Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 26:1-6

1 И воспоют в тот день в Иудее такую песнь:
«Велик и могуч наш город!
Спасение, Богом дарованное,
словно стена и вал неприступный.
2 Отворите врата -
да войдет в город народ праведный,
хранящий верность Господу.
3 Тем, кто тверд в вере,
Ты даруешь совершенный покой,
ибо на Тебя они уповают.
4 Уповайте на Господа всегда,
ибо Господь Бог*Евр. Ях (сокр. форма от Яхве), Яхве. - вечная твердыня.
5 Низвергает Он обитателей высот
и обрушивает город, высоко стоящий, -
наземь повергает,
и лежит он в пыли,
6 дабы попирали его ноги смертных,
ноги бедняков и стопы нищих.

Свернуть

Описывая народ Божий, которому Бог открывает ворота обновлённого Иерусалима, пророк говорит о нём, как о людях «праведных» и «хранящих верность» (в Синодальном переводе их называют «хранящими истину»), о людях с «твёрдой волей» или «твёрдым намерением» (или «твёрдым духом» Синодального перевода). Что же стоит за этими пророческими определениями? Праведность никто из библейских авторов никогда не считал свойственной человеку. Праведен один лишь Бог. Для человека же праведность — не свойство и не качество, а состояние. Человек может быть праведным до тех пор, пока в нём отражается праведность Божья.

Возможно это в том случае, если человек хранит безусловную верность Богу, поэтому праведных пророк и называет «хранящими верность». Что же помогает человеку хранить верность Богу? Исайя отвечает и на этот вопрос: твёрдость намерения. Или твёрдость воли, что в данном случае одно и то же. Речь идёт не о силе воли в том смысле, в каком привыкли понимать это выражение мы. Мы под силой воли понимаем обычно некое конкретное усилие, необходимое в конкретной же ситуации.

А пророк говорит о силе воли, которая присуща человеку как неотъемлемое свойство его духовного «я». Разница здесь та же, что между, к примеру, мышечным усилием, приложенным в конкретной ситуации, и мышечным тонусом, который присущ физически здоровому человеку в принципе, независимо от прилагаемого усилия. Как без физического тонуса невозможна нормальная физическая жизнь человека, так без волевого тонуса невозможна для него нормальная духовная жизнь.

Духовная жизнь — в первую очередь отношения, связывающие человека с Богом и с другими людьми, которые невозможны без волевого тонуса. Без волевого тонуса отношения эти никак не могут быть устойчивыми и постоянными. О хранении верности (всё равно, Богу ли, или человеку) в таком случае придётся забыть: безвольному человеку хранить её будет просто нечем. Верность ведь предполагает не просто эмоции или теоретизирование, обычно не требующие особых волевых усилий.

Верность Богу, например, требует соблюдения данных Богом заповедей, хотя бы потому, что ещё на Синае, во время заключения союза-завета с Богом, их соблюдение было предписано как непременное условие заключаемого союза. Нет соблюдения заповедей — нет и завета, нет завета — нет и отношений с Богом. Верность Ему в таком случае оказывается чисто теоретической. Но жизнь с Богом, жизнь в Царстве — не теория, а практика. И она невозможна без твёрдого намерения хранить верность Богу и оберегать отношения, соединяющие с Ним верных, ищущих Царства.

Другие мысли вслух

 
На Ис 26:1-6
1 И воспоют в тот день в Иудее такую песнь:
«Велик и могуч наш город!
Спасение, Богом дарованное,
словно стена и вал неприступный.
2 Отворите врата -
да войдет в город народ праведный,
хранящий верность Господу.
3 Тем, кто тверд в вере,
Ты даруешь совершенный покой,
ибо на Тебя они уповают.
4 Уповайте на Господа всегда,
ибо Господь Бог*Евр. Ях (сокр. форма от Яхве), Яхве. - вечная твердыня.
5 Низвергает Он обитателей высот
и обрушивает город, высоко стоящий, -
наземь повергает,
и лежит он в пыли,
6 дабы попирали его ноги смертных,
ноги бедняков и стопы нищих.

