жизнь с открытыми глазами, когда происходящее оценивается не сточки зрения сиюминутной выгоды или тактического успеха, а с точки зрения вечности и любви.

Другие мысли вслух

 
На Притч 28:28
28 
Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются,
  а когда они падают, умножаются праведники.
Свернуть
Книга Притчей — своего рода комментарий к Торе, или, вернее, размышления о Торе и о том, как её исполнять и ей следовать. Тора же никогда не была рассчитана только на отдельного человека. Разумеется, она подходит и каждому человеку в отдельности, который захотел бы выстроить свою...  Читать далее

Книга Притчей — своего рода комментарий к Торе, или, вернее, размышления о Торе и о том, как её исполнять и ей следовать. Тора же никогда не была рассчитана только на отдельного человека. Разумеется, она подходит и каждому человеку в отдельности, который захотел бы выстроить свою жизнь в соответствии с законом Божьим. И всё же, когда Бог давал Своему народу Тору, Он давал её, как закон для целого народа, а не только для отдельных людей. Он предлагал Своему народу соотносить с Торой всю жизнь, не только частную, но также общественную и государственную.

Неудивительно, что и в Книге Притчей мы нередко находим афоризмы, относящиеся не к частной жизни, а к жизни общественной или государственной. Праведность же — понятие цельное и неделимое, её не разделить на частную и общественную, поэтому и говорит мудрец о возвышении и падении нечестивых и о праведниках, число которых умножается, когда оканчивается время нечестия.

Можно, конечно, было бы сказать, что праведность и политика или праведность и государственная деятельность — вещи несовместимые, но автор Книги Притчей так не считает. Вряд ли он не понимал, что безгрешных людей не бывает. Он просто хотел сказать, что праведность, равно, как и нечестие — лишь вопрос выбора, сделанного в конкретной ситуации, выбора, делаемого или в пользу Торы, а значит, праведности, или в пользу каких-то иных соображений, — и тогда о праведности придётся забыть.

Если же выбор делается человеком влиятельным или высокопоставленным, его нечестие становится фактором не только его собственной, но и общественной жизни. Праведность на таком фоне действительно может потеряться, стать незаметной, ведь общественная жизнь всегда больше бросается в глаза, чем жизнь частная, часто остающаяся скрытой от посторонних глаз.

Может даже показаться, что нечестие торжествует, и праведности уже не осталось места в народе, которым правит нечестивый правитель. На самом же деле праведность никуда не исчезает, она не может исчезнуть, пока в народе, пусть и управляемом нечестивцем, остаётся хотя бы один праведник. Она просто становится незаметной, и остаётся незаметной до тех пор, пока не окажется снова востребованной. Такое, конечно, может произойти не раньше, чем окончится правление нечестивца, и тогда всё вновь встаёт на свои места: праведность является миру тем, что она есть, а нечестие исчезает, как угар от дуновения свежего ветра.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).