Свернуть
Господь даёт спасение Своё вместо стены и вала. Стена и вал — это защита. Обычная такая физическая...  Читать далее

Господь даёт спасение Своё вместо стены и вала. Стена и вал — это защита. Обычная такая физическая защита, то, что не позволит врагам проникнуть в нашу жизнь. Но стена и вал - это защита рукотворная. Создаём ли мы эту защиту сами или нам дают её окружающие, она остаётся человеческой. Наверное, хорошо и важно, когда такая защита в жизни есть, когда человек знает, что есть на кого и на что опереться. Но ещё важнее защита от Господа. А Его защита — это спасение. Спасение — это не просто ситуация, когда не придут враги и не обидят. Спасение — это ситуация, когда придёт Сам Господь. И тогда уже не так страшно, даже если враги и появятся в поле зрения, в опасной близости. Стены не нужны, потому что Он не просто лучшая, Он — единственная подлинная защита.

Свернуть
 
На Ис 26:1-6
1 И воспоют в тот день в Иудее такую песнь:
«Велик и могуч наш город!
Спасение, Богом дарованное,
словно стена и вал неприступный.
2 Отворите врата -
да войдет в город народ праведный,
хранящий верность Господу.
3 Тем, кто тверд в вере,
Ты даруешь совершенный покой,
ибо на Тебя они уповают.
4 Уповайте на Господа всегда,
ибо Господь Бог*Евр. Ях (сокр. форма от Яхве), Яхве. - вечная твердыня.
5 Низвергает Он обитателей высот
и обрушивает город, высоко стоящий, -
наземь повергает,
и лежит он в пыли,
6 дабы попирали его ноги смертных,
ноги бедняков и стопы нищих.

Свернуть
Время Адвента  — это время очень хорошего подбора чтений. Они коротки и предельно конкретны...  Читать далее

Время Адвента  — это время очень хорошего подбора чтений. Они коротки и предельно конкретны. Это время возврата к тому, как учатся дети самому главному. Исаия и Матфей дают нам две возможности понять то, что понимать не приятно. Они объясняют простыми словами. Объясняют как детям, использут разные аргументы, пытаясь добиться от нас разумных действий. Нагорная проповедь со все ее силой прямоты не зря кончается тремя стихами про дом на камне и на песке. Как маленьких детей, Господь нас учит своей правде, которая состоит в том, что мы можем все, даже дом на песке построить. Дом на песке, это дом на том, что временно. Камень — то, что вечно. Из вечного у нас в жизни есть только Господь.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
1 Господи, Ты - Бог мой,
буду славить Тебя, возвеличу имя Твое -
ибо Ты творишь чудеса,
в точности исполняешь
замыслы Свои древние,
как и повелел от начала!
2 Ты обратил город в руины,
крепость неприступную - в груду камней,
разрушен оплот иноплеменников,
не отстроиться ему вовеки!
3 Посему прославят Тебя народы сильные,
города угнетателей устрашатся Тебя.
4 Ты - убежище для бедных,
убежище нищим в их скорбях,
защита от бурь и тень, укрывающая от зноя.
Когда ярость*Букв.: дыхание. притеснителя
была подобна ударам грозового ливня о стену,
5 а окрики иноземцев -
опаляющему зною в пустыне,
Ты осадил их, как укрощает жару тень облака,
и песни угнетателей стихли.
6 И устроит Господь Воинств
на горе Своей, на Сионе,
пир роскошный для всех народов,
с лучшим мясом и отборными винами,
винами старыми, очищенными.
7 И на той же горе снимет Он покров тяжкий,
что лежит на всех народах,
пелену, что все племена покрывает:
8 навеки Он смерть поглотит!
И сотрет Владыка Господь
у каждого слезу со щеки,
упразднит поношение Своего народа -
во всех краях земли.
Господь сказал это!
9 Будут говорить в тот день:
«Вот Он, Бог наш!
На Него уповали мы, и Он спас нас.
Это - Господь,
на Которого мы уповали!
Будем радоваться спасению,
Им дарованному, и ликовать!»
10 Рука Господня
простерта будет над этой горой,
моавитяне же попраны будут,
как солома в глине, увязнут они.
11 Пусть Моав негодует,
машет руками своими,
как пловец, что силится грести, -
осадит Господь гордыню его,
как бы ни были ловки его руки!*Точный смысл последней строки стиха не вполне ясен.
12 Могучие башни его*Букв.: твои. обрушит,
стены наземь повергнет -
в пыли они будут лежать.
1 И воспоют в тот день в Иудее такую песнь:
«Велик и могуч наш город!
Спасение, Богом дарованное,
словно стена и вал неприступный.
2 Отворите врата -
да войдет в город народ праведный,
хранящий верность Господу.
3 Тем, кто тверд в вере,
Ты даруешь совершенный покой,
ибо на Тебя они уповают.
4 Уповайте на Господа всегда,
ибо Господь Бог*Евр. Ях (сокр. форма от Яхве), Яхве. - вечная твердыня.
5 Низвергает Он обитателей высот
и обрушивает город, высоко стоящий, -
наземь повергает,
и лежит он в пыли,
6 дабы попирали его ноги смертных,
ноги бедняков и стопы нищих.

7 Пряма дорога праведника.
Ты выводишь его, Боже правый,
на дорогу ровную*Или: путь праведного Ты выпрямишь..
8 Идя путем установлений Твоих*Или (ближе к букв.): на пути судов Твоих / установлений Твоих.,
мы на Тебя, Господи, уповаем,
к имени Твоему и памятованию о Тебе
стремятся души наши.
9 Жаждет душа моя к Тебе в ночи,
взыскует Тебя мой дух сокровенный.

Когда Ты вершишь правосудие на земле,
живущие в этом мире
познают справедливость.
10 Когда же к нечестивцам
проявляют милость,
они ничему не учатся,
им справедливость нипочем:
с живущими по правде поступают бесчестно
и величия Господа не видят.
11 Ты уже занес руку Свою, Господи,
а они не видят этого.
Да узрят они к посрамлению своему
ревность Твою о народе Своем,
и да пожрет их огонь,
врагам Твоим предназначенный!

12 Только Ты, Господи, даруешь нам мир.
Всё достигнутое нами Ты свершил за нас.
13 Господи, Боже наш,
управляли нами и другие властители,
но только Твое имя мы чтим.
14 Мертвы они и не оживут уже,
среди теней умерших*Евр. рефаим; то же в ст. 19; см. примеч. «б» к 14:9. они, не встанут более.
Ты наказал и истребил их,
и всякий след и память о них уничтожил.
15 Но народ Свой, Господи, Ты умножил,
славу Тебе воздают, потому что Ты умножил его
и расширил границы страны!

16 В бедствии народ искал Тебя, Господи.
Когда постигает его наказание Твое,
люди едва могут шептать молитвы.
17 Как роженица в муках,
готовясь разрешиться от бремени,
стонет и испускает вопли,
так и мы стенали пред Тобою, Господи.
18 Мы носили во чреве своем, мучились схватками,
а родили лишь ветер,
не произвели никого в этот мир*Или: не падут (пред нами) жители этого мира.
и никого не спасли на земле.
19 Но все усопшие Твои оживут,
тела умерших восстанут!
И вы, пребывающие во прахе, -
пробудитесь и ликуйте!
Оросит Господь землю утренней росой*Букв.: роса Твоя - роса света.,
и земля отдаст сошедших в могилу!»
20 Ступай же, народ Мой,
возвратись домой, в жилища свои,
затвори за собою двери,
укройся и пережди немного -
пока не утихнет гнев Его.
21 Вот уже оставляет Господь
место пребывания Своего,
чтобы воздать живущим на земле за беззакония их,
и тогда явит земля кровь пролитую,
не скроет уже убитых на ней.
1 В тот день покарает Господь мечом Своим грозным, великим и могучим ЛевиафанаЛевиафан - в угаритской мифологии морское чудище, символизирующее разрушительную силу моря и соотв. сил хаоса. Исайя прибегает к этому образу, чтобы показать окончательную победу Господа над Своими врагами в конце времен., змея ускользающегоИли: скользящего., Левиафана, змея извивающегося, убьет Он это чудище морское.

2 Пойте же в тот День
о винограднике заветном!
3 Я, Господь, его стерегу,
постоянно поливаю
и, чтобы никто не коснулся его,
день и ночь охраняю.
4 Не гневаюсь Я.
Но, если зарастет он терном и колючками,
войной на виноградник Мой пойду*Или: если бы против Меня были терн да колючки, Я бы вступил с ними в войну.,
дотла сожгу.
5 Потому пусть укроются под Моей защитой,
мир со Мной заключат,
непременно мир заключат со Мною.
6 Наступит день - пустит корни Иаков,
расцветет, распустится Израиль,
плодами своими весь мир наполнит.

7 Так ли разил Бог Израиль,
как поразил разивших его?
Так ли убивали израильтян,
как убивали убивавших их?
8 Ты боролся с ними,
отмеряя мерою их изгнание*Или: в малой мере покарал Он их изгнанием.;
сдул Он их вихрем могучим -
смёл, как пыль, в день,
когда буря пришла с востока.
9 Вот как будет заглажена вина Иакова
и вот каковы будут плоды его,
если откажется он от греха:
сокрушит он камни жертвенников,
сотрет их, как известь,
не оставит ни рощ, Ашере посвященных*См. примеч. к 17:8.,
ни жертвенников для воскурений богам ложным.
10 Опустел укрепленный город,
позабыты жилища его,
заброшены, как степи.
Телята там пасутся,
лежат на земле,
листву на кустах ощипывают*Букв.: объедают ветви его..
11 Когда оголенные ветви высыхают,
их обламывают,
и женщины уносят их на растопку;
народ сей безрассуден,
не сжалится над ним Творец,
не помилует его Создатель.

12 В тот день обмолотит Господь колосья на землях, от реки Евфрат до египетского потока, и вы, народ Израиля, соберетесь воедино. 13 Вострубит в тот день великая труба*Букв.: рог., и вернутся бедствовавшие в Ассирии, те, кто в Египте был изгнанником, вернутся они и совершат поклонение Господу на святой горе в Иерусалиме.
Свернуть
Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов...  Читать далее

Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов, узнавших и принявших Его. Восторжествует справедливость, будут низвержены пытавшиеся величаться над народами, и даже крепостные стены будут разрушены, ведь в них больше уже не будет необходимости. На преображённой земле будет обитать праведный народ, очистившийся пред Господом.

Но даже этого мало, и пророк раскрывает перед нами откровение о предстоящей победе над смертью и о воскрешении умерших. Здесь один из важнейших моментов пророческого прозрения Исаии, здесь Господь раскрывает то, что ещё не было в полноте возвещено, однако теперь станет одним из центральных упований верных. Значит, наступит день, когда все увидят, что многие из испытанных человечеством страданий не были бессмысленными, они, как муки роженицы, завершатся новой, невообразимой для нас нынешних жизнью.

Открывая Исаии неизбежность Своей победы над Левиафаном, символизирующим противящиеся Ему силы зла, Господь раскрывает важное понятие о Себе. Гнева нет во Мне, говорит Он, и это значит, что хотя мы сотворены по Его образу и подобию, но Он нам не подобен, как не станет сложное уподобляться простому. Мы заблуждаемся, если пытаемся истолковать Его действия по образцу человеческих страстей и суждений. Не гневом Он движим, когда сокрушает нечестие. Но то, что противится Ему, будет искоренено.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
1 Господи, Ты - Бог мой,
буду славить Тебя, возвеличу имя Твое -
ибо Ты творишь чудеса,
в точности исполняешь
замыслы Свои древние,
как и повелел от начала!
2 Ты обратил город в руины,
крепость неприступную - в груду камней,
разрушен оплот иноплеменников,
не отстроиться ему вовеки!
3 Посему прославят Тебя народы сильные,
города угнетателей устрашатся Тебя.
4 Ты - убежище для бедных,
убежище нищим в их скорбях,
защита от бурь и тень, укрывающая от зноя.
Когда ярость*Букв.: дыхание. притеснителя
была подобна ударам грозового ливня о стену,
5 а окрики иноземцев -
опаляющему зною в пустыне,
Ты осадил их, как укрощает жару тень облака,
и песни угнетателей стихли.
6 И устроит Господь Воинств
на горе Своей, на Сионе,
пир роскошный для всех народов,
с лучшим мясом и отборными винами,
винами старыми, очищенными.
7 И на той же горе снимет Он покров тяжкий,
что лежит на всех народах,
пелену, что все племена покрывает:
8 навеки Он смерть поглотит!
И сотрет Владыка Господь
у каждого слезу со щеки,
упразднит поношение Своего народа -
во всех краях земли.
Господь сказал это!
9 Будут говорить в тот день:
«Вот Он, Бог наш!
На Него уповали мы, и Он спас нас.
Это - Господь,
на Которого мы уповали!
Будем радоваться спасению,
Им дарованному, и ликовать!»
10 Рука Господня
простерта будет над этой горой,
моавитяне же попраны будут,
как солома в глине, увязнут они.
11 Пусть Моав негодует,
машет руками своими,
как пловец, что силится грести, -
осадит Господь гордыню его,
как бы ни были ловки его руки!*Точный смысл последней строки стиха не вполне ясен.
12 Могучие башни его*Букв.: твои. обрушит,
стены наземь повергнет -
в пыли они будут лежать.
1 И воспоют в тот день в Иудее такую песнь:
«Велик и могуч наш город!
Спасение, Богом дарованное,
словно стена и вал неприступный.
2 Отворите врата -
да войдет в город народ праведный,
хранящий верность Господу.
3 Тем, кто тверд в вере,
Ты даруешь совершенный покой,
ибо на Тебя они уповают.
4 Уповайте на Господа всегда,
ибо Господь Бог*Евр. Ях (сокр. форма от Яхве), Яхве. - вечная твердыня.
5 Низвергает Он обитателей высот
и обрушивает город, высоко стоящий, -
наземь повергает,
и лежит он в пыли,
6 дабы попирали его ноги смертных,
ноги бедняков и стопы нищих.

7 Пряма дорога праведника.
Ты выводишь его, Боже правый,
на дорогу ровную*Или: путь праведного Ты выпрямишь..
8 Идя путем установлений Твоих*Или (ближе к букв.): на пути судов Твоих / установлений Твоих.,
мы на Тебя, Господи, уповаем,
к имени Твоему и памятованию о Тебе
стремятся души наши.
9 Жаждет душа моя к Тебе в ночи,
взыскует Тебя мой дух сокровенный.

Когда Ты вершишь правосудие на земле,
живущие в этом мире
познают справедливость.
10 Когда же к нечестивцам
проявляют милость,
они ничему не учатся,
им справедливость нипочем:
с живущими по правде поступают бесчестно
и величия Господа не видят.
11 Ты уже занес руку Свою, Господи,
а они не видят этого.
Да узрят они к посрамлению своему
ревность Твою о народе Своем,
и да пожрет их огонь,
врагам Твоим предназначенный!

12 Только Ты, Господи, даруешь нам мир.
Всё достигнутое нами Ты свершил за нас.
13 Господи, Боже наш,
управляли нами и другие властители,
но только Твое имя мы чтим.
14 Мертвы они и не оживут уже,
среди теней умерших*Евр. рефаим; то же в ст. 19; см. примеч. «б» к 14:9. они, не встанут более.
Ты наказал и истребил их,
и всякий след и память о них уничтожил.
15 Но народ Свой, Господи, Ты умножил,
славу Тебе воздают, потому что Ты умножил его
и расширил границы страны!

16 В бедствии народ искал Тебя, Господи.
Когда постигает его наказание Твое,
люди едва могут шептать молитвы.
17 Как роженица в муках,
готовясь разрешиться от бремени,
стонет и испускает вопли,
так и мы стенали пред Тобою, Господи.
18 Мы носили во чреве своем, мучились схватками,
а родили лишь ветер,
не произвели никого в этот мир*Или: не падут (пред нами) жители этого мира.
и никого не спасли на земле.
19 Но все усопшие Твои оживут,
тела умерших восстанут!
И вы, пребывающие во прахе, -
пробудитесь и ликуйте!
Оросит Господь землю утренней росой*Букв.: роса Твоя - роса света.,
и земля отдаст сошедших в могилу!»
20 Ступай же, народ Мой,
возвратись домой, в жилища свои,
затвори за собою двери,
укройся и пережди немного -
пока не утихнет гнев Его.
21 Вот уже оставляет Господь
место пребывания Своего,
чтобы воздать живущим на земле за беззакония их,
и тогда явит земля кровь пролитую,
не скроет уже убитых на ней.
1 В тот день покарает Господь мечом Своим грозным, великим и могучим ЛевиафанаЛевиафан - в угаритской мифологии морское чудище, символизирующее разрушительную силу моря и соотв. сил хаоса. Исайя прибегает к этому образу, чтобы показать окончательную победу Господа над Своими врагами в конце времен., змея ускользающегоИли: скользящего., Левиафана, змея извивающегося, убьет Он это чудище морское.

2 Пойте же в тот День
о винограднике заветном!
3 Я, Господь, его стерегу,
постоянно поливаю
и, чтобы никто не коснулся его,
день и ночь охраняю.
4 Не гневаюсь Я.
Но, если зарастет он терном и колючками,
войной на виноградник Мой пойду*Или: если бы против Меня были терн да колючки, Я бы вступил с ними в войну.,
дотла сожгу.
5 Потому пусть укроются под Моей защитой,
мир со Мной заключат,
непременно мир заключат со Мною.
6 Наступит день - пустит корни Иаков,
расцветет, распустится Израиль,
плодами своими весь мир наполнит.

7 Так ли разил Бог Израиль,
как поразил разивших его?
Так ли убивали израильтян,
как убивали убивавших их?
8 Ты боролся с ними,
отмеряя мерою их изгнание*Или: в малой мере покарал Он их изгнанием.;
сдул Он их вихрем могучим -
смёл, как пыль, в день,
когда буря пришла с востока.
9 Вот как будет заглажена вина Иакова
и вот каковы будут плоды его,
если откажется он от греха:
сокрушит он камни жертвенников,
сотрет их, как известь,
не оставит ни рощ, Ашере посвященных*См. примеч. к 17:8.,
ни жертвенников для воскурений богам ложным.
10 Опустел укрепленный город,
позабыты жилища его,
заброшены, как степи.
Телята там пасутся,
лежат на земле,
листву на кустах ощипывают*Букв.: объедают ветви его..
11 Когда оголенные ветви высыхают,
их обламывают,
и женщины уносят их на растопку;
народ сей безрассуден,
не сжалится над ним Творец,
не помилует его Создатель.

12 В тот день обмолотит Господь колосья на землях, от реки Евфрат до египетского потока, и вы, народ Израиля, соберетесь воедино. 13 Вострубит в тот день великая труба*Букв.: рог., и вернутся бедствовавшие в Ассирии, те, кто в Египте был изгнанником, вернутся они и совершат поклонение Господу на святой горе в Иерусалиме.
Свернуть
Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях...  Читать далее

Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях, а провидение торжества Божьего Царства. Отметим для себя некоторые детали, о которых говорит пророк. Победа над врагами Израиля, собирание Израиля из рассеяния, трапеза Господня для всех народов на Сионской горе, открытость путей личной праведности, победа над смертью и воскресение мертвых, поражение змея, радость и веселие в Божьем спасении. Для чего это написано? Может быть, мы призваны соучаствовать в этой победе — своим доверием к пророчеству и согласием с замыслом Божьим.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).